Стратегия национальной безопасности США 1987

Опубликовано в Апрель 16th, 2015 in Современное положение от admin

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США
БЕЛЫЙ ДОМ
ЯНВАРЬ 1987

«Свобода, мир и процветание… в этом заключается Америка.., ради нас самих, наших друзей и всех людей, которые борются во всем мире за демократию.» Рональд Рейган
I. Американская перспектива
С самого начала деятельности настоящей Администрации мы заложили основу для более конструктивной и позитивной роли Америки в решении мировых вопросов, определив основные направления внешней и оборонной политики.
В течение предыдущих лет мы объективно анализировали нашу политику и деятельность на мировой арене, чтобы учесть динамику сложного и постоянно меняющегося мира. Если была необходимость в изменениях, я распоряжался о внесении таких изменений. Но мы не отклонились и не будем отклоняться от великих целей, которые определяют лидирующую роль Америки в современном мире:
• Обязательство по достижению цели мировой свободы, мира и процветания;
• Тесное сотрудничество с нашими партнерами во всем мире;
• Активная помощь тем, кто борется за свое самоопределение, свободу и достойные стандарты жизни и развития;
• Стремление быть реалистами в отношении Советского Союза, открыто определить основные моральные различия между тоталитаризмом и демократией; и
• Поиск эффективных путей взаимодействия с советскими лидерами в целях предотвращения войны и поддержания мира во всем мире.
Основа эффективной Стратегии национальной безопасности, заложенная с первых дней работы настоящей Администрации, строго соблюдалась и была для нас очень полезна. Мы вернули нашу экономическую, политическую и военную мощь. Западные демократии восстановлены, и все больше народов во всем мире обращаются к демократическим идеям и принципам свободного рынка. Соединенные Штаты продолжают поддерживать тех, кто стремится к преимуществам нашего демократического способа жизни.
В то время как Соединенные Штаты являются лидером свободного мира с конца Второй мировой войны, мы не действовали в одиночку. В ходе войны и в последующие десять лет наша стратегия была основана на партнерстве с теми странами, которые разделяют наши цели. Поскольку мир на протяжении нескольких лет постоянно менялся, разногласия между странами, которые борются за развитие демократических институтов, и странами, идущими по пути тоталитаризма, стали объектом пристального внимания. Поскольку изменения в области прав человека, передовых технологиях, качестве жизни и глобальной экономике будут происходить и в будущем, наш пример будет и в дальнейшем оказывать огромное влияние на человечество. Соединенные Штаты занимают правильную позицию в этой исторической борьбе, и мы попытались создать устойчивую основу для поддержания таких позитивных изменений.
Настоящий отчет по Стратегии национальной безопасности основан на действиях Администрации, Конгресса и американского народа, реализуемых на протяжении последних шести лет. Но любой стратегический документ является лишь руководством. Чтобы быть эффективными, необходимо строго руководствоваться национальными интересами и целями, иметь соответствующие ресурсы и использовать все возможные рычаги государственной власти для достижения наших национальных целей. Необходимо создать базовую концепцию, на основании которой исполнительные органы, которым поручена организация различных элементов государственной власти, могут выделить более конкретные и детальные цели. И она должна использоваться для разработки конкретных планов, предназначенных для достижения конкретных целей.
Поэтому ежегодные доклады Государственного секретаря и Министра обороны перед Конгрессом играют ключевую роль для поддержки целей, определенных в настоящей докладе. В рамках своих компетенций внешней и оборонной политики они разрабатывают конкретные планы действий для реализации нашей Национальной стратегии, защиты интересов США и, что более важно, снижения рисков для нашего государства и наших союзников.
Далее приведена детализация Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов — программа для будущей свободы, мира и процветания.
II. Основные принципы Стратегии национальной безопасности США
БЕЗОПАСНОСТЬ США В СЛОЖНОМ И МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
После Второй мировой войны Соединенные Штаты впервые столкнулись с огромной ответственностью за мировой порядок. Более не защищенные океанами, состоящие в союзе со странами, опустошенными войной, и столкнувшись с неоспоримыми доказательствами экспансионистские стремлений Советского Союза, Соединенные Штаты взяли на себя двойную ответственность за восстановление мирового экономического порядка и сдерживание особого бренда тоталитаризма и коммунизма, распространяемого Советским Союзом.
Соединенные Штаты ответили на угрозы, создаваемые Москвой, политикой сдерживания. Сдерживание, как стратегия поддержания мира во всем мире, включает три основных элемента.
Первый элемент, оборонная политика США, предусматривал передовое базирование военных сил, необходимое для сдерживания советской военной экспансии. На практике это означало содержание крупных военных формирований на территории союзников Западной Европы и Восточной Азии. По мере роста советской системы доставки ядерного оружия, она также потребовала больших стратегических сил для того, чтобы усилить сдерживание, обеспечиваемое вооруженными силами Соединенных Штатов и их союзниками. Таким образом, наша система военной безопасности основывалась, в первую очередь, на двух стратегических зонах, Европе и Восточной Азии, и подстраховывалась ядерными силами устрашения.
Второй элемент, международная экономическая политика США, включал программы восстановления экономики Западной Европы и Японии. Он также требовал лидирующей позиции США в создании и управлении международной денежной системой и стимулировании заключения региональных и международных соглашений о свободной торговле.
