Закон о выборах в Бундестаг Германии

Опубликовано в Сентябрь 24th, 2011 in Германия от admin

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ В БУНДЕСТАГ
В РЕДАКЦИИ, ОПУБЛИКОВАННОЙ 1 СЕНТЯБРЯ 1975 Г.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 1. Состав Бундестага и принципы избирательного права
1. Бундестаг с учетом оговорок, содержащихся в настоящем Законе, состоит из 518 депутатов. Они избираются немцами, обладающими избирательным правом, путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов на основе сочетания территориальной и пропорциональной избирательных систем.
2. Из общего числа депутатов 259 избираются в избирательных округах по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные – по спискам кандидатур, выдвинутых в землях (земельные списки).
§ 2. Деление территории, на которой проводятся выборы
1. Территория, на которой проводятся выборы, считается территорией действия настоящего Закона.
2. Деление территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа дается в приложении к настоящему Закону.
3. Каждый избирательный округ делится для проведения голосования на избирательные участки.
§ 3. Комиссия по установлению границ избирательных округов и деление на избирательные округа
1. Постоянная комиссия по установлению границ избирательных округов назначается Федеральным президентом. В нее входит глава Федерального статистического ведомства, один судья Федерального административного суда и пять других членов.
2. Задача данной постоянной комиссии состоит в том, чтобы сообщать об изменении численности населения на территории проведения выборов и представлять свои предложения по вопросу о том, следует ли вносить изменения в деление округов и какие именно. В своих предложениях комиссия может исходить из других оснований. При внесении предложений по делению территории на избирательные округа комиссия должна учитывать следующие принципы:
1) необходимо придерживаться границ земель;
2) численность населения избирательного округа не должна отклоняться в ту или иную сторону более чем на 25 % от средней численности населения избирательных округов; если отклонение составляет более 33 ⅓ %, границы следует пересмотреть;
3) число избирательных округов в отдельных землях должно соотноситься, насколько это возможно, с численностью населения этих земель;
4) избирательный округ образует единую территорию;
5) по возможности следует придерживаться границ общин, районов и городов, имеющих правовой статус района.
При определении численности населения иностранцы не учитываются (§ 1, абзац 2, Закона о статусе иностранцев).
3. Отчет постоянной комиссии по установлению границ избирательных округов должен быть представлен федеральному министру внутренних дел в течение полутора лет после первого созыва Бундестага. Федеральный министр внутренних дел безотлагательно передает его Бундестагу и публикует в Федеральном правительственном бюллетене. По просьбе федерального министра внутренних дел постоянная комиссия по установлению границ избирательных округов обязана представить дополнительный отчет. В этом случае действует предложение 2.
4. Если согласно положениям Закона от 16 марта 1965 года с дополнениями, внесенными Законом от 9 августа 1971 года о порядке изменений территории земель в соответствии со статьей 29 (абзац 7) Основного закона, изменяются границы земель, то соответственно изменяются границы затронутых избирательных округов. Если в укрупняющейся земле затрагиваются границы двух или нескольких избирательных округов или часть одной земли входит в территорию другой, то принадлежность к избирательному округу этой части земли определяется по принадлежности к избирательному округу той общины, части общины либо территории, не входящей в общину, к которым они присоединяются.
§ 4. Голоса
Каждый избиратель имеет два голоса: первый голос – для избрания депутата по избирательному округу, второй голос – для голосования по земельному списку кандидатов.

§ 5. Выборы в избирательных округах
От каждого избирательного округа избирается один депутат. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При равном количестве голосов руководитель проведения выборов в округе решает вопрос жеребьевкой.
§ 6. Выборы по земельным спискам
1. Для распределения мест по земельным спискам подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса избирателей, поданные за кандидата, собравшего в избирательном округе наибольшее число первых голосов и выдвинутого в соответствии с § 20 (абзац 3) или такой партией, которой в данной земле не разрешено иметь свой список. Из общего числа депутатов (§ 1, абзац 1) вычитается число кандидатов, победивших по избирательным округам, указанных в предложении 2 или выдвинутых согласно абзацу 6 партией, не подлежащей учету.
2. Остающиеся согласно абзацу 1 (предложение 3) места распределяются по земельным спискам на основании вторых голосов, подлежащих учету согласно абзацу 1 (предложения 1 и 2) следующим образом. Общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, поданных за все учитываемые земельные списки. Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распределяются между земельными списками в порядке убывания долей чисел, получаемых в результате расчета, проведенного в соответствии с предложением 2. При равных значениях таких долей вопрос решается жеребьевкой, проводимой руководителем проведения федеральных выборов.
3. Если при распределении мест в соответствии с абзацем 2 земельный список, на который выпало более половины общего числа вторых голосов, поданных за все учитываемые земельные списки, получает не более половины всех распределяемых мест, то ему выделяется еще одно место в обход распределения мест в соответствии с долями чисел согласно абзацу 2 (предложения 4 и 5). Затем подлежащие распределению места делятся в соответствии с абзацем 2 (предложения 4 и 5).
4. Из подсчитанного таким образом числа депутатов по каждому земельному списку вычитается число мест, полученных партией в избирательных округах земли. Оставшиеся места занимают лица, включенные в земельный список в порядке установленной очередности. Кандидаты, избранные в избирательных округах, по земельным спискам не учитываются. Если по земельному списку причитается мест больше, чем выдвинуто кандидатов, то эти места остаются незанятыми.
5. Завоеванные в избирательных округах места остаются за партией и тогда, когда они превышают число, полученное в результате расчета согласно абзацам 2 и 3. В подобном случае общее число мест (§ 1, абзац 1) увеличивается на выявившуюся разницу. Новый расчет согласно абзацу 1 не производится.
