Методические указания

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА “ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”
Изучение Всеобщей истории государства и права имеет важное значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию общеправовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем.
Изучение курса следует начать с понятия предмета Всеобщей истории государства и права. Эта учебная дисциплина исследует возникновение государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности, равно как и наиболее типичные особенности этой истории. Соответственно изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран, исследуются основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие.
Всеобщая история государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, Древний мир (IV тыс. до н. э. – V в. н. э. ) – это утверждение и развитие рабовладельческого общества. Средние века (с V в. по XVII-XVIII вв. ) – это становление феодального общества, Новое время (с XVII-XVIII вв. до XX в. ) – буржуазного общества, Новейшее время (с XX в. ) – это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно четко выявившейся основной магистральной линией развития, но уже отмеченной социалистическими революциями, появлением социалистической государственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией так. наз. “постиндустриального общества”. В пределах каждого из этих периодов и рассматривается история государства и права отдельных стран.
Раздел I
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА
Этот раздел включает обширный историко-правовой материал, характеризующий процесс возникновения государства и права и их становление. В учебных целях он делится на: а) государство и право Древнего Востока и б) государство и право Античного мира.
При изучении древневосточных государственных и правовых образований нужно усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока. В частности
– доминирующую форму государства и политических режимов – так называемую Восточную деспотию.
При изучении права древневосточных стран особое внимание следует уделить крупнейшему юридическому документу той эпохи
– законам древневавилонского царя Хаммурапи. Этот памятник права XVIII в. до н. э. , сохранившийся до наших дней, – один из древнейших на Земле – ярко и своеобразно показывает характерные черты раннеклассового общества и права.
Наибольшее внимание в учебном курсе уделяется государству и праву Античного мира, т. е. Древней Греции и Древнего Рима. Их государство и право (особенно римское право) представляют поучительные историко-правовые “модели”, помогают уяснить важные закономерности развития государства и права, характерные черты отдельных государственных и правовых институтов.
При изучении государства в Греции особый интерес представляют процесс создания государственного механизма и основные его изменения в древних Афинах. Афинское рабовладельческое государство стало образцом демократии, конечно, рабовладельческой по сущности, выработанной Древним миром. Нужно знать содержание реформ Солона и Клисфена, заложивших основу этой демократии, а также рассмотреть важнейшие органы афинской рабовладельческой республики (особенно Народное собрание. Гелию, Совет 500).
В истории римского рабовладельческого государства, просуще-ствовавшего почти тысячелетие, нужно обратить главное внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме, Для этого нужно уяснить содержание реформ Сервия Туллия и усвоить характерные черты государственного механизма с начала римской аристократической республики, а позднее – империи (принципата и домината).
Наибольшую сложность традиционно представляет усвоение основных черт римского частного права, наиболее совершенной формы права, покоящейся на частной собственности. Тысячелетняя его история, более или менее нам известная, предоставляет уникальную возможность проследить на конкретном материале (Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты) возникновение и развитие основных принципов и институтов частного права, такие важнейшие юридические институты, как собственность, обязательства, семейное право. Главное внимание нужно обратить на исторические формы институтов римского частного права (квиритская и преторскал). Основная задача студента – уяснить характерные черты квиритского права собственности по Законам XII таблиц и, далее, проследить основные черты его новой конструкции – преторской. Таким образом, студент сможет определить важнейшие тенденции развития юридического института собственности. Аналогичный подход необходим и при изучении других институтов частного права.
Раздел II
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Изучение феодального государства и права необходимо начать с уяснения наиболее обших черт (социально-экономических и политических) феодального общества. Это поможет понять ряд сложных вопросов истории феодального государства и права. Один из первых таких вопросов – процесс возникновения раннефеодальных государств. Примером может послужить история возникшего в VI в. наиболее известного раннефеодального государства германцев – королевства салических франков. Нужно проследить основные изменения в его государственном строе вплоть до X в. Следует обратить внимание на роль, которую сыграли в феодализации франкского общества такие институты, как бенефиций и прекарий, иммунитет и коммендация.
Характерные черты раннефеодального права наиболее полно прослеживаются на материале основного памятника права франков – Салической правды V-VI вв.
Период расцвета феодализма (X-XII вв. ) в Западной Европе характеризуется для государств Франции, Англии и Германии известными как общими, так и особенными чертами. Взяв за основу характерные черты государства Франции – страны классического феодализма, – нужно выделить общие и особенные черты феодальных государств Англии и Германии.
