Конституция ЧССР

Опубликовано в Май 12th, 2012 in Социалистические страны от admin

Конституция чехословацкой республики 9 мая 1948 г.

Учредительное Национальное Собрание Чехословацкой Республики приняло этот Основной закон: Провозглашение
Мы, народ чехословацкий, провозглашаем, что мы твердо решили, построить свое освобожденное государство, как государство народной демократии, которая обеспечит нам мирный путь к социализму.
Мы готовы защищать всеми своими силами завоевания нашей национальной и демократической революции против всех происков внутренней и международной реакции, как мы это снова подтвердили перед всем миром в феврале 1948 года своим выступлением на защиту народно-демократического строя.
Мы обещаем друг другу, что в осуществлении этого великого дела будут совместно, рука об руку, работать оба наши народа, исходя из прогрессивных и гуманистических традиций своей истории… Во время страшных событий второй мировой войны оба наши народа поднялись на борьбу за свое освобождение, которая ценой бесчисленных жертв наших людей и с помощью союзников, и прежде всего великой славянской державы – Союза Советских Социалистических Республик, достигла в результате словацкого и чешского восстания 1944 и 1945 годов высшей точки в национальной и демократической революции нашего народа и победоносно завершилась освобождением Праги Красной Армией 9 мая 1945 года.
Ныне мы решили, что наше освобожденное государство должно быть государством национальным, очищенным от всех враждебных элементов, живущим дружно с семьей славянских государств, со всеми миролюбивыми народами мира. Мы хотим, чтобы это было государство народной демократии, в котором народ не только издает законы посредством своих представителей, но посредством своих представителей также сам проводит их в жизнь. Мы хотим, чтобы это было государство, в котором вся экономика служит народу во имя роста общего благосостояния, уничтожения экономических кризисов и справедливого распределения народного дохода. По этому пути мы хотим прийти к общественному устройству, при котором будет полностью устранена эксплуатация человека человеком, – к социализму.
В таком духе мы даем во 2-й части этой Конституции ее основные статьи, которые мы развиваем в 3-й части, стремясь, таким образом, дать прочную основу правовому порядку нашей народной демократии.
Основные статьи конституции
Статья 1. 1). Чехословацкое государство – Народно-Демокра¬тическая Республика.
2). Народ – единственный источник всей власти в государстве.
Статья II. 1). Чехословацкая Республика – единое государство двух равноправных славянских народов – чехов и словаков.
Статья III. 1). Народно-Демократическая Республика не признает привилегий. Труд на пользу общества и участие в защите государства являются всеобщей обязанностью.
2). Государство гарантирует всем своим гражданам, как мужчинам, так и женщинам, свободу личности и свободное проявление ее и заботится о том, чтобы перед всеми открывались равные возможности и все имели одинаковые шансы для их осуществления.
3). Все граждане имеют право на образование, право на труд, на справедливое вознаграждение за исполненную работу и право на отдых. Посредством народного социального страхования гражданам предоставляется материальное обеспечение в случае потери трудоспособности.
Статья IV. 1). Суверенный народ осуществляет государственную власть посредством представительных органов, избираемых народом, контролируемых народом и ответственных перед народом.
2). Избирательное право в представительные органы – всеобщее, равное, прямое и тайное. Избирать может каждый гражданин, достигший 18 лет. Избранным может быть каждый гражданин, достигший 21 года.
3). Для активного участия в решении общественных вопросов и для осуществления своих демократических прав народ создает добровольные организации, в особенности политические, профсоюзные, кооперативные и культурные, организации женщин и молодежи и организации физкультурные.
Статья V. Высшим органом законодательной власти является Национальное Собрание, состоящее из одной палаты. В него входят триста членов (депутатов), избираемых сроком на шесть лет.
Статья VI. Во главе государства стоит Президент Республики, избираемый Национальным Собранием сроком на семь лет.
