Вормсский конкордат 1122г.

Опубликовано в Апрель 1st, 2012 in Германия от admin

ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ 1122 ГОДА

Земельные владения католической церкви превращали епископов в светских феодальных властителей, князей церкви. Неизбежно они должны были включиться в феодальную лестницу. Императоры, короли или иные светские сеньоры наделяли их епископствами и связанными с этим земельными владениями. При наделении епископством германский император вручал духовному лицу кольцо и посох, которые являлись символами светской власти в землевладениях последнего.
Такой обряд наделения епископствами (называвшийся инвеститурой) облегчал императору возможность раздачи владений своим сторонникам, вмешательства в выборы епископов, извлечения доходов из этого дела.
Разгорелась борьба между папами и императорами вокруг инвеституры. Папа Григорий VII запретил инвеституру, рассматривая ее как недопустимую симонию . Его приемник – Пасхалий II в стремлении добиться подчинения себе германских епископов пытался даже лишить их имперских владений. «…Пасхалий II предложил… возвратить все земли и доходы, которыми церковь владела как имперскими ленами, за что король должен клятвенно отказаться от всех притязаний на инвеституру» .
Это не могло удовлетворить самих князей церкви, ибо лишало их основы их власти. Поэтому архиепископ Трирский, являвшийся главой делегации, направленной императором Генрихом V к папе Пасхалию II, говорил: «Никто ведь не может владеть иначе (без инвеституры) ни городами, ни замками, ни приречными земельными марками, ни правом взимания пошлин, ни какими-либо другими королевскими регалиями» . Он настаивал на сохранении того порядка при (выборах епископов, который соблюдался со времен «святых апостольских мужей Григория Великого и других», а именно: «До открытого объявления самого избрания – заранее доносить о таковом, то есть о предстоящем избрании, на усмотрение императора и, если кандидат окажется подходящим, испрашивать у того же императора соответствующее на данный случай согласие, затем, по канонически – через участвующий в капитуле клир и предварительную просьбу народа – совершенном и объявленном избрании одобренного к нему лица, новоизбранный представляется императору, чтобы получить от него право на регалии – через вручение, инвеституры кольцом и посохом; далее он приносит клятву, верности я ленную присягу, после чего происходит, наконец, и самое – свободное и без симонии – посвящение вновь поставленного прелата в его сан» .
Только при папе Каликсте II императору Генриху V удалось достичь соглашения. В сентябре 1122 года в Борисе был заключен конкордат (Pax Wormatiensis cum Calixto II). По этому соглашению император отказался от инвеституры кольцом и посохом и предоставил церкви право «свободно совершать каноническое избрание и посвящение епископов», а папа признал, что «избрание Тевтонской земли епископов» должно производиться в присутствии короля «без симонии и какого-либо насилия» и чтобы избранный епископ получал «державные права передачей скипетра» и исполнял свои обязанности по отношению к императору. К. Маркс, оценивая этот конкордат, писал: «Решено, между прочим, что слово инвеститура не должно употребляться при королевском пожаловании епископов регалиями; зато выборы епископов должны происходить в присутствии короля, следовательно под его влиянием; и спорные вопросы в связи с выборами должны решаться не папой, а императором и епископами диоцеза…» Перевод текста дается из сборника «Средневековье в его памятниках», под редакцией Д. Н. Егорова.
(а) ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА
Во имя святой и нераздельной Троицы. Я, Генрих, Божиею милостию император Римский, священный, из любви к Богу, святой Римской церкви и владыке папе Каликсту и ради спасения души моей уступаю Господу Богу, и святым Его апостолам Петру и Павлу, и святой вселенской церкви всякую инвеституру кольцом и посохом и предоставляю во всех церквах, находящихся в пределах королевства моего и империи, свободно совершать каноническое избрание и посвящение.
Владения же и державные права св. Петра, кои от начала сей распри и до нынешнего дня, при отце моем или при мне были отняты, возвращаю оной святой Римской церкви, буде они у меня; буде же я их не имею, неложно поспособствую вернуть их.
Владения же всех иных церквей, князей и других людей, как клириков, так и мирян, отторгнутые в этой борьбе (in werra ista), я, с согласия и приговора князей, верну, буде они у меня; буде же я их не имею, неложно поспособствую вернуть их.
И заключаю честный мир с владыкою папой Каликстом, со святою Римской церковью и со всеми, кто был или есть на их стороне.
И если в чем-либо святая Римская церковь потребует помощи, я неложно помогу и окажу должную справедливость, если на что-либо она мне пожалуется. Все сие совершено с согласия и совета князей, коих имена ниже следуют: Адальберт, архиепископ Майнцский; Ф., архиепископ Кёльнский; Г., епископ Регенсбургский; О., епископ Бамбергский; Б., епископ Шпейерский; Г., епископ Страсбургский; Г., епископ Утрехтский; У., епископ Констанцский; Э., аббат Фульденский; герцог Генрих, герцог Фридрих, герцог С., герцог Пертольф, маркграф Типольд, маркграф Энгельберт, палатин Годфрид, пфальцграф Оттон, граф Беренгарий.
Я, Фридрих, архиепископ Кельнский и архиканцлер, скрепляю.
(б) ГРАМОТА ПАПЫ
Я, епископ Каликст, раб, рабов Божьих, тебе, возлюбленному сыну моему Генриху, Божиею милостию императору Римскому, священному предоставляю: избрание Тевтонской земли епископов, а равно и аббатов от местной власти зависящих , производить в присутствии твоем без симонии и какого-либо насилия с тем, чтобы ты, буде возникнет разногласие, по совету и решению митрополита и соепископов поддержал бы правую сторону и помог.
Избранный же да получает от тебя державные права передачей скипетра и исполняет вытекающие отсюда по отношению к тебе обязанности.
Посвященный же в других частях империи да получит от тебя в шестимесячный срок державные права через передачу скипетра и исполняет вытекающие отсюда по отношению к тебе обязанности.
А если ты будешь мне жаловаться на что-либо и просить помощи, я по долгу служения моего окажу тебе надлежащую помощь.
Заключаю честный мир с тобою и со всеми, кто есть и был на твоей стороне во время сей распри.

Обсуждение закрыто.