Статут Сейма Литвы

Опубликовано в Сентябрь 24th, 2011 in Буржуазное право от admin

С Т А Т У Т
СЕЙМА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 февраля 1994 г. № I-399
Вильнюс

(С изменениями и дополнениями, внесенными Статутом от 20 декабря 1994 г. № I-716; Статутом от 23 февраля 1995 г. № I-816, Статутом от 28 июня 1995 г. № I-977, Статутом от 19 декабря 1995 г. № I-1133; Статутом от 26 ноября 1996 г. № VIII-2; Статутом от 1 июля 1997 г. № VIII-358, Статутом от 11 ноября 1997 г. № VIII-508; Статутом от 22 декабря 1998 г. № VIII-1000; Статутом от 25 мая 1999 г. № VIII-1198, Статутом от 11 ноября 1999 г. № VIII-1419; Статутом от 10 октября 2000 г. № VIII-1975; Статутом от 7 июня 2001 г. № IX-363, Статутом от 13 сентября 2001 г. № IX-504, Статутом от 18 декабря 2001 г. № IX-666; Статутом от 5 сентября 2002 г. № IX-1064, Статутом от 26 сентября 2002 г. № IX-1102; Статутом от 14 января 2003 г. № IX-1292, Статутом от 20 марта 2003 г. № IX-1377, Статутом от 27 мая 2003 г. № IX-1580, Статутом от 11 ноября 2003 г. № IX-1812; Статутом от 13 июля 2004 г. № IX-2345, Статутом от 9 ноября 2004 г. № IX-2545, Статутом от 2 декабря 2004 г. № X-25; Статутом от 15 февраля 2005 г. № X-127, Статутом от 30 июня 2005 г. № X-291, Статутом от 13 декабря 2005 г. № X-446, Статутом от 23 декабря 2005 г. № X-479; Статутом от 3 октября 2006 г. № X-829, Статутом от 14 ноября 2006 г. № X-897; Статутом от 26 июня 2007 г. № X-1214; Статутом от 17 апреля 2008 г. № X-1500, Статутом от 1 июля 2008 г. № X-1662, Статутом от 3 июля 2008 г. № X-1687, Статутом от 13 ноября 2008 г. № X-1815, Статутом от 4 декабря 2008 г. № XI-40, Статутом от 16 декабря 2008 г. № XI-68; Статутом от 23 апреля 2009 г. № XI-228, Статутом от 23 июня 2009 г. № XI-314, Статутом от 17 сентября 2009 г. № XI-415, Статутом от 5 ноября 2009 г. № XI-453; Статутом от 25 марта 2010 г. № XI-703)

ЧАСТЬ I
СТАТУС ЧЛЕНА СЕЙМА

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИСЯГА ЧЛЕНА СЕЙМА

Статья 1. Мандат члена Сейма
1. Основные права и обязанности члена Сейма Литовской Республики (далее – Сейма) определяются Конституцией Литовской Республики (далее – Конституцией) и настоящим Статутом, а иные его права и обязанности – также другими законами Литовской Республики (далее – законами).
2. Член Сейма при исполнении своих обязанностей руководствуется Конституцией, интересами государства, своей совестью и не может ограничиваться никакими мандатами.

Статья 2. Возникновение полномочий члена Сейма и приобретение прав члена Сейма
1. Отсчет срока полномочий членов Сейма начинается со дня первого заседания вновь избранного Сейма. С началом этого заседания истекает срок полномочий ранее избранных членов Сейма.
2. Избранный член Сейма все права представителя Народа приобретает только после принятия им на заседании Сейма присяги на верность Литовской Республике. Не принявший присяги член Сейма не обладает установленными главой второй настоящего Статута правами, не пользуется предусмотренными главой третьей настоящего Статута обеспечением и гарантиями деятельности и не получает вознаграждения члена Сейма.

Статья 3. Текст присяги члена Сейма
1. Устанавливается следующий текст присяги члена Сейма:
«Я, (имя, фамилия),
клянусь хранить верность Литовской Республике;
клянусь уважать и исполнять ее Конституцию и законы, охранять целостность ее земель;
клянусь всеми силами укреплять независимость Литвы, добросовестно служить Родине, демократии, на благо людей Литвы.
Да поможет мне Бог!»
2. Присягу разрешается приносить и без последнего предложения.

Статья 4. Порядок приведения к присяге члена Сейма
1. Приведение к присяге члена Сейма проводится председателем Конституционного Суда Литовской Республики (далее – Конституционного Суда), а в случае его отсутствия либо невозможности временно исполнять эти обязанности – временно исполняющим его обязанности судьей Конституционного Суда.
2. Член Сейма при принесении присяги стоит перед приводящим к присяге лицом и зачитывает текст присяги, положив руку на Конституцию.
3. По прочтении текста присяги член Сейма ставит свою подпись на именном листе с текстом присяги.
4. Текст присяги не исправляется и не изменяется, можно исключить только последнее предложение присяги. Несоблюдение данного положения, равно как и отказ поставить свою подпись на именном листе с текстом присяги или его подписание с оговоркой означает, что присяга членом Сейма не принесена.
5. Именные листы с текстом присяги передаются приведшему к присяге председателю Конституционного Суда или судье Конституционного Суда, который их проверяет и зачитывает фамилии членов Сейма, приобретших все права представителя Народа.
6. Член Сейма обязан принести присягу заново, если после того, как его полномочия были прекращены, в соответствии с Конституцией и законами он вновь становится членом Сейма.
7. Член Сейма должен принести присягу на первом заседании вновь избранного Сейма. Член Сейма, который не может прибыть на первое заседание вновь избранного Сейма по особо важной уважительной причине, приносит присягу на следующем, ближайшем, заседании Сейма сразу же после того, как только исчезает эта особо важная уважительная причина. Член Сейма, который избран позднее, приносит присягу на ближайшем заседании Сейма.

