Конституция Иордании (по состоянию на 2012 год)

КОНСТИТУЦИЯ ИОРДАНСКОГО ХАШИМИТСКОГО КОРОЛЕВСТВА
8 января 1952 года

(Актуальная по состоянию на 2012 год)

1 января 1952 года (актуальная по состоянию на 2012 год)
Мы, Талал Первый, король Иорданского Хашимитского Королевства, в соответствии со статьей 25 Конституции и в соответствии с решением Сената и Палаты представителей, утверждаем настоящую пересмотренную конституцию и указ о введении ее в действие.

Глава 1 — Государство и государственный строй

Статья 1 — Государственный строй
Иорданское Хашимитское Королевство является независимым суверенным арабским государством. Оно является неделимым, и никакая его часть не может быть передана. Народ Иордании является частью арабской нации, и его государственным строем является парламентская система с наследственной монархией.

Статья 2 — Ислам
Ислам является религией государства, а арабский язык является его официальным языком.

Статья 3 — Столица
Город Амман — столица королевства, но она может быть перенесена в другое место специальным законом.

Статья 4 — Флаг
Флаг Иордании должен быть следующего вида и размеров: “Длина флага должна быть вдвое больше его ширины Он должен быть разделен по горизонтали на три параллельные и равные полосы, верхняя из которых должна быть черной, центральная – белой, а нижняя – зеленой. В конце флагштока флаг имеет красный треугольник, основание которого должно быть равно его ширине. В треугольнике должна быть расположена белая семиконечная звезда, величиной, равной одной четырнадцатой части его длины. Звезда должна быть расположена так, чтобы ее центр находился на пересечении линии, делящей пополам углы треугольника, а ось, проходящая через один из ее углов, должна быть параллельна базе треугольника”.

Глава 2 — Права и обязанности граждан Иордании
Статья 5 — Национальность
Иорданское гражданство должно быть определено законом.

Статья 6 – Равноправие, защита родины, образование, семья и защита материнства, детства и пожилых людей
(i) Граждане Иордании должны быть равны перед законом. Не должно быть никакой дискриминации между ними в отношении их прав и обязанностей по признаку расы, языка или религии.
(ii) Защита родины, ее территории, национального единства и поддержание социальной стабильности являются священными обязанностями каждого гражданина Иордании.
(iii) Правительство должно обеспечить занятость и образование в пределах своих возможностей, а также обеспечить состояние сбалансированного роста экономики и равных возможностей для всех граждан Иордании.
(iv) Семья является основой общества. Она основана на религии, морали и патриотизме. Закон сохраняет ее субъектное право, укрепляет ее связи и ценности.
(v) Закон защищает материнство, детство и пожилых людей, заботится о молодежи и инвалидах, и защищает их от правонарушений и эксплуатации.

Статья 7 — Свобода личности
(i) Свобода личности должна быть гарантирована.
(ii) Любое посягательство на права, общественные свободы и неприкосновенность частной жизни граждан Иордании является преступлением, наказуемым законом.

Статья 8 — Должная правовая процедура
(i) Никто не может быть задержан, арестован, заключен в тюрьму, ограничен в с свободе или свободном перемещении, за исключением случаев согласно положениям закона.
(ii) Любое лицо, которое было подвергнуто аресту, тюремному заключению или ограничению свободы, имеет право на отношение, которое сохраняет его человеческое достоинство. Запрещается подвергать его пыткам (в любой форме) или наносить физический или психический вред, так же как и запрещается содержать его в иных местах, чем те, которые установлены законом. Любое заявление, полученное от лица под принуждением, упомянутым выше, или под угрозой его применения, не должно иметь никакого значения и достоверности.

Статья 9 — Депортация и свобода передвижения
(i) Ни один гражданин Иордании не может быть депортирован с территории королевства.
(ii) Ни одному гражданину Иордании не может быть запрещено проживание в любом месте или запрещено передвижение, или его не могут вынуждать проживать в любом указанном месте, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 10 – Неприкосновенность частной собственности
Частная собственность должна быть неприкосновенной и не может отчуждаться у владельца, кроме как в случаях и в порядке, установленных законом.

Статья 11 – Лишение права собственности на имущество
Любой субъект не может лишаться права собственности на имущество или на любую его часть, кроме как в целях, имеющих общественную полезность и с учетом справедливой компенсации, которая предписана законом.

Статья 12 – Запрет на принудительное навязывание кредита и конфискацию
Никакие кредиты не могут быть принудительно навязаны, и никакое имущество, движимое или недвижимое, не может быть конфисковано, кроме случаевпредусмотренных законом.

Статья 13 — Принудительный труд
Никто не может привлекаться к принудительному труду, но от любого лица может потребоваться выполнить любую работу или оказать любую услугу в случаях, предусмотренных законом, в частности:
(i) В случае необходимости, такой, как состояние войны, возникновение опасности для страны, пожар, наводнение, голод, землетрясение, опасная эпидемия среди людей и животных, или болезни животных, насекомых, растений или любые другие аналогичные события, или при любых других обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу безопасность населения в целом или частично.
(ii) В результате признания лица виновным в судебном порядке при условии, что работа выполняется и услуги оказываются под наблюдением официальных органов власти, а также при условии, что осужденный не может быть принят на работу какими-либо субъектами, компаниями, организациями или государственными органами.

Статья 14 — Свобода религии и вероисповедания
Государство обеспечивает свободное осуществление всех форм вероисповедания и религиозных обрядов в соответствии с обычаями, соблюдаемыми в королевстве, если это не противоречит общественному порядку или нравственности.

