Конституция Ирана

Опубликовано в Сентябрь 24th, 2011 in Мусульманский мир от admin

КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН.

Конституция Исламской Республики Иран был оконча¬тельно утверждена 24 абана 1358 г. (24 зи-ль-хадже 1399 г. по лунной хиджре, что соответствует 15 ноября 1979 г.) на заседании Конституционного собрания большинством в две трети голосов от его общего состава.
Хотя эксперты Конституционного собрания, избранные народом, прило¬жили максимум усилий для того, чтобы был создан всеобъемлющий Основной закон страны, тем не менее по прошествии около десяти лет возникла острая необходимость в пересмотре ряда его положений. С этой целью великий вождь Революции и основатель Исламской Республики Иран великий аятолла имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) 4 ордибехешта 1368 г. (24 апреля 1989 г.) издал указ о внесении изменений и дополнений в Конституцию ИРИ. Этим же указом эта работа была поручена 20 членам Совета экспертов и 5 из¬бранным депутатам Меджлиса.
Совет по пересмотру Конституции, выполняя указ имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), провел 38 пленарных заседаний и на своих заседаниях с 17 по 20 тира 1368 (8-11 июля 1989 г.), а также на своем заключительном 41-м заседании принял поправки к Преамбуле, названиям разделов и по содержа¬нию следующих 48 статей: 5, 57, 60, 64, 69, 70, 85, 87, 88, 89, 91, 99, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 121, 122, 124, 126, 127, 128, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 140, 141, 142, 157, 158, 160, 161, 162, 164, 173, 174, 175, 176, 177.
Данный текст Конституции ИРИ отражает изменения и дополнения, вне¬сенные Советом по пересмотру Конституции.
Секретариат Совета по пересмотру Конституции.
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
«Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» Сура Железо, аят 25.
Преамбула.
Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установле¬ний отражает культурные, социальные, политические и экономические инсти¬туты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремле¬ний исламской нации (уммы). Сущность великой Исламской революции в Ира¬не и борьба мусульманского народа с самого начала до полной победы, что отражено в сильных, решительных лозунгах всех слоев населения, ярко обозна¬чили эти стремления. Теперь, на заре этой великой победы, наш народ всем сердцем требует осуществления своих чаяний.
Отличительная особенность нашей революции по сравнению с другими ре¬волюционными движениями в Иране за последнее столетие заключается в ее религиозном, исламском характере. Пройдя путь антидеспотического движения за конституционную монархию до движения за национализацию нефти, иранс¬кий народ обрел ценнейший опыт, который свидетельствовал, что перечислен¬ные выше движения не имели успеха вследствие своего нерелигиозного харак¬тера. Хотя в движениях последнего времени религиозная исламская мысль и лидерство борющегося духовенства играло основную роль, эти движения отхо¬дили от истинно исламских позиций и вскоре теряли динамизм развития. Поэтому народ под руководством великого аятоллы имама Хомейни осознал необ-ходимость продолжения истинного исламского движения. В этот раз борющее¬ся духовенство, которое всегда шло в первых рядах борцов, а также творческая интеллигенция под их руководством получила новый импульс. (Начало после¬днего народного движения в Иране в 1341 г. по солнечной хиджре (1963 г.).
Заря народного движения.
Сокрушительный протест имама Хомейни против американского заговора под предлогом «Белой революции», который был нацелен на укрепление позиций ти¬ранического режима и закрепление политической, культурной и экономической зависимости Ирана от мирового империализма, стал фактором монолитного народ¬ного движения, в результате которого в месяце хордаде 1342 (июнь 1963 г.) про¬изошла великая и кровавая революция исламского народа, которая стала отправной точкой для развития этого движения. Она укрепила центральную роль имама Хо-мейни в качестве исламского лидера. Хотя имам и был выслан из Ирана из-за протеста против постыдного закона об экстерриториальности американских совет¬ников (режим капитуляции), прочная связь между народам и имамом не порвалась и исламский народ, в особенности преданные исламу представители интеллиген¬ции и борющееся духовенство, продолжили свой путь по дороге борьбы, что было сопряжено с ссылками и арестами, пытками и казнями.
В это время сознательный и ответственный слой общества приступил к просветительству в мечетях, исламских учебных центрах и университетах. Под вли¬янием революционного плодоносного исламского учения они приложили боль¬шие плодотворные усилия в деле повышения уровня религиозной сознательно¬сти мусульман в их борьбе. Тиранический режим прибегал к самым жестоким мерам, пытаясь сокрушить бурлящие очаги революции: палачи режима обруши¬лись на Фейзие и Университет. Режим предпринимал отчаянные попытки спастись от народного гнева. Наш мусульманский народ заплатил за свою волю к борьбе жертвами расстрелов, средневековых пыток и длительных тюремных зак¬лючений. Кровь сотен молодых верующих иранцев, которые перед расстрелом восклицали «Аллах велик!» или становились жертвами вражеских пуль на ули¬цах города, способствовала продолжению революции. Заявления и послания имама Хомейни по различным поводам способствовали укреплению сознания и воли исламского народа.
Исламское правление.
План исламского правления на основе принципа «велаят-е-факих» (правле¬ние исламского богослова), который имам Хомейни выдвинул в период наи¬большего удушения свободы тираническим режимом, создал в мусульманском народе новый конкретный и согласованный стимул, открыв истинный путь ис¬ламской религиозной борьбы. Это интенсифицировало усилия преданных му-сульманских борцов в стране и за се пределами.