Статья 5. Последствия непринесения членом Сейма присяги
Член Сейма, не принесший присягу в установленном настоящим Статутом порядке либо принесший ее условно, согласно статье 59 Конституции утрачивает мандат члена Сейма. В связи с этим Сейм принимает постановление.

Статья 6. Совмещение обязанностей члена Сейма
1. Обязанности члена Сейма, за исключением его должности в Сейме, несовместимы с какими бы то ни было другими должностями в государственных учреждениях и организациях, а также с работой в предпринимательских, коммерческих и других частных учреждениях или на предприятиях.
2. На срок своих полномочий член Сейма освобождается от обязанности по прохождению службы по охране края.
3. Член Сейма может назначаться только Премьер-министром или министром.

Статья 7. Удостоверение и значок члена Сейма
1. Член Сейма имеет удостоверение члена Сейма и значок члена Сейма, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Члену Сейма удостоверение вручается после обнародования итогов выборов, а значок – после принесения присяги.
3. Образец значка члена Сейма утверждается правлением Сейма.

Статья 8. Прекращение полномочий члена Сейма
Полномочия члена Сейма прекращаются в случае:
1) истечения срока полномочий либо когда на первое заседание собирается избранный на досрочных выборах Сейм;
2) его смерти;
3) его отставки согласно письменному заявлению;
4) признания его судом недееспособным;
5) лишения Сеймом его мандата в порядке процесса импичмента;
6) признания выборов недействительными или грубого нарушения Закона о выборах Сейма;
7) если после его избрания членом совета самоуправления, он не отказывается от мандата члена совета самоуправления, переходит на работу или не отказывается от работы, не совместимой с требованиями статьи 6 настоящего Статута;
8) утраты им гражданства Литовской Республики.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЛЕНА СЕЙМА

Статья 9. Права члена Сейма
Член Сейма имеет право в установленном настоящим Статутом порядке:
1) голосовать по всем обсуждаемым вопросам на заседаниях Сейма, комитета и комиссии, членом которых он является;
2) избирать и быть избранным на любую должность в Сейме;
3) участвовать в прениях по всем обсуждаемым вопросам, вносить предложения, замечания, поправки в устном и письменном виде;
4) передавать председательствующему на заседании текст своей непроизнесенной речи для включения его в стенограмму заседания;
5) предлагать Сейму вопросы для обсуждения;
6) разрабатывать и вносить в Сейм на рассмотрение проекты законов и других правовых актов, а также вносить предложения к законам, которые должны быть рассмотрены в Сейме;
7) задавать вопросы докладчикам и содокладчикам на заседаниях Сейма;
8) делать заявления, произносить реплики, выступать по мотивам голосования, вносить предложения по порядку ведения заседания, по процедурным вопросам;
9) непосредственно или через помощника получать копии зарегистрированных законопроектов, законов и других принятых Сеймом актов, решений Председателя Сейма, правления Сейма, Собрания старост и их проектов, а также копии подготавливаемых Правительством проектов правовых актов и принятых иными органами государственной власти и управления постановлений, а также правовых актов должностных лиц государственной службы;
10) принимать участие в заседаниях всех комитетов и комиссий Сейма, а также заседаниях Правительства, а в случае необходимости – заседаниях органов государственной власти и управления, на которых рассматриваются внесенные им вопросы, а также, заранее известив об этом, присутствовать в качестве наблюдателя на других заседаниях, на которых рассматриваются интересующие его вопросы, за исключением вопросов, связанных с государственной тайной, порядок рассмотрения которых устанавливается законами;
11) обращаться с запросами к членам Правительства, руководителям других государственных органов, задавать им, а также должностным лицам Сейма вопросы;
12) совместно с другими членами Сейма:
а) вносить законопроект о внесении изменений в Конституцию,
б) инициировать импичмент,
в) начинать процедуры выражения недоверия, интерпелляции,
г) созывать внеочередную сессию Сейма и внеочередное заседание,
д) обращаться в Конституционный Суд,
е) а также действовать иным образом в соответствии с положениями настоящего Статута.

Статья 10. Участие члена Сейма в работе Сейма
1. Член Сейма обязан участвовать в заседаниях Сейма.
2. Каждый член Сейма, за исключением Председателя Сейма и Премьер-министра, должен быть членом какого-либо комитета и участвовать в его работе, а также может быть заместителем члена другого комитета.
3. Член Сейма может быть членом только одного комитета, за исключением Комитета по Европейским делам и Комитета по иностранным делам, в состав которых могут входить также члены других комитетов.
4. Членом комитета и его заместителем не могут быть Председатель Сейма и Премьер-министр.
5. Член Сейма обязан участвовать в заседаниях правления Сейма, Собрания старост, комитетов, комиссий и подкомитетов Сейма, членом которых он является.
6. Член Сейма обязан участвовать в заседаниях Комитета по этике и процедурам по письменному приглашению председателя комиссии. В случае если член Сейма не может участвовать в этом заседании, он должен в письменной форме известить об этом председателя комиссии с указанием причин, вследствие которых он не может участвовать в заседании. Комиссия по этике и процедурам может рассматривать вопросы о нарушениях этики членом Сейма, о согласовании общественных и частных интересов и в отсутствие приглашенного члена Сейма, если он ходатайствует об этом и его объяснения представлены в письменном виде либо если он повторно не является на заседание комиссии без важной уважительной причины.

