Конституция Марокко 2011

Опубликовано в Июнь 25th, 2012 in Мусульманский мир от admin

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА МАРОККО

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дахир № 1-11-91 от 29 июля 2011 года
Обнародующий текст конституции
ВОСХВАЛЯЕМ ЕДИНОГО БОГА!
Великая печать его величества Мухаммеда Шестого
Единственное, что известно сейчас- пусть Бог поднимет и укрепит ее содержание!
Его величество наш руководитель;
С учетом конституции, а именно статей 29-105;
Принимая во внимание дахир № 1-11-82 от 17 июня 2011 года, на основании которого проект конституции был направлен на референдум;
Принимая во внимание органический закон № 29-93 по поводу конституционного совета, обнародованного дахиром № 1-94-124 от 25 февраля 1994 года, которым были дополнены и изменены статьи 36 и 37;
С учетом результатов референдума о проекте конституции, который проводился 1 июля 2011 года. Референдум был объявлен Конституционным Советом решением № 815-2011 от 14 июля 2011 года;
НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ФАКТОВ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ
Обнародовать и опубликовать на основании этого дахира в Официальном Бюллетене текст Конституции, который был утвержден 1 июля 2011 года.
Составлено в Тетуане 29 июля 2011 года.
КОНСТИТУЦИЯ
ПРЕАМБУЛА
Верные своему окончательному решению создать государство на принципах демократии Королевство Марокко решительно продолжает процесс объединения и укрепления государственных организации современного государства, основанных на принципах участия, плюрализма и хорошего управления. Нашей задачей является развитие солидарного общества, где все чувствуют себя в безопасности, используют свободу, обладают равными возможностями, в стране, где уважают их достоинство, где существует социальная справедливость в рамках принципа соответствия прав и обязанностей граждан.
Суверенное мусульманское государство, где чтят национальное единство и территориальную целостность – Королевство Марокко старается сохранить полноту и разнообразие национальной идентичности и неделимости. Национальное единство, сформированное путем конвергенции арабо- исламских, амазигских, сахаро- хассанских элементов обогащается и подпитывается элементами африканской, андалузской, еврейской и средиземноморской культур. Предоставленное мусульманской религии превосходство в плане национального развития идет наравне с открытостью, умеренностью, толерантностью и диалогом для установления взаимопонимания между всеми мировыми культурами и цивилизациями.
Принимая во внимание необходимость укрепить свои позиции на международной арене Королевство Марокко – активный член международных организаций обязуется следовать принципам, правам и обязательствам, указанных в соответствующих хартиях и конвенциях. Также Королевство Марокко повторно подтверждает свою готовность соблюдать права международно- признанные права человека и продолжать стараться для сохранения мира и безопасности в мире.
Основываясь на незыблемых ценностях и принципах и четко уверенные в готовности укреплять узы братства, сотрудничества, солидарности и конструктивного партнерства с другими государствами и работать для общего прогресса, Королевство Марокко – единое полностью суверенное государство, принадлежащее к Великому Магребу, повторно подтверждает свою готовность:
— работать над созданием Союза Магреб в качестве стратегического варианта;
-изучать связи принадлежности к арабо-исламскому Умма, укреплять узы солидарности и братства с братскими народами;
— укреплять партнерские и солидарные отношения с африканскими народами и странами, в особенности со странами южнее Сахары и Сахеля;
— расширять сотрудничество, сближаться и налаживать партнерские отношения с соседскими странами средиземноморья;
— расширять и развивать дружеские отношения и обмен в сфере персонала, экономики, науки, техники и культуры со всеми остальными странами;
— укреплять сотрудничество Юг – Юг;
— защищать и распространять положения декларации прав человека, международного гуманитарного права и способствовать неделимости и универсальности вышеуказанных постулатов;
— запрещать и бороться с любыми видами дискриминации на половой, расовой почве, на почве вероисповедания, культурных ценностей, социальной или региональной принадлежности, на почве языка, инвалидности и других личных обстоятельств;
— следовать положениям ратифицированных международных конвенций, на основании конституции и законодательства Королевства, уважать непреложную национальную идентичность, положения международных конвенций, верховенство внутреннего законодательства страны и следовать основным положениям внутреннего законодательства.
Эта преамбула является неотъемлемой частью данной конституции.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Королевство Марокко является конституционной монархией, демократическим государством с парламентской формой правления и светской системой власти.
Конституционный режим королевства основывается на принципе разделения ветвей, равенстве и сотрудничестве власти, демократии и участии граждан в управлении государством, принципах разумного управления и равенства прав и обязанностей.
В своей жизни граждане Королевства руководствуются принципами коллективизма, федерализма, следования умеренным принципам мусульманской религии, национального единства с учетом различных культур, конституционной монархии и демократического выбора.
Территориальная структура королевства – децентрализована. Структура основывается на принципах усовершенствованной регионализации.
Статья 2
Независимость государства принадлежит народу, который ее использует прямо посредством референдума и косвенно посредством своих представителей в органах власти.
Народ выбирает своих представителей в соответствующие органы власти посредством открытого, прозрачного и постоянного голосования
Статья 3
Ислам является официальной религией государства, гарантирующего свободу вероисповедания остальных религий.