Движение пошло по этому пути. В конце концов гнев и недовольство наро¬да удушением политических свобод внутри страны и разоблачения режима и отражение народной борьбы за границей борющимся духовенством и револю¬ционно настроенным студенчеством подорвало основы власти режима, который был вынужден пойти на внутриполитическую либерализацию. Таким образом, он пытался открыть клапан для предотвращения своего неминуемого падения. Однако поднявшийся народ, уверенный в своих целях и идущий под твердым и непоколебимым предводительством имама Хомейни в едином строю начал все¬общее победоносное восстание.
Гнев народа.
Когда 17 дея 1356 г. (7 января 1978 г.) правящий режим организовал публи¬кацию оскорбительного письма, направленного против имама Хомейни, народ¬ное движение под воздействием взрыва народного негодования получило новый импульс. Правящий режим попытался погасить этот вулкан народного гнева карательными мерами. Но это только придало революции новые силы. Каждый раз поминки через неделю и 40 дней смерти шахидов революции придавали новые силы этому движению по всей стране. Движение продолжалось. Вскоре была объявлена всеобщая забастовка, которая вместе с уличными демонстраци¬ями сыграла значительную роль в падении тирании. Широкая солидарность представителей всех слоев общества, всех религиозных и политических кругов стала решающим фактором этой борьбы. Особенно было заметно участие жен-щин в этой борьбе. Нередко можно было видеть, как женщина с ребенком на руках бежит на поле битвы с режимом, где на нее нацелены дула пулеметов. Все это говорит о решающей роли женщин в революционной борьбе.
Цена, которую заплатил народ.
Дерево революции взросло через год с небольшим упорной борьбы на крови более 60 тысяч павших шахидов, сотен тысяч раненых и покалеченных иранцев, нанеся стране ущерб на миллиарды туманов. Революция шла под лозунгом «Не¬зависимость, свобода, исламское правление!». Это великое движение, основан¬ное на вере, единстве и решительности руководства в решающие моменты, а также на жертвенности народа, победило и смогло разбить в пух и прах замыслы и империалистов, их связи и структуры. Это движение открыло новый этап широких народных революций в мире.
21 и 22 бахмана 1357 г. (10-11 февраля 1979 г.) шахский режим пал, кончи¬лась власть внутренней тирании и основанного на ней иностранного господ¬ства. С этой великой победы заря исламского правления — этого давнего чаяния мусульманского народа — принесла весть об окончательной победе. Весь иранский народ, исламские авторитеты (марджа-е таклид), улемы и лидер страны на референдуме об Исламской Республике решительно и беспово¬ротно высказались за создание нового исламского республиканского строя, за который было подано 98,2 процента голосов.
В настоящее время Конституция Исламской Республики Иран в качестве выразителя политических, социальных, культурных и экономических структур и отношений в обще¬стве должна способствовать укреплению основ исламского правления, показывая образец нового строя, возникшего на развалинах павшей тирании.
Способ правления в исламе.
С точки зрения ислама, правление берет свое начало не в классовых интересах и личной или групповой власти; оно является воплощением политических идеа¬лов нации единоверцев и единомышленников, которая самоорганизуется, чтобы в процессе духовной и мировоззренческой эволюции достигнуть конечной цели (придти к Богу). В процессе революционного развития наш народ освободился от наслоений тиранического режима (тагут) и иностранных влияний на обществен¬ную мысль и возвратился к истинно исламскому мировоззрению, а теперь наме¬рен создать образцовое исламское общество на основе исламских установлений. Поэтому роль Конституции заключается в осуществлении мировоззренческих ос¬нов революционного движения и создании условий для воспитания человека в духе высоких и всеобъемлющих исламских ценностей.
С учетом направленности Исламской революции в Иране на победу угне¬тенных над угнетателями, Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы (нации) и способствовать усилению борьбы за спасение угнетенных народов во всем мире. С учетом сущности этого великого движения. Конституция гарантирует ликвида¬цию всякой духовной и социальной деспотии и экономического монополизма. Она пытается покончить с деспотической системой и передать судьбу народа в его собствен¬ные руки.
При создании политических структур, которые являются основанием обще¬ства, используется религиозное толкование этих вопросов ответственными дея¬телями системы правления и управления делами государства. Законотворчество, которое отражает принципы социального управления, находится в рамках Корана и Сунны. Поэтому необ¬ходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых праведных и преданных исламских богословов. Целью исламского правления является рост человеческой личности в направлении божественного строя, а также раскрытие и расцвет способностей человека, показывающих его богоподобность и это зависит от активного и широкого участия всех общественных сил в процессе переустройства общества.
Поэтому Конституция создает основу для участия всех представителей об¬щества в принятии политических, судьбоносных решений на всех его этапах, дабы каждый нес ответственность за общество на пути человеческого развития. Это и будет осуществление принципа правления обездоленных на земле.
Правление справедливого факиха.
Согласно принципу преемственности правления имамов, Конституция явля¬ется основой правления вождя, отвечающего всем требованиям и признанного в таком качестве народом. Вождь должен гарантировать следование различных организаций своему истинно исламскому долгу.
Экономика — это средство, а не цель.
