Проект конституции Йемена 2015

Опубликовано в Февраль 11th, 2017 in Мусульманский мир от admin

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЙЕМЕНА)
Данный проект была разработан Конституционной комиссией в январе 2015 года, а в феврале 2015 года власть в Северном Йемене взяли хоуситы.
Глава I: Общие принципы
Раздел I: Политические принципы
Статья (1) Федеральная Республика Йемен является федеративным государством, гражданской, демократической, арабской исламской, независимой и суверенной страной; основанной на принципах реализации воли народа, верховенства закона и равных прав для всех граждан. Йемен – это единое неделимое государство, и ни одна из его частей не может быть передана другому государству. Йемен является неотъемлемой частью арабского и исламского мира.
Статья (2) Религией государства является ислам, официальным языком — арабский.
Статья (3) Государство уделяет особое внимание развитию мехрийского и сокотрийского языков.
Статья (4) Исламский Шариат является источником власти. Толкование кодификации шариатских положений осуществляет исключительно Законодательный орган.
Статья (5) Власть принадлежит народу, который является источником власти. Народ осуществляет власть непосредственно посредством референдума и всеобщих выборов либо опосредовано через законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Статья (6) Народ вправе свободно определять собственную политическую позицию, и мирным способом обеспечивать экономическое, социальное и культурное развитие через органы управления каждого уровня, в соответствии с положениями настоящей Конституции и международных конвенций, ратифицированных Йеменом.
Статья (7)
1. Йеменская национальность является основой гражданства. Любое лицо, родившееся от отца и матери – йеменцев, имеет право на получение йеменское гражданства, и такое гражданство не может быть отозвано. Закон регулирует случаи приобретения и отзыва йеменского гражданства.
2. Все граждане, независимо от места жительства, могут иметь только одно национальное гражданство.
Политическая система
Статья (8) Политическая система основана на следующих принципах:
1. Разделение власти, политический плюрализм и мирная передача власти. Ни при каких обстоятельствах не разрешается изменять политическую систему или использовать для достижения политических, экономических, социальных или культурных целей насилие, принуждение или вооруженные формирования.
2. Гарантия политического участия согласно требованиям представительской, совещательной демократии прямого участия.
Статья (9) Запрещается использовать храмы для распространения диверсионных идей, агитации в пользу определенных политических сил, разжигания фанатизма, вражды или бунта либо иных актов насилия.
Статья (10) Государство должно соблюдать Устав ООН, Устав Лиги арабских государств и Всеобщую декларацию прав человека. Оно должно соблюдать международные конвенции и соглашения, ратифицированные законодательным органом, и общепризнанные принципы международного права.
Статья (11) Государство обязуется бороться с терроризмом во всех его формах и сделать такую борьбу основой национальной политики.
Статья (12) В рамках своей внешней политики Государство обязано защищать суверенитет, безопасность и верховные интересы страны, а также применять принципы справедливости и уважения суверенитета других стран, прав народа на свободу и достоинство и поддержание регионального и международного мира и безопасности.
Статья (13)
1. Политические партии и организации являются основой демократии и содействуют реализации политической воли народа.
2. Свобода создания политических партий и организаций гарантируется в соответствии с законом, они могут быть созданы только на основании уведомления. Запрещается вмешательство в деятельность политических партий и организаций; при этом приостановка их деятельности или их роспуск возможен только на основании окончательного судебного решения.
3. Правила внутренней процедуры политических партий и организаций должны быть основаны на принципах демократии и надлежащего управления, а также должны предусматривать предоставление открытых финансовых отчетов об источниках финансирования, активах и методах управления ими.
4. Партии обеспечивают представительство женщин и молодежи в своих руководящих органах.
5. Запрещается создавать политические партии и организации по расовому, идеологическому или конфессиональному признаку. Также запрещается:
a. Подрывать республиканскую и демократическую систему.
b. Получать иностранное финансирование.
c. Эксплуатировать религию для достижения политических целей.
Статья (14) Ни одна партия, группа или лицо не вправе создавать военные или парамилитарные формирования, группы или организации. Нарушение настоящего положения рассматривается как акт агрессии против безопасности и единства Республики и подлежит наказанию согласно закону.
Раздел II: Экономические основы
Статья (15) Национальная экономика является свободной социальной экономикой, конечная цель которой заключается в достижении экономического и социального развития, повышении объемов производства и стимулировании социального обеспечения. Она основана на следующих принципах:
1. Свобода экономической деятельности.
2. Социальная справедливость.
3. Разнообразие частных, государственных, смешанных и кооперативных секторов экономики, а также свобода конкуренции между секторами.
4. Укрепление государственно-частного партнерства с целью обеспечения экономического и социального развития.
5. Прозрачность и надлежащее руководство в деятельности всех секторов экономики.
Право частной собственности и его использование охраняется и гарантируется законом, а государство и общество должны уважать и защищать такое право. Ограничение права собственности или экспроприация имущества разрешается только в интересах общества и в обмен на справедливое и предварительное возмещение, выплачиваемое в случаях и в порядке, установленных законом.
Статья (17) Природные ресурсы всех видов и энергоносители, находящиеся в недрах, на поверхности земли, в территориальных водах, в специальной экономической зоне или в континентальном шельфе, принадлежат народу. Государство обеспечивает охрану, рациональное использование и разработку месторождений природных ресурсов, а также инвестирование в отрасль для реализации общественных интересов. Доходы, полученные от использования таких ресурсов, распределяются между всеми уровнями правительства на справедливой и равной основе в соответствии с настоящей Конституцией, с учетом прав будущих поколений.