Статья 4
Эмблемой королевства является красный флаг с зеленой пятиконечной звездой в центре.
Девиз королевства- БОГ, РОДИНА, КОРОЛЬ
Статья 5
Арабский язык являет официальным государственным языком.
Государство обеспечивает защиту и развитие арабского языка и способствует его распространению.
Амазигский язык также является официальным государственным языком государства и общей родины всех без исключения марокканцев.
Органический закон определяет процесс применения официального характера этого языка, порядок его использования в сфере образования и приоритетных отраслях общественной жизни как официального государственного языка.
Государство обеспечивает сохранность хасани – неотъемлемой части культурного наследия народа Марокко и защиту говоров и культурных практик Марокко. Государство также контролирует соответствие государственной языковой и культурной политики, изучение и овладение самыми востребованными иностранными языками, средства коммуникации и интеграции и взаимодействия в научном мире и изучение других современных культур и цивилизаций.
Государство создало национальный совет по марокканскому языку и культуре в обязанности которого входит защита и развитие арабского и амазигского языков, различных марокканских культурных культов, которые являются элементами государственной аутентичности и источником современного вдохновения. В совет входят ряд организаций, касающихся этой сферы. Органический закон определяет полномочия, структуру и порядок функционирования совета.
Статья 6
Закон является высшим воплощением воли нации. Физические и юридические лица и государственные инстанции равны перед законом и обязаны ему следовать.
Государственные власти работают над созданием условий, позволяющих генерализацию эффективности свободы и равенства мужчин и женщин Марокко, их участия в политической, социальной, культурной и экономической жизни.
Представители государственных властей обязаны поддерживать принципы конституционности, иерархии и обнародовать законодательные нормы общественности.
Закон не может иметь обратной силы.
Статья 7
Политические партии работают для принятия в свои ряды и политического образования мужчин и женщин Марокко, информирования о своем участии в государственной жизни и управлении государственными делами. Они конкурируют между собой за голоса избирателей и участвуют во власти на основании плюрализма и внедрения изменений демократическими способами в рамках конституционных организаций.
Структура и деятельность подобных партий регулируется конституцией и законодательством.
Одна правящая партия является незаконной.
Политические партии не должны быть основаны на религиозных, лингвистических, этнических или региональных началах или в целом на любых дискриминационных началах или началах, противоречащим правам человека.
Создание политических партий не должно преследовать цели свержения мусульманской религии, монархического режима, конституционных принципов, демократических основ, национального единства или территориальной целостности королевства.
Структура и порядок функционирования политических партий должны соответствовать демократическим принципам.
Органический закон определяет, в рамках представленных этой статьей принципов, правила, касающиеся в особенности, структуры и деятельности политических партий, критерии предоставления государственной поддержки и порядок контроля их финансирования.

Статья 8
Профсоюзы, профессиональные организации и учреждения способствуют защите и поддержке прав и социально- экономических интересов представляемых ими категорий. Структура и порядок деятельности подобных организаций- свободный в соответствии с нормами конституции и законодательства.
Структура и порядок функционирования этих организаций должны соответствовать демократическим принципам.
Государственные власти должны способствовать коллективным переговорам и принятию решений по поводу условий работы, которые устраивают всех работников в соответствии с предусмотренными законом условиями.
В особенности в законодательстве указаны правила по поводу структуры профсоюзов, их деятельности, критериев предоставления государственного финансирования и порядок контроля финансирования.
Статья 9
Политические партии и государственные организации могут быть распущены или аннулированы только на основании решения суда.
Статья 10
Конституция гарантирует парламентской оппозиции статус со всеми правами, позволяющими свободно выполнять функции, касающиеся парламентской работы и политической жизни.
Оппозиции предоставляются следующие права:
— свобода мнения, выражения своего мнения и сборов;
— эфирное время в государственных средствах массовой информации в зависимости от представительства;
— возможность государственного финансирования в соответствии с требованиями законодательства;
— эффективное участие в формировании законодательства. В особенности речь идет о подаче законопроектов, которые рассматриваются на основании повестки дня в двух палатах парламента;
— эффективное участие в контроле работы правительства посредством вето и парламентских запросов, устных вопросов правительству и комиссий по парламентским запросам;
— право на предложение кандидатур и право выбора в конституционный суд;
— соответствующие участие во внутренней деятельности двух палат парламента;
— председательство в законодательной комиссии палаты представителей;
— предоставление соответствующих средств для выполнения институциональных функций;
— активное участие в парламентской дипломатии для защиты основ и главных интересов государства;
— право на принятие и участие мужчин и женщин Марокко в жизни политических партий, которые формируются в соответствии с положениями статьи 7 этой конституции;
— выполнение полномочий на местном, региональном и национальном уровнях для внедрения демократических изменений в соответствии с положениями этой конституции;
Представители оппозиции должны принимать активное и конструктивное участие в работе парламента.
Порядок выполнения прав, предусмотренных для оппозиции, определен органическим законом, законодательством и внутренним регламентом каждой из палат парламента.
Статья 11
Свободные, открытые и прозрачные выборы являются основной легитимности демократии.
Государственные власти должны контролировать нейтралитет кандидатов и отсутствие дискриминации между ними.