На следующем этапе становления феодального государства – этапе сословно-представительной монархии – появляются новые важные черты в социальной структуре феодального общества, которые получают свое отражение в структуре государственной (создание сословно-представительных учреждений). Нужно уяснить процесс возникновения и развития наиболее известных средневековых государственных органов этого периода – английского парламента, французских Генеральных Штатов, немецких ландтагов – и уметь дать им социальную и юридическую характеристику. Из документов той эпохи, имеющих государственно-правовой характер, наибольшее значение имели Великая хартия вольностей в Англии, Великий мартовский ордонанс во Франции и Золотая булла в Германии. Они должны быть изучены особенно внимательно.
Последним этапом в истории феодального государства стал абсолютизм. При его изучении следует уяснить социально-экономические предпосылки оформления абсолютной монархии в странах Западной Европы, и особенно во Франции. После этого необходимо выявить особенности абсолютизма в Англии и Германии.
Изучение феодального права нужно начинать с его источников. Надо охарактеризовать феодальное обычное право (на примере французского и германского) и общее право Англии. Очень интересным и важным явлением в истории феодального права Западной
Европы была рецепция (восприятие) римского права. Следует усвоить не только ее причины, но и объем, характер этой рецепции. Наконец, два особых вида источников права привели к формированию права городского и канонического (церковного). Их наиболее важные черты также следует усвоить.
Изучение содержания феодального права предполагает усвоение его наиболее важных и значительных институтов (они названы в учебной литературе).
Из числа отдельных памятников права, способствующих наглядному и углубленному его пониманию в учебной литературе, даны германское “Саксонское зерцало”, французские “Кутюмы Бовези” и германский кодекс “Каролина”.
Материал, имеющийся в учебной литературе по феодальному государству и праву стран Азии, довольно краток. Для учебных целей по данному разделу курса достаточно усвоить наиболее значительные особенности, характерные для государственных и правовых структур данного региона.
Раздел III
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Приступая к изучению этого раздела, следует рассмотреть социально-экономические причины и предпосылки буржуазных революций.
Англии. Это первая крупная страна, создавшая буржуазную государственность в ходе революции XVII в. При ее изучении нужно кроме уяснения общих вопросов (предпосылки, причины, характер революции) преимущественное внимание уделить вопросу об особенностях этой ранней буржуазной революции (ее компромиссный характер и т. д. ). Отмеченные исторические и социальные вопросы следует увязать с изучением конституционных документов эпохи революции (Петиции о праве, Великой ремонстрации, Орудием управления). Для понимания политической и конституционной истории Англии XVII-XIX вв. особое значение имеет понимание характера классовых компромиссов, заключаемых господствующими группировками Англии. Очень важно проследить процесс формирования компромисса 1688 г. Нужно уяснить характерные черты правового положения английского парламента и короля в XVIII в. , выяснить процесс создания партийной системы и кабинета, содержание и значение избирательных реформ XIX в. и т. д.
США. Студент, прежде всего, должен понять особенности образования США в ходе Войны за независимость, войны, решившей задачи буржуазной революции, а также изучить важнейшие правовые акты этой эпохи – Декларацию независимости и две конституции (1781 г. и 1787г. ).
Приступая к изучению конституции, нужно помнить, что в рамках учебного курса истории государства и права нет необходимости в запоминании второстепенных подробностей. От студента требуется понимание исторического места и значения соответствующей конституции; значения ее основных юридических принципов и институтов, а также наиболее характерных черт. Так, при изучении Конституции 1787 г. (с Биллем о правах 1791 г. ) следует уяснить причины столь быстрой отмены предыдущей конституции; выяснить соотношение властей федерации и штатов, а также взаимоотношения высших органов федерации – Конгресса, Президента и Верховного суда, основанные на “разделении властей” как основополагающем принципе конституции. Следует усвоить и основные принципы права, провозглашенные в первых десяти поправках к данной конституции (особенно в I и V).
Второй важный этап в истории государства США данного периода – гражданская война Севера с Югом. Главное внимание следует уделить государственно-правовым последствиям победы Севера (новые изменения в соотношении власти федерации и штатов, новые поправки к конституции, гомстед-акт).
Франция. История государства и права Франции представляет один из наиболее ярких примеров создания государства и права нового исторического типа. Важнейшей вехой здесь стала Великая французская буржуазная революция. Наряду с усвоением общеисторических вопросов (причины, характер, основные этапы революции) нужно особое внимание уделить усвоению правовых документов, изданных в ходе революции. Наибольшее значение имеет Декларация прав человека и гражданина 1789 г. , ставшая политической и правовой основой для многочисленных последующих конституционных документов.