Статья 15 — Свобода убеждений, слова, научных исследований и печати
(i) Государство должно гарантировать свободу убеждений. Каждый гражданин Иордании свободен в выражении своего мнения устно, письменно или посредством фотоматериала и других форм выражения, при условии, что они не нарушают закон.
(ii) Государство должно гарантировать свободу научных исследований. Оно также должно гарантировать свободу литературного, художественного и культурного творчества, если это не противоречит общественному порядку и общественной нравственности.
(iii) Свобода печати, публикаций и средств массовой информации должна быть обеспечена в рамках закона.
(iv) Не должны воспрещаться газетные публикации и не должны отмененяться разрешения на их печать за исключением судебного приказа в соответствии с положениями закона.
(v) В случае объявления военного положения или чрезвычайного положения законом могут быть установлены законом ограничение цензуры на газеты, публикации, книги, передачи и другие средства связи в вопросах, касающихся общественной безопасности и национальной обороны.
(vi) Контроль за финансовыми источниками газеты регулируется законом.

Статья 16 — Свобода собраний и объединений
(i) Граждане Иордании имеют право на проведение собраний в рамках закона.
(ii) Граждане Иордании имеют право на создание обществ, объединений и политических пар при условии, что цели этих обществ и партий являются законными, методы мирными, и их подзаконные акты не противоречат положениям Конституции.
(iii) Создание обществ, объединений и политических партий, а также контроль за их финансовыми ресурсами регулируется законом.

Статья 17 — Право подачи петиций
Граждане Иордании имеют право обращаться в государственные органы по любым личным вопросам, затрагивающим их интересы, или по любому вопросу относительно государственных дел, в порядке и с соблюдением условий, которые предписаны законом.

Статья 18 — Почтовая, телеграфная и телефонная связь
Вся почтовая, телеграфная, телефонная связь и другие средства связи должны рассматриваться как секретные, и как таковые не подлежат цензуре, приостановлению или конфискации, кроме как по судебному приказу в соответствии с положениями закона.

Статья 19 — Религиозные школы
Конгрегации имеют право создавать и поддерживать свои собственные школы для обучения своих членов при условии, что они соответствуют общим положениям закона и должны находиться под контролем Правительства в вопросах, касающихся их учебных планов и курсов лекций.

Статья 20 – Всеобщее обязательное образование
Базовое образование должно быть обязательным для граждан Иордании и бесплатным в государственных школах.
Статья 21 – Выдача политических беженцев и экстрадиция
(i) Политические беженцы не подлежат выдаче в связи с их политическими убеждениями или для защиты их свободы.
(ii) Выдача уголовных преступников регулируется международными соглашениями и законами.

Статья 22 — Назначение на государственную должность
(i) Каждый гражданин Иордании имеет право работать на государственной должности на условиях, которые определены законом или положениями.
(ii) Принятие на любую государственную должность или в любое учреждение при правительстве, или на любую муниципальную службу, является ли такая работа постоянной или временной, должно осуществляться на основе личных качеств и профессиональной подготовки.

Статья 23 — Право на труд
(i) Труд является правом каждого гражданина, и государство обязано обеспечивать возможность для работы всем гражданам, с помощью управления национальной экономикой и повышения ее стандартов.
(ii) Государство должно защищать труд и принимать законы исходя из следующих принципов:
а) Каждый работник должен получать заработную плату соразмерно количеству и качеству его работы.
b) Количество часов работы в неделю должно быть определено. Рабочим должен предоставляться недельный и годовой оплачиваемый отдых.
c) Специальные компенсации должно быть предоставлены рабочим для поддержки их семей, а также в связи с увольнением, болезнями, старостью и чрезвычайными обстоятельствами, вытекающими из характера их работы.
d) Особые условия должны быть созданы для трудовой занятости женщин и несовершеннолетних.
е) Фабрики и цеха функционируют, придерживаясь принципов охраны здоровья.
f) Свободные профсоюзы могут быть сформированы в рамках закона.

Глава 3 — Государственная власть: Общие Положения
Статья 24 — Источники власти
(i) Нация является источником власти.
(ii) Нация должна реализовывать свою власть в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Статья 25 — Законодательная власть
Законодательная власть должна быть передана Национальной Ассамблее и королю. Национальная Ассамблея состоит из Сената и Палаты Депутатов .

Статья 26 — Исполнительная власть
Исполнительная власть должна быть передана королю, который осуществляет свои полномочия через своих министров в соответствии с положениями настоящей Конституции.

Статья 27 — Судебная власть
Судебная власть является независимой и осуществляется судами различных видов и уровней. Все решения должны приниматься в соответствии с законом и провозглашаться от имени короля.