Законодательство определяет правила гарантирующие равный доступ к средствам массовой информации и полную свободу фундаментальных прав и обязанностей при выборных кампаниях и использовании голосов. Государственные структуры ответственные за проведение выборов контролируют избирательное законодательство.
Законодательство определяет условия и порядок независимого и нейтрального наблюдения за выборами в соответствии с международно признанными нормами.
Любое лицо, нарушающее правила честности, открытости и прозрачности выборов карается законом.
Государственные власти используют необходимые средства для способствования участия граждан страны в выборах.
Статья 12
Гражданские товарищества и неправительственные организации формируются и ведут свою деятельность в соответствии с положениями конституции и законодательства
Такие товарищества и неправительственные организации могут быть распущены или аннулированы государственными властями только на основании решений судебных инстанций.
Ассоциации, заинтересованные в государственном выборе, и не правительственные организации способствуют в рамках долевой демократии разработке, использованию и оценке решений и проектов выбранных организаций и государственных властей. Такие организации и органы власти должны организовать свою деятельность в вышеописанной сфере на основании установленных законодательством условий и порядка.
Организационная структура и порядок функционирования ассоциаций и неправительственных организаций должны соответствовать демократическим принципам.

Статья 13
Государственные инстанции способствуют созданию организаций различного социального характера направленных на разработку, использование, выполнение и оценку политических партий.
Статья 14
Граждане Марокко обладают правом представления законопроектов на условиях и в порядке, определенном органическим законом.
Статья 15
Граждане Марокко обладают правом подачи жалоб в государственные органы.
Органический закон определяет условия и порядок выполнения этого права.
Статья 16
Королевство Марокко обеспечивает защиту законных интересов и прав граждан Марокко, проживающих за рубежом в соответствии с международно принятыми нормами и законодательства, действующего на территории страны, где находится гражданин Марокко. Королевство постоянно занимается поддержанием и развитием связей, в особенности культурных связей между представителями Королевства и сохранению их национальной идентичности.
Королевство способствует усилению вклада в развитие родины, Марокко, и укреплению дружественных связей и сотрудничества между правительствами и компаниями в странах, где проживают марокканцы и гражданами которых они также являются.
Статья 17
Граждане Марокко, проживающие за рубежом, обладают теми же правами, что и граждане Марокко проживающие на территории Марокко. Среди этих прав- право на голосование и право занимать выборные должности. Они могут выступать кандидатами по спискам и занимать выборные должности на местном, региональном и национальном уровнях. Законодательство определяет критерии подачи кандидатуры на выборную должность и критерии не совместимости подачи кандидатуры на выборную должность. Кроме этого, законодательство также определяет условия и порядок использования права голоса на выборах и выставления кандидатур в зависимости от страны проживания.
Статья 18
Государственные власти обязаны обеспечивать участие как можно большего участия проживающих за рубежом граждан Марокко в выборах в представительствах Марокко и управление избирательным процессом в соответствии с требованиями конституции и законодательства.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 19
Женщины и мужчины Марокко обладают равными правами и свободами гражданского, политического, экономического, социального, культурного и экологического характера. Эти права и свободы определены в этой главе и других положениях конституции, международных договоренностях и пактах, которые будут ратифицированы Марокко с учетом положений конституции принципов Королевства и законодательства.
Государство гарантирует равные права мужчин и женщин страны.
Поэтому государство создает структуру, которая будет контролировать соблюдение равных прав мужчин и женщин и противостоять всем формам дискриминации.
Статья 20
Право на жизнь является первостепенным правом любого человеческого существа. Это право охраняется законом.
Статья 21
Каждый человек обладает правом на собственную безопасность и безопасность своих близких, а также правом на безопасность своего имущества.
В обязанность государственных властей входит обеспечение безопасности граждан и национальной территории, уважая гарантируемые всем фундаментальные права и свободы.
Статья 22
Никто не должен подвергаться физическим или моральным истязаниям в частном или открытом порядке ни при каких обстоятельствах.
Никто не имеет права нарушать неприкосновенность другого ни при каких обстоятельствах: жестокое, нечеловеческое обращение, а также обращение ведущее к деградации или унижению человеческого достоинства.
Все формы пыток при любых обстоятельствах являются преступлением, которое карается законом.
Статья 23
Никого не имеют права арестовывать, задерживать, преследовать или осуждать вне законодательного порядка и форм, предусмотренных законодательством.
Незаконный или тайный арест или насильственная смерть являются наиболее тяжкими преступлениями. Лица, совершившие подобные преступления, подвергаются наиболее жестоким санкциям.
Любое задержанное лицо должно быть немедленно проинформировано в понятной ему форме о причинах задержания и правах, которым также относится право хранить молчание. Задержанный обязан, в первую очередь, получить юридическую помощь и возможность общения с родственниками в соответствии с положениями законодательства.
Законодательство гарантирует презумпцию невиновности и право беспристрастного рассмотрения дела.
Любой задержанный имеет фундаментальные права и право на человеческие условия при задержании. Задержанный имеет право на образование или переквалификацию.
Преследуются все проявления расизма, злобы и насилия.
Геноцид и другие преступления против человечества, военные преступления, серьезные и постоянные нарушения прав человека караются законом.
Статья 24
Каждый человек обладает правом конфиденциальности частной жизни.
