Кризис Римской империи 3 век

Опубликовано в Январь 22nd, 2012 in Древний Рим от admin

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ТОМ 3. ДРЕВНИЙ РИМ
КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ
В III в. Римская империя переживает тяжелый экономический и политический кризис, причиной которого было глубокое противоречие между производственными отношениями и характером производительных сил.
В III в. н.э. в экономике и сельском хозяйстве Римской империи происходят значительные сдвиги. По характеристике Киприана, автора III в. (док. № 93), бывшего очевидцем этих событий, «весь мир, как бы разделенный на два противоположных лагеря, залит кровью». Для этого времени характерен рост крупного землевладения, массовое распространение колоната. До нас дошли многочисленные надписи из разных концов империи, характеризующие положение колонов в III в. н.э.
Нужно отметить, что положение колонов еще ухудшалось от многочисленных поборов, повинностей и постоев солдат (док. № 94). Надписи, один из важнейших исторических источников, сообщают о различных злоупотреблениях (док. № 95), причем колоны фактически не пользуются никакими правами. Злоупотребления эти столь велики, что, как говорится в одной надписи из Фригии (док. № 96), «гибнет урожай и земля пустеет».
Необходимо охарактеризовать то положение, которое отводится колонам в Дигестах (док. № 97). Ставится вопрос о том, приравнивается ли колон к инвентарю, служащему для обработки земли.
Упадок сельского хозяйства в III в. согласовался с упадком торговли, с общим обнищанием населения Италии и провинций. С III в. начинаются также стихийные массовые выступления рабов и колонов.
Политическая история этой эпохи характеризуется в первую очередь усилением роли армии, выдвигавшей на императорский престол своих ставленников. В свою очередь новые императоры всячески старались поддерживать выдвинувшие их войска. Так, например, Дион Кассий говорит, что император Септимий Север дал следующее завещание детям перед смертью: «Будьте дружны между собой, обогащайте солдат, об остальном не заботьтесь» (XVI, 15, 2).
Большая часть императоров пришедшей к власти династии Северов (193-235 гг.) опиралась на войско. Например, Септимий Север провел ряд важных реформ, касающихся армии. Получили привилегии ветераны, которые были освобождены от ряда повинностей. Солдаты пограничных легионов получили земельные наделы и право вступать в брак. Изменился и состав преторианской гвардии – она была набрана Септимием Севером уже не исключительно из италиков, а из жителей провинций, в том числе и восточных. В значительной степени преторианская гвардия была лишена тех преимуществ, которыми она пользовалась раньше. Характеризуя военные реформы Септимия Севера, нужно отметить, что они значительно облегчили проникновение в армию населения провинций и даже племен, живших на границах империи.
Как большинство императоров, опиравшихся в своей политике на войско, Северы открыто проводят антисенатскую политику, роль сената теперь совершенно аннулируется. Особенно остро конфликт между сенатом и императором сказывается во времена правления Каракаллы (211–217 гг.), сына и преемника Септимия Севера. Из мероприятий этого императора нужно подробно остановиться на его эдикте 212 г. о даровании прав римского гражданства всем свободным жителям Римской империи (док. № 92). Представляет интерес оценка эдикта Дионом Кассием (XXVII, 9). «Он [Каракалла] сделал римлянами всех своих подданных на словах – чтобы оказать им благодеяние, на деле же, – чтобы отсюда к нему притекало больше налогов, так как перегрины большинство их не платят.»
Особого значения этому декрету в античной историографии не придавалось. Причиной было отчасти то, что уже с эпохи республики римляне широко раздавали права римского гражданства (см., например, надпись Селевка Розосского – док. № 63). К III в. н.э. процесс этот достиг широкого распространения. По эдикту Каракаллы значительная часть населения империи получила права римского гражданства.
В эпоху Северов продолжается бюрократизация управления. Несмотря на все усиливающиеся черты кризиса в экономике и сельском хозяйстве, империя в состоянии еще отражать нападения варварских племен от границ империи. Значительно ухудшается положение империи во второй половине III в., на которую падает период господства так называемых «солдатских императоров» (235–283 гг.). Следует отметить, что после убийства Александра Севера, последнего представителя династии Северов, на императорский престол выдвигаются ставленники легионов, которые, в свою очередь, опирались прежде всего на войско. Некоторые из этих императоров проводили открыто антисенатскую политику. К числу последних следует отнести императора Гая Юлия Вера Максимина (235–238 гг.).