При изучении данного периода особого внимания заслуживает изучение якобинского периода. Нужно понять не только существо власти якобинцев, но и государственный механизм революционного правительства (конвент, комитеты, комиссары), а также их социально-экономическое законодательство.
В XIX веке Франция пережила несколько революций, а французское государство, соответственно, неоднократные изменения в государственном строе. Особенное значение имеют революция и Конституция 1848 г. Особая роль в истории Франции и ее государства принадлежит Парижской коммуне 1871 г. , поэтому необходимо ее изучение.
Германия. При изучении данной темы нужно обратить внимание на наиболее характерную черту истории Германии этого периода – ее объединение “сверху”, посредством “железа и крови”. Политическое преобладание дворянства (прусского юнкерства), его гегемония в классовом компромиссе с крупной германской буржуазией определили многие характерные черты государственного строя по конституции 1871 г. и даже германского права (по ГГУ).
Япония. В XIX в. на арену мировой истории выходит Япония. Рассматривая японскую буржуазную революцию, следует обратить внимание на ее особенности. И при изучении основного юридического документа этой эпохи – конституции 1889 г. – важно знание не только основных конституционных институтов Японии, но и уяснение реального значения так называемых внеконституционных органов и социальных группировок, стоящих за ними. Только в этом случае возможно правильное понимание особенностей политического режима, установившегося в послереволюционной император-ской Японии.
Колониальные империи. При изучении этой темы основное внимание должно быть уделено системам управления стран, вошедших в состав крупнейших колониальных империй – Британской и Французской.
Возникновение и развитие права США и стран Западной Европы. Ввиду повышенной трудности и важности данной темы рекомендуем уделить ей особое внимание.
Приступая к ее изучению, нужно, прежде всего, понять различия двух наиболее крупных, исторически сложившихся систем права – англосаксонской и континентальной. Следует рассмотреть их наиболее общие и отличительные черты. Главное внимание в учебном курсе уделяется континентальной системе права, ее наиболее видным образцам – французскому и германскому праву. Они во многих отношениях доступнее и понятнее системы англосаксонского права и более ясно выражают важнейшие тенденции буржуазного права в целом.
Французское право, считающееся классическим образцом буржуазного права начала XIX в. , представлено в учебном курсе главным образом двумя крупнейшими кодификациями – Гражданским (1804 г. ) и Уголовным (1810 г. ) кодексами. При их изучении нужно выяснить источники, структуру (форму) и основные принципы кодексов, а также наиболее важные, характерные черты французского гражданского и уголовного законодательства.
Для уяснения другого видного “представителя” континентальной системы права – германского – в учебном курсе конкретно рассматривается еще один кодекс – Германское гражданское уложение (Гражданский кодекс). Следует уяснить его наиболее характерные общие черты и уметь отличить его от Гражданского кодекса Франции 1804 г. (по источникам, структуре и институтам).
Новое явление в праве XIX в. – создание и развитие социального законодательства как следствие усиливающейся борьбы трудящихся за свои права. Необходимо выделить общие черты, присущие социальному законодательству Англии, Франции, Германии, США и понять основные тенденции развития этой новой отрасли права.

Раздел IV
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
В данном разделе начинается непосредственное изучение проблем государства и права современности. Конечно, этот период истории государства и права политически важнейший, и поэтому ему следует уделить особое внимание.
США. Ведущее место среди государств современности принадлежит США. При изучении основных тенденций развития государства в США XX в. нужно особое внимание уделить теме: “Новый курс” Рузвельта. Следует понять значение нового направления деятельности американского государства и, конечно, уметь охарактеризовать наиболее важные меры правительства Рузвельта в области промышленности, сельского хозяйства и трудовых отношений (закон Вагнера).
Англия. История этого государства в XX в. ярко показывает две общие тенденции развития государственности этого периода. На конкретном материале студенту нужно проследить, как изменяются взаимоотношения английского парламента с английским кабинетом. При этом для оценки роли высшего органа власти Англии – парламента следует выяснить тенденцию развития избирательного права по реформам 1918, 1928, 1948 и 1969 гг.
Франция. Ее политическая история в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить особое внимание на успешную борьбу объединенных демократических сил Франции (Народный фронт) в середине 30-х годов XX в. Нужно уяснить характер и важнейшие меры (политические, социальные) правительства Народного фронта.