6. При распределении мест по земельным спискам учитываются только те партии, которые собрали не менее 5 % действительных вторых голосов, отданных на всей территории выборов, или получили по одному месту не менее чем в трех избирательных округах. Предложение 1 не применяется по отношению к спискам, поданным партиями национальных меньшинств.
§ 7. Объединение списков
1. Земельные списки кандидатов одной и той же партии считаются объединенными, если не сделано заявления об исключении одного или нескольких списков из объединенного списка.
2. При распределении мест объединенные списки рассматриваются по отношению к другим спискам как один список.
3. Выпадающие на один объединенный список места распределяются между участвующими в объединении земельными списками согласно § 6 (абзац 2). Соответственно имеет силу § 6, абзацы 4 и 5.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОРГАНЫ, РУКОВОДЯЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ
§ 8. Структура органов, руководящих проведением выборов
1. В число органов, руководящих проведением выборов, входят: руководитель проведения федеральных выборов и федеральная избирательная комиссия для всей территории, где проводятся выборы, руководитель проведения выборов в земле и земельная избирательная комиссия для каждой земли, руководитель проведения выборов в избирательном округе и окружная избирательная комиссия для каждого кандидата, руководитель проведения выборов в избирательном участке и участковая избирательная комиссия. Также в число органов, руководящих проведением выборов, входит не менее чем один руководитель проведения выборов и одна избирательная комиссия в каждом избирательном округе для подведения итогов голосования по почте. Руководитель проведения выборов в округе определяет число избирательных комиссий по проведению голосования по почте для подведения итогов голосования в день выборов.
2. Для нескольких избирательных округов, расположенных друг возле друга, может быть назначен один общий руководитель проведения выборов и создана одна общая избирательная комиссия. Распоряжение дает руководитель проведения выборов в земле.
3. Для подведения итогов голосования по почте может быть назначена избирательная комиссия и ее председатель не на каждый избирательный округ, а на одну или на несколько общин или на каждый район внутри избирательного округа. Распоряжение дает правительство земли или им указанное ведомство.
§ 9. Образование органов, руководящих проведением выборов
1. Руководитель проведения федеральных выборов и его заместитель назначаются федеральным министром внутренних дел, руководители проведения выборов в землях, в избирательных округах и на избирательных участках, а также их заместители назначаются правительством земли или уполномоченным им органом.
2. Избирательные комиссии состоят из руководителя проведения выборов, являющегося председателем, и шести назначенных им членов из числа лиц, обладающих избирательным правом.
Участковые избирательные комиссии состоят из руководителя проведения выборов, являющегося председателем, его заместителя и назначенных им трех-пяти членов комиссии из числа лиц, обладающих избирательным правом. Правительство земли или назначенный им орган может распорядиться, чтобы члены участковой избирательной комиссии назначались органом управления общины, члены участковой избирательной комиссии по подведению итогов голосования по почте – руководителем проведения выборов в избирательном округе, а в случае распоряжения, данного в соответствии с § 8 (абзац 3) – органами управления общины или района самостоятельно или по соглашению с председателем избирательной комиссии. При назначении членов комиссии следует по возможности учитывать представленные в том или ином округе партии.
3. Никто не имеет права быть членом более чем одного органа, руководящего проведением выборов. Кандидаты в депутаты, доверенные лица, выступающие за кандидатов, а также их заместители не должны назначаться членами избирательного органа.
§ 10. Деятельность избирательных комиссий
Избирательные комиссии обсуждают и решают вопросы на открытых заседаниях. Решения принимаются большинством голосов. При равном числе голосов решающим является голос председателя.
§ 11. Общественная работа во время выборов
1. Члены избирательных комиссий работают безвозмездно. Общественная работа является обязанностью каждого обладающего правом голоса. Отказаться от нее можно только по особо важной причине.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМ
§ 12. Активное и пассивное избирательное право
1. Активным избирательным правом обладают все лица, являющиеся немцами по смыслу статьи 116 (абзац 1) Основного закона, которые:
1) достигли восемнадцатилетнего возраста;
2) владеют не менее трех месяцев жильем, находящимся в пределах территории, на которую распространяется действие настоящего Закона, или обычно там проживают;
3) не лишены избирательного права согласно § 13.
2. Активным избирательным правом при наличии прочих условий обладают также лица, являющиеся немцами по смыслу статьи 116 (абзац 1) Основного закона, которые в день выборов:
1) в качестве чиновников, военнослужащих, служащих и работников государственных учреждений проживают по распоряжению своего начальства вне пределов действия настоящего Закона, а также члены их семей;
2) проживают на территории государств – членов Европейского сообщества, если они после 23 мая 1949 года и до своего отъезда не менее трех месяцев непрерывно владели жильем, находящимся в пределах территории, на которую распространяется действие настоящего Закона, или обычно там проживали;
3) проживают на территории, находящейся за пределами действия настоящего Закона, если до своего выезда они непрерывно не менее трех месяцев владели жильем, находящимся в пределах территории, на которую распространяется действие настоящего Закона, или обычно там проживали, а со времени отъезда с территории действия настоящего Закона прошло не более десяти лет. Все это относится и к морякам, плавающим не под флагом ФРГ, а также к членам их семей.
В случае возвращения в пределы территории, на которую распространяется действие настоящего Закона, лиц, обладающих активным избирательным правом и перечисленных в предложении 1, трехмесячный срок, упомянутый в абзаце 1, пункт 2, не действует.