Глава 4 — Исполнительная власть
Раздел I – Король и его привилегии
Статья 28 — Престол и порядок наследования
Престол Иорданского Хашимитского Королевства является наследственным от династии короля Абдаллы ибн аль-Хусейн по прямой линии через его наследников мужского пола, как это предусмотрено ниже:
а)Королевский титул переходит от владельца престола его старшему сыну, к старшему сыну его сына и далее соответственно в такой же последовательности. Если старший сын умирает до вхождения на престол, его старший сын наследует престол, несмотря на наличие братьев умершего сына. Король, однако, может выбрать одного из его братьев, как наследника. В этом случае право на престол переходит к нему от владельца престола.
b) В случае, если лицо, имеющее право на престол, умирает, не имея наследника мужского пола, престол переходит к его старшему брату. В случае, если владелец престола не имеет братьев, престол переходит к старшему сыну его старшего брата. Если его старший брат не имеет сына, престол переходит к старшему сыну других братьев по старшинству.
с)При отсутствии братьев или племянников, престол переходит к дядям и их наследникам, в соответствии с порядком, предписанным выше в пункте (b).
d) В случае, если последний король умирает без наследника, в порядке, предусмотренном выше, престол переходит лицу, которое Национальная Ассамблея избирает из числа потомков основателя арабского восстания, покойного короля Хуссейн ибн Али.
е) Занимать престол может только лицо, которое является мусульманином, обладает психически здоровым, было рождено от законной жены и мусульманских родителей.
f) Никто не может занимать престол, кто был исключен из права наследования королевским указом на основании непригодности. Это исключение само по себе не исключает потомков такого человека. Королевский указ о подобном исключении должен быть подписан премьер-министром и четырьмя министрами и, по крайней мере, двое из которых должны быть министром внутренних дел и министром юстиции.
g) Король достигает совершеннолетия по достижению восемнадцати лет по лунному календарю. Если престол переходит к лицу, не достигшему этого возраста, полномочия короля осуществляются регентом или регентским советом, который был назначен королевским указом правящего короля. Если король умирает, не указав кандидата, Совет Министров назначает регента или регентский совет.
h) В случае, если король оказывается не в состоянии осуществлять свои полномочия в связи с болезнью, его полномочия осуществляет вице-регент или совет вице-регентов. Вице-регент или совет вице-регентов назначается королевским указом. В случае, если король не в состоянии сделать это, назначение осуществляется Советом Министров.
i) Если король пожелает покинуть страну, он должен перед отъездом королевским указом назначить вице-регента или совет вице-регентов для исполнения его полномочий во время его отсутствия. Вице-регент или совет вице-регентов должен соблюдать любые условия, которые предусмотрены в королевском указе. Если король отсутствует более четырех месяцев, и Национальная Ассамблея находится не на сессии, то Ассамблея должна быть созвана немедленно для рассмотрения вопросов.
j) До вступления в должность регент, вице-регент, любой член регентского совета или совета вице-регентов вступит в должность, он должен принять присягу перед Советом Министров, как это предусмотрено в статье 29.
k) В случае смерти регента, вице-регента, члена регентского совета, совета вице-регентов, или в случае, если он становится неспособным исполнять свои обязанности, Совет Министров назначает подходящее лицо для его замещения.
l) Регент, вице-регент, член регентского совета или совета вице-регентов должен быть в возрасте не менее, чем тридцать лет в соответствии с лунным календарем. Тем не менее, любой родственник короля мужского пола, который достиг восемнадцатилетнего возраста в соответствии с лунным календарем может быть назначен на любую подобную должность.
m) В случае, если король является недееспособным из-за любого психического заболевания, Совет Министров, при подтверждении его болезни, должен немедленно созвать Национальную Ассамблею. В случае, если болезнь достоверно подтверждена, Национальная Ассамблея должна свергнуть короля, после чего право на престол переходит к лицу, имеющему право на него в соответствии с положениями настоящей Конституции. Если Палата Депутатов в это время распущена, или если срок ее полномочий истек и новая палата не была избрана, предыдущий состав Палаты Депутатов созывается для этой цели.

Статья 29 — Присяга Короля
При вхождении на престол, король принимает присягу перед Национальной Ассамблеей, которая должна быть созвана под председательством Спикера Сената, уважать и соблюдать конституцию и быть преданным нации.

Статья 30 — Глава государства и иммунитет
Король является главой государства и пользуется неприкосновенностью от любой ответственности и обязанности.

Статья 31 — Ратификация законов
Король ратифицирует законы и обнародует их. Он управляет принятием подзаконных актов, которые могут быть необходимыми для исполнения законов, при условии, что эти акты не являются несовместимыми с положениями законов.

Статья 32 — Командующий вооруженными силами
Король является верховным главнокомандующим сухопутных, морских и воздушных сил.

Статья 33 – Объявление войны, мира и ратификации договоров
(i) Король объявляет войну, заключает мир и ратифицирует договоры.
(ii) Договора, которые влекут за собой финансовые обязательства казначейства или оказывают влияние на публичные или личные права граждан Иордании, не становятся действительными, после одобрения Национальной Ассамблеей. Ни при каких обстоятельствах в любом договоре или соглашении не должны содержаться секретные условия, которые противоречат открытым условиям.

Статья 34 – Проведение выборов, инаугурации, закрытие, продление срока и роспуск ассамблеи
(i) Король издает приказы о проведении выборов в Палату Депутатов в соответствии с положениями закона.
(ii) Король созывает Национальную Ассамблею, открывает, закрывает, и продлевает срок ее действия в соответствие с положениями Конституции.
(iii) Король может распускать Палату Депутатов.
(iv) Король может распускать Сенат или лишать Сенатора его членства.

Статья 35 – Назначение на должность и смещение с должности Премьер-Министра и министров
Король назначает Премьер-Министра и может снимать его с должности или принять его отставку. Он назначает министров, он также снимает их с должности или принимает их отставку, по рекомендации Премьер-Министра.

Статья 36 — Назначение членов Сената
Король назначает членов Сената, назначает Спикера из их числа и принимает их отставку.

Статья 37 — Медали и валюта
(i) Король создает, присуждает и отменяет гражданские и военные звания, медали и почетные звания. Он может делегировать эти полномочия другому лицу согласно специальному закону.
(ii) Валюта должна быть чеканиться от имени короля в соответствии с законом.

Статья 38 — Амнистия
Король имеет право предоставлять специальные помилования или смягчать любой судебный приговор, но любая общая амнистия должна определяться специальным законом.

Статья 39 — Смертная казнь
Ни один смертный приговор не должен быть исполнен, кроме как после утверждения королем. Каждый подобный приговор должен быть предоставляться королю Советом Министров вместе с их мнением по данному вопросу.

