Временный закон о народных лесных четах

Опубликовано в Июнь 2nd, 2012 in Западные и южные славяне от admin

ВРЕМЕННЫЙ ЗАКОН О НАРОДНЫХ ЛЕСНЫХ ЧЕТАХ

Был принят 1 января 1867г. Это последний болгарский программный документ Г. Раковского, раскрывающий его концепцию революционной четнической борьбы и единого руководства освободительным движением.
Верховное народное болгарское тайное гражданское начальство, состоящее в этом году из семи человек: председателя, его заместителя и пяти верховных советников, на своем заседании после долгого и зрелого размышления решило и издало следующий закон.
1. Народные лесные четы могут возглавляться и управляться каждая только одним предводителем под названием воевода и одним знаменосцем, который находится в распоряжении воеводы.
2. Воеводы будут… первостепенные, второстепенные и третьестепенные; соответственно и их знаменосцы.
3. Первостепенных и второстепенных воевод назначает Верховное народное начальство, а третьестепенных, как и знаменосцев, назначает главный воевода, в управление которого передаются все четы, которые в 1867 г. отправятся в Стара-Планину и в другие места…
4. Каждый первостепенный и второстепенный воевода должен собрать и составить свою дружину, принять от ее членов клятву и возложить на них следующие святые обязательства.
Кто имеет желание вступить добровольно в народные лесные четы, должен клятвенно отказаться: от пьянства, от лжи, от кражи… быть во всем послушным своему воеводе и знаменосцу; не вызывать никаких раздоров в дружине сплетнями и клеветой; не отделяться от четы, пока ее не распустит воевода; довольствоваться той платой, которую воевода найдет возможным ему дать.
Кто примет все эти условия и подпишет клятву в полном их выполнении, только тот может быть принят в народные лесные четы; иначе никто приниматься не будет. Если же кто-то, клятвенно приняв эти обязательства и став сопричастным народным лесным четам, преступит затем хотя бы одну из этих святых заповедей, то в этом случае воевода и знаменосец имеют полную власть тотчас же, как только его обличат и докажут его вину перед дружиной, казнить его. Если он после своего преступления успеет сбежать ненаказанным от своего воеводы и знаменосца, тогда воевода при помощи средств, которыми располагает, должен сразу же объявить другим четам, а те должны употребить все возможные средства, чтобы его казнить. Если же и от них он сбежит ненаказанным, тогда передать это дело Верховному народному начальству, чтобы оно исполнило свою святую обязанность.
5. Каждый воевода должен иметь список членов четы, которой руководит, с указанием места рождения, истинного имени, имени отца, возраста, семейного положения, а также с описанием характера.
6. В этом году ни один инородец или иноверец не будет приниматься в народные болгарские лесные четы.

8. Все воеводы должны следовать указаниям и наставлениям, которые им будет давать главный воевода, под управлением которого они будут находиться.
9. Верховное народное начальство вооружит все четы и доставит им все необходимое для похода; облегчит им движение и проход в Стара-Планину и обратно; будет стараться обеспечить им безопасную зимовку.
10. Какая бы другая чета ни появилась в Стара-Планине, если она не покажет знака и лозинки, которая раздается народным лесным четам главным воеводой, и если эта чета не примет настоящий закон и не подчинится ему, любая народная лесная чета должна ее разбить; а турецкие четы полностью уничтожаются.
И. Воеводы имеют власть казнить за любое предательство, будь оно совершено дружиной народных лесных чет или кем бы то ни было из болгар. 12. Главный воевода должен поддерживать непрерывную переписку с Верховным народным начальством и давать отчет за все свои действия и дела в походе, а в случае необходимости сопроводить нарочного при помощи средств, которыми он располагает согласно особым наставлениям.
15. Все воеводы по первому призыву главного воеводы должны немедленно прибыть на место сбора, куда он призовет. Если же кто-либо тотчас же не придет туда, будет рассматриваться как народный предатель и будет казнен…
16. Если кто-либо из дружинников поднимет руку на воеводу или знаменосца, или члена четы, его необходимо немедленно убить.

Архив на Г. С. Раковски. Т. 1. С. 429-433, пер. Л. Е. Грачевой.

Обсуждение закрыто.