Жилье является нерушимым. Обыск может производиться только на условиях и в формах, предусмотренных законодательством. Любые формы частной корреспонденции являются конфиденциальными. Доступ к частной корреспонденции, ее полное или частичное обнародование, использование в качестве улики должен производиться только на основании решения судебной инстанции.
Каждый гражданин обладает правом свободного передвижения по стране, правом выбора места проживания, выезда и въезда в страну на предусмотренных законодательством условиях.
Статья 25
Законодательство гарантирует свободу мыслей, взглядов и выражения мнения во всех формах.
Законодательство также гарантирует свободу творчества, публикаций, создания литературных и художественных произведений и научно- технических разработок.
Статья 26
Государственные власти вносят соответствующим способом вклад в развитие сферы культуры и искусств, научно- технических разработок и спорта. Власти способствуют организации и развитию независимых отраслей на демократических основах и на основании профессиональных требований.
Статья 27
Граждане Марокко обладают правом доступа к государственной открытой информации, избирательных органов и коммунальных предприятий.
Право на получение информации может быть ограничено только на основании законодательства. Такие ограничения необходимы для сохранения конфиденциальности информации о национальной безопасности, внутренней и внешней безопасности государства, частной жизни граждан, предотвращения нарушений гарантируемых этой конституцией фундаментальных прав и свобод, защиты источников информации и сфер, которые четко указаны в законодательстве.
Статья 28
Конституция гарантирует свободу средств массовой информации, которая не может нарушаться никакими формами цензуры.
Каждый гражданин обладает правом на свободное выражение и распространение информации, идей и мнений в ограниченных законодательством рамках.
Государственные власти способствуют организации независимых средств массовой информации на демократических основах и определяют законодательные и требования по поводу их организации.
Законодательство определяет правила и средства контроля государственных средств коммуникации. Закон гарантирует доступ к этим средствам на основании лингвистического, культурного и политического плюрализма марокканского сообщества.
Согласно положениями статьи 165 этой конституции Высший совет по аудио визуальной коммуникации контролирует соблюдение подобного плюрализма.
Статья 29
Законодательство гарантирует свободу сборов, встреч, мирных демонстраций, ассоциаций, принадлежности к профсоюзам и политическим партиям. Законодательство определяет условия использования представленных свобод.
Законодательство гарантирует право на забастовки. Органический закон определяет порядок и условия выполнения вышеуказанного права.
Статья 30
Правом голоса обладает каждый гражданин Марокко, обладающий гражданскими и политическими правами. В законодательстве указаны положения, гарантирующие равный доступ к избирательным правам для женщин и мужчин Марокко.
Право голоса является персональным правом и государственной обязанностью.
Подданные других государств обладают теми же фундаментальными правами, что и граждане Марокко в соответствии с требованиями законодательства.
Иностранные подданные, проживающие на территории Марокко, имеют право участия в местных выборах на основании положений законодательства, международных конвенций и соответствующих традиций.
Законодательство определяет условия экстрадиции и предоставления убежища.
Статья 31
Государство, государственные органы и местные органы власти способствуют мобилизации всех доступных ресурсов для облегчения равного доступа граждан Марокко к средствам, позволяющим пользоваться следующими правами:
— правом на медицинское обслуживание;
— правом на социальную защиту, медицинское страхование, взаимное или государственное страхование;
— правом на современное, доступное и качественное образование;
— правом на образование в марокканском духе и нерушимых государственных ценностях;
— правом на профессиональное, физическое и художественное образование;
— правом на работу и обращение в государственные органы по поводу занятости и само занятости;
— право на оплачиваемую должность государственного служащего;
— право на чистую воду и экологию;
— право на постоянное развитие.
Статья 32
Основанная на законном браке семья является основополагающей ячейкой общества.
Государство гарантирует на законных основаниях юридическую, социальную и экономическую защиту для гарантии единства, стабильности и сохранности.
Также государство гарантирует равную юридическую, социальную и моральную защиту всем детям не зависимо от их семейной ситуации.
Каждый ребенок обладает правом на базовое образование, возможность получения которого должно предоставить государство.
Создается консультационный совет по вопросам семьи и детства.
Статья 33
В обязанности государственных властей принятие всех необходимых мер для:
— расширения и генерализации участия молодежи в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии страны;
— помогать молодежи включиться в активную и полноценную жизнь, предоставить помощь при адаптации в школе, социальной или профессиональной адаптации;
— облегчить доступ молодежи к культуре, науке, технологиям, искусству, спорту и досугу создавая надлежащие условия для полного развертывания креативного и инновационного потенциала во всех сферах;
Для этого создается консультационный Совет по делам молодежи и сопутствующим отраслям
Статья 34
Государственные власти разрабатывают и используют стратегии направленные для людей в целом и людей с особыми потребностями.
Поэтому в обязанности государственных властей входит контроль за:
— рассмотрением и предотвращением уязвимости определенных категорий женщин и матерей, детей и людей преклонного возраста;
— реабилитация и возвращение к полноценной социальной и гражданской жизни лиц с физическими и психологическими травмами и облегчение пользования правами, гарантированными для всех.
Статья 35
Законодательство гарантирует право собственности.