Статья 40 — Королевские указы
Король осуществляет полномочия, возложенные на него королевским указом. Каждый такой указ должен быть подписан премьер-министром, министром или соответствующими министрами. Король выражает свое согласие, поставив свою подпись над выше указанными подписями.

Раздел II — Министры
Статья 41 – Состав Совета Министров
Совет Министров состоит из Премьер-Министра, который является председателем, и такого количества министров, которое является необходимым для соблюдения общественных интересов.

Статья 42 – Запрет на двойное гражданство
Никто не может быть назначен министром, если он являясь гражданином Иордании, имеет гражданство другого государства.

Статья 43 — Министерская присяга
До вступления в должность Премьер-министр и министры должны принять следующую присягу перед королем:
«Клянусь Всемогущим Богом быть верным королю, соблюдать конституцию, служить народу и добросовестно выполнять обязанности, возложенные на меня”.

Статья 44 – Запрет на ведение предпринимательской деятельности с правительством
Министр не может покупать или арендовать любую правительственную собственность, даже если продажа или аренда была предложена на открытом аукционе. Он не должен, пока он занимает данную должность, становиться членом совета директоров какой-либо компании или принимать участие в каких-либо коммерческих или финансовых операциях или получать зарплату от любой компании.

Статья 45 – Ответственность Совета Министров
(i) На Совет Министров возлагается ответственность по управлению всеми делами государства, внутренними и внешними, за исключением вопросов, которые могут быть поручены другому субъекту или органу согласно настоящей Конституции или любому другому закону.
(ii) Обязанности Премьер-Министра, министров и Совета Министров определяются регламентом, принятым Советом Министров и утвержденным королем.

Статья 46 — Управление несколькими министерствами
На любого министра может быть возложено управление одним или несколькими министерствами, которые указаны в постановлении о назначении.

Статья 47 – Ответственность отдельных министров и Премьер-Министра
(i) Каждый министр несет ответственность за решение всех вопросов, относящихся к его министерству. Он должен передавать премьер-министру любой вопрос, не входящего в его компетенцию.
(ii) Премьер-министр распоряжается всеми делами в пределах своих полномочий и должен передавать другие дела в Совет Министров для принятия решения, которое является необходимым.

Статья 48 – Утверждение и ратификация решений Совета Министров
Премьер-министр и министры должны подписывать решения, принятые Советом Министров, которые должны предоставляться королю для ратификации во всех требуемых случаях, в соответствии с настоящей конституцией или любым законом или положениями, принятыми на ее основе. Эти решения должны приводиться в исполнение премьер-министром и министрами в пределах своей компетенции.

Статья 49 – Устные или письменные приказы короля
Устные или письменные указы короля не освобождают министров от ответственности

Статья 50 — Отставка Премьер-Министра
После отставки Премьер-Министра, его увольнения или смерти, все министры должны автоматически рассматриваться как ушедшие в отставку.

Статья 51 — Коллективная ответственность
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой Депутатов за государственную политику. Кроме того, каждый министр несет ответственность перед Палатой Депутатов в отношении вопросов своего министерства.

Статья 52 — Голосование министров и право голоса министра
Премьер-министр или министр, который является членом либо Палаты Депутатов , либо Сената, должен иметь право голоса в палате, к которой он принадлежит, и выступать в обеих палатах. Тем не менее, министры, которые не являются членами одной из палат, могут выступать в обеих палатах без права голоса. Министры или их заместители имеют привилегированное право по отношению к остальным членам в обеих палатах. Министр, который получает министерскую зарплату не должен, в то же время, получать членские отчисления любой из палат.

Статья 53 — Вотум доверия совету министров
(i) Заседание по рассмотрению вопроса о доверии совету министров или любому министру должно проводиться по требованию Премьер-Министра или по требованию, подписанному не менее чем десятью членами Палаты Депутатов .
(ii) Вотум недоверия может быть отсрочен только один раз на срок не более десяти дней по запросу уполномоченного министра или Совета Министров, при этом в период палата не должна распускаться.
(iii) Каждый сформированный Кабинет Министров должен предоставить свои министерские заявления в Палату Депутатов в течение одного месяца со дня его сформирования, все члены Палаты должны быть на сессии, и должен просить о вотуме доверия в связи с этим заявлением.
(iv) Если Палата Депутатов находится не на сессии, она созывается на внеочередную сессию, на которой Кабинет Министров вносит свои министерские заявления и просит о вотуме доверия по этому заявлению в течение одного месяца со дня его формирования.
(v) Если Палата Депутатов распущена, кабинет должен представлять свое министерское заявленте и просить о вотуме доверия по этому заявлению в течение одного месяца с даты созыва новой Палаты.
(vi) В рамках значения параграфов (iii), (iv) и (v), вотум доверия предоставляется, если Кабинет Министров получает абсолютное большинство голосов членов Палаты Депутатов .
Статья 54 — Вотум недоверия
(i) Предложение о вотуме недоверия Кабинету Министров или министру должно подаваться в Палату Депутатов.
(ii) Если Палата Депутатов принимает вотум о недоверии абсолютным большинством голосов от общего числа его членов, кабинет должен уйти в отставку.
(iii) Если вотум недоверия принимается против министра, то этот министр должен уйти в отставку.

Статья 55 – Уголовная ответственность министров
Министры должны привлекаться к судебной ответственности за преступления, приписываемые им в результате исполнения их обязанностей, перед компетентными гражданскими судами в столице, в соответствии с положениями закона.

