Закон Австро-Венгрии об имперском представительстве

Опубликовано в Июнь 24th, 2013 in Право буржуазных стран от admin

ЗАКОН, ИЗМЕНЯЮЩИЙ ОСНОВНОЙ ЗАКОН 26 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
ОБ ИМПЕРСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
21 декабря 1867 года (№ 141 R.G.B.)
С согласия обеих палат рейхсрата Я изменяю основной закон 26 февраля 1861 года об имперском представительстве, который отныне будет гласить так:
§ 1. – Общее представительство Королевств Богемии, Далмации, Галиции и Лодомерии с Великим Герцогством Краковским, Эрцгерцогства Верхней и Нижней Австрии, Герцогств Зальцбурга, Штирии, Каринтии, Крайны и Буковины, Маркграфства Моравии, Герцогства Верхней и Нижней Силезии, Княжеского Графства Тироль и Земли Форарльберг, Маркграфства Истрии, Княжеского Графства Герца и Градиски и города Триеста с его областью, принадлежит рейхсрату. Рейхсрат состоит из палаты господ и палаты депутатов.
Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
§ 2. – Совершеннолетние принцы императорской фамилии являются по праву рождения членами палаты господ.
§ 3. – Наследственными членами палаты господ являются достигшие совершеннолетия главы тех местных дворянских семей, которые обладают значительными земельными имуществами в королевствах и землях, представленных в рейхсрате, и которым император жалует наследственно это достоинство.
§ 4. – Членами палаты господ состоят, в силу их высокого духовного сана в королевствах и землях, представленных в рейхсрате, все епископы и те из епископов, которым принадлежит княжеское достоинство.
§ 5. – Император сохраняет право назначать пожизненными членами палаты господ выдающихся в королевствах и землях, представленных в рейхсрате, людей, оказавших услуги государству или церкви, науке или искусству.
§ 6. – Палата депутатов состоит из 353 избираемых членов; число это распределяется между отдельными королевствами и землями следующим образом:
Для Королевства Богемии…………………………………………………………………………….92
Для Королевства Далмации…………………………………………………………………………….9
Для Королевства Галиции и Лодомерии
с Великим Герцогством Краковским………………………………………………………………..63
Эрцгерцогства Нижней Австрии………………………………………………………………………37
Эрцгерцогства Верхней Австрии………………………………………………………………………17
Герцогства Зальцбурга………………………………………………………………………………….5
Герцогства Штирии…………………………………………………………….………………………23
Герцогства Каринтии………………………………………………………….………………………..9
Герцогства Крайны………………………………………………………….………………………….10
Герцогства Буковины……………………………………………………….…………………………..9
Маркграфства Моравии……………………………………………………………………………….36
Герцогства Верхней и Нижней Силезии…………………………………………………………….10
Княжеского Графства Тироля……..…………………………………………………………………..18
Земли Форарльберг………………………………………………………………………………………3
Маркграфства Истрии…………………………………………………………………………………..4
Княжеского Графства Герц и Градиска………………………………………………………………..4
Города Триеста с его областью…………………………………………………………………………4
(Этот текст § 6 установлен законом 2 апреля 1873 года, № 40 R.G.B.).
(Ст. 1 закона 14 июня 1896 года, № 168 R.G.B., постановляет далее):
К числу избираемых по классам, установленным земскими уставами, на основании §§ 6 и 7 основного закона о народном представительстве 353 членов палаты депутатов (закон 2 апреля 1873 года, № 40 R.G.B., а равно 12 ноября 1886 года, № 16 R.G.B.) присоединяются 72 члена, выбираемых обозначенным буквой «е» общим классом избирателей.
Назначенное для этого последнего класса избирателей число депутатов распределено между отдельными королевствами и землями следующим образом:
В Королевстве Богемии………………………………………………………………………………..18
В Королевстве Далмации……………………………………………………………………………….2
В Королевстве Галиции и Лодомерии
с Великим Герцогством Краковским………………………………………………………………..15
Эрцгерцогстве Нижней Австрии……………………………………………………………………….9
Эрцгерцогстве Верхней Австрии……………………………………………………………………….3
Герцогстве Зальцбург..…………………………………………………………………………………..1
Герцогстве Штирии…………………………………………………………….………………………..4
Герцогстве Каринтии………………………………………………………….…………………………1
Герцогстве Крайне………………………………………………………….……………………………1
Герцогстве Буковине……………………………………………………….……………………………2
Маркграфстве Моравии…………………………………………………………………………………7
Герцогстве Верхней и Нижней Силезии……………………………………………………………….2
Княжеском Графстве Тироль……………………………………………………………………………3
Земле Форарльберг……………………………………………………………………………………….1
Маркграфстве Истрии……………………………………………………………………………………1
Княжеском Графстве Герц и Градиска…………………………………………………………………1
Городе Триесте с его областью…………………………………………………………………………1
Распределение избираемых этим путем членов палаты депутатов между отдельными избирательными округами определяется особым законом.