Одновременно с политическим кризисом имели место многочисленные нападения племен почти по всей северной границе империи – готов, франков, аламанов. Особенно они усилились при императоре Марке Юлии Филиппе Арабе (244–249 гг.). Два года спустя после смерти последнего в битве с готами, вторгшимися во Фракию и Македонию, погиб преемник Филиппа Араба, Гай Мессий Траян Деций.
Время правления последующих императоров (особенно Валериана и Галлиена) также характеризуется беспрерывными нападениями на границы империи. Рейн перешли германские племена – франки и аламаны; готы перешли Дунай и дошли до границ Ахайи, на африканские провинции напали мавретанские племена (док. № 101, 102). Восточной границе империи угрожали персы. Таким образом в III в. уже отчетливо проявились все черты того кризиса, который два века спустя привел к гибели Западную Римскую империю.

№ 92. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ
Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август говорит: [теперь же…] следует оторочить всякие жалобы, устные и письменные, чтобы я поблагодарил бессмертных богов, что они этой победой… меня сохранили невредимым. Я полагаю, что я лучшим и наиболее благочестивым образом удовлетворю веление богов, если я всех чужестранцев, когда бы они ни вошли в круг моих подданных, приобщу к почитанию наших богов. Итак, я дарую всем чужестранцам во всей вселенной римское право гражданства, за исключением тех, кто происходит от сдавшихся. При этом я сохраняю все государственно-правовые различия существующих общин.
Перев. взят из «Хрестоматии», т. 2, изд. 1936 г.
№ 93. ХАРАКТЕРИСТИКА III ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КИПРИАНА
(Из послания Донату)
Фасций Цецилий Киприан был первоначально языческим ритором, а с 248 по 256 г. н.э. – епископом карфагенским. Он был учеником известного первого христианского латинского писателя Тертуллиана, но не разделял крайностей его учения. Киприан был казнен при императоре Валериане, в период его гонения на христиан. Церковь христианская признала Киприана «великомучеником» и «святым».
Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагери, кровавые ужасы. Весь мир орошен взаимно проливаемой кровью, и человекоубийство считается преступлением, только если его совершают отдельные лица, если же оно осуществляется публично, то считается доблестью. Безнаказанность за проступки обеспечивается не отсутствием виновности, а чудовищностью злодеяния.
…Преступления не только совершают, им обучаются…
…Пусть законы записаны на двенадцати таблицах, пусть они выставлены на меди для всеобщего сведения, перед лицом законов совершаются преступления, попираются права. Невиновность не ограждается даже в том самом месте, где ее полагается защищать. Взаимные раздоры разгораются до неистовства, нет мира и среди тог, и форум оглашается криками вражды. Там наготове и меч, и копье, и орудия пытки: щипцы, и дыба, и огонь. К единому человеческому телу применяется больше казней, чем сколько у него членов. Кто же оградит от всего этого? Патрон? но он вероломец и обманщик. Судья? но он торгует своими приговорами. Кто поставлен для пресечения преступлений, тот сам их допускает, и, чтобы погубить невинного обвиняемого, сам судья становится виновным.
Нет никакого страха перед законами, никакого уважения ни к следователю, ни к судье. Что продажно, то не внушает страха.
И тех, кого ты считаешь богачами, переходящих от одного увеселения к другому, вытесняющих бедняков из своего соседства, беспредельно расширяющих во всех направлениях свои поместья, обладающих большим количеством золота и серебра, у которых несметные богатства в деньгах, ссыпанных в кучи или зарытых в землю, и тех, среди всего их богатства, терзают беспокойство и опасения, как бы его не похитил грабитель.
Пер. В. С. Соколова.

№ 94. ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ ВО ФРАКИИ
(IQRR, I, 738)
Императору Цезарю М. Антонию Гордиану, Пию Счастливому Августу прошение от селян скаптопаренов, они же греситы… «Мы живем и владеем землей в вышеназванном селе, весьма благоустроенном, благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревле жители не имели обид и потрясений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок. Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на пятнадцать дней ради празднества не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещения и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже вынуждают нас предоставлять им помещения и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провинции, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителям Фракии, которые, следуя божественным предписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правительства возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы и воистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому итти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями и прокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия твоего божественного провидения и оставшись на своей земле, мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи» .