3. Жильем по смыслу настоящего Закона является любое помещение, используемое для проживания и сна. Однако спальные вагоны и суда рассматриваются как жилье лишь тогда, когда они или вообще не передвигаются, или иногда передвигаются.
4. Если лица, являющиеся немцами по смыслу статьи 116 (абзац 1) Основного закона, не имеют или не имели жилья в пределах территории, на которую распространяется действие настоящего Закона, то жильем по смыслу абзаца 1 (пункт 2) или абзаца 2 (пункты 2 и 3) считается:
1) для моряков, а также для членов их семей – судно, на котором они находятся, если оно согласно исправленной редакции Закона о праве на государственный флаг, опубликованного в Федеральном вестнике законов и измененного статьей 3 Закона от 10 мая 1978 года, имеет право ходить под флагом ФРГ;
2) для плавсостава внутреннего водного транспорта, а также для членов их семей – судно, на котором они находятся, если оно внесено в судовой реестр в пределах действия настоящего Закона;
3) для лиц, находящихся по приговору суда в местах заключения или размещенных на жительство органами власти, – соответствующее заведение или учреждение.
5. При определении трехмесячного срока согласно абзацу 1 (пункт 2) и абзацу 2 (пункты 2 и 3), в этот срок следует включать и день найма жилья или прибытия на место жительства.
§ 13. Лишение активного избирательного права
Лишенным активного избирательного права считается лицо:
1) лишенное этого права по приговору суда;
2) лишенное дееспособности или находящееся под опекой ввиду умственной неполноценности, если оно не предъявит свидетельства суда по опекунским делам о том, что опека установлена с его согласия;
3) находящееся в психиатрической клинике в соответствии с § 63 и 20 Уголовного кодекса.
§ 14. Осуществление активного избирательного права
1. В выборах может принимать участие только тот, кто внесен в список избирателей или имеет удостоверение на право голосования.
2. Лицо, внесенное в список избирателей, может голосовать только в том избирательном участке, в котором оно включено в список избирателей.
3. Лицо, имеющее удостоверение на право голосования, может принять участие в выборах в том избирательном округе, в котором выдано удостоверение:
a) путем голосования в любом избирательном участке этого округа;
b) по почте.
4. Каждое лицо, обладающее активным избирательным правом, может осуществить свое избирательное право только один раз и только лично.
§ 15. Пассивное избирательное право
1. Пассивным избирательным правом обладает тот, кто на день выборов:
1) не менее одного года считается немцем по смыслу статьи 116 (абзац 1) Основного закона;
2) достиг восемнадцатилетнего возраста.
2. Не обладает пассивным избирательным правом тот, кто:
1) лишен избирательного права согласно § 13;
2) по судебному приговору лишен пассивного избирательного права или права занимать общественные должности;
3) не имеет немецкого гражданства, хотя и является немцем по смыслу статьи 116 (абзац 1) Основного закона, так как находится в этом правовом положении в результате отказа от немецкого гражданства согласно Закону о регулировании вопросов гражданства от 22 февраля 1955 сода.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ
§ 16. День выборов
Федеральный президент устанавливает день основных выборов (день выборов). День выборов должен приходиться на воскресенье или на установленный законом нерабочий день.

§ 17. Список избирателей и удостоверение на право голосования
1. Администрация общины составляет для каждого избирательного участка список лиц, обладающих избирательным правом. За 15-20 дней до выборов списки избирателей открыто предоставляются для всеобщего ознакомления.
2. Лицо, обладающее активным избирательным правом, но лишенное возможности принять участие в выборах в избирательном участке, где оно внесено в список избирателей, или лицо, не включенное по независящим от него причинам в список избирателей, получает по его просьбе удостоверение на право голосования.
§ 18. Право на выдвижение кандидатов. Заявка на участие в выборах
1. Предложения о кандидатах могут быть внесены партиями и лицами, обладающими активным избирательным правом в соответствии с § 20.
2. Партии, постоянно представленные не менее чем пятью депутатами, избранными не по предложениям этих партий, в Бундестаге или в ландтаге со времени последних выборов, могут внести свои предложения о кандидатах, если они не позднее чем за 74 дня до выборов заявили в письменном виде руководителю проведения федеральных выборов о своем участии в них, и федеральная избирательная комиссия установила, что они действительно являются партиями.
В заявке следует указать, под каким наименованием партия намеревается принять участие в выборах. Заявка должна быть лично и собственноручно подписана не менее чем тремя членами Правления партии, в том числе Председателем или его заместителем. Если партия не имеет Правления, то вместо него выступает руководящий орган главной в данный момент партийной организации. К заявке следует приложить в письменном виде Устав и Программу партии, а также удостоверение о назначении Правления в соответствии с Уставом.
3. Руководителю проведения федеральных выборов надлежит незамедлительно проверить заявку, поступившую согласно абзацу 2. Установив какие-либо погрешности, он немедленно извещает руководящие органы партии и предлагает им исправить те из них, которые могут быть устранены. По истечении срока подачи заявок могут быть устранены только погрешности действительных заявок.
Заявка считается недействительной, если:
1) не соблюдены форма и срок согласно абзацу 2;
2) отсутствует наименование партии;
3) отсутствуют требуемые абзацем 2 действительные подписи, а также необходимые приложения, кроме случаев, когда вследствие обстоятельств, не зависящих от партии, эти приложения не могли быть своевременно представлены;
4) члены Правления указаны недостаточно точно, вследствие чего их личности неясны.
После принятия решения, устанавливающего реальность существования партии, любое устранение погрешностей в заявке исключается. Возражая против распоряжения руководителя проведения федеральных выборов, связанного с процедурой устранения погрешности, Правление может по телефону обратиться в федеральную избирательную комиссию.