§ 7 А. Общее число членов от каждой земли распределяется между установленными в земских уставах классами избирателей, а именно:
а) классом крупной (обыкновенной и феодальной) земельной собственности, а равно в Далмации лиц наиболее облагаемых и в Тироле крупной дворянской земельной собственности вместе с лицами, обозначенными в § 3, 1 земского устава;
b) классом городов (города, рынки, промышленные центры, местечки),
с) классом торговых и промышленных палат;
d) классом сельских общин и избирается в Королевстве Богемии:
23 депутата от класса избирателей а.
32 депутата от класса избирателей b.
7 депутатов от класса избирателей с.
30 депутатов от класса избирателей d.
В Королевстве Далмации:
1 депутат от класса избирателей а.
2 депутата от класса избирателей b и с.
6 депутатов от класса избирателей d.
В Королевствах Галиции и Лодомерии с Великим Герцогством Краковским:
20 депутатов от класса избирателей а.
13 депутатов от класса избирателей b.
3 депутата от класса избирателей с.
27 депутатов от класса избирателей d.
В Эрцгерцогстве Нижней Австрии:
8 депутатов от класса избирателей а.
19 депутатов от класса избирателей b.
2 депутата от класса избирателей с.
8 депутатов от класса избирателей d.
В Эрцгерцогстве Верхней Австрии:
3 депутата от класса избирателей а.
6 депутатов от класса избирателей b.
1 депутат от класса избирателей с.
7 депутатов от класса избирателей d.
В Герцогстве Зальцбург:
1 депутат от класса избирателей а.
2 депутата от класса избирателей b и с.
2 депутата от класса избирателей d.
В Герцогстве Штирии:
4 депутата от класса избирателей а.
8 депутатов от класса избирателей b.
2 депутата от класса избирателей с.
9 депутатов от класса избирателей d.
В Герцогстве Каринтии:
1 депутат от класса избирателей а.
3 депутата от класса избирателей b.
1 депутат от класса избирателей с.
4 депутата от класса избирателей d.
В Герцогстве Крайне:
2 депутата от класса избирателей а.
3 депутата от класса избирателей b и с.
5 депутатов от класса избирателей d.
В Герцогстве Буковине:
3 депутата от класса избирателей а.
2 депутата от класса избирателей b.
1 депутат от класса избирателей с.
3 депутата от класса избирателей d.
В Маркграфстве Моравии:
9 депутатов от класса избирателей а.
13 депутатов от класса избирателей b.
3 депутата от класса избирателей с.
11 депутатов от класса избирателей d.
В Герцогстве Верхней и Нижней Силезии:
3 депутата от класса избирателей а.
4 депутата от класса избирателей b и с.
3 депутата от класса избирателей d.
В Княжеском Графстве Тироль:
5 депутатов от класса избирателей а.
5 депутатов от класса избирателей b и с.
8 депутатов от класса избирателей d.
В земле Форарльберг:
1 депутат от класса избирателей b и с.
2 депутата от класса избирателей d.
В Маркграфстве Истрии:
1 депутат от класса избирателей а.
1 депутат от класса избирателей b и с.
2 депутата от класса избирателей d.
В Княжеском Графстве Герц и Градиска:
1 депутат от класса избирателей а.
1 депутат от класса избирателей b и с.
2 депутата от класса избирателей d.
В городе Триесте с его округом:
3 депутата от класса избирателей b.
1 депутат от класса избирателей с.
В. Распределение членов палаты депутатов, выбираемых каждым классом избирателей, между отдельными избирательными округами и коллегиями определяется положением о выборах в рейхсрат.
С. В классе избирателей от сельских общин и в тех избирательных округах общего класса, которые состоят исключительно из судебных округов, депутаты избираются выборщиками, которые сами избираются избирателями; в прочих классах избирателей и в остальных округах общего класса депутаты избираются непосредственно избирателями.
Однако же в землях, где класс избирателей сельских общин производит непосредственные выборы в ландтаг на основании земских уставов, члены палаты депутатов должны избираться непосредственно в классе избирателей сельских общин и во всех округах общего класса избирателей.
Избрание выборщиков и депутатов производится абсолютным большинством голосов.
Когда большинства при одной перебаллотировке, если предстоит выбрать одного депутата, или при нескольких перебаллотировках, если предстоит выбрать нескольких, не получается, то, при разделении голосов поровну, вопрос об избрании решается жребием.
D. – Избирателем является всякий австрийский гражданин, достигший двадцати четырех лет от роду, обладающий всеми гражданскими правами и удовлетворяющий прочим условиям, требуемым уставом о выборах в рейхсрат и в частности законом 14 июня 1896 года (№ 169 R. G. В).