Третий элемент, политика США в отношении стран третьего мира, включал экономическую помощь и помощь в сфере безопасности. Он также имел ключевой политический компонент: деколонизация, самоопределение и поддержка развития в направлении демократии. Советский Союз противопоставил нам в странах третьего мира политику «войн национального освобождения,» с помощью с которой он стремился использовать нестабильность в новых государствах для становления марксистско-ленинистских режимов, основанных на советской модели.
В течение трех последвоенных декад мы достигли значительных успехов в реализации нашей Национальной стратегии. Мировая война была предотвращена. Европа и Япония вернулись к процветанию при огромном содействии США, и большая часть стран третьего мира была деколонизирована. Тем не менее, сдерживание было дорогостоящей политикой. Но поскольку Соединенным Штатам принадлежала львиная доля экономической мощи развитых стран, мы могли себе позволит нести такую ношу.
Послевоенный период закончился в 1970х годах. Было три причины для его завершения. Во-первых, успех экономической политики США в Европе и Восточной Азии существенно изменил распределение богатства и власти в рамках наших союзных систем. Соединенные Штаты больше не занимали превосходящую экономическую позицию по отношению к Западной Европе и периферии Восточной Азии. И наш успех в сдерживании советской военной агрессии в этих двух стратегических зонах создал распространенное общественное убеждение, что прямая советская агрессия в этих двух регионах стала менее вероятна.
Во-вторых, наращивание советской военной мощи и распространение советской власти на Кубе, в Никарагуа, на Ближнем Востоке, в Юго-восточной и Юго-западной Азии и Африке требовало внесения изменений в стратегию реализации нашей политики сдерживания. В частности, определяющее значение имело достижение Советским Союзом стратегического ядерного паритета с Соединенными Штатами.
В-третьих, политическое оживление в странах третьего мира повлекло за собой гражданские войны и региональные конфликты, которые угрожали разжиганием прямой военной конфронтации между Соединенными Штатами и Советским Союзом. А экономические достижения, в частности, в энергетической отрасли, спровоцировали политическую нестабильность и оказали дестабилизирующее воздействие на международную денежную систему.
В таком совершенно другом мире необходимо было пересмотреть основные принципы стратегического планирования. Военного превосходства США в стратегических силах больше не существует, а устойчивый рост советского военного потенциала в отношении Европы, Персидского залива и других важных зон создал постоянную угрозу для региональной безопасности.
Сегодня, как никогда ранее, необходимо, чтобы наша Стратегия национальной безопасности основывалась на едином понимании интересов и целей США и реалистическом подходе к решению проблемы Советского Союза и других угроз безопасности США.
ИНТЕРЕСЫ США
Стратегия национальной безопасности США отражает наши национальные интересы и представляет собой всеобщий план для достижения национальных целей, которые поддерживают эти интересы. Ниже приведены ключевые национальные интересы, на соблюдение и защиту которых нацелена наша стратегия:
1. Выживание Соединенных Штатов в качестве свободного и независимого государства, с сохранением фундаментальных ценностей и действующих институтов.
2. Здоровая и развивающаяся экономика США.
3. Распространение свободы, демократических институтов и свободных рыночных экономик во всем мире, связанных между собой открытой и справедливой международной торговой системой.
4. Стабильный и устойчивый мир без основных угроз интересам США.
5. Плодотворные и эффективные партнерские отношения США.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ В ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ США
Цели национальной безопасности США – это конкретизация более широких целей, которые поддерживают национальные интересы. Как таковые они не подразумевают механическую или автоматическую реализацию, а представляют собой руководство для разработки политики в конкретных ситуациях, которые требуют координированной реализации государственной власти. Наши национальные интересы поддерживают следующие основные цели:
1. Обеспечивать безопасность нашего государства и наших союзников. Соединенные Штаты, в сотрудничестве с союзниками, должны стремиться к сдерживанию агрессии, которая может нанести вред безопасности, и, в случае неудачной попытки сдерживания, должны быть готовы отразить любое военное нападение и положить конец конфликту на условиях, выгодных Соединенным Штатам, их интересам и союзникам.
А именно:
• Сдерживать вражескую агрессию в отношении Соединенных Штатов, их граждан, вооруженных сил или союзников и подавлять агрессию, в случае неудачной попытки сдерживания.
• Поддерживать силу и жизнеспособность союзных отношений США с другими странами.
• Эффективно устранять угрозы безопасности Соединенных Штатов и их граждан, не доводя дело до вооруженного конфликта, в том числе угрозу международного терроризма.
• Предотвратить распространение ядерного оружия.
• В долгосрочной перспективе снизить нашу зависимость от ядерного оружия путем укрепления наших обычных вооруженных сил, соблюдения обоснованных и объективных соглашений о контроле над вооружениями и разработки технологий для стратегической обороны.
• Обеспечить беспрепятственный доступ США в пространство мирового океана и в космос.
• Предотвратить доминирование СССР (либо другой вражеской державы или коалиции держав) на территории Евразии.
• Заставить Советский Союз почуствовать тяжесть своей внутренней экономической слабости в целях сдерживания чрезмерных советских расходов на военную отрасль и глобального авантюризма.
• Способствовать развитию более близкого сотрудничества с Народной Республикой Китай.
2. Решать проблемы глобальной экономики. Экономическая взаимозависимость стала чрезвычайно выгодной для Соединенных Штатов, но также привела к возникновению новых политических проблем, которые требуют разрешения. Поскольку возросла наша зависимость от ресурсов, потенциальная уязвимость наших путей снабжения вызывает обеспокоенность. Несмотря на то, что устойчивый экономический рост США помогает вывести мир из рецессии, во многих странах продолжается экономический спад. Мы должны уделить внимание разрешению важнейших глобальных проблем, которые, в случае неразрешения, могут негативно повлиять на интересы США в будущем. Многие из таких проблем, как задолженность стран третьего мира, международная торговля наркотиками и растущий протекционизм на данный момент влияют на интересы США.