Статья 11. Участие членов Сейма в заседаниях и заграничных командировках
1. Считается, что член Сейма участвовал в заседании Сейма, если он зарегистрировался в более чем половине заранее предусмотренных и прошедших в предусмотренное время голосованиях по принятию правового акта, а также зарегистрировался во всех проходивших в тот день заседаниях Сейма. Считается, что член Сейма участвовал в заседании комитета или комиссии Сейма, если он в приложении к протоколу заседания зарегистрировался под расписку.
2. Если член Сейма не может участвовать в заседании Сейма, заседании комитета или комиссии Сейма, об этом он заблаговременно, а если не может заблаговременно, – не позднее чем в течение недели обязан сообщить соответственно в секретариат заседаний Сейма, председателю комитета или комиссии с указанием причин отсутствия.
3. Важными уважительными причинами неучастия в заседании Сейма, а также неучастия в заседании комиссии или комитета считаются временная нетрудоспособность члена Сейма, его командировка, отпуск по уходу за ребенком либо иные важные обстоятельства, а также неучастие в заседаниях с одобрения правления Сейма. В случае если член Сейма не извещает о своем неучастии в заседании либо не указывает причин своего отсутствия, считается, что заседание пропущено без важной уважительной причины.
4. Секретариат заседаний Сейма фиксирует сообщения членов Сейма о неучастии в заседаниях Сейма, а секретариаты комитетов и комиссий Сейма – о неучастии членов Сейма в заседаниях комитетов и комиссий. Эта информация вместе с оправдательными документами неучастия в заседании, а также с заключениями председателей комитетов и комиссий должны быть представлены в Комиссию по этике и процедурам в срок до 10 дня следующего месяца.
5. Комиссией по этике и процедурам принимается решение о том, являются ли важными и уважительными причины неучастия в заседании Сейма, председателями комитетов и комиссий Сейма принимается решение о том, являются ли важными и уважительными причины неучастия в заседании комитета или комиссии Сейма. Споры по поводу того, являются ли важными и уважительными причины неучастия в заседании комитета или комиссии, разрешаются Комиссией по этике и процедурам с учетом заключений председателей соответствующих комитетов и комиссий и объяснений члена Сейма.
6. Председатель Комиссии по этике и процедурам в срок до 20 дня каждого месяца обобщенные данные о неучастии членов Сейма в заседаниях Сейма, комитетов и комиссий Сейма за истекший месяц сообщает правлению Сейма и обнародует на Интернет-сайте Сейма.
7. В случае, если правление Сейма командирует для участия в одном и том же мероприятии не менее двух членов Сейма, эти члены Сейма образуют группу и правление Сейма должно назначить руководителя группы.
8. Член Сейма, который был командирован один или один был в заграничной поездке, одобренной правлением Сейма, либо руководитель группы членов Сейма по возвращении из заграничной командировки или поездки, одобренной правлением Сейма, не позднее чем в течение 10 дней должен представить правлению Сейма в установленном порядке отчет о выполнении заданий.
9. Если правление Сейма направляет члена Сейма в командировку в составе делегации, сопровождающей Президента Литовской Республики, или в составе делегации, руководимой Премьер-министром Литовской Республики, в таких случаях члену Сейма не надо писать отчет об исполнении заданий. Копия отчета о деятельности делегации, в которой участвовал член Сейма, представляется в орган, формировавший делегацию.
10. Положения частей 2 и 4 настоящей статьи не применяется в отношении членов правления Сейма, а также членов Сейма, исполняющих обязанности Премьер-министра или министра.

Статья 12. Работа члена Сейма с избирателями
1. Член Сейма должен постоянно встречаться с избирателями и информировать их о своей деятельности. Он имеет право приглашать для участия во встречах должностных лиц государственных и муниципальных органов и учреждений, должностных лиц самоуправлений, а также членов советов самоуправлений.
2. Член Сейма рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы избирателей и в необходимых случаях направляет их в государственные органы на рассмотрение.
3. Жалобы избирателей, отнесенные к компетенции контролера Сейма, могут передаваться контролерам Сейма для расследования. Они рассматриваются в порядке, установленном Законом о контролерах Сейма.
4. Обращение члена Сейма, а также пересланные им предложения, заявления и жалобы избирателей все должностные лица, а также руководители предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы, обязаны рассмотреть и дать ответ члену Сейма не позднее чем в течение 20 дней со дня их поступления.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕЙМА

Статья 13. Обязанность самоуправлений создать условия для деятельности членов Сейма
1. Самоуправления и их исполнительные органы, руководители государственных предприятий, учреждений и организаций обязаны создать члену Сейма условия для встречи с избирателями, сообщить о времени и месте проведения таких встреч, предоставить иную необходимую помощь и информацию.
2. Самоуправления обязаны членам Сейма, избранным по одномандатным избирательным округам, предоставить, а также содержать постоянные помещения для приема избирателей.
3. Самоуправления должны предоставить избранным по многомандатному избирательному округу членам Сейма надлежащим образом оборудованные помещения для приема избирателей и проведения собраний.

Статья 14. Посещение членами Сейма предприятий, учреждений и организаций
1. Член Сейма вправе требовать безотлагательного его приема на предприятиях, в учреждениях и организациях по вопросам его деятельности и предоставления необходимой информации.
2. Член Сейма имеет право на беспрепятственное посещение всех предприятий, учреждений и организаций. Порядок посещения предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с охраной государственной тайны, а также порядок сохранения ставших известными членам Сейма сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законами.

Статья 15. Вознаграждение члена Сейма
1. Работа члена Сейма, а также расходы, связанные с его парламентской деятельностью, оплачиваются за счет государственного бюджета.
2. Размер вознаграждения члена Сейма и порядок его выплаты устанавливаются Сеймом. Закон об изменении размера вознаграждения членов Сейма вступает в силу только со дня первого заседания другого вновь избранного Сейма.
3. Членам Сейма – должностным лицам и лидеру оппозиции Сейма за выполняемую ими работу выплачивается вознаграждение, размер которого устанавливается законом.
4. Член Сейма не может получать никакое иное вознаграждение, кроме вознаграждения за творческую деятельность. Вознаграждением за творческую деятельность члена Сейма считается авторский гонорар за произведения искусств и их исполнение, за публикации и книги, за материалы для радио- и телепередач, если член Сейма не связан с учреждением, предприятием или организацией, оплачивающими творческую деятельность, трудовыми, служебными либо такими отношениями, из-за которых может возникнуть конфликт между общественными и частными интересами.