Статья VII. Высшим органом правительственной и исполнительной власти является Правительство. Оно ответственно перед Национальным Собранием. Назначает и отзывает Правительство Президент Республики.
Статья VIII. 1). Носителями и исполнителями государственной власти в Словакии и представителями самобытности словацкого народа являются словацкие национальные органы.
2). Словацкие национальные органы обеспечивают, в духе народной демократии, равноправие чехов и словаков. Все органы республики стремятся в согласии с ними создать одинаково благоприятные условия для экономической, культурной и социальной жизни обоих народов.
Статья IX. 1). Национальным органом законодательной власти в Словакии является Словацкий Национальный Совет. В него входят сто членов (депутатов), избираемых в Словакии на шесть лет.
2). Национальным органом правительственной и исполнительной власти в Словакии является Коллегия уполномоченных. Она ответственна перед Словацким Национальным Советом и Правительством Республики. Назначает ее и отзывает Правительство Республики.
Статья X. Носителем и исполнителем государственной власти в общинах, районах и областях и защитником прав и свобод народа являются Национальные Комитеты.
Статья XI. 1). Судебная власть осуществляется независимыми судами.
2). Судьи разделяются на судей по профессии и судей из народа; при разрешении дел они равны.
3). Судьи исполняют свои служебные обязанности независимо и руководствуются только правопорядком народной демократии.
Статья XII. 1). Экономическое устройство Чехословацкой Республики базируется:
на национализации недр земли, промышленности, оптовой торговли и финансовых учреждений;
на земельной собственности по принципу: «Земля принадлежит тому, кто на ней работает»;
на охране мелкой и средней предпринимательской деятельности и на неприкосновенности личного имущества.
2). Все народное хозяйство Чехословацкой республики должно служить народу. Исходя из этих интересов общества, государство направляет всю экономическую деятельность путем единого хозяйственного плана.
Подробные постановления конституции Глава первая Права и обязанности граждан Равноправие
§ 1. 1). Все граждане равны перед законом.
2). Мужчины и женщины занимают равное положение в семье и в обществе и им одинаково доступно образование, получение любой профессии, звания и занятие любой должности.
Свобода личности
§ 2. Неприкосновенность личности гарантируется. Она может быть ограничена или отнята только на основании закона.
§ 3. 1) Никто не может быть подвергнут преследованию, кроме случаев, разрешенных законом, притом лишь компетентным по закону судом или административным органом, причем производство дела должно вестись согласно закону.
2). Никто не может быть арестован, если не был застигнут на месте преступления, иначе как по особому обоснованному приказу судьи в письменном виде. Приказ должен быть вручен во время ареста, а если это невозможно, – то не позже 48 часов после него.
3). Никто не может быть лишен свободы административным органом, за исключением случаев, установленных законом, причем арестованный должен не позже 48 часов быть освобожден или же передан суду или органу, который компетентен, по характеру дела, вести дальнейшее разбирательство.
Неприкосновенность жилища
§ 4. Неприкосновенность жилища гарантируется. Она может быть ограничена только на основании закона.
Тайна переписки и тайна доставляемых сообщений
§ 6. Никто не имеет права нарушать тайну запечатанных писем и других письменных документов, сохраняемых частным образом, посылаемых по почте или же каким-либо другим способом связи, кроме случаев, установленных законом, и с соблюдением законного порядка; подобным же образом охраняется тайна сообщений, передаваемых по телефону, телеграфу или же с помощью других таких же средств связи общественного пользования.
Свобода выбора местожительства
§ 7. 1). Каждый гражданин имеет право селиться или проживать в любом месте Чехословацкой Республики. Ограничение этого права возможно только в интересах общества и только на основании закона.
Свобода приобретения имущества
§ 8. В пределах общих правовых предписаний каждому гражданину предоставляется право приобретать в любом месте Чехословацкой Республики недвижимое и другое имущество и заниматься там деятельностью, приносящей доход.
§ 9. 1). Частная собственность может быть ограничена только законом.