А именно:
• Поддерживать сильную, процветающую и конкурентоспособную экономику США в контексте стабильной и растущей мировой экономики.
• Обеспечить доступ США на иностранные рынки, а также обеспечить Соединенными Штатам и их союзникам доступ к зарубежным энергетическим и минеральным ресурсам.
• Поддерживать эффективную международную экономическую систему с минимальными диспропорциями в торговле и инвестициях, стабильными валютами и общепринятыми и признанными правилами устранения диспропорций.
3. Защищать и поддерживать демократию, свободу и права человека во всем мире. Внешняя политика, которая игнорирует судьбы миллионов людей во всем мире, стремящихся к свободе, станет предательством нашего национального наследия. Невозможно гарантировать нашу свободу и свободу наших союзников в мире, в котором свобода притесняется в других местах.
А именно:
• Поддерживать рост национальной независимости и свободных институтов во всем мире.
• Создавать и поддерживать программы помощи, развития торговли и инвестиций, которые направлены на стимулирование экономического развития и роста в свободных и цивилизованных социальных и политических порядках стран третьего мира.
• Стимуровать тенденции либерализации в рамках Советского Союза и его государств-сателлитов.
4. Мирным способом разрешать конфликты, которые влияют на интересы США в проблемных регионах мира. Региональные конфликты, в которые вовлечены союзники или друзья Соединенных Штатов, могут угрожать интересам США и зачастую сопряжены с риском экскалации в более масштабный конфликт. Конфликты или попытки свержения дружественных правительств, которые спровоцированы Советским Союзом или его государствами-сателлитами, представляют серьезную угрозу для интересов США.
А именно:
• Поддерживать стабильный глобальный и региональные военные балансы с СССР и его союзниками.
• Помогать государствам, которые столкнулись с угрозой советской диверсии или агрессии.
• Устранять, по возможности, истинные причины региональных беспокойств, которые могут перерасти в масштабную войну.
• Нейтрализовать попытки Советского Союза расширить свое влияние в мире и ослабить связь между СССР и его государствами-сателлитами третьего мира. —
• Оказывать помощь в борьбе с угрозами стабильности дружественных правительств и институтов, такими как массовые беспорядки, поддерживаемый государством терроризм и международная торговля наркотиками.
5. Строить эффективные и взаимовыгодные отношения со всеми странами, с которыми имеются общие интересы. Сегодня в мире насчитывается более 150 государств. Но ни одно из них не может сравниться с Соединенными Штатами по мощности и благосостоянию, тем не менее, это суверенные государства и большинство из них, если не все, затрагивают интересы США, прямо либо опосредованно.
А именно:
• Поддерживать создание союзов государств, дружественных по отношению к интересам США, используя для этого любые дипломатические, политические, экономические и информационные средства.
• Повышать эффективность международных институтов в поддержании мира, мирового порядка и политического, экономического и социального прогресса.
• Изучать возможности улучшения взаимоотношений с вражескими государствами в целях снижения вероятности будущего конфликта.
• Укреплять влияние США во всем мире.
Наша Стратегия национальной безопасности должна реализовываться для защиты интересов и целей США. Она также должна учитывать многочисленные угрозы и нестабильность современного сложного и меняющегося мира.
ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ИНТЕРЕСАМ США
Наиболее серьезной угрозой безопасности США и национальным интересам является глобальная угроза, создаваемая Советским Союзом. В то время как только некоторые личности из Политбюро могут с уверенностью заявлять о ближайших тактических планах Кремля, долгосрочное стратегическое направление советской внешней политики более понятно. Выполняя требования политической системы, созданной и управляемой максистско-ленинистской идеологией, и политической партии, представляющей эту идеологию, Москва стремится изменить существующую международную систему и установить советскую глобальную гегемонию. Эти долгосрочные советские глобальные цели представляют общую концепцию советской внешней и оборонной политики.
Фундаментальные различия в экономических, социальных и политических убеждениях и целях привели к противоборствующим отношениям между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Тем не менее, обе стороны разделяют общую цель недопущения прямой конфронтации и снижения угрозы ядерной войны. Сейчас настоящим вызовом для американского государственного аппарата является эффективное использование этой общности интересов для сохранения мира без создания угроз нашей национальной безопасности и без предательства наших идеалов свободы и справедливости.
Для реализации своей экспансионистской политики СССР увековечил внутреннюю политическую систему централизованного тоталитарного контроля и мобилизовал и организовал эту систему для реализации своих международных целей. В международном масштабе советская власть поддерживает группы, ведущие так называемые войны «национального освобождения,» спонсирует вооружение и военную подготовку международных террористических групп, поддерживает и использует региональную нестабильность, ведет агрессивную и незаконную войну в Афганистане. Во многих других местах по всему миру советские советчики и боевые части также совершают действия, нарушающие международные соглашения.
Советы провели беспрецедентное наращивание военного потенциала, которое представляет постоянную угрозу для Соединенных Штатов и наших союзников. Советское руководство четко отдает предпочтение своей военной мощи, которая стала основным источником влияния СССР на международной арене. Десятилетиями Советский Союз распределял непропорциональный процент национальных доходов для создания своих вооруженных сил. Сейчас его вооруженные силы насчитывают более пяти миллионов военнослужащих (без учета более миллиона бойцов пограничной службы и других сил безопасности). Установлено, что на сегодня военные расходы составляют 15-17 процентов советского ВНП.