Статья 151. Уменьшение вознаграждения члена Сейма
1. Вознаграждение члена Сейма, который без важной уважительной причины не участвовал в более чем половине заседаний Сейма, на которых заранее было предусмотрено и в предусмотренное время проходило голосование по принятию правовых актов, за этот месяц уменьшается на одну треть. Вознаграждение уменьшается на основании заключений Комиссии по этике и процедурам решением правления Сейма. Сумма, на которую уменьшается вознаграждение члена Сейма, вычитается из вознаграждения члена Сейма за ближайший месяц.
2. Решение правления Сейма об уменьшении вознаграждения может быть обжаловано в Сейм в течение 15 дней со дня принятия решения. Жалоба подается на имя Председателя Сейма. Сейм по поводу этой жалобы принимает протокольное постановление.
3. Если члену Сейма в установленном законодательством порядке назначается заключение под стражу, вознаграждение и средства на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью, ему не выплачиваются за весь срок содержания под стражей. После прекращения досудебного расследования в отношении члена Сейма или уголовного дела, по которому член Сейма является обвиняемым, вследствие отсутствия деяния, имеющего признаки преступления или подлежащего наказанию проступка, либо если не собрано достаточно данных, подтверждающих его виновность в совершении преступного деяния, либо в отношении члена Сейма принимается оправдательный приговор суда, ему не позднее чем в течение 5 рабочих дней выплачивается вознаграждение в полном объеме, которое он не получил ввиду заключения под стражу в течение срока полномочий.
4. Если члену Сейма по приговору суда назначено наказание в виде ареста, лишения свободы на определенный срок либо пожизненного лишения свободы, вознаграждение члена Сейма и средства на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью, ему не выплачиваются за весь срок отбывания этого наказания. В случае отмены приговора члену Сейма не позднее чем в течение 5 рабочих дней выплачивается вознаграждение члена Сейма в полном объеме, которое он не получил в течение срока полномочий, отбывая наказания в виде ареста или лишения свободы.

Статья 152. Пользование служебными автомобилями
1. Председателю Сейма, его заместителям, лидеру оппозиции по должности полагается служебный автомобиль с водителем.
2. Порядок пользования служебными автомобилями устанавливается правлением Сейма по представлению канцлера Сейма.

Статья 153. Средства на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью

Редакция части 1 до 31 декабря 2010 г.:
1. Председателю Сейма на покрытие репрезентативных расходов ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 1 СЗП.
Редакция части 1 с 1 января 2011 г.:
1. Председателю Сейма на покрытие репрезентативных расходов ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 3 СЗП.

Редакция части 2 до 31 декабря 2010 г.:
2. Заместителям Председателя Сейма на покрытие репрезентативных расходов ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 0,5 СЗП.
Редакция части 2 с 1 января 2011 г.:
2. Заместителям Председателя Сейма на покрытие репрезентативных расходов ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 1 СЗП.

Редакция части 3 до 31 декабря 2010 г.:
3. Членам Сейма на расходы, связанные с их парламентской деятельностью, ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 1 СЗП.
Редакция части 3 с 1 января 2011 г.:
3. Членам Сейма на расходы, связанные с их парламентской деятельностью, ежемесячно подотчетно выделяется сумма в размере 1,7 СЗП.

4. Самоуправления предоставляют члену Сейма и его помощнику-секретарю в бесплатное (холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, теплоэнергия и другие коммунальные услуги оплачиваются самоуправлением) постоянное пользование помещения в самоуправлении (самоуправлениях) избирательного округа по выбору члена Сейма на срок полномочий члена Сейма размером не менее 12 м2, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, с мебелью и телефоном. Расходы за пользование телефоном покрываются членом Сейма.

Редакция части 5 до 31 декабря 2010 г.:
5. Руководителям Сейма, лидеру оппозиции, председателям комитетов, комиссий и их заместителям, председателям подкомитетов, старостам фракций и их заместителям за пользование служебными телефонами ежемесячно компенсируется сумма в размере 0,2 СЗП.
Редакция части 5 с 1 января 2011 г.:
5. Руководителям Сейма, а также председателям Комитета по Европейским делам и Комитета по иностранным делам, их заместителям, лидеру оппозиции, старостам фракций и их заместителям за пользование служебными телефонами ежемесячно компенсируется сумма в размере 0,4 СЗП, председателям других комитетов и комиссий, их заместителям, председателям подкомитетов – сумма в размере 0,2 СЗП.

6. Член Сейма, за исключением Председателя Сейма, сумму, превышающую установленные для телефонных разговоров расходы, оплачивает сам. Департамент финансов Канцелярии Сейма превышающую установленный размер сумму, если расходы за телефонные разговоры не оплачиваются в установленный срок, вправе вычесть из заработной платы члена Сейма за ближайший месяц в бесспорном порядке.
7. Для реализации деятельности фракции на год выделяется сумма в размере 1 СЗП и дополнительная сумма с учетом величины фракции в таком расчете, чтобы на каждого члена фракции приходилась сумма в размере по 0,4 СЗП. В случае изменения величины фракции выделяемая ей дополнительная сумма уточняется ежемесячно. Эти средства используются на покрытие расходов по разработке законов и проведению их экспертизы, на репрезентацию, на покрытие почтовых, телефонных расходов и других нужд работы фракции.
8. Порядок выделения, использования и отчета за средства на расходы, связанные с парламентской деятельностью членов Сейма, устанавливается правлением Сейма.