4. Не позднее чем за 58 дней до выборов федеральная избирательная комиссия определяет для всех избирательных органов в обязательном порядке следующее:
1) какие партии, выдвинувшие своих собственных кандидатов, были со времени последних выборов постоянно представлены в Бундестаге или ландтаге не менее чем пятью депутатами;
2) какие объединения, заявившие согласно абзацу 2 о своем участии в выборах, следует на данных выборах считать партиями.
5. Одна партия в каждом избирательном округе может внести только одно предложение о выдвижении кандидата, а в каждой земле выдвинуть только один партийный список.
§ 19. Подача предложений о кандидатах
Предложения о кандидатах по избирательным округам следует подавать в письменном виде руководителю выборов в избирательном округе, а партийные списки кандидатов – руководителю выборов в земле не позднее 6 часов вечера за 52 дня до выборов.
§ 20. Содержание и форма предложений о кандидатах по избирательному округу
1. Предложение о кандидате по избирательному округу должно содержать имя только одного кандидата. Каждый кандидат может быть предложен только в одном избирательном округе, причем только в одном предложении о кандидате по данному избирательному округу. Кандидатом может быть выдвинуто лишь лицо, давшее на то свое письменное согласие. Последующий отказ от данного согласия не допускается.
2. Предложения о кандидатах по избирательному округу от партий должны быть подписаны лично и собственноручно членами Правления партийной организации земли или, если такового не существует, членами Правления территориальных партийных организаций (§ 7, абзац 2, Закона о политических партиях), на территории которых находится избирательный округ. Предложения о кандидатах по избирательному округу от партий, упомянутых в § 18 (абзац 3), должны, кроме того, иметь личные и собственноручные подписи не менее двухсот избирателей данного округа. Активное избирательное право подписавших предложения о кандидатах по избирательному округу необходимо удостоверить. Требование двухсот подписей не относится к предложениям о кандидатах по избирательным округам от партий национальных меньшинств.
3. Другие предложения о кандидатах по избирательному округу должны быть лично и собственноручно подписаны не менее чем двумястами избирателями данного округа, обладающими избирательным правом. Соответственно имеет силу абзац 2, предложение 2.
4. Предложения о кандидатах по избирательному округу от партий должны содержать наименование вносящей предложение партии, а в случае использования ее сокращенного наименования – само сокращение. Другие предложения о кандидатах по избирательному округу должны содержать указание об инициаторах такого предложения.
§ 21. Выдвижение кандидатов от партий
1. Кандидатом от партии в предложении по избирательному округу может быть назван лишь тот, кто был избран в этом качестве на собрании членов партии по выдвижению кандидата, а также на особом или общем собрании их представителей. Партийное собрание по выдвижению кандидата в избирательном округе является собранием членов партии, которые к моменту открытия собрания в избирательном округе обладают активным избирательным правом по выборам в Бундестаг. Особым собранием представителей является собрание представителей членов партии, избранных на вышеупомянутом партийном собрании из числа его участников. Согласно Уставу партии (§ 6 Закона о политических партиях), общим собранием представителей является собрание, состоящее из части участников собрания членов партии по выдвижению кандидатов, которое призвано специально обсудить вопросы предстоящих выборов.
2. В районах и городах, имеющих правовой статус района и охватывающих несколько избирательных округов, кандидаты от тех избирательных округов, чьи территории не пересекают границ районов или городов, имеющих правовой статус района, могут быть избраны на совместном собрании членов партии или их представителей.
3. Кандидаты в депутаты и члены партии, направляемые на собрание представителей, избираются тайным голосованием. Выборы кандидатов могут проводиться не ранее чем через 32 месяца, а участников собраний представителей – не ранее чем через 23 месяца после начала очередной легислатуры Бундестага. Это положение не имеет силы, если легислатура заканчивается преждевременно.
4. Правление партийной организации земли или, если такового не существует, Правления территориальных партийных организаций (§ 7, абзац 2, Закона о политических партиях), на территории деятельности которых находится избирательный округ, а также какие-либо другие, предусмотренные Уставом партии, инстанции могут опротестовать решение собраний членов партии или их представителей. В ответ на протест следует повторить голосование. Его результат считается окончательным.
5. Подробности о выборах представителей, о созыве и правомочности собрания членов партии или их представителей, а также о процедуре выдвижения кандидатов регулируются Уставами партий.
6. Экземпляр протокола о выдвижении кандидата с указанием места и времени собрания, формы приглашения, числе присутствовавших членов и результате голосования следует представить вместе с предложением о кандидате по избирательному округу. При этом председатель собрания и два назначенных собранием участника делают руководителю проведения выборов в избирательном округе заявление под присягой о том, что выборы кандидата были проведены путем тайного голосования. Руководитель проведения выборов в избирательном округе уполномочен принять подобное заявление под присягой. Он считается в этом случае органом власти по смыслу § 156 Уголовного кодекса.
§ 22. Доверенные лица
1. В каждом предложении о кандидате по избирательному округу должны быть указаны доверенное лицо и его заместитель. При отсутствии этих сведений первый из подписавшихся считается доверенным лицом, а второй – его заместителем.
2. Поскольку в настоящем Законе не определено иное, только доверенное лицо и его заместитель каждый в отдельности вправе давать и принимать имеющие обязательную силу разъяснения в отношении предложения о кандидате по избирательному округу.
3. Доверенное лицо и его заместитель могут быть отозваны и заменены другими лицами по письменному заявлению большинства инициаторов предложения о кандидате, направленному руководителю проведения выборов в избирательном округе.