Советская военная мощь позволяет Москве обеспечивать серьезную оборону родины, а также принимать прямое и опосредованное участие в региональных конфликтах за пределами СССР. Более того, советские военные ресурсы все чаще используются для оказания влияния на политику других стран и поддержания нестабильности.
Связь между Советским Союзом и ростом мирового терроризма сегодня очевидна. Несмотря на то, что Советский Союз не обладает прямым контролем над большинством террористических групп, он осуществляет массовые поставки оружия, денег и оказывает консультационную помощь революционным группам, ведущим террористическую деятельность. Советы пытаются скрыть такую помощь с помощью посредников — радикальных правительств, таких как Куба, Северная Корея, Никарагуа, Сирия и Либия, которые напрямую взаимодействуют с радикальными террористами и повстанцами. Несмотря на то, какую поддержку оказывает Москва, прямую или косвенную, конечными целями радикального терроризма являются Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония и другие умеренные, прозападные правительства.
В последние годы Советский Союз стал более умело использовать инструменты государственной власти. Несмотря на значительное ослабление советской экономики, Политбюро активно применяет экономические инструменты в своей глобальной стратегии. Он использует торговлю с Западом для получения экономических рычагов воздействия, технологии и валюты. Приобретение, законными или незаконными способами, передовых военных технологий имеет особое значение для Советов, т.к. позволяет сократить сроки разработки оружия, снизить расходы и компенсировать слабость советской экономики. Приобретение производственных технологий имеет аналогичное значение для Советов, поскольку они помогают повысить эффективность оборонной промышленности. Доступ к западному производственному оборудованию, процессам и ноу-хау позволил советским оборонным заводам запустить производство передового оружия на пять лет раньше, чем это было возможно. Советы также пытаются заключить долгосрочные экономические договоры, которые создадут отношения зависимости от СССР (напр., о поставке энергетических ресурсов в Западную Европу).
Кроме того, Советы создали масштабный аппарат политического влияния. Этот аппарат включает самый огромный в мире пропагандистский механизм, объединяющий открытую и скрытую деятельность во всех СМИ; финансирование и поддержку иностранных коммунистических партий и подставных организаций; политическую и идеологическую обработку иностранных студентов, правительственных должностных лиц, террористических и военных личностей; а также управление восприятием иностранных гостей в СССР. Он также включает отдельные усилия, направленные на проведение «активных мероприятий,» таких как дезинформация, использование политических средств влияния и другие дезориентирующие операции.
Несмотря на то, что Советы нельзя назвать инициаторами всех революционных движений, их стратегия ясна и заключается в использовании внутренней уязвимости иностранных государств для поддержания возникновения режимов, находящихся под советским влиянием или контролем. Все это осуществлялось по принципу «мирного сосуществования» с Соединенными Штатами и Западом, которое представляло собой постоянное соревнование во всех формах, за исключением глобальной борьбы.
Уделяя надлежащее внимание советской угрозе, мы не должны игнорировать другие дестабилизирующие международные угрозы и проблемы, которые могут нанести серьезный ущерб интересам США, если не будут надлежащим образом разрешены. К ним, в частности, относятся некоммунистические государства с репрессивными правительствами и идеологией, противопоставленной нашей; международные экономические проблемы внушительного мирового долга, нарушение торгового баланса и снижение сравнительных преимуществ в нашей взаимозависимой глобальной экономической системе; стремительный рост населения Земли и связанные с этим проблемы бедности и обеспечения едой и водой; распространение ядерного оружия; торговля наркотиками; и нарушение прав человека.
Еще одну угрозу, которая особенно опасна по своей природе и масштабам распространения, представляет международный терроризм — мировой феномен, проявления которого становятся все более частыми, неразборчивыми и получают государственную поддержку. Терроризм, вероятно, останется отличительной чертой международной жизни до конца столетия. Он прямо атакует наши демократические ценности, подрывает наши дипломатические усилия, направленные на мирное разрешение конфликтов, и основы цивилизованного общества. Эффективная борьба с терроризмом – это основная цель национальной безопасности Соединенных Штатов.
Единое понимание наших национальных интересов и целей на фоне главных угроз этим интересам имеет определяющее значение для разработки эффективных стратегий. Следующие два раздела будут посвящены основным элементам нашей внешней и обронной политики и методам достижения целей национальной безопасности. Эффективная интеграция нашей внешней и оборонной политики создает основу для нашей Стратегии национальной безопасности.

III. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ
Наша внешняя политика отражает основную идею нашей Стратегии национальной безопасности —распространение нашего демократического способа жизни. История неоднократно демонстрировала нам, что только демократии присуще уважение личных свобод и прав человека. В послевоенном мире демократия также продемонстрировала чрезвычайную экономическую жизнеспособность. С помощью более гибких экономик демократии продемонстрировали эффективность и динамизм, необходимый для поддержания силы в сложной международной экономической ситуации.
Если мы достигнем мира, который все хотим увидеть, демократии продолжат процветание. Сегодня среди стран с разным уровнем экономического развития демократические развиваются более быстрыми темпами. Соединенные Штаты должны стать примером демократии. К сожалению, многие в мире лишены возможности увидеть наш пример. Еще для большего количества он был искажен; а те, кто его видит и вдохновляется им, нуждаются в практической помощи.