Статья 154. Обеспечение членов Сейма жилыми помещениями
1. На срок полномочий члена Сейма решением канцлера Сейма ему предоставляется жилое помещение в гостинице Сейма для проживания совместно с членами семьи, по пожеланию члена Сейма. В первую очередь жилое помещение в гостинице Сейма предоставляется члену Сейма, не имеющему и в течение последних пяти лет до дня подачи ходатайства не имевшему на правах собственности жилого помещения на территории самоуправления города Вильнюса, а также не далее чем на расстоянии 25 км от административной границы самоуправления города Вильнюса.
2. Членам Сейма, за исключением тех, которые имеют или в течение последних пяти лет имели на правах собственности жилые помещения на территории самоуправления города Вильнюса, а также не далее чем на расстоянии 25 км от административной границы самоуправления города Вильнюса, расходы по проживанию в гостинице Сейма (за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ, теплоэнергию и коммунальные услуги) компенсируются в порядке, установленном правлением Сейма. Расстояние до места жительства устанавливается по кратчайшим дорогам государственного значения и дорогам общего пользования местного значения в соответствии с установленной на день подачи ходатайства о предоставлении жилого помещения административной границей самоуправления города Вильнюса.
3. Другие проживающие в гостинице Сейма члены Сейма платят за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ, теплоэнергию и коммунальные услуги по утвержденным тарифам.
4. Начисленные и своевременно не внесенные платежи за эти услуги Департамент финансов Канцелярии Сейма вычитает из заработной платы члена Сейма за ближайший месяц в бесспорном порядке.
5. После прекращения полномочий члена Сейма бывший член Сейма и проживающие с ним члены его семьи обязаны в 30-дневный срок выселиться из занимаемых помещений и полностью рассчитаться за проживание в гостинице Сейма.

Статья 155. Гарантии в связи с прекращением полномочий члена Сейма
1. В связи с прекращением полномочий члена Сейма в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 6 статьи 63 Конституции, член Сейма имеет право в установленном Законом о государственной службе порядке вернуться на прежнюю должность.
2. В связи с прекращением полномочий члена Сейма в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 статьи 63 Конституции, ему выплачивается выходное пособие. Члену Сейма выплачивается выходное пособие в размере стольких среднемесячных вознаграждений члена Сейма, сколько лет беспрерывно длился срок его полномочий в Сейме, однако размер выходного пособия составляет не менее 2 и не более 6 среднемесячных вознаграждений члена Сейма. Если лицо членом Сейма было неполный год срока полномочий, то в настоящей статье срок продолжительностью более 6 месяцев считается целым годом срока полномочий. Выходное пособие не выплачивается, если член Сейма, полномочия которого прекратились в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 63 Конституции, вновь выбирается членом Сейма.
3. В связи с прекращением полномочий члена Сейма в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 63 Конституции, членам его семьи полагается выплата в размере, указанном в части 2 настоящей статьи.

Статья 156. Рабочее время и время отдыха члена Сейма
Деятельность Сейма непрерывна. Рабочее время члена Сейма во время сессий Сейма устанавливается правлением Сейма. Член Сейма время в период между сессиями Сейма, если он не должен участвовать в заседаниях комитетов, комиссий Сейма, планирует самостоятельно.

Статья 16. Помощники-секретари членов Сейма
Член Сейма вправе иметь помощников-секретарей, работа которых оплачивается за счет государственного бюджета, а также помощников, работающих на общественных началах. Помощники-секретари членов Сейма принимаются на работу и освобождаются в установленном законодательством порядке. На одного члена Сейма приходится 3 штатные единицы помощника-секретаря члена Сейма. Заработная плата помощников-секретарей членов Сейма регламентируется в порядке, установленном правовыми актами.

Статья 161. Служащие фракций
1. Служащие фракций принимаются на работу и освобождаются в установленном законодательством порядке.
2. Количество служащих фракций устанавливается с учетом количества членов фракции. Каждой фракции полагается не менее чем одна штатная единица референта старосты фракции.

Статья 17. Ответственность за препятствование члену Сейма в осуществлении им своих полномочий
1. Лица и должностные лица, препятствующие члену Сейма в осуществлении им своих полномочий, покушающиеся на его, как представителя Народа, жизнь, здоровье, честь и достоинство, несут ответственность в соответствии с законами.
2. За неисполнение законных требований члена Сейма на виновное должностное лицо в установленном законами порядке может быть наложено дисциплинарное взыскание, оно может быть освобождено от занимаемой должности.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДИСЦИПЛИНА И ИММУНИТЕТ ЧЛЕНА СЕЙМА. ОБЯЗАННОСТЬ ЧЛЕНА СЕЙМА ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Статья 18. Обязанность члена Сейма избегать конфликта интересов
1. Запрещается использовать мандат члена Сейма не по назначению, то есть не в интересах Народа, государства и избирателей. Член Сейма обязан уважать и исполнять Конституцию и законы.
2. Каждый член Сейма при исполнении обязанностей члена Сейма обязан избегать конфликта интересов между частными интересами члена Сейма и его обязанностями представлять общественные интересы, а также не должен вести себя таким образом, чтобы у общественности возникли сомнения относительно наличия такого конфликта. В случае возникновения конфликта интересов член Сейма обязан вести себя так, как это указано в настоящем Статуте и рекомендации Комиссии по этике и процедурам или Главной комиссии по служебной этике. Член Сейма обязан делать все, чтобы его добросовестность не вызывала у общественности сомнений и чтобы общественность имела все возможности убедиться в этом.
3. Нарушающая эти положения деятельность члена Сейма должна быть рассмотрена Комиссией по этике и процедурам либо образованной с этой целью комиссией по расследованию и должны быть подготовлены заключения для Сейма.
4. Ежегодно каждый член Сейма в соответствии с Законом о согласовании общественных и частных интересов на государственной службе представляет свою годовую декларацию о частных интересах в Комиссию по этике и процедурам, а также и декларации при выявлении новых обстоятельств. В этой комиссии хранятся и декларации о частных интересах кандидатов, ставших членами Сейма. В комиссии декларации хранятся в течение всего срока полномочий члена Сейма, а затем передаются на хранение в Архив Сейма.
5. Комиссия по этике и процедурам после рассмотрения деклараций о частных интересах членов Сейма представляет членам Сейма письменные рекомендации относительно того, как избежать конфликта интересов, которые членами Сейма могут быть обнародованы по их усмотрению. Такие рекомендации могут носить общий характер – годовые или предназначаться для конкретной ситуации. Подобные рекомендации, как правило, предоставляются по просьбе самого члена Сейма.
6. До начала рассмотрения вопроса или в ходе его рассмотрения член Сейма, имеющий к данному вопросу частный интерес, обязан информировать председательствующего на заседании об угрозе конфликта интересов и самоустраниться от дальнейшего обсуждения вопроса и голосования.
7. Если член Сейма не выполнил требований части 6 настоящей статьи и такое поведение члена Сейма противоречит рекомендации Комиссии по этике и процедурам, которая в соответствии с частью 5 настоящей статьи была дана члену Сейма, Комиссия по этике и процедурам немедленно информирует об этом Сейм. В таком случае рассмотрение вопроса по решению Сейма может быть начато заново.
8. В случае выяснения факта, что в ходе принятия в Сейме закона были нарушены положения настоящей статьи относительно избежания конфликта интересов, могут быть применены положения статьи 160 настоящего Статута.

