Программа государственного переустройства Китая 1924

Опубликовано в Апрель 25th, 2014 in Азия от admin

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА
(1 апреля 1924 г.)
Статья 1. Программа национального правительства по переустройству Китая основывается на революционных принципах, известных как «три народных принципа» и «конституция пяти властей».
Статья 2. Первым и самым важным элементом в деле переустройства является народное благосостояние. Учитывая неотложные потребности народа в отношении пищи, одежды, жилища и средств сообщения, правительство дол¬жно сотрудничать с народом в целях улучшения сельского хозяйства и развития текстильной промышленности, с тем чтобы народ имел достаточные возможности питаться и оде¬ваться, в целях постройки большого количества жилых поме¬щений всякого рода, с тем чтобы он мог жить в них с удобствами, и в целях постройки и починки дорог и каналов, с тем чтобы облегчить передвижение.
Статья 3. Вторым элементом переустройства является демократия. Чтобы сделать народ способным к пониманию политических вопросов, правительство должно дать ему образование и руководить им так, чтобы он знал, как осуще¬ствлять свои права выборов, отозвания должностных лиц, инициативы и референдума.
Статья 4. Третьим элементом переустройства является национальный принцип. Правительство должно покровительствовать и помогать национальным меньшинствам страны (манчжурам, монголам, тибетцам и др.), с тем чтобы они ока¬зались в состоянии осуществлять свое право на самоопределение и самоуправление, сопротивляясь иностранному притеснению и вторжению. В то же время правительство должно пересматривать договоры, заключенные с иностранными государствами в видах обеспечения национальной независимости и международного равноправия.
Статья 5. Переустройство предполагает три этапа:
а) период военной власти;
б) период политической опеки;
в) период конституционного правления.
Статья 6. В течение периода военной власти вся страна подчиняется военному режиму. Чтобы ускорить объединение страны, правительство может употреблять военную силу для подавления всякого сопротивления внутри страны и для распространения тех принципов партии, которые просветят народ.
Статья 7. Период политической опеки начнется в про¬винциях, а военный режим закончится, как скоро порядок будет полностью восстановлен в провинциях.
Статья 8. В течение периода политической опеки пра¬вительство будет посылать в различные округа образован¬ных и выдержавших экзамены должностных лиц, чтобы они помогли народу подготовиться к местному самоуправлению. Установление местного самоуправления будет зависеть от завершения переписи населения, оценки земель округа, со¬здания надежной полицейской силы и постройки дорог во всем округе. Кроме того народ должен быть способен выполнять гражданские обязанности, осуществляя четыре упомянутых выше права, и научиться применять революционные принципы, прежде чем быть допущенным к избранию руководящего округом должностного лица и законодательствующих делегатов. С этого времени округ будет считаться при¬годным для полной автономии.
Статья 9. Граждане вполне автономного округа будут иметь право непосредственных выборов, право непосредственного отозвания должностных лиц, право непосредственной инициативы и право непосредственного референдума.
Статья 10. В начале периода автономии каждый округ обязан будет объявить стоимость частной земельной собственности в округе. Процедура будет состоять в предъявлении собственникам требования о том, чтобы они сами сделали объявление местным властям; налог будет устанавли¬ваться по объявленной стоимости; но местному правительству будет принадлежать право отчуждения собственности в любой момент по объявленной стоимости. Всякая рента вследствие улучшения управления или общественного прогресса будет выгодой всего общественного целого, и первоначальный собственник не может сохранять ее для себя.
Статья 11. Ежегодный доход от земель, ренты от владений, продукция публичных владений, доход от лесов, рисовых полей, копей и оросительных работ будут сохраняться за местным правительством и должны предназначаться на развитие промышленности, на оказание помощи бедным де¬тям и старикам, на заботы о больных и удовлетворение других общественных нужд.
Статья 12. Если какой-либо округ не располагает достаточным капиталом для развития своих естественных бо¬гатств, своей промышленности и своей торговли, то он должен обратиться с призывом о получении капиталов извне; цен¬тральное правительство окажет ему финансовую помощь, а полученные в ее итоге доходы будут разделены поровну меж¬ду центральным и местным правительствами.