Перев. и прим. А. Б. Рановича.
№ 95. ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ В ЛИДИИ В III В. Н.Э.
(Надпись из императорского имения близ Филадельфии)
«…Чтобы создать видимость оправдания такой их наглости, они захватили девять человек и заключили их в оковы, заявляя, что отправят их к превосходительным вашим прокураторам, так как превосходительный Элий Аглай исполняет также обязанности проконсула. У одного из этих девяти они исторгли как выкуп за спасение более 1000 аттических драхм и отпустили, прочих же они оставили в оковах, и мы не знаем ясно, божественнейший из императоров, отошлют ли они их живыми к превосходительному Аглаю, или поступят с ними, как с прежними. И вот мы, несчастные люди, лишенные средств к жизни и своих близких, сделали единственное, что было в наших возможностях, – заявили об этом вашему прокуратору, надзирающему за порядком, Аврелию Маркиану, и вашим превосходительным прокураторам в Азии. Мы молим ваше божественное непревзойденное величество, о божественнейший из бывших когда-либо императоров, обратить внимание на страдания крестьянства, так как нам чинят препятствия сборщики налогов и их представители, угрожающие нам, оставшимся, смертельной опасностью, и мы не можем из-за чинимых препятствий ни землю обрабатывать, ни выполнять платежи и повинности в будущем. Мы просим вас милостиво внять нашей мольбе и предписать управителю народа и превосходительным вашим прокураторам учинить суд за содеянное преступление, запретить им доступ в господские имения и [прекратить] притеснения, применяемые к нам сборщиками и теми, кто под предлогом выполнения должности и литургий притесняет и терзает нас; ведь все наше имущество, унаследованное от предков, подлежит контролю и ведению священного фиска по уставу земельному. Скажем правду вашей божественности: если от вашей небесной десницы не будет возмездия за наглые деяния и помощи на будущее, мы, оставшиеся, не в силах снести алчность под вышесказанными предлогами, вынуждены будем бросить отчие очаги и могилы предков и ради спасения жизни переселиться на частновладельческую землю: они, эти злодеи, больше щадят живущих там, чем ваших крестьян; [придется нам] стать беглецами с господских земель, на которых мы родились и выросли, и, оставаясь земледельцами со времен предков, верой служили за счет господина (1).
1. Из надписи видно, что на императорской земле сидели наследственные колоны, обязанные, согласно «земельному уставу», не только платить за аренду земли, но и выполнять другие повинности; что, будучи лично свободны (их привлекают к несению литургий и исполнению различных должностей) и пользуясь правом передвижения, они фактически бесправны, и сборщики могут измываться над ними и чинить над ними расправу. Бороться против гнета колоны могли лишь слезными прошениями императорским прокураторам и самим императорам или бегством с земли.
Перев. и прим. А. Б. Рановича.
№ 96. О ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНОВ ВО ФРИГИИ В III В. Н.Э.
«Императору Цезарю М. Юлию Филиппу благочестивому, счастливому Августу и М. Юлию Филиппу, лучезарнейшему Цезарю, прошение от Аврелия Эглекта по поручению общины арагвенских поселенцев и колонов, [входящих в Аппианский] дем, объединения [тоттеанов и соенцев ] через Т. Виния Дидима, воина. В то время как в ваши блаженнейшие времена, о благочестивейшие и безупречнейшие из когда-либо бывших царей, все ведут спокойную и мирную жизнь, только мы терпим противное [нынешним], блаженнейшим временам и направляем к вам это наше моление, ручаясь за справедливость нашей просьбы в следующем. Мы – ваше священнейшее имение и как бы целостный народ, прибегающие к вам и ставшие просителями вашей божественности, угнетаемы сверх невообразимой меры и являемся объектом вымогательства со стороны тех, кому надлежит охранять общественные интересы. Живя в глубине страны и не находясь под властью военной, мы, однако, терпим бедствия, несовместимые с вашими счастливейшими временами. Нас притесняют те, которые, будучи посланы в Аппианский округ, уклоняются от больших дорог; к тому же солдаты и вельможи из правящих в городе и ваши цезарианцы , прибывающие сюда, отклонившись от проезжих дорог, оторвав нас от работы и забирая на ангарни наших рабочих волов, взыскивают то, что им не следует, и выходит, что мы угнетены и терпим немалую обиду. Обо всем этом мы уже обращались к вашему величеству, Август, когда ты был в должности префекта претория, и о том, как твоя божественность была тронута этим, явствует из приводимого твоего решения: «Я предписал правителю провинции, чтобы он расследовал то, что вы излагаете в прошении, и он примет меры, чтобы больше не было места для жалоб». Так как от этой резолюции нам не было никакой пользы и нам приходится в деревне платить, что с нас не причитается, и к нам являются какие-то люди, вопреки справедливости попирающие нас ногами, равно как и цезарианцы немало нас притесняют, выходит, что мы губим урожай и земля пустует…»
Перев. и прим. А. Б. Рановича.