Статья 19. Утратила силу с 1 января 2006 г.

Статья 20. Предупреждение члена Сейма
1. Если член Сейма во время заседания начинает вести с членами Сейма или другими участниками заседания споры, поднимает шум в зале, не выполняет рекомендации Комиссии по этике и процедурам во избежание конфликта интересов, председательствующий на заседании может сделать члену Сейма устное предупреждение.
2. Если член Сейма и в дальнейшем не обращает внимания на предупреждение председательствующего на заседании, предупреждение может быть занесено в протокол заседания. Предупреждение члену Сейма может быть немедленно занесено в протокол за публичные угрозы в адрес своих коллег, за нанесение оскорбления члену Сейма или группе членов Сейма, за проявление недобросовестности при голосовании либо за отказ выполнить рекомендацию Комиссии по этике и процедурам во избежание конфликта интересов.
3. Предупреждение с занесением в протокол заседания выносится Сеймом по представлению председательствующего на заседании или Комиссии по этике и процедурам без обсуждения простым большинством голосов от числа участвовавших в голосовании членов Сейма.
4. Член Сейма, которому предлагается вынести такое предупреждение, имеет право до проведения голосования в течение времени до 3 минут дать объяснение Сейму.

Статья 21. Удаление члена Сейма с заседания
1. Сейм может временно удалить члена Сейма из зала заседаний до окончания дня заседаний в случае, если он:
1) после вынесенного ему предупреждения продолжает препятствовать работе Сейма или не выполняет рекомендации Комиссии по этике и процедурам во избежание конфликта интересов;
2) во время заседания подстрекает к применению насилия или сам применяет насилие;
3) во время заседания публично оскорбляет Президента Республики, Сейм, его Председателя, членов Сейма, Правительство или Премьер-министра либо угрожает им;
4) своими действиями порочит звание члена Сейма.
2. Решение об удалении члена Сейма из зала заседаний принимается Сеймом по представлению председательствующего на заседании или Комиссии по этике и процедурам без обсуждения простым большинством голосов от числа участвовавших в голосовании членов Сейма.
3. В случае отказа временно удаленного с заседания члена Сейма подчиниться требованию председательствующего на заседании покинуть зал, заседание временно прерывается и работники охраны препровождают наказанного члена Сейма из зала заседаний.
4. Члену Сейма, удаленному с заседаний Сейма, не выплачивается заработная плата за дни, когда проходят заседания Сейма, с которых он удален.

Статья 22. Неприкосновенность личности члена Сейма
1. Личность члена Сейма неприкосновенна.
2. Член Сейма за голосования или выступления в Сейме, то есть на заседаниях Сейма, комитетов, комиссий и фракций Сейма, не может подвергаться преследованию, однако за оскорбление личности или клевету он может привлекаться к ответственности в общем порядке.
3. Член Сейма без согласия Сейма не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут аресту, не может быть иным способом ограничена его свобода, за исключением случаев, когда его застают на месте преступления (in flagranti). В таких случаях генеральный прокурор немедленно сообщает об этом Сейму.

Статья 23. Лишение члена Сейма личной неприкосновенности
1. После заслушания сообщения генерального прокурора о привлечении члена Сейма к уголовной ответственности, заключении под стражу или ограничении его свободы иным способом в заседании Сейма делается перерыв продолжительностью не менее одного часа, но не более двух часов. После перерыва Сейм принимает одно из двух решений:
1) создать комиссию по расследованию для дачи согласия на привлечение члена Сейма к уголовной ответственности, заключение под стражу или ограничение его свободы иным способом;
2) начать подготовительные действия к процессу импичмента – такое решение рассматривается и принимается только в случае, если имеется предложение со стороны указанных в части 1 статьи 230 настоящего Статута субъектов.
2. Если Сейм принимает решение о создании комиссии по расследованию для дачи согласия на привлечение члена Сейма к уголовной ответственности, заключение под стражу или ограничение его свободы иным способом, комиссия образуется в установленном статьей 71 настоящего Статута порядке. Комиссия при рассмотрении вопроса о лишении члена Сейма личной неприкосновенности обязана на заседание комиссии пригласить и заслушать члена Сейма, в отношении которого решается вопрос, или уполномоченного им другого члена Сейма, а также представителя прокуратуры. В случае неявки приглашенного члена Сейма или уполномоченного им другого члена Сейма на заседание комиссии без уважительной причины либо отказа дать комиссии объяснения комиссия вправе вынести решение в отсутствие члена Сейма или уполномоченного им другого члена Сейма. Уважительными причинами неявки члена Сейма или уполномоченного им другого члена Сейма на заседание комиссии считаются причины, определенные нормами Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующими обязательность явки лиц, которые должны участвовать в судопроизводстве.
3. Если Сейм принимает решение о начале подготовительных действий по процедуре импичмента, они осуществляются в установленном частью VIII настоящего Статута порядке.
4. Если Сейм принял резолюцию о даче согласия на привлечение члена Сейма к уголовной ответственности, заключение под стражу или ограничение его свободы иным способом, подготовительные действия к процессу импичмента и процедура импичмента в отношении члена Сейма могут быть начаты только после решения вопроса об уголовной ответственности, то есть в случае принятия судом оправдательного приговора или вступления в законную силу обвинительного приговора суда либо в случае прекращения уголовного дела.
5. После составления и обнародования комиссией по расследованию своей справки, а также проекта резолюции вопрос о лишении члена Сейма личной неприкосновенности включается в повестку дня ближайшего заседания Сейма.
6. При рассмотрении этого вопроса, а также в представленном проекте резолюции полагается ограничиться интерпретацией, оценкой или уточнением только указанных в представлении фактов. В прениях по проекту резолюции принимают участие докладчик от комиссии, член Сейма, в отношении которого решается вопрос, или уполномоченный им другой член Сейма и не более чем по 2 члена Сейма, выступающих «за» и «против». Если проектом резолюции предусматривается удовлетворить представление генерального прокурора, она может быть принята в случае голосования за проект более половины от общего числа членов Сейма.