Статья 56 — Передача обвинений генеральному прокурору
Палата Депутатов имеет право передать обвинения министров генеральному прокурору, с указанием причин данного обвинения. Решение о передаче обвинения должно приниматься большинством членов Палаты.

Статья 57 — Обвинение Генерального Прокурора
Министр, обвиненный Генеральным Прокурором, должен быть отстранен от должности после доклада о передаче обвинения, принятого Палатой Депутатов. Его отставка не препятствует возбуждению уголовного дела в его отношении, или продолжению судебного производства по нему.

Глава 5 Конституционный Суд
Статья 58 — Состав Суда
(i) Конституционный Суд учреждается законом, должен находится в Аммане, и является независимым и отдельным судебным органом. Он должен состоять как минимум из девяти членов, включая председателя, все из которых назначаются королем.
(ii) Срок членства в Конституционном Суде составляет шесть невозобновляемых лет.

Статья 59 — Полномочия Суда
(i) Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью действующих законов и положений и издает решения от имени короля. Его решения являются окончательными и обязательными для всех органов власти и всех лиц. Его решения вступают в силу немедленно, если иной срок не установлен решением. Решения Конституционного Суда публикуются в официальном печатном издании в течение пятнадцати дней с даты их принятия.
(ii) Конституционный Суд имеет право разъяснять положения Конституции, если это требуется согласно решения Совета Министров или резолюции, принятой Сенатом или Палатой Депутатов абсолютным большинством голосов. Такие разъяснения вступают в силу с момента их опубликования в официальном печатном издании.

Статья 60 — Передача дел Суду
Только следующие стороны имеют право оспаривать конституционность действующих законов и положений в Конституционном Суде:
(i) Сенат.
(ii) Палата Депутатов.
(iii) Совет Министров.
(iv) По текущим делам, любая из сторон в судебном процессе может заявить о том, что закон не соответствует Конституции. В случае, если соответствующий суд считает, что возражение является обоснованным, он должен передать дело в суд, установленный законом, для рассмотрения этого заявления Конституционным судом.

Статья 61 — Членство в Суде
1.Член Конституционного Суда должен:
(i) Быть гражданином Иордании и не иметь гражданство никакой другой страны.
(ii) Быть в возрасте более 50-ти лет.
(iii) Быть на службе в качестве судьи Кассационного Суда и Верховного Суда, быть профессором университета права, обладающем званием “Профессор”, или быть адвокатом, который имеет не менее пятнадцати лет юридической практики, и быть профессионалом, который отвечает требованиям членства в Сенате.
2. До вступления в должность председатель и члены Конституционного Суда должны принести следующую присягу перед королем:
«Клянусь Всемогущим Богом быть верным королю и стране, соблюдать конституцию, служить народу и добросовестно выполнять обязанности, возложенные на меня”.
3.Закон устанавливает рабочие и администрационные методики суда, порядок обжалования перед ним, и все соответствующие вопросы в отношении суда и его процедур, решений и постановлений. Суд должен осуществлять свою роль после вступления в силу соответствующего закона, в котором указываются права и привилегии его членов.

Глава 6 — Законодательная власть
Национальная Ассамблея
Статья 62 — Состав Ассамблеи
Национальная Ассамблея состоит из двух палат: Сената и Палаты Депутатов .

Раздел I – Сенат
Статья 63 — Состав Сената
Сенат, включая Спикера, должен состоять из не более чем половины числа членов Палаты Депутатов .

Статья 64 – Требования для избрания Сенатора
В дополнение к требованиям, предусмотренным в статье 75 настоящей Конституции, Сенатор должен быть в возрасте сорока календарных лет и он должен принадлежать к одной из следующих категорий: нынешние и бывшие премьер-министры и министры, лица, которые ранее занимали должность посла, полномочного министра, Спикера Палаты Депутатов , председателя и судьи кассационного суда, гражданских и шариатских апелляционных судов, отставные военные офицеры в звании генерал-лейтенанта и выше, бывшие депутаты, которые были избраны, по крайней мере, два раза и другие подобные лица, которые пользуются доверием народа в связи с оказываемыми ими услугами народу и стране.

Сатья 65 — Срок полномочий
(i) Cрок полномочий Сенаторов составляет четыре года. Назначение членов происходит каждые четыре года. Сенаторы, срок полномочий которых истек, могут быть повторно назначены на дальнейший срок.
(ii) Срок полномочий Спикера Сената составляет два года, и он может быть назначен вновь.

Статья 66 — Совместные встречи и сессии, роспуск Сената
(i) Сенат должен проводить встречи одновременно с Палатой Депутатов, обе Палаты должны проводить одинаковые сессии..
(ii) Если Палата Депутатов распущена, сессия Сената приостанавливается.

Раздел II — Палата Депутатов
Статья 67 – Выборы и независимый комитет.
(i) Палата Депутатов состоит из членов, избираемых тайным голосованием на всеобщих прямых выборах в соответствии с положениями закона о выборах, которыедолжен регулировать следующие вопросы и принципы:
(а) Право кандидатов осуществлять надзор над процессом выборов.
(b) Наказание любого лица, которое может отрицательно повлиять на волю избирателей.
(с) Целостность избирательного процесса на всех этапах.
(ii)Независимый комитет создается согласно закону для мониторинга и администрирования всех этапов парламентского избирательного процесса и любых других выборов по решению Совета Министров.

Статья 68 — Срок полномочий, всеобщие выборы.
(i) Срок полномочий Палаты Депутатов составляет четыре календарных года, начиная с даты опубликования результатов всеобщих выборов в официальном печатном издании. Король может королевским указом продлить срок полномочий Палаты на срок не менее одного года и не более двух лет.
(ii) Всеобщие выборы проводятся в течение четырех месяцев до окончания срока полномочий Палаты. Если выборы не состоялись в конце срока полномочий Палаты, или если проведение выборов задерживаются по какой-либо причине, палата будет продолжать осуществлять свою деятельность до избрания новой Палаты.