(Приведенный текст п.п. С и D установлен законом 14 июня 1896, № 168 R. G. В).
Е. – В каждой из земель, перечисленных в § 6, может быть избираемо всякое лицо мужского пола, находившееся в течение, по крайней мере, трех лет в австрийском подданстве, достигшее тридцати лет от роду и являющееся в одной из этих земель или избирателем согласно п. D, или лицом, имеющим право на избрание в провинциальный ландтаг.
(Приведенный текст § 7, п.п. А, В и Е, установлен законом 2 апреля 1873 г., № 40 R. G. В, и 12 ноября 1886 г., № 162 R. G. В.)
§ 8. – Лица, состоящие на государственной службе, и чиновники, избранные в палату депутатов, не нуждаются в разрешении для осуществления своих полномочий и не обязаны выходить в отставку, чтобы исполнять таковые.
§ 9. – Император назначает президента и вице-президента палаты господ из среды ее членов на все время сессии. Палата депутатов избирает из своей среды своих президента и вице-президентов. Прочие должностные лица обеих палат назначаются каждой палатой по принадлежности.
§ 10. – Рейхсрат созывается императором ежегодно и по возможности в течение зимних месяцев.
§ 11. – Компетенция рейхсрата обнимает все дела, касающиеся прав, обязанностей и интересов, общих для всех представленных в рейхсрате королевств и земель, поскольку эти дела не подлежат, вследствие соглашения со странами венгерской короны, разрешению сообща этими последними и остальными землями монархии.
Поэтому к компетенции рейхсрата принадлежит:
а) рассмотрение и одобрение торговых договоров и тех международных договоров, которые налагают обязательства на Империю или отдельные ее части, или обязывают отдельных граждан, или влекут за собою изменение территории королевств и земель, представленных в рейхсрате;
b) все дела, касающиеся порядка и способа исполнения воинской повинности, ее устройства и продолжительности, и в частности, ежегодное вотирование численного состава войск и установление правил отбывания конской повинности и продовольствия и расквартирования войск;
с) установление бюджетных предположений, и в частности, ежегодное вотирование налогов, податей и сборов; рассмотрение государственных отчетов и результатов финансового управления и разрешение отсрочки в исполнении государственной росписи; заключение новых займов, конверсия существующих государственных долгов, отчуждение и отягощение недвижимых государственных имуществ; законодательство о монополиях и о регалиях, и вообще все финансовый дела, общие для всех королевств и земель, представленных в рейхсрате;
d) разрешение вопросов, касающихся денежной и монетной системы и эмиссионных банков, таможен, торговли и устройства телеграфов, почт, железных дорог, судоходства и других средств сообщения империи;
е) издание законов о кредите, банках, привилегиях и промышленности, за исключением законодательства о праве на продажу крепких напитков, затем издание законов о мерах и весах, об охране фабричных клейм и образцов;
f) медицинское законодательство, а равно издание законов о борьбе с эпидемиями и эпизоотиями;
g) законодательство о правах граждан и о подданстве, о полиции, о паспортах иностранцев, а равно о переписях;
h) о вероисповедных отношениях, о праве союзов и собраний, о прессе, об охране духовной собственности;
i) определение оснований постановки образования в народных школах и гимназиях, а равно и законодательство об университетах;
k) уголовно-судебное, уголовно-полицейское и гражданское законодательство, за исключением законодательства об устройстве ипотечных книг и о тех предметах, кои, по силе земских уставов и настоящего основного закона, относятся к компетенции ландтагов, далее законодательство по торговому и вексельному праву, по морскому, горному и ленному праву;
1) законодательство об основаниях организации судебных и административных учреждений;
m) законы, издающиеся во исполнение основных законов и в них помянутые: об общих правах граждан, об имперском суде, о судебной, правительственной и исполнительной власти;
n) законодательство о тех предметах, которые касаются обязанностей и взаимных отношений отдельных земель;
о) законодательство, касающееся формы рассмотрения дел, признанных общими по силе соглашения со странами венгерской короны.
§ 12. – Все другие предметы законодательства, кроме сохраненных на точном основании настоящего закона за рейхсратом, входят в компетенцию ландтагов королевств и земель, представленных в рейхсрате, и, согласно конституции, разрешаются ими.
Если же, однако, какой-нибудь ландтаг решит, что тот или иной законодательный вопрос, относящийся к его компетенции, должен быть рассмотрен и решен рейхсратом, то вопрос этот, в данном частном случае и применительно к данному ландтагу, передается в ведение рейхсрата.
§ 13. – Законопроекты представляются в рейхсрат правительством. Равным образом и рейхсрат имеет право предлагать законы по предметам своей компетенции.