Статья (18) Государство гарантирует свободу торговли и инвестиций в целях развития национальной экономики. Каждый регион играет лидирующую роль в сфере регионального экономического развития.
Статья (19) Государство гарантирует свободу торговли с целью развития межрегиональной интеграции, стимулирования движения людей, товаров, сырья, денег и услуг. Запрещается создавать препятствия, ограничения, таможенные и налоговые барьеры или иные административные требования, сдерживающие развитие отношений между регионами.
Статья (20) Государственные финансы и имущество неприкосновенны, и государство и все члены общества обязаны охранять, защищать и уважать их; нарушение такой неприкосновенности является преступлением, наказуемым законом.
Статья (21) Государственная конфискация средств запрещена; частная конфискация допускается только по судебному решению и в случаях, предусмотренных законом.
Статья (22) Уплата налогов и участие в государственных расходах является долгом гражданина. Взимание налогов, изменение или отмена существующих налогов осуществляется только в соответствии с законом. Полное или частичное освобождение от уплаты налогов допускается только в случаях, установленных законом. Взимание налогов осуществляется с учетом интересов общества, развития государственных ресурсов и обеспечения социальной справедливости в рамках налоговой системы, основанной на принципах справедливости и равенства. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале; уклонение от уплаты налогов является преступлением, наказуемым законом.
Статья (23) Взимание, изменение и отмена сборов или соответствующих льгот осуществляется только в соответствии с законом.
Статья (24) Федеральный закон определяет официальную валюту государства, банковскую систему и таблицу мер и весов.
Статья (25) Наследование гарантируется в соответствии с положениями Исламского Шариата и регулируется законом.
Статья (26) Государство осуществляет сбор и распределение Заката через свои банковские каналы в порядке, который обеспечивает достижение законных целей взимания Заката и выполнение его социальной и экономической роли. Закат не должен смешиваться с общими правительственными доходами.
Статья (27) Государство поддерживает целевое финансирование и обязано охранять, защищает и развивает целевой благотворительный фонд. Расходование средства такого фонда осуществляется в соответствии с желаниями спонсоров в рамках реализации социальной и экономической роли пожертвований. Растрата целевого фонда и причинение ему убытков является преступлением, на которое не распространяются нормы о сроке исковой давности.
Статья (28) Государственная экономическая политика должна быть основана на индикативном научном планировании.
Статья (29) Государство поддерживает и охраняет сбережения, механизмы кредитования и инвестирования в различных отраслях, а также создает необходимые объекты и соответствующую инфраструктуру.
Статья (30) Государство осуществляет регулирование экономической деятельности, контроль рынков, защиту потребителей, надзор за исполнением стандартов и мер и предотвращение монополии и незаконной конкуренции.
Статья (31) Государство уделяет особое внимание средним, мелким и микропредприятиям и принимает необходимые меры для их развития и защиты таким способом, которые обеспечивает создание рабочих мест и сокращение безработицы.
Статья (32) Государство стимулирует инвестиции в развитие различных энергоносителей.
Статья (33) Государство обеспечивает поддержку и защиту производственной деятельности и создает инфраструктуру для повышения производства и продвижения экспорта.
Статья (34) Государство содействует созданию кооперативов и обеспечивает их защиту.
Государство принимает законодательство для регулирования и защиты средств кооперативов.
Статья (35) Государство уделяет особое внимание применению экономики знаний и информационных технологий во всех секторах, обеспечивает безопасность киберпространства и принимает необходимые меры с этой целью в соответствии с законом.
Статья (36) Государство охраняет моря, пляжи, судоходные водные пути и острова, в том числе скрытые ресурсы. Запрещается нарушение границ, загрязнение или злоупотребление ресурсами, и закон регулирует использование таких ресурсов.
Статья (37) Государство обязуется обеспечить стратегические запасы еды на случай чрезвычайных ситуаций и природных катастроф.
Статья (38) Государство стимулирует эффективное участие женщин в инвестировании и экономическом развитии и оказывает необходимую поддержку, патронаж и содействие для участия женщин из сельской местности в различных сферах.
Статья (39) Государство обязуется развивать сельскохозяйственное производство и животноводство, обеспечивать необходимые ресурсы и поощрять развитие отраслей и инвестиций в этой сфере.
Статья (40) Государство обязуется охранять рыбные ресурсы, предотвращать чрезмерный отлов рыбы и поощрять и поддерживать рыбаковn.
Статья (41) Государство обязуется поддерживать туризм и развитие его ресурсов; путем строительства инфраструктуры , развития туристических зон и распределение и стимулирование инвестиций частного сектора в эту сферу.
Статья (42) Государство стремится к возврату денег и имущества, полученных незаконным путем. На соответствующие преступления не распространяются нормы о сроке исковой давности.
Раздел III: Социальные и культурные основы
Статья (43) Государство обеспечивает качественное медицинское обслуживания для всех без исключения посредством создания необходимой инфраструктуры и возможностей обучения и содержания медицинских специалистов, выделения определенного процента общего бюджета для финансирования здравоохранения, стимулирования инвестиций частного сектора и гражданских общественных организаций в эту сферу и создания всеобщей системы медицинского страхования.
Статья (44) Образование является основой прогресса и развития общества. Оно должно быть направлено на создание религиозно, психологически и эмоционально зрелой личности, а также развивать таланты и научные способности людей, продвигать научный подход в мышлении, применение критики и анализа. Оно также должно укреплять ценности нравственности, терпимости, социальной ответственности и уважения прав человека в целях всестороннего и комплексного развития личности, удовлетворения потребностей рынка труда и развития современной науки.