Статья 69 – Выборы Спикера
(i) Палата Депутатов избирает своего Спикера в начале каждой очередной сессии на срок одного календарного года, но он может быть переизбран.
(ii) Если Палата Депутатов собирается на внеочередную сессию без Спикера, палата избирает Спикера на срок, который истекает в начале очередной сессии.

Статья 70 — Требования для членства
В дополнение к требованиям, предусмотренным в статье 75 настоящей Конституции, депутат должен быть в возрасте от тридцати лет.

Статья 71 — Судебный контроль над выборами
(i) Судебные органы имеют право определять законность избрания членов Палаты Депутатов . Любой избиратель округа имеет право обратиться в апелляционный суд, юрисдикция которого распространяется на избирательный округ депутата, избирательные действия которого оспариваются в течение пятнадцати дней после объявления результатов выборов в официальном печатном издании, с указанием оснований для такого обжалования. Решение суда является окончательным и не подлежит любой форме оспаривания. Его решения должны приниматься в течение тридцати дней с даты принятия жалобы.
(ii) Суд должен либо отклонить жалобу, либо принять ее по существу, и в этом случае суд должен объявить имя победившего депутата.
(iii) Палата Депутатов должна объявлять об аннулировании членства депутата, членство которого было отменено судом, и называть победившего депутата по состоянию на дату постановления.
(iv) Действия депутата, членство которого было аннулировано судом, должны иметь юридическую силу.
(v) Если суд, в ходе рассмотрения апелляции, выявляет, что избирательные процедуры в округе, которые являются предметом апелляции, не соответствуют положениям закона, суд должен принять решение об аннулировании выборов в этом округе.

Статья 72 – Отставка заместителя
Любой депутат может уйти в отставку, уведомив об этом Спикера Палаты Депутатов в письменном виде, и спикер должен представить отставку перед палатой для принятия решения об одобрении или отклонении отставки.

Статья 73 — Роспуск Палаты Депутатов
(i) Если Палата Депутатов распускается, то должны проводиться всеобщие выборы, и новая палата созывается на внеочередную сессию не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Эта сессия будет считаться очередной сессией в соответствии с положениями статьи 78 настоящей Конституции и подчиняться условиям, определенным в этой статье в отношении ее продления или закрытия.
(ii) Если в течении четырех месяцев выборы не были проведены, то распущенная палата должна принять на себя все конституционные полномочия и немедленно собраться, как если бы ее роспуск не состоялся. Она должна функционировать до избрания новой Палаты.
(iii) В любом случае эта внеочередная сессия не должна продолжаться после 30-го сентября и она должна быть прервана в этот день, чтобы палата смогла провести свою первую очередную сессию в первый день октября. Если получается, что внеочередная сессия проходит в октябре или ноябре, она должна считаться первой очередной сессией Палаты Депутатов .

Статья 74 — Последствия роспуска Палаты
(i) Если Палата Депутатов распускается по любой причине, новая палата не должна быть распущена по той же причине.
(ii) Правительство, в период правления которого Палата Депутатов была распущена, должно уйти в отставку в течение одной недели с даты роспуска. Глава этого Правительства не может назначаться для сформирования следующего.
(iii) Министр, желающий баллотироваться на выборах, должен подать в отставку по крайней мере за шестьдесят дней до даты выборов.

Раздел III – Положения, регулирующие деятельность обеих Палаты
Статья 75 – Условия членства
(i) Никто не может стать Сенатором или его заместителем, если он:
(а) Не является гражданином Иордании.
(b) Имеет иностранное гражданство.
(с) Был признан банкротом и не восстановил свое положение.
(d) Лишен дееспособности и она не была возвращена.
(е) Был приговорен к лишению свободы на срок более одного года за неполитическое преступление и не был помилован.
(f) Душевнобольной или слабоумный.
(g) Связан с королем родством, предусмотренным специальным законом.
(ii) Каждому члену Сената и Палаты Депутатов должно быть запрещено, во время его членства, заключать контракты с правительством, официальными общественными организациями, или государственными компаниями, принадлежащих или контролируемых правительством или любой официальной общественной организацией, будь то контракты прямые или косвенные, за исключением аренды земельных участков и недвижимости, и быть акционером компании с более чем десятью членами.
(iii) Если любой Сенатор или депутат перестает соответствовать квалификационным требованиям в соответствии с параграфом 1 настоящей статьи, в течении срока своих полномочий, или если выясняется после выборов, что он не соответствует одному или нескольким квалификационным требованиям или нарушает параграф 2 настоящей статьи, его членство должно, по решению двух третей членов Сената или Палаты Депутатов , быть отозвано и его место объявлено вакантным, при условии, что такое решение, в случае его принятия Сенатом, предоставляется королю для утверждения.

Статья 76 – Запрет на занятие государственных должностей
В соответствии с положениями статьи 52 настоящей Конституции, никому не может быть позволено быть членом Палаты Депутатов или Сената и в то же время занимать государственную должность. Государственная должность означает любую должность, за которое должностное лицо получает зарплату из государственных средств; она включает в себя муниципальные должности. Никто не может быть одновременно членом и Палаты Депутатов и Сената.

Статья 77 — Очередная сессия
В соответствии с положениями настоящей Конституции, касающихся роспуска Палаты Депутатов, Национальная Ассамблея проводит одну очередную сессию в течение каждого года срока ее полномочий.