Из истории государства послевоенной Франции студенту следует сконцентрировать внимание на борьбе вокруг новых конституций и их наиболее характерных чертах.
Нужно уметь охарактеризовать политический режим IV и V республик.
Фашистские государства. Изучая историю этих государств, нужно понять предпосылки фашизма и выяснить государственный механизм их диктатуры. Важно изучить основные направления го-сударственного развития этих стран после поражения и ликвидации фашистских режимов.
Основные изменения в праве США и Западной Европы. Главное внимание в данном разделе следует уделить основным тенденциям в развитии права. Нужно уметь показать: а) какие конкретно перемены коснулись основных институтов гражданского права – права собственности и обязательственного права; б) какие новые тенденции характерны для уголовного права и процесса; в) какие уступки в области законодательного регулирования отношений между трудом и капиталом характеризуют трудовое и социальное право.
Крушение колониальных империй и образование новых независимых государств. История возникновения и становления новых независимых государств Азии и Африки, образованных на развалинах колониальных империй представляет одну из наиболее ярких черт, характеризующих современную эпоху.
Должно уяснить характер, основные тенденции и особенности национально-освободительных революций. Следует представлять основные пути развития вновь возникших государств Азии, Арабского Востока и Африки и уметь охарактеризовать особенности их политических структур и государственных механизмов.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
К семинарским занятиям необходимо тщательно готовиться, ру-ководствуясь планами занятий, помещенными в настоящем сборнике. Следует обстоятельно изучить рекомендованную литературу.
При подготовке к семинарам следует вести записи (конспекты), которые по своему содержанию могут представлять собой развернутые ответы на вопросы плана семинара.
В отличие от экзаменов и зачетов такими конспектами можно пользоваться на семинарах, избегая, впрочем, механического их прочтения во время выступления.
Если студент по какой-либо причине пропустил семинарское занятие, то он обязан явиться к преподавателю, ведущему семинар, на консультацию, предъявить свой конспект и отчитаться по теме пропущенного семинара.
Подготовку к каждой теме семинара лучше начинать с изучения соответствующего раздела учебника, а затем уже переходить к другой рекомендованной по данной теме литературе. Хорошее знание литературы дает возможность студенту активно участвовать в обсуждении тех вопросов, которые определены планом семинара.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
для студентов заочного факультета
Тема 1. История римского частного права – 4 часа
ПЛАН
I. Этапы развития римского частного права.
II. Источники права.
III. Частное право классического периода.
1. Правоспособность и ее элементы (статусы свободы, гражданства, семьи).
2. Вещные права:
а) владение в римском праве. Понятие владения. Виды владения, защита владения. Держание;
б) право собственности и развитие этого института в римском праве классического периода. Содержание, способы приобретения права собственности (первоначальные и производные). Защита права собственности;
в) вещные и личные сервитуты.
3. Обязательства в римском праве классического периода.
а) основания возникновения обязательств;
б) контракты и пакты;
в) основные типы контрактов; их характеристика;
г) ответственность за неисполнение обязательств.
IV. Кодификация Юстиниана – свод и памятник римского частного права.
Методические указания
Римское понятие “частное право” близко к современному понятию “гражданское право”. Изучая историю римского частного права Вы знакомитесь с тем, как формировались основные институты и понятия гражданского права, регулирующего имущественные отношения.
Отвечая на первый вопрос плана, надо кратко охарактеризовать три периода: 1. Период цивильного (квиритского) права; 2. Период расцвета Римского права, так называемый классический период; 3. Период послеклассический (III-V вв. ).
Второй вопрос плана требует изучения Законов XII таблиц (см. Хрестоматию по истории государства и права зарубежных стран) и соответствующих глав учебников по истории государства и права.
При подготовке ответа на третий вопрос нужно ознакомиться с выдержками из Институций Гая (учебника для римских юридических школ, составленного Гаем). Вы найдете их в той же Хрестоматии.
Незаменимым руководством является учебник И. Б. Новицкого “Основы римского гражданского права” (любое издание). Для подготовки ответа на третий вопрос следует обратиться к основным положениям I, III, V, VI и VII разделов этого учебника, выбирая самое для Вас главное.
Заключительный вопрос семинара посвящен выдающейся кодификации римского права, принятой в VI в. в Византии при императоре Юстиниане. В учебнике И. Б. Новицкого Вы найдете материал для ответа на этот вопрос (см. разд. I § 5, ч. 11),
При подготовке к семинару следует придерживаться плана. Ответы на вопросы должны быть достаточно краткими и в то же время конкретными и аргументированными.