ЧАСТЬ II
СТРУКТУРА СЕЙМА

ГЛАВА ПЯТАЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТРУКТУРЫ

Статья 24. Руководители Сейма
1. Заседания Сейма ведет Председатель Сейма или его заместитель.
2. Имеется не более шести заместителей Председателя Сейма.
3. Компетенция Председателя Сейма и его заместителей определяется Конституцией и настоящим Статутом.
4. По представлению Председателя Сейма Сейм одного из заместителей Председателя Сейма назначает первым заместителем Председателя Сейма.
5. Член Сейма, избранный Председателем Сейма либо временно исполняющий его обязанности, должен приостановить свою деятельность во фракции членов Сейма.

Статья 25. Комитеты и комиссии Сейма
1. Сейм для рассмотрения законопроектов и иных вопросов, отнесенных согласно Конституции к компетенции Сейма, из числа своих членов образует комитеты. Список комитетов устанавливается настоящим Статутом.
2. В Сейме образуются постоянно действующие Комиссия по этике и процедурам, Комиссия по петициям, Комиссия по парламентскому контролю за оперативной деятельностью и другие комиссии.
3. Для решения краткосрочных вопросов или вопросов более узкого назначения, выполнения конкретных поручений Сейм из числа своих членов может создавать комиссии по расследованию, контрольные, ревизионные, подготовительные, редакционные и иные временные комиссии.
4. Правление Сейма также может создавать подготовительные, редакционные временные комиссии, а Собрание старост – согласительные комиссии.
5. Работой комитетов и комиссий руководят их председатели.

Статья 26. Фракции, смешанные и временные группы членов Сейма
1. Для реализации своих политических целей члены Сейма могут объединяться во фракции в установленном настоящим Статутом порядке. Права фракций членов Сейма устанавливаются настоящим Статутом.
2. Фракцией членов Сейма руководит и представляет ее в Сейме староста фракции или его заместитель, а выступать от имени фракции может каждый уполномоченный фракцией член Сейма.
3. Члены Сейма, не зарегистрировавшиеся во фракции, считаются членами одной смешанной группы членов Сейма. Смешанной группе членов Сейма предоставляются все предусмотренные настоящим Статутом права фракции.
4. Члены Сейма могут объединяться во временные группы в установленном настоящим Статутом порядке.

Статья 27. Правление Сейма
1. В Сейме действует правление Сейма, основной задачей которого является решение организационных вопросов работы Сейма, а также предоставление советов Председателю Сейма, если он этого просит.
2. Правление Сейма образуется в составе Председателя Сейма, его заместителей и лидера оппозиции Сейма. Состав Правления Сейма утверждается постановлением Сейма.

Статья 28. Собрание старост
1. В Сейме действует Собрание старост, в состав которого входят члены правления Сейма и представители фракций.
2. Каждая фракция в состав Собрания старост назначает по 1 представителю от 10 членов фракции.
3. Каждая фракция дополнительно назначает в состав Собрания старост по 1 представителю от неполного числа десяти членов фракции, если эту неполную десятку составляет более 5 членов Сейма.
4. Фракции, насчитывающие менее 10 членов, в состав Собрания старост назначают по 1 представителю.
5. Основной задачей Собрания старост является обсуждение программ работы сессии, а также повесток заседаний Сейма и их одобрение, согласование вопросов организации работы комитетов и фракций Сейма, внесение в Сейм и правление проектов решений по этим вопросам, а также предоставление советов Председателю Сейма.

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЕЙМА, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ И ПРАВЛЕНИЕ СЕЙМА

Статья 29. Полномочия Председателя Сейма
1. Председатель Сейма:
1) руководит работой Сейма и представляет Сейм;
2) в течение 10 дней с момента принятия утверждает своей подписью аутентичность текста принятого Сеймом закона и передает его на подпись Президенту Республики, в течение 10 дней подписывает Статут Сейма и внесенные в него изменения, в течение 3 дней подписывает законы, не подписанные Президентом Республики в течение 10 дней после их вручения и не возвращенные в Сейм для повторного рассмотрения, и их официально обнародует;
3) в течение 10 дней с момента принятия подписывает постановления Сейма и другие принятые Сеймом акты;
4) в течение 24 часов подписывает протоколы заседаний Сейма, а также решения правления Сейма, если сам председательствует на них;
5) временно исполняет обязанности Президента Республики или временно замещает Президента Республики в предусмотренных статьей 89 Конституции случаях;
6) вправе созвать внеочередное заседание Сейма или внеочередную сессию в установленных частью 1 статьи 89 Конституции случаях;
7) вносит Сейму кандидатуры заместителей Председателя Сейма;
8) в установленном Конституцией порядке представляет Сейму для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда;
9) представляет Сейму для назначения на должность и освобождения от должности кандидатуры контролеров Сейма и руководителя Учреждения контролеров Сейма;
10) в предусмотренных Конституцией и законами случаях представляет Сейму для назначения на должность и освобождения от должности кандидатуры руководителей государственных органов и их заместителей;
11) председательствует на заседаниях Сейма и правления Сейма либо поручает это одному из своих заместителей;
12) представляет Собранию старост проекты программы работы сессии и повесток заседаний на неделю и на день либо поручает это одному из своих заместителей;
13) представляет проект повестки заседаний правления Сейма либо поручает сделать это одному из своих заместителей;
14) осуществляет другие предусмотренные настоящим Статутом полномочия.
2. При исполнении своих полномочий Председатель Сейма издает распоряжения.
3. Председатель Сейма, а в его отсутствие заместитель Председателя, если он сам не председательствует на заседании, по любому рассматриваемому вопросу может вне очереди на заседаниях Сейма высказать свое мнение или мнение правления Сейма.
4. Во время сессии Сейма Председатель Сейма, его заместители не реже одного раза в месяц отвечают на заблаговременно представленные в письменном виде вопросы членов Сейма относительно своей деятельности.