Статья (45) Начальное и среднее образование обязательно и бесплатно во всех государственных образовательных институтах. Государство создает необходимую базовую инфраструктуру и обеспечивает развитие профессиональных и научных навыков преподавателей, а также защиту их финансовых и интеллектуальных прав.
Статья (46) Государство обеспечивает предоставление высшего образования в соответствии с мировыми стандартами.
Статья (47) Государство гарантирует финансовую и административную автономию университетов, применение принципов надлежащего управления, развитие потенциала персонала, развитие его компетентности и защиту их финансовых и интеллектуальных прав.
Статья (48) Государство обеспечивает развитие технического образования и профессионального обучения, соответствующего мировым стандартам, с учетом потребностей общества и рынка труда. Государство поощряет и продвигает роль частного сектора в этой сфере.
Статья (49) Государство контролирует процесс разработки программы обучения на всех уровнях образования в контексте применения утвержденных стандартов и средств контроля, нацеленных на укрепление духа терпимости и братства, сохранение социальной структуры общества, а также идеологического, географического и догматического разнообразия йеменского общества.

Статья (50) Запрещается использование образовательных учреждений для пропагандистских или политических целей.
Статья (51) Частное образование на всех уровнях гарантируется в соответствии со стандартами, закрепленными законом.
Статья (52) Государство распределяет часть общего бюджета на развитие образование всех уровней и видов в соответствии с международными стандартами.
Статья (53) Государство гарантирует искоренение неграмотности и ее причин во всех формах среди всех граждан, мужчин и женщин, проживающих в сельской и городской местности.
Статья (54) Государство стимулирует научные исследования, гарантирует их свободу, поддерживает расширение сфер исследования, разработку механизмов, поддержку центров и привязывать результаты исследований к планам развития. Государство спонсирует исследователей и обеспечивает защиту их финансовых и интеллектуальных прав.
Статья (55) Государство обеспечивает поддержку коллективной национальной идентичности, а также укрепление основ социальной солидарности, справедливости, свободы и равенства, культурного и творческого разнообразия, благородных исламских и общечеловеческих ценностей.
Статья (56) Государство обеспечивает поддержку ценностей братства, терпимости и мирного сосуществования, гарантирует отказ от культуры вражды и прославления войны, догматических, сектантских и региональных подстрекательств, а также признает противозаконным обвинения отдельных лиц или групп в сторону мусульман в том, что они не являются членами исламской веры. Оскорбление ислама и всех богооткровенных религий и пророков является уголовным преступлением.
Статья (57) Государство обязуется поддерживать и обеспечивать женщин, принять законы о защите женщин и повышении их статуса в обществе. Государство также отменит действие негативных культурных и социальных норм, которые унижают достоинство женщин.
Статья (58) Молодежь является активной силой в построении государства. Государство поддерживает молодежь путем создания возможностей для ее духовного, морального и физического развития, наделения ее полномочиями в научной, профессиональной, политической и экономической сфере, направления ее энергии в развитие и гарантирования ее политического участия в размере не менее 20% в составе различных органов и ведомств.
Статья (59)
1. Семья является основой общества, и государство должно разработать и принять законодательство для защиты ее социальных и экономических прав, обеспечивающих ее единство и стабильность, а также защиту института семьи и закрепление религиозных, моральных и патриотических ценностей. Государство обеспечивает поддержку и охрану детства и материнства. Воспроизведение потомства – это ответственность семьи и государства.
2. Государство обеспечивает деятельность центров развития семьи и создание специализированных судов для рассмотрения семейных дел в рамках быстрой процедуры судебного разбирательства, направленной на отправление правосудия.
Статья (60) Государство обеспечивает разработку демографической политики, направленной на поддержание баланса между ростом населения и доступными ресурсами и на оптимизацию инвестиций в развитие человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого развития.
Статья (61) Государство обеспечивает разработку комплексной национальной жилищной политики, направленной на повышение инвестиций в недвижимость, стимулирование долевого строительства жилья и привлечение частного и банковского сектора к созданию эффективных возможностей для малообеспеченных слоев населения по приобретению необходимого и доступного жилья, соответствующего их финансовым возможностям.
Статья (62) Государство принимает законодательные и исполнительные действия, направленные на повышение статуса социально уязвимых и социально отчуждённых групп населения и стимулирование их активного участия в политической, экономической и социальной жизни. Государство обеспечивает интеграцию социально отчуждённых групп населения в общество.
Статья (63) Государство гарантирует:
1. Особое внимание арабскому языку, а также арабизации и переводу различных наук, в частности, развитие мехрийского и сокотрийского языков.
2. Охрану культурного и лингвистического разнообразия общества, культурных объектов и народного творчества.
Статья (64) Государство поддерживает развитие сфер отраслей науки, культуры, литературы и искусства, а также стимулирует создание культурных и творческих объединений и центров. Государство поддерживает свободу научной, литературной, творческой и культурной деятельности, поощряет усилия творческих люде й и изобретателей и обеспечивает защиту объектов интеллектуальной собственности.