Литература
Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права (любое издание).
Черниловский З. М. Римское частное право. М,, 1989.
Савельев В. А. История римского частного права. М. , 1986.
Медведев С. Н. Основные черты римского частного права. М. , 1978.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З. М. Черниловского. М. , 1984.
Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М. , 1996. Т. 1 или М. , 2000.

Тема 2. Важнейшие кодификации западноевропейского
Гражданского права XIX – начала XX вв. – 4 часа
I. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона).
1. История разработки и принятия Кодекса; его источники и структура.
2. Право собственности по Кодексу Наполеона:
а) правомочия собственника;
б) собственность движимая и недвижимая;
в) режим земельной собственности.
3. Обязательное право. Договоры:
а) определение договора;
б) условия действительности договора;
в) свобода договора;
г) обязательность исполнения договора.
II. Германское гражданское уложение 1900 г. ; его структура, основные черты и значение.
1. Правовой статус юридических лиц, их виды, способы образования.
2. Обязательственное право. Общая характеристика договоров. Источники.
III. Континентальная и англосаксонская системы права. Особенности гражданского права Англии XIX в.

Методические указания
Французский гражданский кодекс 1804 г. – классический кодекс гражданского права нового времени. Поэтому его изучению следует уделить особое внимание. Кроме посвящённых ему страниц учебников необходимо изучить выдержки из правового первоисточника, помещённые в Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. Характеризуя право собственности по Кодексу Наполеона, следует опираться в первую очередь на статьи 544 – 546, 547, 552, 555, 711, а также на статьи 516 – 518, 527 – 528, 543. Статью 544 полезно выучить наизусть. Говоря об обязательственном праве, нужно использовать статьи титула III книги III Кодекса Наполеона (ст. 1101 – 1142), а также статьи 1582, 1583, 1589, 1708 – 1710, 1781, 1782; статьи 1101, 1108, 1109 и 1134 целесообразно выучить наизусть.
Выдержки из Германского гражданского уложения 1900 г. также содержатся в Хрестоматии. Расскажите о разработке этого кодекса, связанного с созданием единой Германской империи и необходимостью правового регулирования общенационального рынка. Объясните основные отличия ГГУ от Гражданского кодекса Франции 1804 г. как по форме (“пандектная” система изложения вместо “институционной”), так и по содержанию. Следует остановиться на законодательном признании прав юридических лиц (ст. 21 – 54), больше внимания уделить договору личного найма (ст. 611 – 627), а также на сохранение некоторых пережитков феодальной собственности (см. ст. 1105 и др. , посвященные “вотчинным повинностям”).
Разобраться в этих вопросах Вам поможет учебное пособие В. А. Савельева “Германское гражданское уложение”. М. , 1983.
В заключение дайте общую характеристику двух исторически сложившихся систем права: континентальной, т. е. характерной для стран континентальной Европы, и англосаксонской. Хотя в плане семинара главное внимание уделено важнейшим образцом континентальной системы права, нельзя оставлять без внимания и англосаксонскую систему. Покажите ее особенности на примере английского гражданского права XIX в. Объясните систему источников этого права и способы его развития (консолидированные акты, пересмотр прецедентов).
Литература
Черниловский З. М. Главные кодификации гражданского права. М. , 1983.
Жидков О. А. История буржуазного права. М. , 1971. С. 58 – 107.
Савельев В. А. Германское гражданское уложение. М. , 1983.
Хрестомария по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З. М. Черниловского. М. , 1984.
Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М. , 1996. Т. 2 или М. , 2000.
Сиваракша И. В. Сервитуты и узуфрукт в гражданском кодексе Франции 1804 г. , Оренбург, 2002.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов заочного факультета
Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.
Из предлагаемых пяти вариантов (по два казуса в каждом) нужно самостоятельно выбрать один.
Контрольная работа должна содержать четкие, последовательные, аргументированные ответы на вопросы.
Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.
Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных правовых первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.
Объем контрольной работы – около 15 – 20 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, удобочитаема, без грамматических и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы и поставить подпись и дату.
Время представления работы указано в учебном плане факультета.
ВАРИАНТ I
Казус 1
Авл Гелий купил у Нумерия Негидия раба Стиха, уплатив обусловленную цену. Сделка была совершена путем traditio в присутсвии трех очевидцев.