Статья 78 — Королевская повестка
(i) Король созывает Национальную Ассамблею на очередную сессию в первый день октября каждого года или, если этот день является официальным праздником, в первый день после официального праздника, при условии, что король может, королевским указом опубликованном в официальном печатном издании, отложить на срок, не превышающий двух месяцев заседание ассамблеи до даты, которая будет определена королевским указом.
(ii) Если Национальная Ассамблея не созвана в соответствии с предыдущим параграфом, она должна собираться по собственной инициативе, как если бы ее созвали.
(iii) Очередная сессия национальной ассамблеи начинается в день, когда она была созвана в соответствии с двумя предыдущими параграфами, и будет длиться в течение четырех месяцев, если Палата Депутатов не будет распущена королем до истечения этого периода. Сессия может быть продлена королем на дополнительный период, не превышающий трех месяцев, для распределения текущих дел. По истечении шести месяцев или другого продленного срока, король должен продлить срок действия ассамблеи.

Статья 79 — Торжественное открытие очередной сессии
Король должен открывать очередную сессию национальной ассамблеи тронной речью, адресованной совместному заседанию Сената и Палаты Депутатов . Он может назначить Премьер-Министра или любого из министров для проведения церемонии торжественного открытия и произнесения тронной речи. Каждая из двух палат подает заявление, в котором должны содержаться свои комментарии к ней.

Статья 80 — Присяга
Каждый Сенатор и депутат, прежде чем принять свою должность, должны принести клятву перед своей палатой следующего содержания:
«Клянусь Всемогущим Богом сохранять верность королю и стране, соблюдать конституцию, служить народу и добросовестно выполнять обязанности, возложенные на меня”.

Статья 81 — Закрытие сессии ассамблеи
(i) Король может королевским указом откладывать сессию национальной ассамблеи не более трех раз или двух раз, только если он отложил заседание национальной ассамблеи согласно параграфу (i) статьи 78, при этом, во время любой сессии период такой отсрочки не должен превышать двух месяцев в совокупности, включая период отсрочки. При расчете срока сессии, периоды отсрочки не должны приниматься во внимание.
(ii) Сенат и Палата Депутатов могут откладывать свои заседания время от времени в соответствии с их собственными внутренними положениями.

Статья 82 — Созыв национальной ассамблеи
(i) Король может в случае необходимости созвать Национальную Ассамблею для встречи на внеочередной сессии на неопределенный срок с целью решения вопросов, которые будут указаны в королевский указе о созыве сессии. Внеочередная сессия должна продлеваться королевским указом.
(ii) Король может созвать Национальную Ассамблею для встречи на внеочередной сессии по требованию абсолютного большинства депутатов. Такое требование должно содержаться в заявлении с указанием вопросов, которые желательно обсудить.
(iii) Национальная Ассамблея не должна обсуждать вопросы на любой внеочередной сессии, за исключением тех, которые указаны в королевском указе о созыве сессии.

Статья 83 — Внутренние положения
Сенат и Палата Депутатов должны разработать свои внутренние положения для контроля и организации собственной деятельности, и предоставляет эти положения королю на утверждение.

Статья 84 — Кворум и требования к голосованию
(i) Заседания обеих палат не считаются правомочными, пока не обеспечено участие абсолютного большинства членов палат, и заседания будут действительными пока присутствует большинство членов обеих палат.
(ii) Решения каждой из двух палат принимаются большинством голосов присутствующих членов, кроме Спикера, который не участвует в голосовании за исключением случаев, когда иное предусмотрено настоящей конституцией. В случае равенства голосов голос Спикера является решающим для голосования.
(iii) Если голосование связано с конституцией или с вотумом о недоверии совету министров и в частности министру, голосование проходит с объявлением имен членов.

Статья 85 — Публичные заседания
Заседания Сената и Палаты Депутатов должны быть публичными. Тайные заседания, тем не менее, могут быть созваны по просьбе Правительства или пяти Сенаторов или депутатов. Если такой запрос сделан, Сенат или Палата Депутатов принимают решение о его отклонении или принятии.

Статья 86 — Задержание членов
(i) Ни один Сенатор или депутат не может быть задержан или привлекаться к судебной ответственности в течение сессии национальной ассамблеи, если палата, к которой он принадлежит не принимает решение о том, что существует достаточно оснований для его задержания или привлечения к судебной ответственности, или если он не арестован flagrant delicto (поимка на месте преступления). В случае его ареста таким образом, палата, к которой он принадлежит, должна быть немедленно уведомлена.
(ii) Если член задержан по любой причине, в то время как Национальная Ассамблея не заседает, премьер-министр уведомляет Сенат или Палату Депутатов, когда он собирается рассматривать дело против него, в сочетании с необходимым объяснением.

Статья 87 —Неприкосновенность
Каждый Сенатор или депутат имеет полную свободу слова и выражения мнения в рамках внутренних положений Сената или Палаты Депутатов , при соответствующих обстоятельствах, он не несет ответственности в отношении любого голосования, выраженного мнения или высказанной речи во время заседания Палаты.

Статья 88 – Смерть или отставка членов
Если должность в Сенате или в палате депутатов становится вакантной по причине смерти, отставки или по другой причине, кроме аннулирования членства по решению суда, соответствующая палата должна уведомить правительство или независимую избирательную комиссию об этом, если этот член является депутатом, в течение тридцати дней с даты появления вакансии, которая должна быть заполнена по средством назначения в случае Сенатора или согласно положениям закона о выборах в случае депутата в течение двух месяцев с даты, когда палата сообщает о вакансии. Срок полномочий нового члена должен заканчиваться со сроком полномочий Палаты.