Статья 291. Временное исполнение обязанностей Президента Республики
1. Председатель Сейма временно исполняет обязанности Президента Республики в случаях, установленных частью 1 статьи 89 Конституции:
1) в случае смерти Президента Республики;
2) в случае отставки Президента Республики;
3) в случае отрешения Президента Республики от должности Сеймом в порядке процесса импичмента;
4) если Сейм постановляет, что состояние здоровья Президента Республики не позволяет ему исполнять обязанности.
2. Временно исполняя обязанности Президента Республики, Председатель Сейма в течение данного срока утрачивает свои полномочия в Сейме, к нему временно переходят все полномочия Президента Республики. Председатель Сейма исполняет обязанности Президента Республики до тех пор, пока в установленном законами порядке принесет присягу вновь избранный Президент Республики. В течение данного срока по поручению Сейма обязанности Председателя Сейма временно исполняет один из заместителей Председателя Сейма.
3. По получении Сеймом выданной в установленном законами порядке копии записи акта о гражданском состоянии, удостоверяющей факт смерти Президента Республики, либо после вступления в силу декрета Президента Республики об отставке Президента Республики с должности, во время сессии незамедлительно созывается внеочередное заседание Сейма, а в период между сессиями – внеочередная сессия для принятия постановления Сейма, указанного в части 7 настоящей статьи.
4. Сейм по получении в установленном статьей 293 настоящего Статута порядке заверенного заключения врачебной комиссии о состоянии здоровья Президента Республики постановлением, принятым более чем половиной голосов от общего числа членов Сейма, может обратиться в Конституционный Суд с просьбой о даче заключения о том, позволяет ли состояние здоровья Президента Республики исполнять ему свои обязанности.
5. По получении указанного в части 4 настоящей статьи заключения Конституционного Суда Сейм во время сессии рассматривает его на очередном или внеочередном заседании Сейма, а в период между сессиями – на внеочередной сессии. Сейм после принятия большинством 3/5 голосов от общего числа членов Сейма решения о том, что состояние здоровья Президента Республики не позволяет ему исполнять свои обязанности, принимает постановление, указанное в части 7 настоящей статьи.
6. В случае принятия постановления об отрешении Президента Республики от должности в порядке процесса импичмента Сейм на этом же или на внеочередном заседании принимает постановление, указанное в части 7 настоящей статьи.
7. В установленных настоящей статьей случаях в принятом Сеймом постановлении указываются фактические обстоятельства, которые служат обоснованием для постановления Сейма, поручения Председателю Сейма временно исполнять обязанности Президента Республики и поручения заместителю Председателя Сейма временно исполнять обязанности Председателя Сейма. Постановление Сейма вступает в силу с момента его принятия. Оно публикуется в издании «Вальстибес жинёс» в установленном законами порядке, а также доводится до всеобщего сведения по Литовскому национальному радио и телевидению в день принятия данного постановления и через другие средства общественной информации.

Статья 292. Временное замещение Президента Республики
1. Председатель Сейма временно замещает Президента Республики в случаях, установленных частью 2 статьи 89 Конституции:
1) в случае временного отбытия Президента Республики за границу, вследствие чего он временно не может исполнять свои обязанности;
2) в случае болезни Президента Республики, вследствие чего он временно не может исполнять свои обязанности.
2. Председатель Сейма временно замещает Президента Республики после вступления в силу декрета Президента Республики, в котором содержится поручение Председателю Сейма временно замещать Президента Республики по причине его временного отбытия за границу или вследствие болезни.
3. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, Сейм принимает постановление о временном замещении Президента Республики. По вопросу необходимости принятия постановления Сейма на заседании Сейма прения не проводятся. Постановление Сейма вступает в силу с момента его принятия.
4. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, Председатель Сейма сохраняет за собой свои полномочия, как Председатель Сейма.
5. По исчезновении причин, установленных частью 1 настоящей статьи, Председатель Сейма прекращает замещение Президента Республики.

Статья 293. Создание врачебной комиссии
1. При решении вопроса относительно того, позволяет ли состояние здоровья Президента Республики исполнять ему свои обязанности, постановлением Сейма утверждается врачебная комиссия в составе не менее чем из пяти членов, которая дает Сейму заключение о состоянии здоровья Президента Республики. Кандидатуры членов комиссии вносятся Сейму правлением Сейма.
2. Указанная в части 1 настоящей статьи комиссия должна быть утверждена не позднее чем в течение 24 часов и ее заключение должно быть представлено Сейму по возможности в наикратчайший срок.

Статья 30. Полномочия заместителей Председателя Сейма
1. Заместители Председателя Сейма выполняют порученные им Председателем Сейма функции.
2. Заместители Председателя Сейма в течение 24 часов подписывают протоколы заседаний Сейма, а также решения правления Сейма, если они по поручению Председателя Сейма вели эти заседания;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Обсуждение закрыто.