В деле укрепления экономического потенциала самое важное -это удовлет¬ворение потребностей человека на пути его развития и духовного роста, что отличается от других экономических формаций, стремящихся к концентрации и увеличению богатства и преследующих корыстные цели. Согласно материалис¬тическому мировоззрению, сама экономика является целью, а поэтому на раз¬личных этапах человеческого развития экономика становится фактором разло¬жения и упадка. В то же время, в исламе экономика рассматривается как сред¬ство. от которого нельзя ничего ожидать, кроме лучшей производительности для достижения поставленной цели.
Поэтому программа исламской экономики предусматривает создание благо¬приятных условий для проявления творческого потенциала человека. Поэтому исламское правление обязано обеспечить соответствующие равные возможнос¬ти для всех, занятость и удовлетворение потребностей человека для продолже¬ния его развития.
Женщина в Конституции.
При создании социальных основ ислама те, кто до того подвергались все¬сторонней иностранной эксплуатации, заново обретают свою человеческую сущ¬ность. Так как женщины находились под большим гнетом со стороны сатанин¬ского тиранического режима, они должны обрести больше прав. Семья — это основная ячейка общества и основной очаг развития и возвышения человека. Необходимо достичь согласия во взглядах и духовных идеалах при создании семьи, что является одной из задач исламского правления. При таком подходе к семье, женщин уже не рассматривается как «вещь» или «рабочее средство» на службе эксплуатации и потребительской идеологии. Она заново обретает серьезную и почетную обязанность — материнство. Она воспитывает детей в религиозном духе и вместе с мужчи¬ной идет в первых рядах активной социальной жизни. Таким образом, она обретает более серьезную миссию и ответственность, обладающую наивысшей ценностью и бла¬годатью с точки зрения ислама.
Армия ислама.
При создании и обеспечении оборонительных вооруженных сил страны об¬ращается особое внимание на то. чтобы их основой и принципом их деятельно¬сти стала вера и исламское учение. Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей Исламской революции создаются в соответствии с упомяну¬тыми целями. Не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя Божественного закона в мире лежит на их плечах.
Правосудие в Конституции.
Проблема правосудия в связи с защитой прав народа на пути исламского дви¬жения в целях предотвращения незначительных отклонений от этого пути среди исламской уммы, имеет жизненно важное значение. Поэтому предусматривается создание системы правосудия, основанной на исламской справедливости и состо¬ящей из справедливых судей, полностью владеющих исламскими нормами. С уче¬том фундаментальной важности и особого акцента на ее религиозную сущность, судебная система должна быть чиста во всех своих проявлениях.
Исполнительная власть.
С учетом особого значения исполнительной власти для претворения в жизнь исламских законов и установлении в целях достижения господства справедли¬вых отношений в обществе, а также с учетом ее необходимости для обеспечения достижения конечной жизненной цели, она должна способствовать созданию исламского общества. Поэтому с точки зрения ислама отвергается такой режим, который, создавая рогатки и препоны, помешает движению к этой цели или замедлит его. Вследствие этого, категорически отвергается бюрократический строй, порожденный сатанинским тираническим правлением, дабы его место занял более эффективный исполнительный механизм, способный быстрее вы¬полнять административные обязательства.
Средства массовой информации.
Средства массовой информации (радио и телевидение) должны служить рас¬пространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей и решитель¬но воздерживаясь от распространения деструктивных и антиисламских явлений.
Все обязаны следовать принципам закона, который считает своей главной задачей обеспечение свободы и достоинства человека и открывает путь к его развития и совершенствованию. Исламская нация должна выбрать знающих правоверных должностных лиц и постоянной контролировать их деятельность, участвуя таким образом в построении исламского общества, которое с Божьей помощью стало бы образцом для подражания для всего мира.
Депутаты.
Совет экспертов, состоящий из представителей народа, с учетом указанных выше целей и мотивов завершил работу над Конституцией, состоящей из 12 глав, включающих в себя 175 статей, путем изучения проекта, представленного правительством, и предложений различных групп населения в канун наступле¬ния 15-го века хиджры Пророка Мухаммеда (да будет с ним милость Аллаха и его благословение!), основавшего исламское освободительное учение.
Надеемся, что новый век по лунной хиджре станет веком правления угнетенных во всем мире и сокрушения всех угнетателей.
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!

Конституция Исламской Республики Иран.
Глава первая. Основные принципы.
Статья 1.
Система правления в Иране — Исламская Республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану после победы Исламской революции под руководством великого аятоллы имама Хомейни проголосовал большинством в 98,2 процента голосов от общего числа избирателей на референдуме, проведенном 10 и 11 фарвардина 1358 г. по сол¬нечной хиджре (1 и 2 джамади-аль-ула 1399 г. по лунной хиджре — 30 и 31 марта 1979 г.).
Статья 2.
Исламская республика — это система правления, основанная на вере в:
1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенство¬вании на пути к Богу;
4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шари¬ата;
5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основопо¬лагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции;
6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственно¬сти перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также националь¬ное единство и солидарность путем:
а) непрерывного исполнения законов шариата, отвечающими всем требова¬ниям факихов на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад. его дочь Фатима и 12 имамов);
б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, на¬правленные на их развитие;
в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других.
Статья 3.
Правительство Исламской Республики Иран призвано использовать все свои возможности для достижения целей, перечисленных в статье 2 для:
1. создания благоприятной атмосферы для дальнейшего развития мораль¬ных добродетелей, основанных на вере, богобоязненности и борьбе против всех проявлений разврата и упадка.
2. повышения уровня сознательности народа во всех сферах с помощью надлежащего использования прессы и других средств массовой информации.