Статья (65) Памятники древности принадлежат народу и являются цивилизационным наследием Йемен и человечества в целом. Недопустимо нанесение вреда или изменение соответствующих монументов. Государство обеспечивает защиту, охрану и сохранение памятников древности, разработку объектов и регулирование археологических раскопок под своим полным контролем. Подделка древностей, вандализм или контрабанда древностями является преступлением, а соответствующие судебные разбирательства не подпадают под действие положений о сроке исковой давности. Государство обеспечивает возвращение награбленных древностей.
Статья (66) Йеменские манускрипты и документы принадлежат народу и являются частью национального наследия и основой национальной памяти. Недопустимо их уничтожение или нанесение им вреда. Государство обеспечивает их защиту, охрану и хранение, а также содействует защите и хранению частных манускриптов. Tampering with or mishandling of official documents shall be deemed a crime является преступлением не подпадают под действие положений о сроке исковой давности.
Статья (67) Государство принимает на себя убытки, возникшие в результате природных катастроф и других бедствий и обеспечивает защиту пострадавших граждан; в частности, уязвимых групп.
Статья (68) Государство работает в направлении устранения негативных социальных феноменов, угрожающих социальному миру, таких как кодекс мести.
Статья (69) Государство разрабатывает национальную политику, направленную на поэтапное уничтожение ката, борьбу с его вредным воздействием и экономическими, медицинскими, социальными и культурными последствиями, а также поддерживает выращивание сельскохозяйственных культур и реализацию других экономических альтернатив.
Статья (70) Государство защищает общество от алкоголя и наркотических веществ и связанных с их употреблением рисков.
Статья (71) Гражданское общество и организации выступают партнерами в политическом, экономическом и социальном развитии в порядке, который укрепит их роль в контексте развития и всеобщий контроль согласно закону.
Глава II: Права и свободы
Статья (72) Право на человеческое достоинство является правом каждого человека, умаление или ущемление человеческого достоинства запрещено. Государство обеспечивает уважение и охрану таких прав.
Статья (73) Каждый имеет право на жизнь; и это право охраняется законом.
Статья (74) Люди равны перед законом.
Статья (75) Граждане имеют равные права, свободы и общественные обязанности без дискриминации на основании пола, цвета кожи, расы, происхождения, религии, убеждений, вероисповедания, экономического или социального статуса, инвалидности, политической или географической принадлежности, профессии, происхождения или иных причин.
Статья (76) В целях реализации принципа равного гражданства государство должно принять законодательство и необходимые меры для эффективного политического участия женщин в размере не менее 30% в составе различных органов и ведомств.
Статья (77)
1. Каждый имеет право на физическую, психическую и моральную неприкосновенность.
2. Физические, моральные, психологические пытки или физическое и сексуальное насилие запрещены. Торговля человеческими органами запрещена.
3. Медицинские или научные эксперименты с человеческим телом должны проводиться только с предварительного, добровольного и документально подтвержденного согласия, основанного на достоверной информации и общепринятых медицинских принципах.
Статья (78) Рабство, принудительный труд и торговля людьми запрещены.
Статья (79) Каждому гарантируется личная свобода в соответствии с положениями Конституции и закона.
Статья (80)
1. Каждый гражданин имеет право свободного нахождения, проживания и передвижения на территории Республики.
2. Каждый гражданин имеет право на получение паспорта, выезда за пределы Республики и свободное возвращение в Республику. Запрет или предотвращение возвращения гражданина в страну запрещены.
Статья (81) Каждый гражданин, законно проживающий на территории Республики, имеет право на свободное перемещение и выезд из страны. Лицо может быть депортировано только в соответствии с положениями закона.
Статья (82)
Каждый имеет право на свободу сознания, убеждений и вероисповедания в порядке, если это не противоречит Конституции. Принудительное навязывание какого-либо мнения, убеждения или вероисповедания является преступлением, наказуемым законом.
Каждому человеку гарантируется право на отправление религиозных обрядов.
Статья (83) Каждому гарантируется право на выражение политических убеждений и выбора посредством общественных собраний и маршей, демонстраций, забастовок, пикетов и всех форм мирных протестов без использования оружия; при этом такие мероприятия должны проводиться с предварительного уведомления и без нанесения ущерба государственной или частной собственности и правам других лиц. Воспрепятствование реализации таких прав или их ограничение запрещено.
Статья (84) Каждому гарантируется свобода волеизъявление, свобода доступа к информации или идеям и свобода литературного, художественного и культурного творчества, свобода научных исследований и свобода критики в отношении работы государственных учреждений.
Статья (85)
1. Гарантируется свобода всех средств массовой информации, в том числе свобода создания медиа учреждений, право на профессиональную независимость и право на защиту личности источника информации.
2. СМИ должны свободно выполнять свою миссию и выражать различные взгляды в рамках концепции основных ценностей общества.
3. СМИ не могут подвергаться административной цензуре в отношении их публикаций, и их деятельность может быть приостановлена только на основании постановления суда.
4. Арест и задержание журналистов за выполнение их журналистской деятельности запрещен.
Статья (86) Каждый человек имеет право на культуру. Государство обеспечивает развитие культурного производства и перевод, а также доступ к культурным материалам.
Статья (87) Все граждане (мужчины и женщины) имеют право на активное участие в политической жизни, нахождение на государственной должности и участие в голосовании во всех выборах и референдумах.
Статья (88) Каждый человек имеет право на доступ к персональной информации, хранящейся в каком-либо государственном учреждении; а также на корректировку какой-либо неточной персональной информации. Каждый имеет право, посредством судебного приказа, на доступ к какой-либо информации или документам, находящимся у другого лица, которые необходимы для гарантирования и защиты прав такого лица.