Мы оказывали содействие ранее — в послевоенной Западной Европе и Азии — и мы должны сделать это опять. Наши достижения на этих территориях являются одной из самых выдающихся, позитивных глав новейшей истории. Наша поддержка демократии не должна быть скрыта; он должна быть активной и видимой. Активная поддержка демократических сил в последние два десятилетия продемонстрировала ценность этой законной и важной деятельности. Существенная поддержка со стороны западноевропейских демократических партий значительно стимулировала успехи демократических движений в Испании и Португалии.
Мы заинтересованы в стимулировании конструктивных изменений, которые могут привести к укреплению политической стабильности, социальной справедливости и экономическому прогрессу. Изменения должны происходить изнутри по пути, продиктованному национальными и местными традициями. В некоторых случаях помощь и руководство лучше предоставляют другие демократии. Наши усилия должны быть основаны на терпении, уважении различных культур и признании наших собственных ограничений.
ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Соединенные Штаты располагают чрезвычайно широким диапазоном инструментов для защиты своих международных интересов и поддержки развития по пути демократии во всем мире. Вполне возможно, что ни одно государство никогда не было соразмерно обеспечено. Эти инструменты обычно более эффективны, когда они используются совместо с другими. Все они должны быть приспособлены к изменяющимся ситуациям. Восстановление нашей национальной силы в текущем десятилетии произошло, благодаря созданию общей основы. Оно будет сохранено в следующем десятилетии только в случае защиты этой основы и надлежащего и эффективного использования инструментов, которые находятся в нашем распоряжении. К отдельным, но взаимосвязанным инструментам, от которых зависит успех нашей внешней политики, относятся следующие:
Моральный и политический образец. Американский дух и процветание является серьезной проблемой для идеологии и практических результатов наших оппонентов: свободное, плюралистическое общество работает. Эта сила образца представляет собой убедительное преимущество американского общества, но мы не должны отдавать на волю случая распространение информации об этом. В наших интересах распространить это сообщение организованно.
Военная мощь и экономическая жизнеспособность. Большая военная мощь США необходима для поддержания стабильного, безопасного пространства, в котором возможна эффективная реализация дипломатии и сдерживание наших противников. Экономическая мощь Америки поддерживает эту силу и укрепляет наши отношения с другими странами, которые разделяют наши интересы в свободном и открытом международном порядке.
Союзные отношения. Достижение американских целей зависит от сотрудничества с международными парнерами, разделяющими наши ценности. Такие отношения укрепляют нашу силу и снижают естественное нежелание американского народа взваливать на себя груз гарантирования безопасности. Предсказуемые трудности, которые периодически возникают в союзных отношениях, необходимо сравнивать с огромной пользой, которую такие связи приносят нам и нашим друзьям.
Помощь в обеспечении безопасности. Помогая нашим друзьям, союзникам и тем, на кого нацелились наши враги, мы снижаем возможность нашего вовлечения в опасные конфликты. Помощь в обеспечении безопасности за границей – это эффективные инвестиции в нашу собственную безопасность. Она способствует сдерживанию, поддерживает региональную стабильность, помогает обеспечить доступ к важным зарубежным военным объектам и снижает наши военные потребности. Решительное использование этого ценного инструмента внешней политики напрямую поддерживает наши интересы безопасности.
Экономическая помощь. В течение десятилетий после Второй мировой войны Америка вложила около 200 миллиардов долларов в экономическое развитие других стран. Эти финансовые ресурсы сыграли решающую роль в достижении важнейших целей США. Хорошо структурированная программа экономической помощи существенно укрепляет нашу позицию мирового лидера.
Торговая политика. Результат экономической помощи максимизируется, когда она совмещается с обоснованной торговой политикой, направленной на наиболее эффективное использование нашей помощи. Более того, торговая политика, которая усугубляет экономические трудности других стран, может только увеличить потребность в американской помощи в будущем. Соблюдение принципов открытого и справедливого мирового торгового порядка обеспечивает приобретение странами экономической силы, которая позволяет им стать на ноги и делает вклад в наше благосостояние посредством взаимовыгодной торговли. Интересы безопасности иногда требуют ограничения торговли и союзного сотрудничества для предотвращения усиления военной мощности наших противников.
Научное и технологическое сотрудничество. Для большинства стран доступ к передовым научным и технологическим ресурсам крайне важен для процветания и долгосрочного экономического роста. Мировое лидерство США и большие ресурсы в области науки и технологий являются важным стратегическими активами для укрепления существующих связей с друзьями и союзниками и стимулируют дружественные отношения с возникающими государствами.
Частные инвестиции в развивающиеся экономики. Свободное движение международных инвестиций имеет основное значение для глобального экономического роста и открытого торгового порядка. Частные инвестиции США в менее развитые страны значительно способствуют их экономическому росту и поддерживают социальную стабильность. Во времена, когда развивающиеся страны борются за выполнение своих долговых обязательств, а ресурсы нашего национального бюджета ограничены, вложение частных инвестиций приобретает повышенное значение.
Дипломатическое посредничество. В регионах, в которых конфликт угрожает нашим интересам и интересам наших друзей, политические усилия обязательны для прекращения насилия, обеспечения свободы и национального самоопределения и закладывают основу будущей стабильности. Инициативы американской дипломатии основаны на эффективном и совместном использовании ранее упомянутых инструментов и умении представителей США действовать в качестве посредников при разрешении споров. Четкое заявление о наших обязательствах перед друзьями и союзниками, по сути, стимулирует их противников серьезно участвовать в переговорах.