3. обеспечения бесплатного образования и физического воспитания для всех и на всех уровнях, а также облегчение доступа к высшему образованию.
4. укрепления инициативы и духа исследования во всех областях науки, тех¬ники, культуры и ислама путем создания исследовательских центров и поощре¬ния исследователей.
5. полного отрицания колониализма и предотвращения иностранного влияния.
6. устранения всяческого деспотизма, авторитаризма и монополизма.
7. обеспечения политических и социальных свобод в рамках закона.
8. обеспечения участия всего народа в политическом, экономическом, соци¬альном и культурном самоопределении.
9. устранения неоправданной дискриминации и создания справедливых ус¬ловий для всех и во всех материальных и духовных сферах.
10. создания правильного административного строя и устранения ненужных структур.
11. наибольшего укрепления национального оборонительного потенциала с помощью всеобщего военного образования для сохранения независимости, тер¬риториальной целостности и исламского строя в стране.
12. создания правильной и справедливой экономики на основе исламских норм для обеспечения достатка, устранения бедности и всевозможных лишений в питании, жилищных условиях, труде и здравоохранении, а также распростра¬нение страхования.
13. обеспечения опоры на собственные силы и самодостаточности в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, военной области и т.д.
14. обеспечения всесторонних прав граждан, независимо от пола, обеспече¬ния безопасности путем справедливого правосудия для всех и равенства всех перед законом.
15. развития и укрепления исламского братства и сотрудничества между людьми.
16. выработки внешней политики страны на основе исламских критериев установления братского союза со всеми мусульманами и бескорыстной поддер¬жки угнетенных мира.
Статья 4.
Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, администра¬тивные, культурные, военные, политические и другие законы и установле¬ния должны быть основаны на исламских нормах. Эта статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлени-ям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Статья 5.
Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Ис¬ламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламс¬кой умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха, кото¬рые принимает эти обязанности согласно статье 107.
Статья 6.
В Исламской Республике Иран управление делами страны осуществляется с опорой на общественное мнение путем выборов Президента, депутатов Медж¬лиса исламского совета, членов советов и т.д., либо путем референдума, кото¬рые проводится по вопросам, определенным в других статьях этой Конститу¬ции
Статья 7.
Согласно повелению Священного Корана следующие советы: Меджлис исламского совета, совет провинции, области, го¬рода, района, уезда, деревни и т.д., являются основными органами принятия решений и управления страной. Данная Конституция и законы, основанные на ней, определяют порядок образования и сферу прав и обязанностей советов.
Статья 8.
В Исламской Республике Иран призыв к добру, проповедь одобряемого и запрещение неодобряемого является всеобщей обязанностью, которую люди несут по отношению друг к другу, государство — по отношению к народу и народ — по отношению к государству. Закон определяет условия, сферу и способ выпол¬нения этой обязанности.
Статья 9.
В Исламской Республике Иран свобода, независимость, единство и терри¬ториальная целостность страны неотделимы друг от друга; защита их есть долг государства и каждого члена общества. Никто не имеет права под предлогом свободы нанести даже самый незначительный ущерб политической, культур¬ной, экономической и военной независимости, а также территориальной цело-стности Ирана. Ни одно должностное лицо не имеет права под предлогом защи¬ты независимости и территориальной целостности страны ущемлять законные свободы, даже путем издания законов и иных нормативных актов.
Статья 10.
Так как семья является основной ячейкой исламского общества, все законы и нормативные акты должны быть направлены на облегчение создания семьи, охрану се священного статуса и прочность семейных отношений на основе ис¬ламского права и морали.
Статья 11.
Согласно священному аяту все мусульмане представляют собой единую умму. Правительство Исламской Респуб¬лики Иран обязано сделать гак, чтобы его общая политическая линия основы¬валась на союзе исламских народов: оно должно прилагать максимум усилий к тому, чтобы осуществить политическое, экономическое и культурное единство исламского мира.
Статья 12.
Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, при¬знающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неиз¬менным. Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское. пользуются полным уважением. Пос¬ледователи этих верований полностью свободны в выполнении религиозных обрядов согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиоз¬ным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд; в любом месте, где последователи одного из этих исламских течений составляют боль¬шинство населения, местные правила и постановления устанавливаются совета¬ми на основе требований этих религиозных течений, но при соблюдении прав последователей других мусульманских течении.
Статья 13.
Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными ре¬лигиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои рели¬гиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению.

Статья 14.
Согласно аяту правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обя¬заны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не уча¬ствуют в заговорах.
Глава вторая. Язык, алфавит, история и государственный флаг страны.
Статья 15.
Официальным и общим языком и алфавитом для иранского народа является персидский язык и персидский алфавит. Официальные документы и тексты, официальная переписка и учебники должны быть написаны на этом языке этим алфавитом, однако местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информа¬ции, а также для преподавания национальных литератур в школах.
Статья 16.
Так как языком Корана и исламских наук является арабский язык и персид¬ская литература с ним тесно связана, этот язык должен преподаваться после окончания начальной школы и до конца средней школы во всех классах незави¬симо от их специализации.
Статья 17.
Началом официального летоисчисления страны считается хиджра пророка ислама (да благословит и приветствует Аллах его и его род!), причем признается как лунная, так и солнечная хиджра, хотя работа государственных учреждений происходит согласно солнечной хиджре. Официальный выходной день недели — пятница.