Статья (89) Свидетели, информаторы, следователи и работники правоохранительных органов имеют право на защиту; и государство гарантирует такую защиту.
Статья (90) Частная жизнь человека неприкосновенна и священна, а неприкосновенность частной жизни гарантируется законом. Контроль и доступ к почтовой и электронной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров и других средств коммуникаций разрешается только на основании судебного ордера в течение определенного периода времени и в случаях, установленных законом.
Статья (91)
1. Дома и частные учреждения неприкосновенны. За исключением случаев поимки на месте преступления, в целях предотвращения нанесения серьезного вреда людям или имуществу или в случае наличия судебного приказа, принятого в отношении определенного периода времени в случаях, предусмотренных законом, и в порядке, который защищает достоинство жителей, запрещено проникновение, наблюдение, обыск, прослушивание или блокировка домов и частных предприятий. До принятия каких-либо мер жителю дома или учреждения необходимо предъявить копию судебного приказа.
2. Молитвенные дома и места поклонения неприкосновенны, их обыск или наблюдение за ними разрешены только в соответствии с законом.
Статья (92) Лицо может быть арестовано, задержано, подвержено обыску или ограничено в передвижении только в случае поимки на месте преступления или на основании судебного приказа, принятого в ходе расследования в соответствии с законом. Лицо должно быть немедленно проинформировано о причине ограничения его свободы, ему должен быть предъявлен судебный приказ и предоставлена возможность связаться с родственниками или адвокатом, а также должно быть проинформировано о его праве сохранять молчание и не делать каких-либо заявлений или признаний, которые могут быть использованы против него. Допрос лица может проводиться только в присутствии адвоката. В случае отсутствия у лица адвоката, он должен быть назначен. Во время ареста и ограничения его свободы лицо имеет право на обращение, которое не унижает его человеческое достоинство. После задержания лицо должно содержаться только в специальных местах, которые должны быть благопристойными и соответствующими для защиты человеческого достоинства и сохранения здоровья человека.
Статья (93) Лицо, находящееся под арестом, должно предстать перед судьей в течение двадцати четырех часов с момента ареста. В случае если не будет принят судебный приказ о продлении задержания лицо должно быть немедленно освобождено. Прокуратура вправе продлить задержание более чем на семь дней только на основании приказа компетентного суда. Закон определяет период и обстоятельства возможного продления задержания.
Статья (94) Закон определяет наказание за нарушение статей (90-91-92-93) и соответствующую компенсацию лицам, чьи права были нарушены в результате нарушения таких положений. Лица, чьи права были нарушены, вправе подать иск против виновников такого нарушения.
Статья (95) Правосудие – этого право каждого, гарантированное государством. Никто не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Право на правосудие включает:
1. Право обращения взыскания и право на справедливое судебное разбирательство перед народным судьей.
2. Право на защиту на всех стадиях расследования и судебного разбирательства.
3. Бесплатная юридическая помощь неимущим.
4. Применение принципа штрафов и компенсаций.
5. Особые гарантии и процедуры для защиты женщин на досудебной и судебной стадии.
Статья (96) Любое лицо, пострадавшее от судебной ошибки, имеет право на справедливую компенсацию, гарантированную государством.
Статья (97) Уголовная ответственность имеет персональный характер, преступления и наказания определяются только законом. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Статья (98) Доказательства, полученные незаконным путем, не могут быть использованы в суде.
Статья (99) Государство обязано:
1. Создавать тюрьмы для исправления и реабилитации
2. Гарантировать человеческое отношение к каждому заключенному и защиту его достоинства.
3. Создавать отдельные тюрьмы для женщин и принимать специальные меры для защиты женщин-заключенных.
4. Обеспечивать разделение заключенных, исходя из характера совершенного преступления и возраста.
5. Создать возможности для посещения заключенного родственниками.
Тюрьмы находятся под судебным надзором и контролем Комиссии по защиту прав человека.
Статья (100) Каждый имеет право на правительственное административное содержание, которое будет законным, справедливым и эффективным; и такое право предоставляется на основании письменного решения соответствующего органа.
Статья (101) Любое лицо, группа лиц, общество или организация имеет право на обращение в официальные государственные органы, направление предложений, запрос о содействии, подачу ходатайства или жалоб, а также право на четкий и исчерпывающий ответ.
Экономические и социальные права
Статья (102) Каждый имеет право на чистую воду в достаточном количестве, и государство принимает необходимые меры для гарантирования этого права.
Статья (103) Каждый гражданин имеет право на жилье и санитарию.
Статья (104) Каждый гражданин имеет право на получение достаточных пищевых припасов. Государство принимает необходимые меры для обеспечения едой нуждающихся и тех, которые не могут сами себя обеспечить.
Статья (105) Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение; и право на социальные пособия в случае болезни, инвалидности или неспособности; безработицы; преклонного возраста или потери кормильца. Государство принимает законы и меры для гарантирования таких прав.
Статья (106) Каждый гражданин имеет право на здравоохранение и доступное медицинское страхование.
Статья (107) Государственные и частные медицинские учреждения предоставляют немедленную медицинскую помощь любому лицу, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации и ситуации, угрожающей его жизни. Отказ от предоставления таких услуг является преступлением, наказуемым законом.
Статья (108) Каждый гражданин имеет право на качественное образование.
Статья (109)
1. Каждый гражданин имеет право на труд, гарантированное государством и основанное на принципах равенства и равных возможностей для всех.