№ 97. ДИГЕСТЫ О ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНОВ
(Дигесты , XXXIII, 7, 12, § 3)
Ульпиан
Спрашивается, включается ли в завещанный инвентарь [также] раб, который работал в поле на положении колона [quasi colonus]. Лабеон и Пегас правильно отвечают: нет, ибо он находился в имении не в качестве предмета инвентаря [pro instrumento].
(Дигесты, XXXIII, 7, 18, § 4)
Павел
Когда был поставлен вопрос о вилике и высказывалось сомнение, входит ли он в состав инвентаря, Сцевола разъяснил, что, если [земля] обрабатывается не за твердо установленную арендную плату [pensionis], а за счет хозяина, его надлежит [включать в инвентарь].
Перев. и прим. А. Б. Рановича.

№ 98. ЖИЗНЬ И ТРУД ЖНЕЦА (III В. Н.Э.)
(CIL, VIII, № 11824)
(Надпись найдена в Мактарисе в Нумидии)
Я родился у бедных ларов, мой отец маленький человек, он не имел ни состояния, ни дома. Будучи им рожден, я жил обработкой моей земли, и никогда не было отдыха ни мне, ни земле. И когда год приводил созревание жатвы, я был первым жнецом стеблей. Когда отряд мужчин с серпами выходил в путь, направляясь или в нумидийскую Цирту, или на поля Юпитера, я, жнец, опережал всех в полях, оставив за своей спиной тесную родину. Дважды шесть жатв я резал под яростным солнцем, затем я был назначен руководителем работ. Одиннадцать лет я водил отряды жнецов, и наши руки жали нумидийские поля. Эта работа и скудная напряженная жизнь укрепили меня и сделали господином, приготовили мне дом и виллу, и дом мой не лишен никаких богатств. И наша жизнь принесла плод почестей и среди декурионов был записан и я. Избранный в совет, я сидел, как подобает его члену в храме, из деревенщины сам стал цензором. И я произвел детей и видел юношей и дорогих внуков. За заслуги жизни я прожил славные годы, которым не повредил злой язык никаким обвинением. Учитесь, смертные, прожить жизнь без вины. Такой конец жизни заслужил тот, кто жил без обмана. Богам манам. Гай Мульций Максим прожил 80 лет…
Пер. Е. М. Штаерман.
№ 99. РАЗМЕРЫ ПОШЛИН НА ТОВАРЫ И СКОТ В НУМИДИИ В III В. Н.Э.
(CIL, VIII, № 4508)
(Надпись из Зарая в Нумидии, 202 г.)
В III консульство Л. Септимия Севера и М. Аврелия Антонина , благочестивых Августов, установлен закон о пошлинах после ухода [стоявшей там] когорты . Пошлины на поголовье: за раба 1 1/2 денария, за жеребца или кобылу 1 1/2 денария, за мула мужского или женского рода 1 1/2 денария, за осла и быка 1/2 денария, за свинью сестерций, за поросенка дупондий , за барана и козла сестерций, за козленка и ягненка дупондий; скот на ярмарке беспошлинно. Пошлины на иноземную одежду: плащ для трапезы 1 1/2 денария, тройная туника 1 1/2 денария, простое одеяло 1/2 денария, пурпуровая накидка 1 денарий, за остальные африканские одежды по 1/2 денария за штуку. Пошлины на одежды из кожи: за обработанную кожу 1/2 денария, за кожу с волосами дупондий, овечью или козью кожу дупондий, за седло мягкое … грубое 1/2 денария, за 10 фунтов клея дупондий, за 10 фунтов губок дупондий. Закон о пошлинах на стада скота: рабочий скот беспошлинно, за остальной скот согласно поголовной пошлине … за амфору вина и за амфору консервов дупондий, за 100 фунтов пальмы 1/2 денария, за 100 фунтов фиг … за 10 модиев орехов … за древвсиую смолу … за 100 фунтов … перец …
Пер. Е. М. Штаерман.