Статья 13. Округа будут участвовать в расходах центрального правительства в известном процентном отношении к их доходу. Это процентное отношение не может быть ни ниже 10%, ни выше 50% и будет установлено представите¬лями народа.
Статья 14. По установлении местного автономного пра¬вительства народ каждого округа будет иметь право избирать по одному представителю в состав собрания, с тем чтобы участвовать в политических делах наций.
Статья 15. Все должностные лица, избираемые или на¬значаемые на местах или центральным правительством, дол¬жны подвергаться производимым центральным правитель¬ством экзаменам, прежде чем получить возможность занять свою должность.
Статья 16. Тотчас же после того как полная автономия будет установлена во всех округах провинции, в этой провинции начнется период конституционализма, а собрание народных представителей будет избирать гражданского губернатора для надзора за автономным управлением провин¬ции. В делах национального управления в провинции губер¬натор провинции должен повиноваться приказам центрально¬го правительства.
Статья 17. В течение периода конституционализма власть центрального правительства и провинциальных прави¬тельств будет распределяться на равных началах. Дела обще¬национального значения будут сохранены за центральным правительством, а дела местного значения будут сохранены за округами. Это не будет ни системой централизации, ни системой децентрализации.
Статья 18. Самоуправляющейся единицей является округ (или уезд – «сянь»). Провинция объединяет округа и обеспечивает сотрудничество между центральным правительством и местными окружными правительствами.
Статья 19. В начале конституционного периода центральное правительство должно завершить установление 5 юаней (юань – это совет, коллегия, палаты, «приказ») для осуществления пяти властей в следующем порядке:
1) исполнительный юань,
2) законодательный юань,
3) судебный юань,
4) экзаменационный юань и
5) контрольный юань.
Статья 20. В исполнительный совет с самого начала будут входить следующие министерства:
1) министерство внутренних дел,
2) министерство иностранных дел,
3) министерство военных дел,
4) министерство финансов,
5) министерство земледелия и недр,
6) министерство промышленности, торговли и труда,
7) министерство народного образования и
8) министерство путей сообщения.
Статья 21. До обнародования конституции председатели юаней будут назначаться и отзываться президентом респуб¬лики, который будет осуществлять над ними высший контроль.
Статья 22. Проект конституции будет основываться на программе государственного переустройства и на опыте периода политической опеки и периода конституционализма; он будет составлен законодательным юанем и доведен им до сведения народа, с тем чтобы он мог быть обсужден и принят, когда придет время.
Статья 23. Когда более половины провинций страны вступит в период конституционализма, т. е. когда более поло¬вины провинций будет иметь полное местное самоуправление во всех округах, тогда соберется национальный конгресс, чтобы вынести решение о принятии и обнародовании конституции.
Статья 24. Тотчас же после того как конституция будет обнародована, ведение дел центрального правительства будет поручено национальному конгрессу. Иначе говоря, националь¬ный конгресс получит власть избирать и отзывать должностных лиц центрального правительства, брать на себя инициативу законов и налагать свое вето на законы, обнародованные центральным правительством.
В день обнародования конституции конституционное прав¬ление будет считаться полностью установленным, и народ всей страны произведет национальные выборы в соответ¬ствии с конституцией. Через 3 месяца после выборов нацио¬нальное правительство выйдет в отставку и передаст свои обязанности правительству, избранному народом; программа государственного переустройства окажется, таким образом, выполненной.
В день обнародования конституции конституционное прав¬ление будет считаться полностью установленным, и народ всей страны произведет национальные выборы в соответ¬ствии с конституцией. Через 3 месяца после выборов нацио¬нальное правительство выйдет в отставку и передаст свои обязанности правительству, избранному народом; программа государственного переустройства окажется, таким образом, выполненной.

Обсуждение закрыто.