2). Экспроприация имущества возможна только на основании закона и с возмещением, кроме тех случаев, когда законом установлено, что возмещение не производится.
3). Никто не имеет права злоупотреблять правом собственности во вред обществу.
Охрана семьи и молодежи
§ 10. 1). Брак, семья и материнство находятся под охраной государства.
2). Государство заботится о том, чтобы семья стала здоровой основой развития народа. Многодетным семьям государство предоставляет особые льготы и пособия.
§ 11. 1). Государство гарантирует детям особую заботу и охрану, в особенности систематическим проведением мероприятий в интересах увеличения народонаселения.
2). Происхождение ребенка не должно ущемлять его прав. Подробности устанавливаются законом.
3). Государство гарантирует молодежи все возможности полного физического и духовного развития.
Право на образование
§ 12. 1). Все граждане имеют право на образование.
2). Государство заботится о том, чтобы каждый мог получить образование и обучаться по его способностям и с учетом потребностей общества.
§ 13. 1). Школы, в принципе, являются государственными.
2). Основное школьное образование является единым, обязательным и бесплатным.
3). Подробности и исключения устанавливаются законом.
§ 14. 1). Все воспитание и обучение должно проводиться в полном соответствии с результатами научных исследований и не противоречить народно-демократическому строю.
2). Главное руководство всем воспитанием и обучением, а также контроль над ними принадлежит государству.
Свобода совести и вероисповедания
§ 15. 1). Свобода совести гарантируется.
§ 16. 1). Каждый имеет право частным образом или публично исповедовать любую религию или же не исповедовать никакой религии.
2). Как любое вероисповедание, так и отсутствие всякого вероисповедания равны перед законом.
Свобода высказывания и охрана культурных ценностей
§ 18. 1). Свобода высказывания гарантируется.
2). Каждому предоставляется право в пределах закона выражать свое мнение устно, письменно, в печати, изображениях или каким-либо иным способом. Осуществление этого права никому не должно наносить вреда.
§ 19. 1). Свобода духовной творческой деятельности гарантируется. Научные исследования и распространение их результатов, а также искусство и его проявления свободны, поскольку они не нарушают уголовного закона.
2). Культурные ценности находятся под охраной государства. Государство заботится о том, чтобы они стали общедоступными; оно поддерживает науку и искусство в интересах развития национальной культуры, прогресса и всеобщего благосостояния и, в особенности, заботится о том, чтобы обеспечить работникам умственного труда благоприятные условия для их работы.
§ 20. 1). Каждый имеет право сделать общим достоянием свои взгляды и результаты своей духовной творческой деятельности, распространять и показывать их любым способом.
2). Это право можно ограничить законом только с учетом интересов общества и культурных нужд народа.
§ 21. 1). Свобода печати гарантируется. В принципе не разрешается подвергать печать предварительной цензуре.
2). Закон устанавливает, кто имеет право издавать газеты и журналы и на каких условиях, однако принимается во внимание то, чтобы прибыль при этом не стала целью.
§ 22. 1). Право на производство, распространение и публичную демонстрацию кинофильмов, как и право на импорт и экспорт фильмов, закреплено за государством.
2). Радиовещание и телевидение являются исключительным правом государства.
Право петиций
§ 23. Каждый имеет право подавать петиции любому общественному органу.
Свобода собраний и союзов
§ 24. 1). Право собраний и союзов гарантируется, поскольку это не угрожает народно-демократическому строю или же общественному спокойствию и порядку.
2). Осуществление этих прав регулируется законом.
§ 25. 1). В целях обеспечения своих прав рабочие и служащие могут объединяться в единую профсоюзную организацию и имеют право защищать через ее посредство свои интересы.
2). Единой профсоюзной организации гарантируется широкое участие в контроле хозяйства и в решении всех вопросов, касающихся интересов трудящегося народа.