2. Каждый гражданин имеет право на выбор соответствующей работы. Труд не может быть принудительным, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда принудительный труд устанавливается ради общественного блага на ограниченный период времени и с выплатой справедливого вознаграждения без противоречия основным правам правоприобретателей.
3. Работник имеет право на труд в здоровом и безопасном рабочем пространстве.
4. Государство гарантирует право работника на справедливую заработную плату, равную оплату равного труда, еженедельные выходные, оплачиваемый ежегодный отпуск, социальное обеспечение и медицинское страхование. Минимальная заработная плата и пенсия устанавливается в порядке, который обеспечивает достойную жизнь работников в частных и государственных секторах, представителей свободных профессий и пенсионеров. Для реализации указанной цели они подлежат анализу и корректировке.
5. Работники всех сфер занятости имеют право на создание и вступление в профессиональный союз, свободное участие в его деятельности и защиту своих интересов.
6. Работник не может быть уволен произвольным образом и имеет право на справедливую компенсацию. Государство гарантирует защиту прав работников и существование сбалансированных отношений между работниками и работодателями и методы переговоров о заключении коллективного договора.
Статья (110) Работники и лица, занятые в свободных профессиях, имеют право на создание профессиональных союзов и федераций путем направления уведомления о своих намерениях. Их деятельность не может быть прекращена; профессиональные союзы и их административные органы могут быть распущены только на основании судебного приказа.
Статья (111) Граждане вправе создавать общества, фонды и гражданские общественные организации путем подачи уведомления о своих намерениях. Порядок организации, управления и деятельность таких организаций должны соответствовать демократическим принципам, а также принципам прозрачности их счетов, доходов и источников финансирования. Государство гарантирует независимость и свободу осуществления их деятельности. Организации и их административные органы могут быть распущены только на основании судебного приказа.
Статья (112) Каждый гражданин имеет право на владение собственностью и реализацию такого права без противоречия правам других лиц. Закон регулирует право собственности иностранцев.
Статья (113) Каждый имеет право на выбор работы, специальности, профессии и других законных средств заработка.
Статья (114) Потребитель имеет право на качественные товары и услуги, а также право на получение точной информации о таких товарах и услугах.
Статья (115) Государство несет ответственность за постепенную реализацию экономических и социальных прав путем принятия максимальных мер, целесообразных с учетом имеющихся ресурсов.
Статья (116)
1. Каждый имеет право на использование своего языка и участие в культурной жизни по своему выбору.
2. Государство гарантирует права меньшинств в сохранении их культуры; отправлении ритуалов и использовании их языка.
Статья (117) Каждый имеет право на чистую и благоприятную окружающую среду.
Статья (118)
1. Право на убежище гарантируется в соответствии с законом.
2. Репатриация политических беженцев запрещена.
3. Беженцы не могут быть насильно перемещены, если это угрожает их жизни.
4. Беженцы пользуются основными правами человека в соответствии с Конституцией и законом.
Статья (119) Принудительное перемещение граждан запрещено. Это преступление, на которое не распространяются нормы о сроке исковой давности.
Статья (120)
1. Насильственное похищение лиц является преступлением, наказуемым законом, на которое не распространяются нормы о сроке исковой давности.
2. Приказы или инструкции, принятые государственными органами или должностными лицами, для оправдания насильственного похищения, не могут использоваться в суде.
Статья (121) Внутренне перемещенные лица, пострадавшие в результате природных катастроф или конфликтов, имеют право на защиту и гуманитарную помощь. Государство обеспечивает достойную жизнь, образование и соответствующее здравоохранение без дискриминации, а также выплату компенсаций. Государство принимает меры для прекращения причин внутреннего перемещения.
Статья (122) Ребенок классифицируется как лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство гарантирует:
1. Право на имя, родство, метрику и гражданство.
2. Бесплатное здравоохранение, образование, семью и/или альтернативную заботу в случае потери семьи, а также защиту прав брошенных детей.
3. Социальное обслуживание, базовое питание и необходимое убежище;
4. Защиту от халатного отношения, экономического, социального и сексуального насилия, рисков торговли людьми и контрабанды, разрушающей культурной практики и иных явлений, которые подрывают достоинство, здоровье, физическое и психологическое благосостояние.
Статья (123) Интересы ребенка должны соблюдаться при совершении любых действий, связанных с ребенком.
Статья (124) Минимальный возраст для вступления в брак — восемнадцать лет.
Статья (125) Запрещено применение каких-либо форм насилия и принуждения по отношению к детям. Запрещено использовать труд детей, который подвергает опасности их физическое, интеллектуальное и психологическое здоровье.
Статья (126) Запрещена вербовка детей и их привлечение в ходе вооруженных конфликтов. Государство обеспечивает их защиту во время вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и природных катастроф.
Статья (127)
1. Во время ареста или ограничения свободы детей гарантируется их защита и защита их достоинства, и государство предоставляет юридическую помощь малоимущим.
2. Если ребенок приговорен к тюремному заключению, он должен отбывать наказание в специальном исправительном заведение; в котором принимается во внимание пол и характер преступлений и гарантируется надлежащее воспитание, образование, реабилитация и здравоохранение.
Статья (128)
1. Женщины наделены гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в полном объеме и без дискриминации. Государство обязуется создавать возможности для реализации в отношении женщин принципа равноправного гражданства, защиты их от всех форм насилия и негуманного отношения, а также для согласования обязанностей женщин в семье и на рабочем месте. Для регулирования таких вопросов должно быть принято соответствующее законодательство.
2. Закон определяет для женщин трудовой отпуск и отпуск по уходу за ребенком.