Международные организации. Многосторонняя дипломатия и участие в работе международных организаций позволяет бороться с общими глобальными проблемами и разделить задачу их разрешения. Умелая дипломатия США в рамках таких организаций послужила для укрепления наших общих целей, таких как поддержание мира, защита прав человека и стимулирование развития свободных экономических и политических систем.
Поддержка борцов за свободу. Инструменты внешней политики должны удовлетворять особые потребности тех, кто противостоит режимам советского типа, насажденным в странах третьего мира в 1970х и 1980х годах. Америка имеет длинную историю частной и правительственной поддержки групп, стремящихся к национальной независимости и свободе. Это чрезвычайно важные и необходимые меры, поскольку агрессивные максистско-ленинистские режимы явно угрожают международному миру и стабильности. Мы продвигаем путь свободы и демократии, чтобы продемонстрировать Советам, что их действия, нацеленные на распространение максистско-ленинистского тоталитаризма, не принесут им никакой выгоды.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Соединенные Штаты проводят рыночноориентированную политику, стимулирующую экономический рост, как внутри страны, так и за ее пределами. Экономический рост Соединенных Штатов — это опора, которая поддерживает нашу силу и позволяет развивать человеческий потенциал. Наша политика экономического роста обеспечивала опору для самого важного элемента нашей Стратегии национальной безопасности за последние шесть лет — восстановление военной мощи США. Динамический рост экономики США – предмет зависти для большинства стран мира. Сегодня мы трудимся в этой стране для восстановления американской производительности, поддержания нашего научного и технологического лидерства, реализации нашего человеческого потенциала и вхождения в 21й век с еще более эффективной и конкурентоспособной американской экономикой. Наша нация достигнет этих целей посредством тяжелого труда, целенаправленности и стремления к возрождению американской промышленности.
Соединенные Штаты делают ставку на частные предприятия. Эта философия предусматривает высокие жизненные стандарты и экономическое развитие личности. Наша Стратегия национальной безопасности на международной экономической арене поддерживает рыночноориентированную экономическую политику, которая максимизирует экономические возможности и личное благосостояние.
Важно понимать, почему мы выбрали частное предпринимательство в качестве основы нашей международной экономической политики. Эта основная сфера, в которой Соединенные Штаты—и свободный мир, в целом—принципиально отличается от коммунистического мира. Советская экономическая модель характерируется неэффективностью централизованной командной экономики, упадком коллективных предприятий и неспособностью обеспечить надлежащий уровень жизни большинству советских граждан. Советская модель экономическую организации не работает и не будет работать.
Под руководством Генерального Секретаря Горбачева Советский Союз объявил о намерении провести ряд фундаментальных реформ в управлении экономической политикой. Недавно Горбачев пригласил частный сектор западных стран и ведущих предпринимателей США принять участие в будущем советской экономики. В свете советской инициативы мы должны задать себе вопрос, каким мы хотим видеть Советский Союз в ближайшие двадцать или тридцать лет. Понятно, что мы можем повлиять на результат только частично. Но мы не должны игнорировать новые возможности для развития экономического взаимодействия между нашими двумя странами. Предоставление большей экономической свободы советскому народу соответствует интересам Запада до тех пор, пока это не способствует увеличению советских инвестиций в военные мощности.
Но мы должны подходить к такому взаимодействию с чувством реализма. Существуют сферы, в которых такое взаимодействие не будет конструктивным. Советское членство в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ), например, не будет служить интересам Запада в данный момент. В дополнение к опасности политизации ГАТТ, государственно-администраивная торговая система СССР принципиально несовместима с ориентаций на свободный рынок, присущей международной торговой системе ГАТТ. К предложениям советских чиновников о возможном участии СССР в Мировом банке и Международном Валютном Фонде следует относиться с осторожностью по той же причине. При нынешних обстоятельствах мы будем выступать против такого членства.
Усилия СССР, направленные на расширение форм международного экономического сотрудничества, являются частью советской стратегии национальной безопасности. Помимо стимулирования развития советской экономики, она разработана для использования зависимости торговых партнеров и распространения власти и влияния СССР в целом. Торговля с Западом также может открыть доступ к передовым технологиям, которые будут использованы для советского военного строительства. Некоммунистические правительства учитывать соображения безопасности в процессе налаживания взаимодействия Восток-Запад.
А именно:
• Согласно Хельсинскому договору межправительственное сотрудничество в экономической сфере должно зависеть от прогресса в других сферах отношений Восток-Запад, в том числе от соблюдения Востоком прав человека.
• В отношении стратегических технологий необходимо обеспечить и совершенствовать контроль со стороны Координационного комитета по экспортному контролю (COCOM) в целях сдерживания возможностей Советского Союза и его союзников в достижении равного или превосходящего уровня оборонных возможностей, по сравнению с Западом.
• Международное энергетическое агентство (МЭА) должно продолжать свою деятельность, направленную на снижение зависимости стран-членов от ненадежных поставщиков энергетических ресурсов.
Ранее наша Администрация заложила международную экономическую основу для расширения сотрудничества с нашими союзниками. Мы попытались распространить идею о том, что будущее принадлежит тем, кто позволяет свободному предпринимательству управлять экономическими решениями, а не тем режимам, которые позволяют бюрократическим чиновникам определять курс экономического развития. В течение этих шести лет мы стали свидетелями того, как эти принципы превратились из концепции в реальность. Во Франции экономическая либерализация переживает период стабильного прогресса. В Японии, медленно, но уверенно, торговля и рынки капитала становятся более открытыми. В Германии и Соединенном Королевстве разрабатываются новые экономические курсы, направленные на поддержание роста с низким уровнем инфляции.