Через полгода, встретив Стиха на улице, Негидий приказал следовать за собой и отказался вернуть его Агелию, ссылаясь на квиритское право собственности.
Каково может быть решение суда на основе римского права: квиритского или преторского? Изменится ли решение казуса, если со дня покупки прошло больше года?
Методические указания
Решение казуса невозможно без изучения рекомендованных разделов любого из указанных ниже специальных учебников по римскому гражданскому праву. Необходимо также использовать положения правовых первоисточников (Законов XII таблиц, “Институций” Гая) о порядке приобретения res mansipi, о сроках давностного владения. Расскажите вкратце о причинах преторской ревизии квиритского права собственности, о формировании бонитарной собственности. Какую защиту стал предоставлять претор добросовестному приобретателю? Что значит Actio Publiciana?
Литература
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. Батыра К. И. и Поликарповой Е. В. , Т I, М. , 1996 или 2000 гг.
Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М. , 1972, разд. I, § 3, разд. V, гл. III. § 1.
Римское частное право. Под ред. Новицкого И. Б. и Перетерского И. С. , любое издание, разд. I, гл. 1, § 4, 8; разд. V. гл. 16, § 61, п. 189, 190, 193, § 62, § 68, п. 214.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М. , 1995, ч. 1гл. 3, § 3.
Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К. И. М. , 1998 или 1999.
Казус 2
Землевладелец А. предъявил иск к собственнику промышленного предприятия, находившегося по соседству с его землевладением, с требованием предпринять меры для того, чтобы дым и пепел из заводских труб не проникали на территорию землевладения.
Каково будет решение суда на основе Французского гражданского кодекса 1804 г. и на основе Германского гражданского уложения 1900 г. ?
Методические указания
Для решения казуса необходимо изучить разделы соответствующих кодексов о праве собственности. Особенно нужно рассмотреть правомочия земельных собственников. Важно объяснить различие в подходе ФГК и ГГУ к правомочиям земельных собственников.

ВАРИАНТ II
Казус 1
Дом, предоставленный в качестве узуфрукта, был продан его собственником третьему лицу. Последний, как только сделка была совершена, стал требовать, чтобы узуфруктарий покинул дом.
Основательно ли это требование с точки зрения римского права?

Методические указания
Для решения казуса нужно раньше всего уяснить суть сервитута вообще, а затем уже личного сервитута, каким является узуфрукт. Тому и другому должно быть дано определение. Решение может быть написано в виде консультации юриста по данному “делу”.
Литература
Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права: Учебник (любое издание)
Римское частное право /Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского (любое издание).
Казус 2
Наниматель, используя крайнюю нужду рабочего, нанял его на условиях худших, чем обычные для данной местности. При этом договор был заключен с соблюдением всех требований, предъявляемых законом.
Может ли рабочий потребовать расторжения договора: а) по Французскому гражданскому кодексу 1804 г. ; 6) по Германскому гражданскому уложению 1900 г. ?
Методические указания
При рассмотрении казуса по ФГК необходимо прежде всего изучить статьи, посвященные договору личного найма, но для решения казуса следует также привлечь статьи из Титула III (11001 и др. ).
ГГУ более подробно регулирует договор личного найма, и следует изучить и применить соответствующие его параграфы.
Литература
Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М, 1996 или 2000. Т. 2.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М. , 1995.
Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. М. , 1998 или 1999.
ВАРИАНТ III
Казус 1
Римский юрист Цельз сообщает о неком Верации, который, по словам Цельза, “за удовольствие считал” ходить по улицам и раздавать прохожим пощечины; за ним шел раб с мешком денег и тут же выплачивал каждому потерпевшему по 25 ассов. Этот случай послужил поводом к преторскому эдикту, изменившему порядок назначения штрафа за iniuria (противоправное посягательство на личность).
Расскажите об ответственности за iniuria по квиритскому праву, опираясь на Законы XII Таблиц и положения III книги “Институций” Гая. Какой ответственности может подвергнуть Верация претор? От чего будут зависеть размеры ответственности?

Методические указания
Решению казуса должна предшествовать краткая характеристика частного правонарушения и основных видов деликтпых обязательств (Iniuria? Furtum? Damnum iniuria datum). Остановившись на iniuria, покажите, какие наказания за них были предусмотрены законами XII Таблиц. В какой мере изменились толкование iniuria и санкции за деликты этого рода по классическому римскому праву? Проанализировав указанные выше вопросы, решите казус, руководствуясь рекомендованными правовыми первоисточниками и специальной литературой по римскому праву