Законодательство может ограничить характер и право пользования собственностью в случаи необходимости на основании требований социально- экономического развития страны. Экспроприация собственности возможна только в формах и на условиях, предусмотренных законодательством.
Государство гарантирует свободу предпринимательства и свободной конкуренции. Оно способствует постоянной самореализации человека таким образом давая возможность консолидации социальной справедливости, сохранения природных ресурсов государства и прав будущих поколений.
Государство контролирует гарантии равных шансов для всех граждан и особую защиту для наиболее социально незащищенных слоев населения.
Статья 36
Законодательство применяет санкции касательно преступлений касательно конфликта интересов, профессиональных правонарушений и других преступлений финансового характера.
Государственные власти обязаны предотвращать и пресекать в соответствии с положениями закона любые формы правонарушений администраций и государственных организаций, использование подведомственных им финансовых средств, распределения и управления государственными рынками.
Законодательство пресекает влияние и привилегии, нарушение доминантных и монопольных позиций и других техник нарушения правил свободной и справедливой конкуренции в сфере экономических отношений.
Для этого создается Национальный Комитет по честности, предотвращения и борьбы с нечестной конкуренцией
Статья 37
Каждый гражданин обязан уважать конституцию и следовать положениям закона. Граждане обязаны пользоваться своими правами и свободами в духе ответственности и следования ответственной гражданской позиции, использовать свои права на основании обязанностей, предусмотренных конституцией.
Статья 38
Все граждане должны защищать свою родину и ее территориальную целостность от всех агрессий и угроз.
Статья 39
Каждый гражданин обязан по мере своих возможностей способствовать благу государства в формах предусмотренных конституцией, создавать и распределять.
Статья 40
Все граждане обязаны на основании своих доходов оплачивать государственные расходы и расходы государства в результате бедствий и природных катастроф.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О КОРОЛЕВСТВЕ
Статья 41
Король Амир Аль Мулиминин контролирует уважение ислама. Король выступает гарантом свободного выполнения культов.
Король является председателем Высшего Совета Улема и обязан рассматривать подаваемые ему вопросы.
Совет является единственной инстанцией предоставляющей религиозные консультации (Фатва) перед их официальным утверждением по вопросах, находящимся в сфере их профессиональной компетенции на основе принципов, предписаний и догматов ислама.
Дахир определяет полномочия, структуру и порядок работы Совета.
Король выполняет посредством дахира религиозные прерогативы, предоставленные исключительно ему этой статьей конституции в организации Имарат Аль Мулиминин.
Статья 42
Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства.
Король выступает гарантом независимости и территориальной целостности королевства на основании аутентичных границ.
Король выполняет свои обязанности посредством дахиров на основании полномочий, предоставленных ему данной конституцией.
Дахиры подписываются руководителем правительства, за исключением дахиров, указанных в статьях 41,44 (2 абзац), статьи 47 (1-ый и 6-ой абзацы), статьях 51,57, 59,130 (1-ый и 4-ый абзацы) и статьи 174.
Статья 43
Корона Марокко и конституционные права передаются по наследству от отца сына по прямой мужской линии и порядке первородства ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ МУХАММЕДА VI. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях.
Статья 44
Король считается несовершеннолетним до момента достижения им 18-ти лет. В период несовершеннолетия короля конституционные полномочия выполняются Регентским Советом. Исключение составляет право пересмотра конституции. Регентский Совет функционирует в качестве консультационного органа при короле до момента достижения им возраста двадцати лет.
Председателем Регентского Совета выступает президент Конституционного Суда. Кроме этого, в состав Регентского Совета входит Руководитель Правительства, Председатель Палаты Представителей, Председатель Палаты Советников, делегированный председатель Верховного Суда, Генеральный Секретарь Верховного Совета Улема и десять представителей, лично назначенных королем.
Статья 45
Король является главой государства
Статья 46
Персона короля является неприкосновенной и ему должно оказывать надлежащее уважение.
Статья 47
Король назначает руководителя правительства из представителей политической партии, набравшей на выборах в Палату Представителей наибольшее количество голосов.
Король назначает других членов правительства на основании кандидатур, поданных руководителем правительства.
Король Марокко имеет право по собственной инициативе и после консультаций с руководителем правительства уволить с должности одного или нескольких членов правительства.
Руководитель Правительства имеет право попросить короля уволить с занимаемой должности одного или нескольких членов правительства.
Руководитель Правительства имеет право попросить короля уволить с занимаемой должности одного или нескольких членов правительства на основании фактов индивидуальной или коллективной отставки.
В случае отставки руководителя правительства король увольняет всех членов правительства.
Отправленное в отставку правительство продолжает работу над текущими делами правительства до момента создания нового правительства.
Статья 48
Король выступает председателем Совета Министров, который состоит из руководителя и членов правительства.
Совет министров собирается по инициативе короля или руководителя правительства.
Кроль имеет право на основании определенной повестки дня назначить руководителя правительства председателем Совета Министров.