3). На отдельных предприятиях и в учреждениях интересы рабочих и служащих защищает единая профсоюзная организация и ее органы.
Социальные права
§ 26. 1). Все граждане имеют право на труд.
2). Это право обеспечивается, главным образом, организацией работы, руководимой государством, на основе планового хозяйства.
3). Принимая во внимание беременность, материнство и заботу о детях, женщине предоставляется право на особые условия работы.
4). Для молодежи закон устанавливает особые условия труда, учитывая потребности ее физического и духовного развития.
§ 27. 1). Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение за исполняемую работу.
2). Это право обеспечивается государственной политикой заработной платы, проводимой в согласии с единой профсоюзной организацией и направленной к непрерывному повышению жизненного уровня трудящегося народа.
3). При определении размера заработной платы за труд принимается во внимание как количество работы, так и качество пользы, которую она приносит обществу.
4). При одинаковых условиях мужчины и женщины за одинаковую работу имеют право и на одинаковую оплату труда.
§ 28. 1). Все трудящиеся имеют право на отдых.
2). Это право обеспечивается установленным по закону рабочим временем и оплачиваемым отпуском, а также заботой об отдыхе трудящихся.
§ 29. 1). Каждый имеет право на охрану здоровья. Всем гражданам предоставляется право на лечение и на материальное обеспечение как в старости, так и в случае потери трудоспособности и отсутствия средств к существованию.
2). Женщины могут притязать на особое обеспечение в случае беременности и материнства, а дети и молодежь – на обеспечение их полного физического и духовного развития.
3). Эти права обеспечиваются законами о государственном страховании, а также общественными мероприятиями по здравоохранению и социальному обеспечению.
4). Охрана жизни и здоровья на работе обеспечивается, главным образом, государственным контролем и правилами техники безопасности.
Основные обязанности гражданина по отношению к государству и обществу
§ 30. 1). Каждый гражданин обязан быть верным Чехословацкой Республике, соблюдать Конституцию и законы и во всех своих действиях руководствоваться интересами государства.
2). Патриотический долг каждого гражданина – содействовать сохранению и уве¬личению народного достояния и заботиться о том, чтобы оно не сокращалось и не пор¬тилось.
§ 31. Граждане обязаны выполнять честно и добросовестно общественные функции, возложенные на них народом, в духе народно-демократического строя.
§ 32. Каждый гражданин обязан работать сообразно своим способностям и своей работой приносить пользу всему обществу.
§ 33. Налоги и общественные сборы можно взимать только на основании закона. Равным образом только на основании закона органы общественной власти могут требовать выполнения личных повинностей.
§ 34. 1). Защита государства и его народно-демократического строя есть священный долг каждого гражданина. Служба в народно-демократической армии Чехословацкой Республики является для каждого гражданина величайшей честью.
2). Каждый гражданин обязан пройти допризывное обучение и военную службу и выполнять призыв защищать государство.
3). В интересах обороны государства и подготовки к ней можно требовать от каждого сотрудничества и материальных средств, вводить для него определенные ограничения и возлагать на него материальные обязанности.
4). Учреждения и общественные органы обязаны по долгу службы при осуществлении своей компетенции соблюдать интересы обороны государства.
5). Подробности устанавливаются законом.
Общие положения
§ 35. Угрожать наказанием и налагать его можно только на основании закона.
§ 36. 1). Все общественные органы обязаны руководствоваться в своей деятельности законом и принципами народно-демократического строя.
2). В случае нарушения должностным лицом этой обязанности, оно будет караться по закону.
§ 37. 1). Выступления и деятельность, ставящие под угрозу независимость, целостность и единство государства, Конституцию республиканскую форму государства и народно-демократический строй, подлежат наказанию.
2). Злоупотребление правами и гражданскими свободами для достижения указанных целей недопустимо. В особенности запрещается распространять каким-либо способом и в каком-либо виде нацизм и фашизм, расовую и религиозную нетерпимость и шовинизм.