Статья 18.
Официальный флаг Ирана выполнен в трех цветах — зеленом, белом и крас¬ном — и несет на себе специальную эмблему Исламской Республики и призыв «Аллах Акбар!».
Глава третья. Права народа.
Статья 19.
Иранцы, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами; цвет кожи, раса, язык и т.п. не ставит никого в привилегированное положение.
Статья 20.
Все иранцы, независимо от пола, одинаково пользуются покровительством закона и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм.
Статья 21.
Правительство обязано с учетом исламских норм гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, а также:
1) создавать благоприятные условия для развития личности женщины и воз¬рождения се материальных и духовных прав;
2) поддерживать женщину-мать, особенно в период беременности и кормле¬ния ребенка, а также брать на себя покровительство над беспризорными детьми;
3) создать компетентный суд для сохранения и продолжения семьи;
4) организовать особое страхование вдов и престарелых, одиноких женщин;
5) в случае отсутствия законного кормильца, поручать опеку над детьми достойным матерям для обеспечения счастливого будущего детей.
Статья 22.
Человеческое достоинство, жизнь, имущество, права, жилище и профессио¬нальная деятельность человека неприкосновенны, за исключением случаев, пре¬дусмотренных законом.
Статья 23.
Запрещается проверка взглядов человека. Человек не может быть подверг¬нут порицанию из-за его взглядов.
Статья 24.
Пресса свободна в публикации материалов, за исключением тех случаев, когда они наносят ущерб основам ислама или общественным правам. Эти слу¬чаи определяются законом.
Статья 25.
Вскрытие и недоставка писем адресату, запись и обнародование телефон¬ных переговоров, перехват телеграфных и телексных сообщений, их цензура и недоставка адресату и любое подслушивание запрещены, кроме случаев, когда они осуществляются по закону.
Статья 26.
Партии, политические и профессиональные общества и организации, ис¬ламские общества и признанные религиозные меньшинства свободны, но при условии, что они не будут нарушать принципы независимости, свободы, наци¬онального единства, исламских норм и основы Исламской Республики. Никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в какой-либо организации.
Статья 27.
Обеспечивается свобода собраний и демонстраций без оружия и без нару¬шений основ ислама.
Статья 28.
Каждый может выбрать себе работу, к которой имеет склонность и которая не противоречит исламу, общественным интересам и не нарушает права других.
Правительство обязано с учетом потребностей общества в различных про¬фессиях создавать для всех возможности для занятости и равные условия для занятия рабочих вакансий.
Статья 29.
Все имеют право на социальное обеспечение по выслуге лет, безработице, старости, инвалидности, отсутствию кормильца, неприятностей в дороге, а так¬же в случае происшествий, аварий и потребности в медицинской помощи и наблюдении в виде страхования и т.д.
Правительство обязано согласно законам обеспечить каждого члена обще¬ства указанной помощью и услугами за счет общественных доходов и взносов населения.
Статья 30.
Правительство обязано предоставлять всему народу возможность бесплат¬ного получения образования до окончания средней школы и расширять воз¬можности получения высшего образования настолько, насколько это позволит опора страны на собственные силы.
Статья 31.
Каждый иранец и каждая иранская семья имеют право на жилье, соразмер¬ное с их потребностями. Правительство обязано выполнять положения этой статьи с учетом приоритета особо нуждающихся, в особенности рабочих и сель¬ских жителей.
Статья 32.
Никто не может быть арестован кроме как по приговору и в порядке, пре¬дусмотренном законом. В случае ареста содержание обвинения должно быть немедленно представлено и разъяснено обвиняемому в письменном виде с ука¬занием причин задержания. В течение максимум 24 часов предварительное дело должно быть направлено в компетентные судебные инстанции, чтобы как мож-но скорее был подготовлен судебный процесс. Нарушение этой статьи карается по закону.
Статья 33.
Никого нельзя выслать с места жительства, никому нельзя запретить посе¬литься там, где он хочет, либо заставить поселиться где-либо, кроме случаев, предусмотренных законом.
Статья 34.
Каждый имеет неоспоримое право на правосудие и может обратиться с этой целью в соответствующий суд. Все члены общество имеют право на наличие доступных им судов. Никому нельзя запретить обратиться в суд, на обращение в который он имеет право по закону.
Статья 35.
Во всех судах истец и ответчик имеют право на адвоката. Если они не могут выбрать адвоката, то адвокат должен им быть предоставлен.
Статья 36.
Только компетентным судом и только на основе закона может быть вынесен приговор о наказании, и только при этих условиях он может быть выполнен.
Статья 37.
Признается презумпция невиновности: никто не признается преступником с точки зрения закона, пока его вина не будет доказана в компетентном суде.
Статья 38.
Запрещается применение любых пыток для получения признания или ин¬формации. Никого нельзя принудить к даче свидетельских показаний, призна¬нию или клятве; такие свидетельские показания, признания и клятвы не имеют силы.
Нарушение этой статьи карается законом.
Статья 39.
Всякое оскорбление человеческого достоинства задержанного, арестованно¬го, заключенного или сосланного лица запрещено и карается по закону.
Статья 40.
Никто не может осуществлять свои права во вред другим или нарушая об¬щественные интересы.
Статья 41.
Каждый иранец обладает неоспоримым правом на иранское гражданство. Правительство не может лишить ни одного иранца гражданства, кроме тех случаев, когда он сам ходатайствует об этом либо принимает гражданство другого государства.