Мы считаем, что рыночноориентированная политика в долгосрочной перспективе является залогом еще большего роста в Америке и в мире в целом. Мы делали все возможное для сдерживания протекционистских тенденций, как внутри страны, так и за ее пределами, поскольку протекционизм навредит всем свободным государствам. Непосредственные и долгосрочные затраты будут превышать краткосрочную выгоду, которую можно получить.
Мы поддерживали рыночную энергетическую политику и более открытую торговлю энергоресурсами в рамках Международного энергетического агентства. Мы были инициаторами создания основы для нового раунда переговоров в ГАТТ, который откроет рынки для нашего экспорта товаров и услуг и стимулирует рост, повышение эффективности и уровня мировой занятости. Мы установили более крепкие связи с нашими азиатскими партнерами, отмечая будущую роль американо-азиатских экономических отношений.
Промышленные государства Запада стали более зависимыми друг от друга. Ни одна из таких стран не сможет самостоятельно разрешить долгосрочные экономические проблемы. Соединенные Штаты и их союзники должны сотрудничать для нашего роста и процветания, а также для роста и процветания остального мира.
Повышение темпов мирового экономического роста, открытие рынков и улучшение ситуации с долгом развивающихся стран – это долгосрочные цели, которые мы сможем выполнить только посредством проведения разумной экономической политики, осмотрительного кредитования, прямых инвестиций и стратегий оказания помощи, которые приведут к всеобщему экономическому росту и растущим рынкам, необходимым для поддержания долгосрочного процветания. Крупные инвестиции капитала и ноу-хау в форме помощи, инвестиций, передачи технологий и обучения являются предпосылками регионального мира и коллективной безопасности, наряду с силами устрашения и оборонными союзами. Такая переоценка традиционной концепции «распределения ответственности и затрат» соответствует возможностям Соединенных Штатов и наших союзников и измененным обязанностям коллективного лидерства.
Одним словом, наша международная экономическая политика основывается на мнении, что экономическая свобода не принадлежит нескольким избранным личностям, а является универсальным правом всех людей. Мы будем использовать нашу экономическую мощь и политическую волю для защиты и развития нашей визии мирового экономического будущего, которое принадлежит свободным людям, свободным правительствам и свободным экономическим предприятиям.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Мы столкнулись с серьезной угрозой нашей национальной безопасности в политической сфере. Этот вызов заключается в борьбе идей и поддержании политической инфраструктуры мировой демократии. Для достижения этой цели мы должны обеспечить нашу политическую оборону, так же как мы обеспечиваем нашу военную оборону.
Как показывают результаты опросов общественного мнения, две трети американских избирателей обычно не интересуются внешней политикой. Более того, только незначительное большинство сегодня считает, что эта страна должна играть активную роль в мировых делах — и это большинство уменьшается. Для внешней политики нет внутреннего электората – мы должны построить ее.
К инструментам реализации такого подхода относится ряд традиционных органов, ответственных за осуществление внешней политики, таких как Государственный Департамент и Министерство обороны, Агентство Международного Развития (AID) и Информационное агентство США (USIA), а также несколько менее традиционных участников, включая Министерство торговли и финансов и Торговое представительство США (USTR).
Другим игроком в сфере политической, информационной и коммуникационной деятельности является частный сектор. В течение последних шести лет частный сектор активизировался в качестве основного элемента в разработке целей внешней политики США. Лидирующие частные лица и группы предпринимают шаги для определения и организации граждан по всей территории Соединенных Штатов, которые принимают прямое участие в отношениях государства с остальным миром. Частные добровольческие организации осуществляют незаменимую работу общественного просвещения. Мы оказываем им серьезную помощь и поддержку.
Фокусируясь на потребностях эффективной политической и информационной политики, мы должны помнить, что Советский Союз имеет более агрессивную программу пропаганды и введения общества в заблуждение, использующую различные методики, нацеленные не только на страны третьего мира, но и на наших союзников. Настоящий советский режим расширил спектр и активность мероприятий в области пропаганды и публичной дипломатии. Мы должны активно бороться с советской пропагандой и мероприятиями, используя все информационные программы США.
Наша политическая и информационная стратегия должна распространиться на людей в запретных районах, в частности, в СССР и Восточной Европе — чтобы поощрить надежду на изменения и донести обществу информацию о преимуществах свободных институтов. Это достигается с помощью электронных средств массовой информации, печатных материалов, расширения контактов и обмена идеями, возникшими в результате таких контактов. Процесс постепенных изменений произойдет изнутри, но стимул и визия «как могут обстоять дела» должны прийти в закрытое общество извне. Это визия страны, которая считает, что мир демократии – это более безопасный мир, мир, в котором больше возможностей реализовать принцип уважения человеческого достоинства всех людей.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Западное полушарие. Оборона Северной Америки – это основная задача безопасности страны. Эта задача стала причиной создания после Второй мировой войны системы безопасности полушария, состоящей из ядерных средств устрашения США, расширенного сотрудничества с Канадой и поддержания договоренностей о коллективной безопасности с Латинской Америкой. Новые угрозы и новые возможности для демократии в Западном полушарии требуют возрождения этого традиционного подхода, основанного на общих интересах с нашими демократическими соседями в Карибском регионе, а также Северной, Центральной и Южной Америке.