Статья 49
Совет министров обсуждает и принимает решения по следующим вопросам:
— стратегические направления государственной политики;
— проекты пересмотра конституции;
— проекты органических законов;
— общие положения бюджета страны;
— проекты кадрового закона, предусмотренные статьей 71 (2-ой абзац) этой конституции;
— проект закона об амнистии;
— проект текстов, касающихся военной сферы;
— объявление чрезвычайного положения;
— объявление войны;
— проект декрета, предусмотренного статьей 104 этой конституции;
— назначение на основании предложений руководителя правительства и министра соответствующего министерства на следующие государственные должности: руководитель банка Аль – Магриб, послов, вали, губернаторов, руководителей отделов внутренней безопасности, руководителей стратегических организаций и предприятий. В органическом законе указан список подобных организаций и предприятий стратегического назначения.
Статья 50
Король обязан обнародовать законы в течение тридцати дней с момента получения утвержденного правительством закона.
Обнародованный таким образом закон должен быть опубликован в «Официальном бюллетене» в течение одного месяца с момента издания дахира об обнародовании закона.
Статья 51
Король имеет право на основании дахира распустить две Палаты Парламента или одну из них на условиях, указанных в статьях 96-98.
Статья 52
Король имеет право направлять послания нации и парламенту. Эти послания зачитываются перед двумя палатами парламента и не могут быть предметом обсуждений.
Статья 53
Король является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Королевства. Он назначает людей на военные должности и имеет право делегировать эту обязанность.
Статья 54
Настоящей конституцией создается высший Совет Безопасности, в обязанности которого входит разработка стратегий внутренней и внешней безопасности страны и управления кризисными ситуациями. Также в обязанности Совета входит контроль институционализации норм правильного управления безопасностью.
Король выступает председателем этого совета и имеет право делегировать эту обязанность руководителю правительства в случае наличия утвержденной повестки дня.
Кроме руководителя правительства в Совет Безопасности входят председатель Палаты Представителей, председатель Палаты Советников, делегированный председатель Верховного Суда, министр внутренних дел, министр иностранных дел, министр юстиции и обороны, руководители ведомств безопасности, высшие должностные лица Вооруженных Сил страны и другие должные лица, необходимые для работы Совета.
Во внутреннем регламенте Совета указаны его организационная структура и порядок функционирования.

Статья 55
Король предоставляет аккредитацию послам и представителям в страны в международных организациях. Послы других государств и международных организаций аккредитованы при короле.
Король подписывает и ратифицирует соглашения. С другой стороны мирные соглашения, соглашения по объединению, уменьшению границ, коммерческие соглашения, соглашения о государственных финансах, соглашения, ратификация которых требует законодательных мер, соглашения об индивидуальных или коллективных правах и свободах могут быть ратифицированы только после их утверждения законом.
Король имеет право направить в парламент любое другое соглашение или конвенцию перед ратификацией.
Если Конституционный Суд под председательством короля, руководителя правительства, председателя палаты представителей, председателя палаты советников, на основании голосов шестидесяти членов первой палаты, четверти голосов представителей второй палаты придут к выводу, что международные соглашения содержат положения, противоречащие нормам этой конституции, то подобные соглашения должны быть ратифицированы только после пересмотра конституции.
Статья 56
Король выступает председателем Верховного Суда
Статья 57
Король утверждает посредством дахира назначение судей Верховного Суда
Статья 58
Король обладает правом помилования
Статья 59
В случае угрозы целостности территориальной целостности страны или событий, нарушающих постоянное функционирование конституционных учреждений, после консультации с руководителем правительства, председателем Палаты Представителей, председателем Палаты Советников, председателем Конституционного Суда и обращения к народу король имеет право объявить чрезвычайное положение. В подобном случае король имеет право предпринять меры по защите территориальной целостности и скорейшему возвращению к нормальному функционированию конституционных учреждений.
Парламент не может быть распущен во время состояния чрезвычайного положения.
Во время чрезвычайного положения, предусмотренные этой конституцией права и свободы, остаются неизменными.
Состояние чрезвычайного положения прекращается на тех же условиях, что и начинается, после завершения условий, на основании которых было объявлено чрезвычайное положение.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Организация Парламента
Статья 60
Парламент состоит из двух палат- Палаты Представителей и Палаты Советников. Представители обеих палат избираются посредством всеобщего голосования. Представители палаты не могут передавать право голоса.
Оппозиция является неотъемлемой составляющей каждой из палат парламента. Она принимает участие в создании законодательных актов и контроля их исполнения на основании условий, предусмотренных в этой главе.
Статья 61
Любой из членов одной из двух палат парламента, отказавшийся от принадлежности к политической партии, группы или парламентской группировке, от имени которой он подавал свою кандидатуру на выборы, лишается своего мандата.
Конституционный суд под председательством председателя соответствующей палаты объявляет о вакансии и в соответствии с положениями внутреннего распорядка соответствующей палаты определяет срок и процедуру принятия Конституционным Судом.
Статья 62
Члены Палаты Представителей избираются сроком на пять лет посредством прямого открытого голосования. Срок действия полномочий легислатуры завершается при открытии октябрьского заседания последнего пятого года с момента выборов членов палаты.
Органический закон определяет: количество членов палаты; избирательный режим; принцип образования избирательных округов; условия подачи кандидатуры, несоответствия; порядок ограничения количества мандатов и организации избирательной кампании.
Председатель палаты представителей, члены бюро и председатели постоянных комиссий и их представительств избираются вначале легислатуры. Переизбрание происходит через три года во время апрельской сессии до конца вышеуказанной легислатуры.