§ 23. Отзыв предложений о кандидатах по избирательным округам
Предложение о кандидате по избирательному округу может быть отозвано путем подачи совместного письменного заявления доверенного лица и его заместителя до тех пор, пока не принято решение о его допуске к выборам. Предложение о кандидате по избирательному округу, подписанное не менее чем двумястами лицами, обладающими пассивным избирательным правом, может быть также отозвано большинством подписавшихся под этим предложением путем лично и собственноручно составленного заявления.
§ 24. Изменения в предложениях о кандидатах по избирательным округам
По истечении срока подачи предложения о кандидате по избирательному округу оно может быть изменено лишь путем совместного письменного заявления доверенного лица и его заместителя и только в том случае, если кандидат умер или утратил пассивное избирательное право. Процедуру, соответствующую § 21, в этом случае соблюдать не следует, не требуются и подписи, упомянутые в § 20, абзацы 2 и 3. После принятия решения о допуске к выборам (§ 26, абзац 1, предложение 1) любое изменение исключается.
§ 25. Устранение ошибок
1. Руководитель проведения выборов в избирательном округе обязан незамедлительно проверить предложения о кандидатах по избирательным округам. При обнаружении ошибок в заявке он немедленно извещает доверенное лицо и требует своевременного устранения тех ошибок, которые могут быть исправлены.
2. По истечении срока подачи предложений ошибки могут быть устранены только в признанных действительными новых предложениях о кандидатах. Предложение о кандидате считается недействительным, если:
1) не соблюдены форма и срок предложения, определенные § 19;
2) отсутствуют предусмотренные § 20 (абзац 2, предложения 1 и 2, а также абзац 3) и имеющие законную силу подпись и удостоверение об обладании активным избирательным правом лиц, подписавших предложение, за исключением случая, когда такое удостоверение не может быть представлено своевременно в силу причин, не зависящих от воли лица, уполномоченного подписать предложение;
3) в предложении партии о кандидате отсутствует наименование партии, отклонено сформулированное в § 18 (абзац 2) требование об удостоверении соответствия организации требованиям, предъявляемым к партии, или не соблюдены положения § 21;
4) данные о кандидате содержат такие ошибки, которые не позволяют идентифицировать его личность;
5) нет заявления кандидата о его согласии на выдвижение.
3. После принятия решения о допуске кандидата к выборам в избирательном округе (§ 26, абзац 1, предложение 1) любое устранение ошибок исключается.
4. Доверенное лицо имеет право сообщить по телефону в избирательную комиссию округа о несогласии с распоряжениями руководителя проведения выборов в избирательном округе, касающимися устранения ошибок.
§ 26. Допуск предложений о кандидатах по избирательным округам
1. За 44 дня до выборов окружная избирательная комиссия принимает решение о допуске предложений о кандидатах по избирательным округам. Она может отклонить предложение о кандидате, если это предложение:
1) внесено с опозданием;
2) не отвечает требованиям, установленным настоящим Законом и Положением о федеральных выборах, кроме случаев, когда их предписания содержат иные положения.
Решение должно быть объявлено на заседании окружной избирательной комиссии.
2. В том случае, если окружная избирательная комиссия отклоняет предложение о кандидате по избирательному округу, в течение трех дней после объявления этого решения его можно обжаловать в избирательной комиссии земли. Подать жалобу имеют право доверенное лицо, поддерживающее предложение о кандидате, руководитель проведения федеральных выборов и руководитель проведения выборов в округе. Руководитель проведения федеральных выборов и руководитель проведения выборов в округе могут обжаловать решение, в соответствии с которым кандидат допускается к выборам в избирательном округе. При рассмотрении жалобы следует выслушать присутствующие на разбирательстве стороны. Решение по поводу жалобы должно быть принято не позднее, чем за 38 дней до выборов.
3. Руководитель проведения выборов в избирательном округе публикует сообщение о допуске кандидатов к выборам в избирательном округе не позднее, чем за 34 дня до начала выборов.
§ 27. Земельные списки кандидатов
1. Земельные списки кандидатов могут быть представлены только партиями. Они должны быть лично и собственноручно подписаны членами правления земельной партийной организации, а если таковой в земле нет, то руководством нижестоящих территориальных партийных организаций (§ 7, абзац 2, Закона о политических партиях) земли. Списки, представленные партиями, названными в § 18 (абзац 2), должны быть подписаны одним представителем от каждой тысячи избирателей, участвовавших в последних выборах в Бундестаг. Однако это число не должно превышать двух тысяч подписей упомянутых избирателей, представляющих земельный список кандидатов, выдвинутых в земле. Следует удостоверять обладание активным избирательным правом лиц, подписавших предложение о кандидатах от каждой из названных в § 18 (абзац 2) партий. Требование о дополнительных подписях не относится к земельным спискам кандидатов от партий национальных меньшинств.
2. Партийные списки кандидатов, выдвигаемых в земле, должны содержать наименования представляющих эти списки партий, а также сокращенные наименования, если таковые используются ими.
3. Фамилии кандидатов должны быть приведены в четкой последовательности.
4. Каждый кандидат может быть выдвинут только в одной земле, а в ней он может быть внесен только в один партийный список. В партийный список земли может быть внесен лишь тот, кто дал свое письменное согласие. Последующий отказ от согласия не допускается.
5. Соответственно действуют § 21, абзацы 1, 3, 5 и 6, а также § 22-25 при условии, что заявление под присягой, сделанное согласно § 21, абзац 6, предложение 2, распространяется и на утверждение о том, что последовательность кандидатов в партийном списке земли определена тайным голосованием.