Глава вторая. Национальное собрание
§ 39. 1). Резиденцией Национального Собрания является Прага.
2). Национальное Собрание может быть временно созвано и в другом месте.
§ 49. 1). Президент Республики обязан созывать ежегодно Национальное Собрание на две очередные сессии: весеннюю и осеннюю. Весенняя должна начинаться в марте, осенняя – в октябре.
2). Президент Республики объявляет сессию Национального Собрания закрытой. Он может отсрочить ее, но не более чем на один месяц и не более одного раза в год.
§ 50. 1). Президент Республики имеет право распустить Национальное Собрание. Это право он не может использовать в последние 6 месяцев до окончания срока своих полномочий.
2). По истечении полномочий Национального Собрания или же в случае досрочного роспуска его новые выборы должны быть проведены не позже 60 дней.
§ 56. 1). Национальное Собрание имеет право обращаться с вопросами к Премьер-министру и остальным членам Правительства по вопросам, входящим в их компетенцию. Премьер-министр и остальные члены Правительства обязаны отвечать на запросы депутатов.
§ 57. 1). Законопроекты могут вноситься Правительством или же депутатами Национального Собрания при соблюдении условий, установленных регламентом.
§ 58. Президент Республики имеет право вернуть закон, принятый Национальным Собранием, со своими замечаниями в течение месяца со времени передачи постановления Национального Собрания Премьер-министру.
§ 59. 1). В случае, если Национальное Собрание при поименном голосовании настаивает большинством голосов более половины всех депутатов на принятии возвращенного закона, закон должен быть опубликован.
2). Если речь идет о законе, для принятия которого требуется 3/5 всех депутатов, то необходимо, чтобы возвращенный закон был принят тем же большинством голосов.
Глава третья. Президент Республики
§ 67. 1). Президентом Республики может быть избран каждый гражданин, который имеет право быть избранным в Национальное Собрание и достиг 35 лет.
§ 68. 1). Президент Республики избирается Национальным Собранием.
§ 69. 1). Срок полномочий Президента – семь лет, считая с того дня, когда вновь избранный Президент Республики принесет присягу.
§ 70. 1). Никто не может быть избран более чем дважды подряд. Тот, кто был избран Президентом Республики два раза подряд, не может быть снова избран, пока со дня истечения вторичного срока его полномочий не пройдет семь лет.
§ 74. 1). Президент Республики:
1. Представляет государство в области внешних сношений; он заключает и ратифицирует международные договоры; политические договоры и экономические договоры общего характера, а также договоры, для проведения которых необходим закон, должны получить до ратификации согласие Национального Собрания; договоры, на основе которых меняется территория государства, одобряются Национальным Собранием в форме конституционного закона (§ 166); для заключения международных договоров и соглашений, для которых не требуется согласия Национального Собрания и которые не ратифицируются, Президент Республики может уполномочить Правительство или, с согласия Правительства, отдельных членов его; законом устанавливается, когда можно заключать экономические договоры общего характера еще до получения согласия Национального Собрания.
2. Принимает и аккредитует послов.
3. Созывает, отсрочивает и распускает Национальное Собрание и объявляет его сессию закрытой.
4. Подписывает законы, принятые Национальным Собранием, и мероприятия его Президиума согласно § 66, имеет право возвращать законы со своими замечаниями.
5. Может устно или в письменной форме информировать Национальное Собрание о положении Республики и рекомендовать ему обдумать мероприятия, которые он считает необходимыми и целесообразными.
6. Назначает Премьер-министра и остальных членов Правительства, устанавливает количество членов Правительства и определяет, кто из них и каким министерством будет руководить; отзывает Правительство, если оно подает в отставку, и отдельных членов Правительства, подающих в отставку.
7. Имеет право присутствовать и председательствовать на заседаниях Правительства…
8. Назначает профессоров всех высших учебных заведений, судей по профессии высших категорий, начиная с 5 разряда, а также других государственных служащих и офицеров, начиная с 3 разряда шкалы заработной платы.