Агрессивные марксисткие режимы на Кубе и в Никарагуа сделали Западное полушарие, которое ранее рассматривалось, как неоспоримо безопасное для Соединенных Штатов, регионом стратегических возможностей для Советского Союза. Ненадежность социальных и политических договоренностей в Латинской Америке и присутствие двух упомянутых советских государств-сателлитов, с их поддержкой партизанских движений в других латинских странах и их связями с международным терроризмом, предвещают длительную нестабильность и конфликт в регионе. Эта ситуация усугубляется экономическими проблемами и проблемами погашения задолжности, постоянной проблемой торговли наркотиками и растущим политическим влиянием наркоторговцев, которые—частно совместно с местными партизанскими группами—стали представлять серьезную угрозу для возрождения латинской демократии.
Политика национальной безопасности США для Западного полушария стремится к разрешению указанных проблем с помощью более широкого продвижения демократии, стимулирования экономического развития, укрепления диалога и дипломатии со странами региона и развития оборонительного потенциала, позволяющего достигнуть прогресса без деструктивного влияния извне. Многие текущие проблемы Соединенных Штатов выходят за рамки официальных договоренностей о коллективной безопасности, достигнутых в прошлые десятилетия. Наша национальная безопасность требует активной политической и экономической поддержки демократии и дипломатических инициатив полушария для укрепления союзов.
Западная Европа. Безопасность Западной Европы остается зоной приоритетных интересов Соединенных Штатов. Общие ценности, советская угроза, экономическая взаимозависимость США и Европы свидетельствуют о важности коллективной обороны, выраженной в форме НАТО.
Сегодня существуют две большие опасности для безопасности Западной Европы – это близость советских обычных и ядерных вооруженных сил и уязвимость поставок нефти для Западной Европы, из которых 60 процентов осуществляются по морю через Персидский залив.
Сплоченность альянса НАТО перед лицом этих угроз остается сильной и продолжает укрепляться путем проведения интенсивных консультаций по всем вопросам безопасности. В течение последних двенадцати месяцев было проведено более тридцати консультаций НАТО на высшем уровне. Такой интенсивный процесс, который мы полностью поддерживаем, привел к достижению фундаментального согласия в Альянсе относительно подхода к отношениям Восток-Запад во всех сферах, от контроля за вооружениями до прав человека. Общий подход Альянса, закрепленный в последних министерских протоколах НАТО, объединяет обязательство по сохранению сил, необходимых для защиты наших основных интересов, и готовность работать в направлении улучшения взаимоотношений посредством реального диалога с Советским Союзом.
Альянс значительно усилился в последние годы. Соединенные Штаты уделили особое внимание восстановлению отношений с Альянсом, а наши усилия по возрождению американской экономики обеспечили основной стимул для роста в Западной Европы. Другими важными факторами были вступление Испании в НАТО в 1982 году и прошлогодний референдум в Испании о поддержке последующего членства. Посредством размещения ядерных сил промежуточной дальности в 1983 и последующих годах Альянс продемонстрировал свое намерение защищать свои основные интересы перед лицом советского запугивания. В 1984 году Союзники запустили программу по наращиванию оборонительной мощности с использованием обычных вооружений, а в последнее время сосредоточились на расширении сотрудничества в области вооружений. В 1985-86 года решительность и солидарность союзников заставили Советы вернуться за стол переговоров в Женеве и предпринять шаги для успеха переговоров.
Несмотря на активность и силу Атлантического Альянса, отношения НАТО стали напряженными в некоторых направлениях. Например, угрозу представляют протекционизм и торговый дефицит, разные методы борьбы с терроризмом, распределение расходов и иногда различная оценка советской угрозы. Более того, приоритеты внешней политики западноевропейских правительств относительно развития в Азии, Африке, Среднем Востоке и Латинской Америки не всегда совпадают с приоритетами США, частично, потому что Соединенные Штаты должны ориентироваться на глобальную перспективу.
Некоторые выражали сомнения, особенно в конце 1970х годов, относительно длительной ответственности США за безопасность Европы. Успешная реализация двухвекторного решения НАТО относительно ядерных средств промежуточной дальности (1979 г.) помешала попыткам СССР подорвать гарантии безопасности США относительно обороны Европы и стала основным стимулом к участию Советов в серьезных переговорах о реальном сокращении ядерных средств промежуточной дальности. Независимо от результатов этих переговоров, гибкая реакция потребует дальнейшего присутствия ядерного оружия США в Европе. Тем не менее, НАТО постоянно работало в направлении уменьшения своего ядерного арсенала до минимального уровня, необходимого для сдерживания, и продолжает снижать свои запасы согласно решению, принятому в Монтебелло в 1983 году.
Перед нами стоит задача по поддержанию достигнутого темпа и преодолению неизбежного напряжения в наших отношениях с Альянсом. Взаимное соблюдение ценностей и интересов, которые заложены в основе Альянса, гибкость и политическая активность поможет Соединенным Штатам и их союзникам в создании еще более крепкого бастиона для сдерживания советской агрессии и запугивания.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Соединенные Штаты – это сила Тихоокеанского региона и достойный член мирового сообщества, который привел к росту мировой экономики. Советский военный потенциал в Азии и Тихоокеанском регионе существенно увеличился, но реакция США выходит далеко за рамки технических вопросов соответствующей военной мощи. Наша цель заключается в укреплении наших природных политических и экономических союзов и одновременной модернизации наших военных сил, размещенных в регионе.
Сотрудничество с Японией имеет основное значение для развития отношений США в регионе. Американо-японский договор о взаимной безопасности официально закрепил наши связи в области обороны, создав основу безопасности для широкого спектра экономических, социальных и политических союзов.

Страницы: 1 2 3 4

Обсуждение закрыто.