№ 100. ОХРАНА КОЛЛЕГИЙ ИМПЕРАТОРОМ В III В. Н.Э.
(Fontes, I, 87)
(Надпись найдена в Штирмаркте в Норике. Сделана в 206 г.)
Император Цезаръ Л. Септимий Север Пертинакс благочестивый Август и император Цезарь Марк Аврелий Антонин благочестивый Август… преимущества, которые даны славнейшим советом (города) или по приказанию какого-либо принцепса коллегии суконщиков, не следует осмеливаться подрывать. Но то, что утверждено их мудростью, да соблюдают они и пусть заставляют нести общественные повинности тех, кто пользуется своими богатствами без обязанностей, чтобы не все члены коллегии пользовались без разбора данными коллегиям привилегиями; но в отношении тех, кто, как установлено, обладает большими средствами, следует, по словам… применять в качестве противоядия, несение повинностей, чтобы из-за них не уменьшилось количество; впрочем, маленькие люди пусть пользуются освобождением, что не должно вести к ослаблению объединения… в честь М. Секунда Секундина отца доску поставил согласно декрету коллегии лоскутников и принес в дар Сальвенской республике перед октябрьскими идами во второе консульство императора Антонина и Геты.
Пер. Е. М. Штаерман.

№ 101. НАПАДЕНИЯ ПЛЕМЕН НА ГРАНИЦЫ НУМИДИИ В III В. Н.Э.
(CIL, VIII, 9047)
Надпись найдена в Мавретании Цезарейской, в городе Аузии, поставлена 25 марта 260 г. Она, как и некоторые другие надписи из городов Мавретании и Нумидии, указывает, что в Африке во второй половине III в. имело место длительное восстание местного населения и вторжения африканских племен , живших за границей провинции. Это движение, развивавшееся параллельно движению багаудов в Галлии, явилось одним из важных этапов восстаний рабов и колонов, приведших к гибели Римской империи.
«К. Горгилию сыну Квинта Морциолу римскому всаднику, префекту I Астурийской когорты в провинции Британии, префекту Испанской когорты в провинции Мавретании Цезарейской, секретарю в управлении военной службы, начальнику когорты отборных мавретанских всадников, находящихся на территории [города] Аузии, декуриону двух колоний Аузии и Русгунии и патрону провинции за его выдающуюся любовь к согражданам и исключительную преданность родине и за то, что благодаря его доблести и бдительности мятежник Фараксен со своими приверженцами был пойман и убит. Совет Аузиенской колонии, освободившись от осады [племени] баваров. Посвящено в VIII апрельские календы в год провинции ССХХI.
Перев. и прим. Е. М. Штаерман.
№ 102. НАПАДЕНИЯ ПЛЕМЕН НА ГРАНИЦЫ НУМИДИИ В III В. Н.Э.
(CIL, VIII, 2615)
(Надпись найдена в Ламбезе в Нумидии, относится к 260 г.)
«Юпитеру Всеблагому величайшему и остальным бессмертным богам и богиням, Гай Марциний Децион, светлейший муж, пропретор двух Августовых провинций Нумидии и Норика. Когда четверо баварских царей, соединившись, вторглись в провинцию Нумидию, сиачала в область Милева, затем в пограничную область Мавретании и Нумидии, и в третьих в область квинквегентанеев он перебил и обратил в бегство племена Мавретании Цезарейской, а также фараксинские племена , опустошавшие провинцию Нумидию, причем он взял в плен их пресловутого вождя».
Перев. и прим. Е. М. Штаерман.

Обсуждение закрыто.