§ 28. Допуск земельных списков кандидатов
1. Земельная избирательная комиссия за 44 дня до начала выборов принимает решение о допуске к выборам земельных списков кандидатов. Комиссия обязана отклонить земельные списки, если они:
1) представлены с опозданием;
2) не отвечают требованиям, выдвинутым настоящим Законом и Положением о федеральных выборах, кроме тех случаев, когда их предписания содержат иные положения.
Если требования не выполнены только в отношении отдельных кандидатов, то их имена вычеркиваются из земельных списков. Решение должно быть оглашено на заседании земельной избирательной комиссии.
2. Если земельная избирательная комиссия полностью или частично отклоняет земельный список, то в течение трех дней после оглашения такого решения его можно обжаловать в Центральной избирательной комиссии.
Правом обжалования обладают доверенное лицо партии, представляющей свой список, и руководитель проведения выборов в земле. Руководитель проведения выборов в земле может также обжаловать решение о допуске земельного списка. При рассмотрении жалобы следует выслушать присутствующие стороны. Решение по поводу жалобы должно быть принято не позднее, чем за 38 дней до выборов.
3. Руководитель проведения выборов в земле публично оглашает допущенные земельные списки кандидатов не позднее, чем за 20 дней до выборов.
§ 29. Отказ от объединения земельных списков кандидатов
1. Доверенное лицо, представляющее земельный список, и его заместитель должны совместным письменным заявлением сообщить руководителю проведения федеральных выборов об отказе от объединения списков (§ 7) не позднее 6 часов вечера за 20 дней до выборов.
2. Федеральная избирательная комиссия принимает решение по поводу такого заявления согласно абзацу 1 не позднее, чем за 16 дней до выборов. Соответственно имеет силу § 28 (абзац 1, предложение 2). Решение должно быть оглашено на заседании Федеральной избирательной комиссии.
3. Руководитель проведения федеральных выборов публично оглашает объединенные списки и земельные списки кандидатов, в отношении которых было сделано заявление согласно абзацу 1, не позднее, чем за 15 дней до выборов.
§ 30. Избирательный бюллетень
1. Избирательные бюллетени, конверты к ним и конверты для голосующих по почте (§ 36, абзац 1) изготовляются официальными ведомствами.
2. Избирательный бюллетень содержит:
1) для выборов по избирательному округу – имена кандидатов, допущенных к выборам; для кандидатов партий по округу – имена кандидатов, допущенных к выборам, наименования партий, внесших кандидатуры, или их сокращенные наименования, если партии их используют; в остальных случаях – указание об инициаторах выдвижения кандидата;
2) для выборов по земельным спискам – наименования партий и их сокращенные наименования, если партии их используют, а также имена первых пяти кандидатов земельных списков, допущенных к выборам.
3. Последовательность земельных списков кандидатов от партий, представленных в последнем Бундестаге, устанавливается в соответствии с числом вторых голосов, поданных во время последних выборов в Бундестаг. Остальные земельные списки перечисляются далее в алфавитном порядке наименований партий. Последовательность предложений кандидатур в избирательном округе повторяет последовательность соответствующих земельных списков кандидатов. Прочие предложения о выдвижении кандидатов по избирательному округу следуют в алфавитном порядке наименований партий или инициаторов выдвижения кандидатур.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ
§ 31. Публичность проведения выборов
Выборы проводятся публично. Избирательная комиссия имеет право предложить лицам, нарушающим порядок и спокойствие, покинуть избирательный пункт.
§ 32. Запрет на агитацию и сбор подписей во время выборов,
а также запрет на публикацию результатов опроса избирателей
1. Во время выборов внутри и около здания, в котором находится избирательный пункт, а также непосредственно перед входом в него запрещается оказывать влияние на избирателей путем устного или письменного обращения, воздействия посредством музыки или с помощью изобразительных средств; запрещается также сбор подписей.
2. Публикация результатов опросов избирателей о том, за кого они отдали свои голоса, до окончания выборов не допускается.
§ 33. Обеспечение тайны голосования
1. Следует принять надлежащие меры для того, чтобы избиратель мог без свидетелей заполнить избирательный бюллетень и вложить его в конверт. Для приема конвертов следует использовать избирательные урны, обеспечивающие соблюдение тайны голосования.
2. Избиратель, не умеющий читать или из-за физических недостатков лишенный возможности заполнить избирательный бюллетень и вложить его в конверт, а также передать его руководителю проведения выборов или лично опустить в урну, вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет.
§ 34. Голосование с помощью избирательных бюллетеней
1. Голосование проводится с помощью официальных избирательных бюллетеней в официальных конвертах.
2. Избиратель отдает:
1) свой первый голос – за кандидата, имя которого на избирательном бюллетене он отмечает крестом или каким-либо иным четко различимым знаком;
2) свой второй голос – за земельный список кандидатов, отмечая его на избирательном бюллетене крестом или каким-либо иным четко различимым знаком.
§ 35. Голосование с помощью счетных машин
1. Для облегчения голосования и подсчета голосов вместо избирательных бюллетеней, конвертов для голосования и избирательных урн могут быть использованы счетные машины с раздельной индикацией.
2. Счетные машины, применяемые согласно абзацу 1, должны гарантировать тайну голосования. Конструкции машин, используемых при проведении выборов в Бундестаг, должны быть официально допущены для конкретных выборов или в принципе. Решение о допуске к использованию принимает по предложению изготовителя счетной машины федеральный министр внутренних дел. Использование официально допущенной счетной машины требует разрешения федерального министра внутренних дел. Разрешение может быть дано для конкретных выборов или в принципе.