Статья 42.
Иностранные граждане могут по закону получить иранское гражданство причем лишить таких граждан гражданства можно в том случае, если другое государство примет их в свое гражданство или сами они обратятся с таком просьбой.
Глава четвертая. Экономика и финансы.
Статья 43.
В целях обеспечения экономической независимости общества и искорене¬ния нищеты и лишений и удовлетворения потребностей человека в процессе его развития и сохранения его достоинства, экономика Исламской Республики Иран основывается на следующих положениях:
1) обеспечение основных потребностей: жилье, пища, одежда, здравоохра¬нение. образование и возможность создания семьи для всех.
2) обеспечение условий и возможностей работы для всех для того, чтобы достигнуть полной занятости; предоставление средств производства всем тем, кто может работать, но не имеет таких средств, через кооперативы, выделение беспроцентных кредитов и иными законными путями, что не должно привести к сосредоточению богатства в руках отдельных лиц или групп либо к превраще¬нию государства в крупного и единственного предпринимателя. Эти меры дол¬жны предприниматься с учетом потребностей, обозначенных в общих планах экономического развития страны на каждом определенном этапе.
3) осуществление экономического планирования страны таким образом, чтобы форма и содержание, а также время работы позволяли человеку не только прилагать усилия в своей сфере занятости, но и позволяли заниматься духовным, политическим и социальным самосовершенствованием и самообразованием, активно участвовать в управлении делами страны, а также повышать уровень своих умений и проявлять инициативу.
4) свобода выбора профессии, отсутствие принуждения человека к опреде¬ленной работе и предотвращение эксплуатации чужого труда.
5) запрещение нанесения вреда другим, монополизма, спекуляции, ростов¬щической прибыли и других неодобряемых действий.
6) запрещения расточительства во всех сферах экономики, в частности в потреблении, капиталовложении, производстве, распределении и оказании услуг.
7) привлечение науки и техники и подготовка специалистов в соответствии — потребностями развития экономики страны.
8) предотвращение иностранного экономического господства над экономи¬кой страны.
9) особое внимание к сельскохозяйственному, животноводческому и про¬мышленному производству, обеспечивающему общественные потребности и способствующему опоре страны на внутренние силы и освобождающему ее от зависимости от других.
Статья 44.
Экономическая система Исламской Республики Иран основана на трех сек¬торах — государственном, кооперативном и частном при регулярном и пра¬вильном планировании.
Государственный сектор включает в себя все крупную промышленность, основные отрасли промышленности, внешнюю торговлю, крупные горноруд¬ные предприятия, банковское дело, страхование, обеспечение электроэнергией, плотины и крупные водопроводы, радио и телевидение, почту, телеграф и теле¬фон, гражданскую авиацию, судоходство, дороги, в частности железные, и т.п. Все это в виде общественной собственности находится в ведении государства.
Кооперативный сектор включает в себя кооперативные производственные и распределительные фирмы и учреждения, которые согласно исламским нормам создаются в городе и в деревне.
Частный сектор охватывает ту часть земледелия, животноводства, промыш¬ленности, торговли и сферы услуг, которые дополняют экономическую деятель¬ность государственного и кооперативного секторов.
В этих секторах экономики собственность при условии непротиворечия дру¬гим статьям этой главы и законам ислама, а также способствования развитию экономики страны и ненанесения ущерба обществу находится под покрови¬тельством закона Исламской Республики.
Закон определяет правила, сферу и условия функционирования этих трех секторов.
Статья 45.
Общественное достояние, в частности целинные или брошенные земли, шахты, моря, озера, реки и другие общие водные ресурсы, горы, долины, леса, тростниковые заросли, естественные рощи, луга, не имеющие владельца, на¬следство без наследников, собственность, чей хозяин не установлен, а также общественное достояние, конфискованное у присвоивших его, находится в ве¬дении исламского государства, которое должно использовать его в общих инте¬ресах. Закон определяет порядок использования составляющих общественное достояние его частей.
Статья 46.
Каждый является собственником того, что получено за счет его законного труда. Никто не может под предлогом собственности на продукт своего труда лишить другого возможности труда и получения дохода.

Статья 47.
Личная собственность, полученная законным путем, пользуется уважением. Закон определяет правила, связанные с ней.
Статья 48.
Не должно быть дискриминации в использовании природных ресурсов и использования национального дохода на уровне провинций и в распределении экономической деятельности между различными территориями страны с тем, чтобы каждый регион имел необходимые финансовые и иные возможности в соответствии со своими потребностями и потенциалом.
Статья 49.
Правительство должно конфисковывать накопления, полученные за счет ростовщической прибыли, присвоения собственности, взятки, растраты, воров¬ства, азартных игр, злоупотребления вакуфным имуществом, государственных подрядов и контрактов, продажи пустынных земель и имущества, не принадле¬жащего частному лицу, организации мест разврата и за счет других незаконных способов обогащения и возвращать незаконно присвоенное истинному владельцу, а в случае неизвестности его — передавать это имущество в казну. Правитель¬ство должно осуществлять этот принцип после расследования и доказательства наличия состава одного из упомянутых деяний по закону.
Статья 50.
В Исламской Республике Иран охрана окружающей среды, в которой долж¬на проходить общественная жизнь и развитие будущих поколений, является общественным долгом. Поэтому запрещается экономическая и другая деятель¬ность, которая неразрывно связана с загрязнением окружающей среды и нано¬сит ее непоправимый ущерб.