Члены бюро избираются исходя из пропорций, представленных в палате групп.
Статья 63
Палата Советников может включать в себя от 90 до 120 членов. Представители Палаты Советников избираются посредством всеобщего непрямого голосования сроком на шесть лет по следующему принципу:
— три пятых членов палаты – представители территориальных коллективов. Количество мест распределяется пропорционально количеству территориальных единиц королевства в зависимости от количества населения, соблюдая принцип равенства между регионами. Одна треть от регионов избирается на региональном уровне среди представителей Регионального Совета. Оставшиеся две трети избираются на уровне региона из представителей регионального коллегиума, состоящего из представителей коммунальных, префектурных и советов провинций.
— две пятых членов избираются в каждом регионе избирательной комиссией; состоящей из представителей профессиональных профсоюзов и организаций; наиболее успешных сотрудников и членов, которые избираются на национальном уровне из избирательных комиссий представителей профсоюзов.
Органический закон определяет: количество членов палаты советников; избирательный режим; количество представителей; избираемых каждой избирательной комиссией; распределение количества мест по регионам; условия совместимости и несовместимости; правила ограничения количества мандатов и порядок организации избирательного процесса.
Председатель палаты советников, члены бюро и председатели постоянных комиссий и их представительств избираются вначале легислатуры. Переизбрание происходит в средине срока действия полномочий Совета.
Члены бюро избираются исходя из пропорций, представленных в палате групп.
Статья 64
Члены парламента не могут преследоваться, разыскиваться, арестовываться, задерживаться или арестовываться на основании голосов при выполнении парламентских функций. Исключение составляют случаи высказываний против монархической формы правления, мусульманской религии или неуважения к королю.
Статья 65
Парламент заседает два раза в год. Король председательствует на открытии первого заседания, которое начинается во вторую пятницу октября. Второе заседание открывается во вторую пятницу апреля.
Поскольку парламент заседает минимум четыре месяца, закрытие сессии объявляется посредством декрета.
Статья 66
Парламент может собираться на внеочередное заседание на основании декрета, требования двух третей членов Палаты Представителей или большинства голосов Палаты Советников.
Внеочередное заседание парламента проводится на основании четко определенной повестки дня. После рассмотрения повестки дня внеочередное заседание закрывается на основании декрета.
Статья 67
Министры обладают доступом в каждую из палат парламента и комиссии. Министры могут использовать помощь предоставленных им советников.
Кроме постоянных комиссий, указанных в предыдущем абзаце, по инициативе короля, двух третей членов палаты представителей или трети членов палаты советников могут создаваться комиссии, рассматривающие запросы на определенную тему, управления услугами, запросы по поводу предприятий или государственных компаний. Затем эти комиссии подают свои заключения в соответствующую палату.
Комиссия, рассматривающая запросы на определенную тему, может создаваться, только если речь идет о судебных преследованиях и в течение срока действия судебных преследований. Если комиссия уже создана ее полномочия заканчиваются с момента разглашения юридической информации на основании фактов, по поводу которых была создана комиссия.
Комиссии, рассматривающие запросы на определенную тему, являются временными. Их полномочия заканчиваются с момента подачи рапорта в бюро соответствующей палаты и в исключительных случаях председателю соответствующей палаты.
Соответствующая палата рассматривает отчеты соответствующих комиссий на публичных заседаниях.
В органическом законе указан порядок функционирования этих комиссий.
Статья 68
Заседания палат Парламента являются публичными. Краткое содержание дебатов публикуется в «Официальном бюллетене» Парламента.
Каждая из палат парламента может проводить закрытые заседания по требованию руководителя правительства или двух третей членов палаты.
Заседания парламентских комиссий являются закрытыми. Внутренний регламент двух палат парламента определяют случаи и правила, предоставляющие этим комиссиям возможность проводить открытые заседания.
Парламент проводит общие заседания двух палат парламента в следующих случаях:
— открытия королем парламентского заседания во вторую пятницу октября и рассмотрения королевских посланий к парламенту;
— утверждения пересмотренного варианта конституции в соответствии с положениями статьи 174;
— заявлений руководителя правительства;
— представления годового бюджета страны;
— выступлений руководителя государства и представителей иностранных государств;
Кроме этого, руководитель правительства имеет право требовать от председателя палаты представителей и председателя палаты советников проведения совместного заседания двух палат парламента для представления информации государственной важности.
Совместные заседания проводятся под председательством председателя палаты представителей. Во внутреннем регламенте двух палат парламента определен порядок и правила поведения этих заседаний.
Кроме совместных заседаний постоянные комиссии парламента могут проводить совместные заседания для рассмотрения информации о делах государственной важности. Заседания проводятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка двух палат.
Статья 69
Каждая из палат создает и утверждает свой внутренний регламент. Однако этот регламент может применяться только после утверждения конституционным судом в соответствии с положениями этой конституции.
С момента разработки внутреннего регламента обе палаты парламента обязаны найти способы гармоничной и полноценной работы для гарантии ее эффективности.