11. Имеет право амнистии, помилования или же право смягчать наказания и правовые последствия осуждения уголовными судами, отдавать приказы об отмене судебного разбирательства или же о прекращении его, за исключением уголовных дел в результате жалоб частных лиц…
12. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами, объявляет на основании решения Правительства военное положение и на основании решения Национального Собрания объявляет войну.
§ 76. Президент Республики не несет ответственность за свою деятельность. За действия Президента, связанные с его должностью, несет ответственность Правительство.
Глава четвертая. Правительство
§ 80. 1). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и членов Правительства (министров и государственных секретарей).
§ 83. 1). Правительство во все время своей деятельности ответственно перед Национальным Собранием, имеющим право выразить ему недоверие.
2). Предложение о выражении недоверия Правительству должно быть подписано не менее чем ста депутатами и затем передано Президиуму Национального Собрания, который должен доложить о нем не позже 8 дней. Для принятия такого предложения необходимо наличие более половины депутатов и простое большинство голосов, причем голосование должно происходить поименно.
§ 86. 1). Член Правительства может выйти в отставку. Он подает заявление об отставке Президенту Республики.
2). Национальное Собрание может выразить недоверие также отдельным членам Правительства. Если это случится, то указанный член Правительства должен подать за¬явление об отставке Президенту Республики.
§ 89. 1). Правительство выносит решения в совете, который правомочен при наличии хотя бы половины членов Правительства.
2). Правительство выносит в совете решения коллективно, главным образом:
1. По всем важным вопросам политического характера.
2. О назначении судей, офицеров, а также других государственных служащих, начиная с 5 разряда шкалы заработной платы, поскольку это касается центральных учреждений, рассматривает предложения о назначении служащих, которых назначает Президент Республики.
3. О назначении и отзыве председателя Коллегии уполномоченных и отдельных уполномоченных.
4. О предложениях Правительства, предназначенных для внесения в Национальное Собрание.
5. О предложениях Президенту Республики использовать свое право возвращать законы со своими замечаниями (§ 58).
6. О законах Словацкого Национального Совета, представленных Правительству Премьер-министром согласно § 110, пункт 2.
7. О постановлениях Правительства.
§ 90. 1). Правительство может издавать постановления для проведения определенного закона и в пределах его. Точно так же могут издавать постановления отдельные министры, если они уполномочены на это законом.
Глава пятая. Словацкие национальные органы
§ 93. Словацкие национальные органы осуществляют, согласно Конституции, законодательную власть, а также правительственную и исполнительную власть на территории Словакии.
§ 94. Словацкий Национальный Совет осуществляет законодательную власть (§ 96) в делах национального или же областного характера, поскольку они нуждаются в специальном оформлении для обеспечения полного развития материальных и духовных сил словацкого народа и поскольку речь не идет о таких делах, для которых необходимо единое регулирование законом.
§ 95. 1). Коллегия уполномоченных (уполномоченные) осуществляет в принципе всю правительственную и исполнительную власть в Словакии (пункт 2), за исключением вопросов национальной обороны, внешней политики и внешней торговли.
2). Поскольку речь не идет об осуществлении правительственной и исполнительной власти в области законодательной компетенции Словацкого Национального Совета (§ 96, пункт 1), эта власть принадлежит Коллегии уполномоченных (уполномоченным) как исполнительному органу Правительства (министров), а именно в следующих областях:
1) общее внутреннее управление;
2) управление финансами,
3) здравоохранение,
4) социальное обеспечение и охрана труда,
5) техника,
6) юстиция,
7) снабжение,
8) сельское хозяйство,
9) промышленность,
10) внутренняя торговля,
11) школьное дело, народное просвещение и информация,
12) транспорт и почта.