Статья 51.
Налоги устанавливаются исключительно по закону. Закон определяет слу¬чаи освобождения от налогов и налоговых льгот.
Статья 52.
Годовой бюджет страны в порядке, предусмотренном законом, готовится правительством и представляется в Меджлис исламского совета на обсуждение и утверждение. Любые изменения в бюджетных показателях осуществляются в порядке, предусмотренном в законе.
Статья 53.
Все доходы государства аккумулируются на счетах Генерального казначей¬ства. Все расходы в рамках утвержденных кредитов осуществляются согласно закону.
Статья 54.
Финансовый суд находится в прямом подчинении у Меджлиса исламского совета. Его структура и управление делами в Тегеране и в центрах провинций определяется законом.

Статья 55.
Финансовый суд в порядке, предусмотренном законом, проверя¬ет или инспектирует все счета министерств, государственных пред¬приятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедить¬ся в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена правильно. Финансовый суд согласно зако¬ну готовит соответствующие финансовые выкладки, счета и доку¬менты и представляет Меджлису исламского совета отчет о выполне¬нии бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предло¬жений. Этот доклад должен быть опубликован для всеобщего озна¬комления.
Глава пятая. Суверенитет народа и органы власти, основанные на нем.
Статья 56.
Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью. Никто не может отобрать у человека это Божественное право, либо поставить его на службу интересов ка¬кого-то человека или группы людей. Народ осуществляет это право, данное Бо¬гом, так. как это указано в следующих статьях.
Статья 57.
Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютною правления имама (велаяте факих) согласно нижеследующим стать¬ям Конституции. Указанные власти не зависимы друг от друга.
Статья 58.
Законодательная власть осуществляется Меджлисом исламского совета, образуемым из избранных народом депутатов Его решения после прохождения законодательных процедур, указанных в следующих статьях, передаются для выполнения исполнительной и судебной властям.
Статья 59.
При решении важнейших экономических, политических, социальных и куль¬турных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью ре¬ферендума путем прямого обращения к воле народа. Требование об обращении ко всеобщему голосованию должно быть утверждено двумя третями от общего числа депутатов Меджлиса.
Статья 60.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и министрами во всех случаях, кроме тех, которые данной Конституцией непосредственно отнесены к ведению Лидера страны.
Статья 61.
Судебная власть осуществляется судами системы юстиции, которые должны быть образованы согласно исламским нормам и заниматься разрешением спо¬ров, охраной общественных прав и соблюдением и развитием справедливости, а также исполнением наказаний согласно религиозным предписаниям.

Глава шестая. Законодательная власть.
Часть первая. Меджлис исламского совета.
Статья 62.
Меджлис исламского совета образуется из представителей народа, избирае¬мых прямым тайным голосованием.
Закон устанавливает требования к избирателям и кандидатам в депутаты, а также порядок выборов
Статья 63.
Срок полномочий депутата Меджлиса исламского совета составляет 4 года. Выборы на каждый очередной срок должны проводится до истечения полномо¬чий депутатов предыдущего созыва, чтобы страна не оставалась без Меджлиса.
Статья 64.
Количество депутатов Меджлиса исламского совета 270 человек. Начиная с референдума 1368 г. по солнечной хиджре (1989 г.), по прошествии каждых 10 лет с учетом человеческих, политических, географических и иных факторов к этому числу депутатов могут прибавляться максимум 20 человек.
Зороастрийцы и иудеи выбирают по 1 депутату, ассирийцы и халдеи выбираю вме¬сте одного депутата, и армяне-христиане севера и юга также выбирают одного депутата.
Границы избирательных участков и число депутатов определяются законом.
Статья 65.
После проведения выборов заседания Меджлиса исламского совета имеют право принимать решения при кворуме в две трети от общего числа депутатов. Законопроекты и постановления принимаются согласно утвержденному внут¬реннему регламенту, кроме тех случаев, когда Конституция устанавливает осо¬бый кворум для принятия решений.
Для утверждения внутреннего регламента необходимо, чтобы за него прого¬лосовало две трети присутствующих депутатов.
Статья 66.
Порядок выборов председателя и президиума Меджлиса, а также число ко¬миссий, срок их деятельности, проблемы, относящиеся к переговорам, и орга¬низационные вопросы определяются внутренним регламентом.
Статья 67.
Депутаты должны на первом заседании Меджлиса принести клятву и подпи¬сать ее текст, который приводится ниже:
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
«На Священном Коране приношу клятву Всевышнему и Всемогущему Богу и своим человеческим достоинством обязуюсь защищать ислам и достижения Исламской революции иранского народа, а также основы Исламской Республи¬ки, быть справедливым хранителем того, что нам доверил народ, быть верным представителем народа и выполнять свои обязанности честно и благочестиво, всегда быть верным принципам независимости и величия страны, защиты прав народа и служения народу, защищать Конституцию и в своих устных и пись¬менных выступлениях думать о независимости страны, свободе народа и обес¬печении его интересов».
Представители религиозных меньшинств приносят эту присягу с упомина¬нием своего Священного Писания.
Депутаты, не участвовавшие в первом заседании Меджлиса, должны прине¬сти присягу на первом же заседании, в котором примут участие.
Статья 68.
Во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов, утвержденного Советом по охране Конституции, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе.
Статья 69.