Во внутреннем регламенте должны быть указаны:
— правила структуры, функционирования и принадлежности к парламентским группам и особые права оппозиционных групп;
— обязанности эффективного участия членов парламента в работе комиссий и пленарных заседаний, включая санкции за отсутствие на заседаниях комиссий и пленарных заседаний;
— полномочия, количество и организационная структура постоянных комиссий, включая присутствие одного или двух представителей оппозиций в комиссии на основании положений статьи 10 этой конституции.
Полномочия парламента
Статья 70
Парламент выполняет законодательную функцию.
Парламент принимает законы, контролирует работу парламента и оценивает государственную политику.
На основании уполномачивающего закона правительство имеет право на ограниченный срок и в случае определенных обстоятельств принимать меры, которые в основном является сферой деятельности законодательной власти. Меры должны быть оформлены как декрет. Декреты вступают в силу с момента их публикации. Декреты должны быть направлены на ратификацию парламента в определенный срок в форме уполномачивающего закона. Уполномачивающий закон становится недействительным в случае роспуска двух палат парламента или одной из палат.
Статья 71
Кроме сфер, указанных в других статьях конституции, к сфере полномочий законодательной власти относится следующее:
-фундаментальные права и свободы, предусмотренные преамбулой и другими статьями этой конституции;
-семейный и гражданский статус;
— принципы и правила системы здравоохранения;
— порядок работы аудио- визуальных средств массовой информации и прессы во всех формах;
— амнистия;
— национальности и условий проживаний иностранцев;
— определения правонарушений и мер их пресечения;
-судебная структура и создание новых категорий юрисдикций;
— гражданский и уголовный кодекс;
-петиненциарный режим;
— общий устав гражданской службы;
— фундаментальные гарантии государственных и военных служащих;
— статус служб и органов поддержки правопорядка;
— порядок территориальных единиц и принципов уменьшения территориальных полномочий;
— избирательная структура территориальных единиц и принцип раздела избирательных округов;
— налоговая политика и режим налогообложения, назначения налогов и порядок сбора налогов;
— юридический порядок выпуска валюты и статус центрального банка;
— порядок работы таможни;
— порядок гражданских и коммерческих обязательств, права компаний и кооперативов;
— реальные права, права собственности на государственную, частную и коллективную недвижимость;
— транспортная структура;
— трудовой кодекс, социальная защита, травмы на работе и профессиональные заболевания;
— порядок работы банков, страховых компаний и товариществ;
— порядок информационных и коммуникационных технологий;
— урбанистика и благоустройство территории;
— правила касающиеся охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов и постоянного развития;
— порядок расположения водных, лесных и рыбных ресурсов;
— определение направлений и общей организационной структуры системы образования, научных исследований и профессионального образования;
— создание государственных организаций и других юридических лиц публичного права;
— национализация предприятий и порядок приватизации.
Кроме пунктов, указанных в предыдущем абзаце, парламент обязан утверждать законы рамки по поводу фундаментальных задач экономической, социальной, экологической и культурной деятельности государства.
Статья 72
Другие законодательные отрасли касаются регламентарного законодательства.

Статья 73
Тексты оформленные в форме законов могут быть изменены только на основании декрета и после их утверждения конституционным судом, если они касаются сферы регламентарного законодательства.
Статья 74
Чрезвычайное положение может объявляться дахиром, подписанным руководителем правительства в течение тридцати дней. Этот срок может быть продлен только на основании закона.
Статья 75
Парламент принимает проект бюджета страны, который направляется на предварительное рассмотрение Палаты Представителей на условиях предусмотренных органическим законом. В органическом законе определяется характер информации, документов и необходимых данных для обогащения парламентских дискуссий по поводу проекта бюджета.
Парламент единогласно принимает проект инвестирования необходимого для сферы развития, реализации планов стратегического развития и многогодичных программ, утвержденных парламентом. Парламент обязан проинформировать о них правительство. Утвержденные подобным образом расходы автоматически переходят на каждый следующий год срока действия вышеуказанных программ и планов. Только правительство имеет право подать законопроект об изменении расходов, утвержденных для подобных программ.
Если проект бюджета не принимается и не обнародуется в конце финансового года по причине его подачи на рассмотрение конституционного суда на основании положений статьи 132 этой конституции, правительство обязано посредством декрета предоставить рынку государственных услуг кредит для выполнения своих функций в рамках бюджетных предложений, направленных на утверждение парламента.
В этом случае предложения рассматриваются в соответствии с действующими законодательными и регламентарными требованиями. Исключения составляют предложения, отмена которых представлена в проекте бюджета. Если в предложениях идет речь об уменьшении ставки налогообложения, подобные предложения воспринимаются как предложения о введении нового налога.
Статья 76
Правительство обязано каждый год направлять на рассмотрение парламента закон, регламентирующий проект бюджета, во время второго рассмотрения после выполнения вышеуказанного проекта бюджета. В этом законе должно быть представлено краткое содержание бюджета инвестиций, срок действия которых подходит к концу.
Статья 77
Парламент и правительство обязаны контролировать сохранение равномерного распределения государственных средств.
Правительство имеет право предоставить мотивированный отказ от представленных членами парламента предложений и дополнений, если их утверждение влечет за собой уменьшение количества государственных средств или создание дополнительных расходов государственного бюджета.
Полномочия законодательной власти
Статья 78
Руководитель правительства и члены парламента имеют право выступать с инициативой законопроектов.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.