3. Федеральный министр внутренних дел может давать в своих предписаниях, не подлежащих одобрению Бундестага, более подробные указания:
1) об условиях официального допуска конструкции счетных машин, а также его изъятия и отмены;
2) о процедуре официального допуска конструкции машин;
3) о порядке испытания счетной машины с целью проверки ее соответствия параметрам официально допущенной конструкции машин;
4) о публичном опробовании счетной машины перед ее использованием;
5) о процедуре выдачи официального разрешения на ее использование, а также об изъятии или отмене такого разрешения;
6) об особенностях использования счетных машин во время выборов.
Правовые предписания, касающиеся пунктов 1 и 3, издаются с согласия федерального министра экономики.
4. При использовании счетной машины соответственно действует § 33, абзац 1, предложение 1, и абзац 2.
§ 36. Голосование по почте
1. При голосовании по почте избиратель должен своевременно переслать руководителю проведения выборов в избирательном округе, в котором ему было выдано удостоверение на право голосования, в запечатанном конверте:
a) свое удостоверение на право голосования;
b) в отдельном запечатанном конверте свой избирательный бюллетень, чтобы эти почтовые отправления поступили в день выборов не позднее 6 часов вечера. Соответственно действует § 33, абзац 2.
2. На удостоверении на право голосования избиратель или лицо, которому он доверяет, должны под присягой сделать отметку для сведения руководителя проведения выборов в избирательном округе о том, что избирательный бюллетень заполнен ими лично или согласно изъявленной ими воле. Руководитель проведения выборов в избирательном округе правомочен принять такое удостоверение с отметкой, сделанной под присягой. Он рассматривается как орган власти в соответствии с § 156 Уголовного кодекса.
3. В случае распоряжения правительства земли или указанного им ведомства согласно § 8 (абзац 3) функции руководителя проведения выборов в избирательном округе (абзац 1, предложение 1, и абзац 2) выполняют органы управлений общины, выдавшие удостоверение на право голосования, или административные власти района, в который входит община.
4. Письма для голосования могут быть посланы отправителем по федеральной почте как обычные письма без франкировки, а не как отправления особого вида, при условии, если они вложены в официальные конверты для голосования. При пользовании отправлениями особого вида отправитель несет расходы, превышающие размеры обычного почтового сбора. Федерация возмещает федеральной почте соответствующий почтовый сбор за каждый доставленный, переправленный или пересланный особый вид отправления в официальном конверте для голосования по почте.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
§ 37. Определение результатов выборов по избирательному участку
По окончании голосования руководитель проведения выборов в избирательном участке определяет количество голосов, поданных в избирательном участке за отдельных кандидатов по избирательному округу, а также за земельные списки кандидатов.
§ 38. Определение результатов выборов по почте
Избирательная комиссия по проведению выборов по почте определяет количество голосов избирателей, голосовавших по почте, поданных за отдельных кандидатов по избирательному округу, а также за земельные списки кандидатов.
§ 39. Недействительные голоса, признание не действительным голосования по почте,
правила толкования
1. Голоса считаются недействительными, если избирательный бюллетень:
1) подан не в официальном конверте;
2) подан в конверте для избирательного бюллетеня, который явно отличается от остальных своим видом и нарушает тем самым сохранение тайны выборов, или подан в конверте, содержащем явно осязаемый предмет;
3) отпечатан неофициальным путем или действителен в другом избирательном округе;
4) не содержит необходимых отличительных признаков;
5) не дает возможности бесспорно определить волю избирателя;
6) содержит приписку или оговорку.
В случаях, указанных в пунктах 1-4, оба голоса недействительны.
2. Содержащиеся в одном конверте несколько бюллетеней рассматриваются как один избирательный бюллетень, если они заполнены одинаково, а также если заполнен только один из бюллетеней. В противном случае они рассматриваются как один бюллетень с двумя недействительными голосами.
3. Если конверт для избирательных бюллетеней сдан пустым, то оба голоса считаются недействительными. Если в избирательном бюллетене использован только один голос, то второй, не поданный, считается недействительным.
4. При голосовании по почте поступившие бюллетени отклоняются, если:
1) письмо прибыло несвоевременно;
2) в конверт для голосования не вложено или вложено недействительное удостоверение на право голосования;
3) в конверт для голосования не вложен особый конверт с избирательным бюллетенем;
4) ни конверт для голосования, ни особый конверт с бюллетенем не запечатаны;
5) конверт для голосования по почте содержит несколько особых конвертов для избирательных бюллетеней, но без соответствующего числа действительных удостоверений на право голосования, снабженных требуемой отметкой, сделанной под присягой;
6) избиратель или лицо, которому он доверяет, при голосовании по почте не снабдили удостоверение на право голосования требуемой отметкой, сделанной под присягой;
7) не использован официальный конверт для избирательного бюллетеня;
8) использован конверт для избирательного бюллетеня, который явно отличается от остальных своим видом и нарушает тем самым сохранение тайны выборов, или использован конверт, содержащий явно осязаемый предмет.
Отправители бюллетеней, признанных недействительными, не считаются избирателями; их голоса считаются неподанными.
5. Голоса избирателя, принявшего участие в выборах по почте, не считаются недействительными в случае его смерти до или в день выборов или утраты им избирательного права согласно § 13.
§ 40. Решение участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности поданных голосов и о претензиях, возникающих во время голосования и подведения итогов выборов. Окружная избирательная комиссия имеет право проверки результатов выборов.
§ 41. Подведение итогов голосования в избирательном округе
1. Окружная избирательная комиссия устанавливает, сколько в избирательном округе подано голосов за отдельных кандидатов и за земельные списки и кто из кандидатов избран депутатом от избирательного округа.