Статья (129) Все люди равны в человеческом достоинстве.
Статья (130) Инвалиды имеют право на:
1. Бережное и уважительное обращение и создание возможностей для реализации своих политических, экономических, социальных и культурных прав.
2. Полное социальное обеспечение и удовлетворение своих потребностей, направленное на преодоление ограниченных возможностей.
3. Качественное и соответствующее образование и квалификацию в различных образовательных учреждениях и на всех уровнях образования, а также распределение справедливой доли образовательных стипендий и государственных должностей.
4. Создание соответствующей инфраструктуры в государственных и частных объектах и общественном транспорте для доступа к таким объектам.
5. Улучшение социальной позиции в отношении взаимодействия с инвалидами.
Статья (131) Государство обеспечивает заботу об экспатриантах за границей и эмигрантах, направленную на поддержание их идентичности и защиту из интересов. Оно также стимулирует и гарантирует их инвестиции в Йемен, и гарантирует их право на политическое участие, в частности, на участие в выборах и референдуме, в соответствии с законом.
Статья (132) Экстрадиция граждан Йемена иностранному государству запрещена.
Статья (133) Мученики родины имеют право на почитание; их семьи и пострадавшие имеют право на обеспечение.
Статья (134) Нарушение или ограничение прав и свобод, закрепленных настоящей конституцией, запрещено; ущемление таких прав в какой-либо форме запрещено; в случаях, когда закон предусматривает ограничение прав и свобод, такие ограничения не должны противоречить происхождению, характеру или содержанию права. Ограничения могут вводиться только в целях защиты прав других людей, общественного порядка или общественной морали и минимальном объеме, необходимом для таких целей в соответствии с требованиями основ гражданского демократического государства, при этом такие ограничения не привязываются к особому случаю.
Статья (135) Все права и свободы гарантируются законом в той мере, в какой они не противоречат безусловным положениям Исламского Шариата и соответствуют положениям настоящей Конституции.
Статья (136) Все права и свободы гарантируются законом, любое нарушение таких прав влечет за собой наказание по закону.
Статья (137) Все органы государственной власти непосредственно исполняют и обеспечивают реализацию основных прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией.
Глава III: Федеральные органы власти
Раздел I: Законодательная власть
Часть 1: Палата Представителей
Статья (138) Палата Представителей состоит из 260 членов, которые избираются путем всеобщего, свободного, тайного и равного голосования в рамках системы пропорционального представительства по закрытым спискам.
Статья (139) После первого этапа выборов законодательного органа доля представителей юга (районов Аден и Хедрамут) в Федеральной Палате Представителей, определенная по формуле соотношения территории и населения, должна составлять 40%. Она может быть пересмотрена, на основании формулы соотношения территории и населения, после двух последовательных этапов выборов согласно закону, который принимается по решению двух третей голосов представителей юга в Федеральном Совете.
Статья (140) Палата Представителей выполняет следующие функции:
1. Предложение и обсуждение федеральных законопроектов и первоначальное принятие таких законопроектов.
2. Обсуждение и принятие федерального государственного бюджета.
3. Обсуждение и принятие заключительных счетов государства.
4. Внесение предложений о конституционных изменениях.
5. Одобрение займов.
6. Одобрение международных договоров и соглашений.
7. Контроль деятельности федеральных исполнительных органов и независимых организаций, предусмотренных Конституцией.
8. Любые другие функции, предусмотренные положениями настоящей Конституции или федерального закона.
Статья (141) Федеральный Совет состоит из 84 членов; по 12 от каждого региона, 6 членов, представляющих город Санаа, и 6 членов, представляющих город Аден. Члены избираются путем всеобщего, свободного, прямого и равного голосования согласно пропорциональной системе в каждом из регионов.
Статья (142) Федеральный Совет выполняет следующие функции:
1. Обсуждение и принятие законопроектов, принятых Палатой Представителей.
2. Утверждение назначений на высшие гражданские и военные посты, включая: министров, Управляющего Центрального Банка, Генерального Прокурора, руководителей и членов независимых организаций, начальника, заместителей и помощников начальника Общей разведывательной службы, начальников различных родов войск, послов Йемена в других государствах и делегатов в международных и региональных организаций.
3. Внесение предложений о конституционных изменениях.
4. Утверждение численности вооруженных сил.
5. Любые другие функции, предусмотренные положениями настоящей Конституции или федерального закона.
Статья (143) Решения в Федеральном Совете принимаются большинством голосов, за исключением случаев, когда две трети представителей юга (регионов Адена и Хадрамаута) выступают против решения, касающихся следующих ключевых интересов юга:
1. Изменение избирательных округов в законе о выборах.
2. Закон о распределении доходов от природных ресурсов, включая доходы от нефтегазовой отрасли.
3. Форма федерального государства.
4. Механизм определения границ регионов в Законе о местном самоуправлении.
5. Особый статус города Аден.
6. Конституционные изменения, касающиеся представительства юга.
Статья (144) Национальная Ассамблея состоит из совместной сессии Палаты Представителей и Федерального Совета.
Статья (145) Национальная Ассамблея выполняет следующие функции:
1. Одобрение объявления войны, примирения и чрезвычайного положения согласно закону.
2. Одобрение направления вооруженных сил за пределы государства.
3. Любые другие функции, предусмотренные положениями настоящей Конституции или федерального закона.