Словацкий Национальный Совет
§ 96. 1). В законодательную компетенцию Словацкого Национального Совета входит:
1. Забота о развитии национальной культуры, а именно: науки, литературы, драматического, музыкального и хореографического искусства, изобразительных искусств и кинематографии; забота об исторических памятниках, библиотеках и музеях; забота о профессиональном обучении в области кустарной промышленности и народного творчества; забота о словацких работниках умственного труда.
2. Забота о начальном, среднем, профессиональном и художественном образовании в пределах законов; о детских садах и яслях; о народном просвещении, спорте, физкультуре и туризме.
3. Здравоохранение и социальное обеспечение, за исключением тех вопросов, которые регулируются или же будут урегулированы едиными для всей государственной территории государственными законами.
4. Фонды и стипендии, поскольку они касаются только Словакии.
5. Слияние и разукрупнение городов, сел и районов, изменение и урегулирование их границ; вопросы топографии.
6. Технические вопросы строительства сел и городов и строительные нормы, за исключением вопросов, которые охватываются единым хозяйственным планом; постройка и ремонт негосударственных шоссейных дорог и мостов; водное хозяйство, за исключением вопросов, которые охватываются единым хозяйственным планом, в особенности регулировка рек, водохранилищ и других водных сооружений, а также устройство прудов, водопроводов и канализации.
7. Повышение плодородности земли, за исключением вопросов, которые охватываются единым, хозяйственным планом; защита сельского хозяйства и лесов от вредителей и стихийных бедствий; ветеринарное дело и разведение домашнего скота; садоводство и устройство пастбищ, охота и рыбная ловля; охрана полей и лесов.
8. Ремесла и мелкая торговля, где преобладает работа самого предпринимателя, а также вопросы мелких рынков, при условии, что этим не будет нарушено общегосударственное регулирование трудового права, системы распределения, торговли и мелких предприятий.
9. Статистика и исследовательская работа в области специальных словацких вопросов.
10. Вопросы опеки и сиротства.
§ 103. 1). Словацкий Национальный Совет избирает из своих депутатов Президиум.
2). Президиум руководит работой и внутренними делами Словацкого Национального Совета.
§ 105. Премьер-министр и остальные члены Правительства имеют право в любое время принять участие в заседаниях Словацкого Национального Совета или же его комиссий. Им должно быть предоставлено слово по их требованию.
§ 106. 1). Председатель и остальные члены Коллегии уполномоченных имеют право в любое время принять участие в заседаниях Словацкого Национального Совета или же его комиссий. Им должно быть предоставлено слово по их требованию.
2). В случае требования Словацкого Национального Совета, его Президиума или же какой-либо из его комиссий, член Коллегии уполномоченных обязан явиться на заседание лично.
3). В других случаях он может поручить работнику своего ведомства замещать его.
§ 107. 1). Словацкий Национальный Совет имеет право обращаться с запросами к председателю и остальным членам Коллегии уполномоченных по вопросам, входящим в их компетенцию. Председатель и остальные члены Коллегии уполномоченных обязаны отвечать на запросы депутатов Словацкого Национального Совета.
§ 108. 1). Законопроекты Словацкого Национального Совета могут вноситься Правительством, Коллегией уполномоченных или же депутатами Словацкого Национального Совета с соблюдением условий, установленных регламентом Словацкого Национального Совета.
§ 110. 1). Законы Словацкого Национального Совета подписываются Премьер-министром, председателем Словацкого Национального Совета, председателем Коллегии уполномоченных и тем из уполномоченных, кому поручено проведение данного закона.
2). Если Премьер-министр считает, что закон, принятый Словацким Национальным Советом и представленный ему на подпись, противоречит Конституции или же конституционному закону, превышает компетенцию Словацкого Национального Совета, противоречит единому хозяйственному плану или же закону о бюджете, то он предлагает его в течение 14 дней на рассмотрение Правительству, решение которого должно быть вынесено не позже 2 месяцев и является окончательным.
Коллегия уполномоченных
§ 113. 1). Коллегия уполномоченных состоит из председателя и членов Коллегии (уполномоченных).