Для каждого закона необходимо согласие обеих палат и санкция императора.
Если относительно размера некоторых статей бюджета или, в законе о наборе, относительно численного состава призываемого контингента не может установиться согласие между обеими палатами, несмотря на неоднократные совещания, то считается принятой низшая цифра.
§ 14. – Если в виду крайних обстоятельств в промежутке между сессиями окажется необходимой такая мера, которая требует, согласно конституции, созыва парламента, то она может быть установлена под коллективной ответственностью всего министерства императорским указом, на том условии, однако, чтобы она не имела целью изменения основного закона и не повлекла за собой ни продолжительного обременения государственного казначейства, ни отчуждения государственного имущества. Такие указы будут временно иметь силу закона, если они будут подписаны всеми министрами и опубликованы с точной ссылкой на настоящее постановление основного закона.
Они теряют силу закона, если правительство не сочтет нужным представить их на одобрение первого собравшегося вслед за обнародованием их рейхсрата, и прежде всего палаты депутатов, в течение первых четырех недель после начала заседаний, или если одна из двух палат откажет им в одобрении.
Министерство в его целом отвечает за то, чтобы такие указы, как только они потеряют силу закона, сейчас же переставали действовать.
§ 15. – Для действительности решения рейхсрата необходимо присутствие 100 членов в палате депутатов и 40 – в палате господ, и в обеих палатах – абсолютное большинство голосов присутствующих членов.
Изменения в настоящем основном законе, а равно и в конституционных законах об общих правах граждан в королевствах и землях, представленных в рейхсрате, об устройстве имперского суда, о судебной власти и об осуществлении правительственной и исполнительной власти признаются принятыми только тогда, когда за них выскажется большинство, по крайней мере, двух третей присутствующих членов; в палате депутатов при этом должна присутствовать, по крайней мере, половина ее членов.
(Этот текст § 15 основан на законе 2 апреля 1879 года, № 40 R.G.В.)
§ 16.  Члены палаты депутатов не должны принимать от своих избирателей никаких инструкций.
Члены рейхсрата не могут никогда подвергаться ответственности за поданный ими при исполнении их функций голос, а за слова, произнесенные ими при этом, могут привлекаться к ответственности только палатою, к которой они принадлежат.
Ни один член рейхсрата, за исключением захвата на месте преступления, не может быть во время сессии арестован или преследуем судебным порядком, по уголовному делу, без разрешения палаты.
Даже и в случае захвата на месте преступления суд должен немедленно о состоявшемся аресте уведомить президента палаты.
При требовании о том палаты, арест должен быть снят, и преследование приостановлено на все время продолжения сессии. Тем же правом палата может воспользоваться относительно всякого произведенного ареста или всякого следствия, возбужденного против одного из своих членов в промежуточное между сессиями время.
§ 17.  Все члены рейхсрата должны лично осуществлять свое право голоса.
§ 18.  Члены палаты депутатов избираются на шесть лет.
По истечении этого избирательного периода, а равно и в случае роспуска палаты депутатов, производятся общие новые выборы.
Выбывающие депутаты могут быть избраны снова.
Дополнительные выборы производятся в течение избирательного периода в тех случаях, когда депутат теряет право быть избираемым, умирает, слагает с себя полномочия или перестает быть членом рейхсрата по какой-нибудь другой законной причине.
(Этот текст § 18 установлен законом 2 апреля 1873 года, № 40 R.G.B.).
§ 19.  Отсрочка заседаний рейхсрата, а равно и роспуск палаты депутатов, происходят по распоряжению императора. В случае роспуска производятся новые выборы на основании § 7.
§ 20.  Министры и начальники центральных управлений имеют право принимать участие во всех прениях и поддерживать свои проекты лично или чрез посредство какого-нибудь депутата. Каждая палата может требовать присутствия министров. Министры должны быть выслушаны каждый раз, когда они этого потребуют. Они имеют право принимать участие в голосовании только в том случае, если они состоят членами палаты.
§ 21.  Каждая из двух палат рейхсрата имеет право делать запросы министрам относительно всех вопросов, которые относятся к ее ведению, контролировать административные акты правительства, требовать от министров объяснение относительно представленных петиций, назначать комиссии, которым министры должны сообщать все необходимые сведения, и выражать свои мнения в форме адресов или резолюций.
§ 22.  Специальный закон определит, каким образом представительными собраниями будет осуществляться контроль над государственным долгом.
§ 23.  Заседания обеих палат рейхсрата публичны.
Каждая палата по требованию президента или, по крайней мере, десяти членов и по силе принятого в отсутствии публики постановления, может в виде исключения объявить заседание закрытым.
§ 24.  Ближайшие постановления относительно взаимных и внешних отношений обеих палат содержит закон о внутреннем распорядке рейхсрата.

Обсуждение закрыто.