2. Руководитель проведения выборов в избирательном округе уведомляет депутата, избранного от избирательного округа, о необходимости в течение недели письменно подтвердить свое согласие на избрание.
§ 42. Подведение итогов голосования по земельным спискам
1. Избирательная комиссия земли устанавливает число голосов, поданных за отдельные земельные списки.
2. Федеральная избирательная комиссия определяет, сколько мест приходится на отдельные земельные списки и кто из кандидатов избран.
3. Руководитель проведения выборов в земле уведомляет избранных о необходимости в течение недели письменно подтвердить свое согласие на избрание.
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. ОСОБЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ И ПОВТОРНЫХ ВЫБОРОВ
§ 43. Дополнительные выборы
1. Дополнительные выборы проводятся:
1) если в избирательном округе или избирательном участке выборы не были проведены;
2) если кандидат от избирательного округа умер после допуска его кандидатуры в избирательном округе, но еще до выборов.
2. Дополнительные выборы должны быть проведены не позднее чем через три недели после дня основных выборов. Эту дату определяет руководитель проведения выборов в земле.
3. Дополнительные выборы проводятся согласно тем же предписаниям и на тех же основаниях, что и основные выборы.
§ 44. Повторные выборы
1. Если при проверке процедуры голосования выборы признаны полностью или частично недействительными, то с учетом характера решения об их недействительности выборы следует повторить.
2. Повторные выборы проводятся согласно тем же предписаниям и по тем же предложениям о кандидатах по избирательному округу. Если со дня основных выборов еще не прошло шести месяцев, они проводятся на основании тех же списков избирателей, что и основные выборы, кроме случаев, когда решение по проверке процедуры голосования не предписывает изменения предложений о кандидатах по избирательному округу или изменений в списках избирателей.
3. Повторные выборы должны проводиться не позднее чем через шестьдесят дней после вступления в силу решения, на основании которого основные выборы признаны недействительными. В случае признания выборов недействительными лишь частично, повторные выборы не проводятся, если установлено, что в течение шести месяцев будут проведены очередные выборы в Бундестаг. Дату повторных выборов назначает руководитель выборов в земле, а в случае повторных выборов на всей территории выборов – Федеральный президент.
4. На основании повторных выборов заново подводятся итоги голосования согласно положениям раздела шестого. Соответственно действуют § 41 (абзац 2) и § 42 (абзац 3).
РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. ПРИОБРЕТЕНИЕ И УТРАТА ЧЛЕНСТВА В БУНДЕСТАГЕ
§ 45. Приобретение членства в Бундестаге
Избранный кандидат становится членом Бундестага с момента получения компетентным руководителем проведения выборов своевременно и правильно оформленного заявления о согласии на избрание в ответ на уведомление, соответствующее § 41 (абзац 2) и § 42 (абзац 3). Однако кандидат становится членом Бундестага не ранее окончания легислатуры последнего Бундестага, а в случае, предусмотренном § 44 (абзац 4), – не ранее отставки депутата, избранного на основании результатов предыдущих выборов. Если лицо, избранное депутатом, до истечения определенного законом срока не подает соответствующего заявления или подает заявление неправильно оформленное, то это лицо рассматривается как признавшее избрание. Заявление с оговоркой рассматривается как несогласие на избрание. Заявления о согласии или несогласии на избрание не могут быть отозваны.
§ 46. Утрата членства в Бундестаге
1. Депутат утрачивает членство в Бундестаге в результате:
1) недействительности мандата;
2) заново проведенного подсчета голосов избирателей;
3) утраты одной из предпосылок его постоянного пассивного избирательного права;
4) личного отказа;
5) признания Федеральным конституционным судом согласно статье 21 (абзац 2, предложение 2) Основного закона неконституционной партии, к которой принадлежит депутат, или ее отдельных организаций.
Основания для утраты членства согласно другим положениям законов остаются в силе.
2. Если выборы кандидата по избирательному округу недействительны, он остается депутатом Бундестага при условии его избрания по земельному списку, в случае получения им мандата по земельному списку согласно § 6 (абзац 4, предложение 3).
3. Личный отказ действителен лишь в случае, когда он внесен в протокол Председателем Бундестага, засвидетельствован нотариусом, контора которого находится на территории действия настоящего Закона, или заявлен служащему представительства ФРГ за рубежом, имеющему право официального документирования. Нотариальное или сделанное в представительстве за рубежом заявление депутата об отказе от своих полномочий должно быть передано депутатом Председателю Бундестага. Отказ не может быть отозван.
4. Если партия или ее отдельная организация объявлена неконституционной решением Федерального конституционного суда на основании статьи 21 (абзац 2, предложение 2) Основного закона, депутаты теряют свои места в Бундестаге, а следующие по списку кандидаты – свое право на получение мест, в случае их принадлежности к этой же партии или ее отдельной организации в период между обращением в суд (§ 43 Закона о Федеральном конституционном суде) и принятием решения (§ 46 Закона о федеральном конституционном суде). Если депутаты, потерявшие согласно предложению 1 свои места, были избраны в избирательных округах, то выборы депутатов в этих избирательных округах повторяются в соответствии с положениями § 44 (абзацы 2-4); при этом депутаты, потерявшие свои места, не имеют права баллотироваться снова. Если депутаты, утратившие согласно предложению 1 свои места, были избраны по земельным спискам партий или их отдельных организаций, объявленных неконституционными, то их места остаются незанятыми. В остальных случаях действует § 48 (абзац 1).
§ 47. Решение о лишении членства в Бундестаге
1. Решение о лишении членства в Бундестаге в соответствии с § 46 (абзац 1) принимается:
1) в случае, соответствующем п. 1, – в результате проверки правильности выборов;

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.