Дебаты в Меджлисе исламского совета должны быть гласными, полный от¬чет о заседания Меджлиса должен передаваться по радио и печататься в офици¬альных газетах для всеобщего ознакомления. В чрезвычайных обстоятельствах, когда это необходимо для безопасности страны, по просьбе Президента, кого-либо из министров либо 10 депутатов Меджлиса может быть проведено закры¬тое заседание. Решения закрытого заседания имеют силу только в случае при¬сутствия на нем Совета по охране конституции и принятия этих решений тремя четвертыми голосов от общего числа депутатов. После преодоления чрезвычай¬ных обстоятельств отчет о закрытом заседании и принятые на нем документы должны быть напечатаны для всеобщего ознакомления.
Статья 70.
Президент, его заместители и министры могут по отдельности или коллек¬тивно участвовать в открытых заседаниях Меджлиса, имея при себе своих совет¬ников. Если депутаты посчитают это необходимым, министры обязаны присут¬ствовать. Их сообщения должны быть заслушаны всякий раз, когда они этого потребуют.
Часть вторая. Компетенция Меджлиса исламского совета.
Статья 71.
Меджлис исламского совета может принимать законы по всем вопросам в рамках, обозначенных в Конституции.
Статья 72.
Меджлис исламского совета не может принимать законы, противоречащие принципам и установлениям официальной религии страны или Конституции. Заключение по этому поводу выносится Советом по охране конституции в по¬рядке, предусмотренном в статье 96.

Статья 73.
Меджлис исламского совета имеет право разъяснять и толковать обычное право. Положения этой статьи не препятствуют толкованию законов в рамках системы правосудия для определения правого и виноватого.
Статья 74.
После одобрения кабинетом министров законопроекты поступают в Медж¬лис. Законопроекты могут рассматриваться в Меджлисе по предложению как минимум 15 депутатов Меджлиса исламского совета.
Статья 75.
Законопроекты, а также предложения и поправки депутатов по законопро¬ектам, которые ведут к уменьшению общественного дохода и увеличению об¬щественных расходов, могут быть предложены на рассмотрение Меджлиса только в том случае, если в них будут предусмотрены пути компенсации уменьшения дохода или обеспечения финансирования новых расходов.
Статья 76.
Меджлис исламского совета имеет право на рассмотрение всех проблем страны.
Статья 77.
Договоры, соглашения и иные международные документы должны прохо¬дить ратификацию в Меджлисе исламского совета.
Статья 78.
Не допускается любой пересмотр границ, кроме незначительных частных изменений с учетом интересов страны и при условии, что это изменение не будет односторонним и не нанесет ущерба независимости и территориальной целостности страны и будет одобрено четырьмя пятыми от общего числа депу¬татов Меджлиса исламского совета.
Статья 79.
Запрещается введение военного положения. Во время войны и при сходных чрезвычайных обстоятельствах правительство имеет право по решению Медж¬лиса исламского совета временно вводить необходимые ограничения на срок не более 30 дней. Если же обстоятельства, обусловившие введение этих ограниче¬ний будут по-прежнему сохраняться, правительство обязано снова обратиться за разрешением в Меджлис.
Статья 80.
Правительство может получать и давать займы или безвозмездную помощь внутри страны и за рубежом только с одобрения Меджлиса исламского совета.
Статья 81.
Категорически запрещается предоставление концессий иностранцам для создания фирм и организаций в области торговли, промышленности, сельского хозяйства, горной промышленности и сферы услуг.

Статья 82.
Правительство не имеет права нанимать на работу иностранных экспертов, кроме особо необходимых случаев и с одобрения Меджлиса исламского совета.
Статья 83.
Здания и собственность, являющаяся частью национального достояния, не могут быть переданы другим лицам, кроме как с одобрения Меджлиса исламс¬кого совета и только в том случае, если эта собственность не представляет собой уникальные памятники.
Статья 84.
Каждый депутат несет ответственность перед всем народом и имеет право высказываться по всем проблемам внутренней и внешней политики страны.
Статья 85.
Депутатский мандат относится к конкретному депутату и не может быть передан кому-либо еще. Меджлис не может передать законодательные полно¬мочия человеку или группе людей, однако в необходимых случаях может соглас¬но статье 72 возложить подготовку определенных законов на свои комиссии. В таком случае эти законы в течение периода времени, определенного Меджли¬сом, будут выполняться в порядке эксперимента, а затем окончательно утверж¬даться Меджлисом.
Кроме того, Меджлис исламского совета может на основании статьи 72 пере¬давать функции окончательного утверждения уставов государственных или по¬лугосударственных организаций, компаний и учреждений соответствующим ко¬миссиям или правительству. В этом случае постановления правительства не дол¬жны вступать в противоречие с принципами и установлениями официальной религии страны или с Конституцией, о чем согласно статье 96 выносит опреде¬ление Совет по охране конституции. Кроме того, постановления правительства не должны быть в противоречии с общими законами и правилами страны. Для того, чтобы можно было установить отсутствие такого противоречия, они долж¬ны наряду с опубликованием для исполнения доводиться до сведения председа¬теля Меджлиса исламского совета.
Статья 86.
Депутаты Меджлиса полностью свободны в выражении своих взглядов при исполнении депутатских полномочий и не могут быть привлечены к ответствен¬ности или подвергнуться аресту за высказанные в Меджлисе взгляды и за голо¬сование при выполнении своих депутатских обязанностей.
Статья 87.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.