Статья (146) Спикер Палаты Представителей председательствует на сессиях Национальной Ассамблеи при содействии спикера Федерального Совета, который замещает Спикера в случае его отсутствия. Национальная Ассамблея созывает, по представлению Администрации Спикера, либо Палату Представителей, либо Федеральный Совет, либо оба органа, или по представлению Президент Республики. Национальная Ассамблея принимает правила внутренней процедуры для регулирования своей работы.
Статья (147) Палата Представителей и Федеральный Совет вправе создавать специальные комитеты или назначать свои специализированные постоянные комитеты для проведения исследований и выявления фактов по конкретным вопросам. В целях выполнения задач, поставленных перед Комитетом, Комитет должен собирать необходимые доказательства и проводить слушания для изучения мнения любых людей, которые он считает необходимыми. Все затрагиваемые органы должны по запросу предоставлять документы и другую информацию.
Статья (148) Палата Представителей и Федеральный Совет создают специализированные постоянные комитеты по принципу пропорционального и сбалансированного представительства всех парламентских блоков; при этом оппозиция должна получить, как минимум, место в комитетах по финансовым вопросам и правам человека. Постоянные комитеты вправе проводить слушания с гражданскими общественными организациями и гражданами и принимать жалобы и ходатайства, касающиеся деятельности государственных органов и институтов.
Статья (149) Кандидат в члены Палаты Представителей и Федерального Совета должен соответствовать следующим требованиям:
1. Быть гражданином Йемена, обладать правоспособностью и пользоваться политическими правами в полном объеме.
2. Быть в возрасте не менее 25 лет для Палаты Представителей и 30 лет для Федерального Совета на момент выдвижения кандидатуры.
3. Иметь, как минимум, среднее школьное образование или эквивалентное ему.
4. Быть честным и демонстрировать высокоморальную позицию и поведение, а также в отношении кандидата не должны быть принято окончательное судебное решение по делу о коррупции и любому иному преступлению, связанному с нарушением чести и доверия, кроме случаев освобождения от обвинения.
5. Не должен проходить службу в регулярных войсках или силах безопасности.
6. Должен быть зарегистрированным избирателем в соответствующем избирательном округе.
7. Должен иметь постоянное место жительства или быть резидентом региона, от которого выдвигается кандидатура, не менее чем в течение одного года до даты регистрации кандидатуры.
Статья (150) Две палаты созываются в течение двух недель с момента объявления окончательных результатов выборов по приглашению Президента Республики. В случае отсутствия приглашения обе палаты созываются на сессию в первый официальный рабочий день, следующий после окончания этого периода.
Статья (151) На первой сессии обеих палат председательствует самый старший член.
После принятия Конституционной присяги избирается аппарат Спикера, состоящий их спикера и двух его заместителей, при этом, как минимум, один из заместителей должен быть женщиной.
Статья (152) Каждая палата созывается на две очередные сессии в течение года. Они могут проводить внеочередные сессии по приглашению Президента Республики, по решению Президиума или по письменному запросу одной трети членов. Сессия не может быть закрыта в течение последнего квартала в году до утверждения Закон о распределении доходов и принятия государственного бюджета. Правила процедуры определяют порядок проведения очередных сессий и их продолжительность.
Статья (153) Собрание каждой палаты считается действительным в случае присутствия абсолютного большинства членов. Кроме случаев, когда предусмотрено квалификационное большинство, решения принимаются большинством присутствующих членов, при этом не менее одной трети членов должны присутствовать во время голосования по законодательному акту.
Статья (154) Срок полномочий Палаты Представителей и Федерального Совета составляет четыре календарных года, начиная с первой сессии, на которой члены принимают присягу. Выборы новой палаты проводятся в течение шестидесяти дней до окончания срока полномочий действующей Палаты. В случае невозможности проведения новых выборов вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств, согласно решению Конституционого Суда по ходатайству Президента Республики, срок полномочий действующей Палаты может быть продлен на период не более 90 дней.
Статья (155) Палата Представителей и Федеральный Совет разрабатывают собственные правила внутренней процедуры для организации своей работы, которые вступают в силу на основании закона.
Статья (156) Каждая Палата обладает исключительным правом по поддержанию порядка и безопасности в своих помещениях с использованием личных сил безопасности согласно приказам спикера. Вооруженные силы и силы безопасности могут проникать в здание Палат или вмешиваться в вопросы безопасности только по запросу Спикера.
Статья (157) Каждая палата формирует общий секретариат, ответственный за управление административными и финансовыми делам соответствующей Палаты. Палата выбирает Генерального Секретаря из числа кандидатов. Правила процедуры Совета определяют форму, функции и другие правила работы секретариата.
Статья (158) Каждый член Палаты выполняет парламентские обязанности на условиях полной занятости и не имеет права занимать какую-либо другую выборную или назначаемую должность или государственную должность любого уровня власти. Выплаты и привилегии, начисленные члену на предыдущем месте работы, сохраняются за ним в соответствии с положениями закона.
Статья (159) Член Палаты не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных и судебных органов любого уровня власти.
Статья (160) Член Палаты получает соответствующее финансовое вознаграждение в течение срока полномочий Палаты, которое определяется законом.
Статья (161)
1. Полномочия члена Палаты Представителей или Федерального Совета прекращаются в следующих случаях:
a. Член перестает соответствовать какому-либо из квалификационных требований, установленных для членов.
b. Член изменяет политическую принадлежность, на основании которой он был избран.
c. Член нарушает обязательства, предусмотренные Конституцией и правилами процедуры.

Страницы: 1 2 3 4

Обсуждение закрыто.