2). Словацкие ведомства создаются законом, по которому более подробное оформление, в особенности их компетенции, может быть проведено постановлением Правительства.
§ 114. 1). Председатель и остальные члены Коллегии уполномоченных назначаются и отзываются Правительством, которое также определяет, какой уполномоченный будет руководить тем или иным словацким ведомством.
§ 117. 1). Коллегия уполномоченных и ее члены ответственны перед Правительством.
2). Коллегия уполномоченных и ее члены обязаны придерживаться инструкций и указаний Правительства, а отдельные уполномоченные – инструкций и указаний соответствующих министров.
3). Однако министр имеет право, с ведома соответствующего уполномоченного, осуществлять свои правомочия в Словакии также непосредственно.
§ 120. Коллегия уполномоченных выносит решения на своих заседаниях, которые действительны при наличии хотя бы половины уполномоченных.
§ 121. 1). При назначении профессоров высших школ, судей и других государственных служащих в Словакии, относящемся к компетенции Президента Республики, соответствующее предложение представляет Правительству Коллегия уполномоченных. Правительство может вернуть его Коллегии уполномоченных в том случае, если оно противоречит общегосударственной политике по кадрам.
2). Назначение судей и других государственных служащих осуществляемое в других случаях Правительством, входит в Словакии в компетенцию Коллегии уполномоченных, которая, однако, должна иметь на это предварительное согласие с Правительством.
3). Назначение служащих, осуществляемое в других случаях министром, проводят в Словакии уполномоченные, которые, однако, должны иметь на это, как правило, предварительное согласие министра.
Глава восьмая. Экономическое устройство
§ 146. Средства производства являются народным достоянием, или имуществом народных кооперативов, или же частной собственностью, или имуществом отдельных производителей.
§ 149. 1). Народное достояние находится, как правило, в руках государства (государственная собственность).
2). Часть народного достояния, не имеющая общегосударственного значения и служащая исключительно или же в большей части населению отдельной административной единицы (город, село, район, область), может принадлежать органам народного управления (коммунальная собственность).
§ 151. Предпринимательская деятельность может быть общественной (государства или органов народного управления), народных кооперативов или частной.
§ 157. 1). Народные кооперативы являются объединением трудящихся для совместной деятельности, целью которой является повышение жизненного уровня членов и остальных трудящихся, но не получение возможно большей прибыли с вложенного капитала.
2). Государство поддерживает народную кооперацию в интересах развития народного хозяйства и общего благосостояния.
§ 158. 1). Частная собственность на мелкие и средние предприятия, в которых работает не более 50 рабочих и служащих, гарантируется.
2). Личное имущество граждан неприкосновенно. Это постановление касается, главным образом, предметов домашнего и личного потребления, небольших жилых домов и трудовых сбережений, а также наследственного права на них.
§ 159. 1). Самое большое количество земли, которое может находиться в частной собственности отдельного лица, совладельца или же семьи, совместно ведущей хозяйство, ограничивается 50 гектарами.
2). Частная собственность на землю для крестьян, работающих на ней, гарантируется до 50 гектаров.
3). Подробности устанавливаются законом.
§ 160. Государство проводит земельную политику при участии крестьян с целью постепенного повышения технического уровня деревни и уничтожения социальных и культурных различий между городом и деревней.
§ 161. Частные монопольные организации, в особенности картели, тресты и синдикаты, запрещены.
Единый хозяйственный план
§ 162. Путем единого хозяйственного плана государство руководит всей экономической деятельностью, в особенности производством, торговлей и транспортом, с целью обеспечения целесообразного масштаба национального потребления, увеличения количества, качества и непрерывности производства, для постепенного повышения жизненного уровня населения.
(Документы приведены по кн.:
Конституции европейских стран народной демократии. – М.,
1954. – С. 27–43, 45–48, 51–68, 74–78.)

Обсуждение закрыто.