Статья 89 —Общие собрания
(i) В дополнение к обстоятельствам, при которых Сенат и Палата Депутатов может проводить совместные собрания, как это предусмотрено в статьях (29), (34), (79) и (92) в силу настоящей Конституции, обе Палаты должны проводить совместные собрания по требованию Премьер-Министра.
(ii) Если Сенат и Палата Депутатов проводят совместное собрание, оно должно проходить под председательствованием Спикера Сената.
(iii) Совместное собрание Сената и Палаты Депутатов не считается должным образом сформировано, если не присутствует абсолютное большинство членов каждой Палаты. Решения на этом заседании принимаются большинством голосов присутствующих Сенаторов и депутатов, за исключением председателя, который в случае равенства голосов, имеет решающий голос.

Статья 90 – Снятие с должности членов
Сенатор или депутат может быть отстранен от должности только на основании решения Палаты, к которой он принадлежит, при этом, кроме случаев лишения права занимать должность и совмещения должностей в соответствии с настоящей конституцией и законом о выборах, решение о снятии Сенатора или депутата с должности должно быть принято большинством в две трети голосов Палаты. Если решение о снятии касается Сенатора, решение должно быть предоставлено королю на утверждение.

Статья 91 — Передача законопроектов премьер-министром
Премьер-министр должен передавать в Палату Депутатов любой законопроект, и палата вправе принять, изменить или отклонить проект закона, но во всех случаях палата должна передать на рассмотрение законопроект в Сенат. Закон не может быть принят, пока он не принят и Сенатом и Палатой Депутатов, а также пока не утвержден королем.

Статья 92 — Процедура в случае принятия закона одной палатой и отклонения другой
Если какая-либо палата дважды отклонит любой законопроект, а другая примет его, независимо от того с изменениями или без, и Сенат и палата должны провести совместное заседание под председательствованием Спикера Сената, чтобы обсудить спорные вопросы. Принятие законопроекта должно быть обусловлено принятием решения большинством в две трети голосов присутствующих членов обеих палат. Если законопроект отклонен в вышеуказанном порядке, он не должен вновь представляться перед палатой в течение той же сессии.

Статья 93 — Ратификация и принятие законов.
(i) Каждый проект закона, принятый Сенатом и Палатой Депутатов, должен быть представлен королю на утверждение.
(ii) Закон вступает в силу с момента его обнародования королем и по истечении тридцати дней с даты его опубликования в официальном печатном издании, если закон специально не предусматривает другую дату вступления в силу.
(iii) Если король не считает нужным ратифицировать закон, он может в течение шести месяцев с даты, на которую закон был представлен ему, передать его обратно в палату вместе с указанием причин отказа от ратификации.
(iv) Если проект закона (кроме Конституции) возвращают обратно в сроки, указанные в предыдущем параграфе, и отклоняют второй раз двумя третями голосов членов Сената и Палаты Депутатов , он должен быть обнародован. Если закон не возвращается с королевской ратификацией в срок, установленный выше в парагарафе (iii), он должен рассматриваться как обнародованный и действительный. Если проект закона не получает большинство в две трети голосов, он не может быть пересмотрен на той же сессии, при этом, что Национальная Ассамблея может пересмотреть проект на своем следующем очередном заседании.

Статья 94 — Временные законы
(i) В случаях, когда Национальная Ассамблея распускается, Совет Министров, с одобрения короля, имеет право издавать временные законы относительно следующих чрезвычайных ситуаций:
а) общие бедствия.
b) состояние войны и чрезвычайные ситуации.
c) необходимость срочных расходов, не требующих отлагательств.
Эти временные законы, которые не должны противоречить положениям Конституции, имеют силы закона, при этом, они должны представляться перед ассамблеей на ее первой сессии. В течение двух последующих очередных сессий, Ассамблея может утвердить или изменить такие законы. В случае отклонения временных законов, Совет Министров, с одобрения короля, немедленно объявляет их недействительными, и с даты такого заявления эти временные законы утрачивают силу при условии, что недействительность законов не должна влиять на любые контракты или закрепленные права.
(ii) Временные законы имеют ту же силу и действие, что и законы, принятые в соответствии со статьей 93 настоящей Конституции.

Статья 95 — Предложение законодательных актов
(i) Любые десять или более Сенаторов или депутатов могут предложить любой закон. Это предложение должно быть передаваться в соответствующий комитет для его изучения. Если палата считает, что это предложение будет принято, она должно передать его в правительство для подготовки его в виде законопроекта, и представить его в палате во время той же сессии или на следующей сессии.
(ii) Любой закон, предложенный Сенаторами или депутатами в соответствии с предыдущим параграфом, и отклоненный любой из палат, не должен представляться во второй раз в течение той же сессии.

Статья 96 — Вопросы и интерпелляции
Любой Сенатор или депутат может обращаться к министрам с вопросами или интерпелляциями, связанными с государственными делами, в соответствии с внутренними положениями Сената или Палаты (в зависимости от ситуации). Интерпелляция не может обсуждаться до истечения восьми дней с даты ее получения министром, кроме случаев, когда дело имеет срочный характер и министр согласен сократить этот период.
Глава 7 — Судебные органы

Статья 97 — Судебная независимость
Судьи являются независимыми, и в осуществлении своих судебных функций они не подчиняются никакой власти, кроме закона.

Статья 98 — Назначение на должность судьи
(i) Судьи гражданских и шариатских судов назначаются на должность и снимаются с должности королевским указом, в соответствии с положениями закона.
(ii) Законом должен быть учрежден Судебный Совет, отвечающий за вопросы, связанные с судьями, рассматривающими гражданские дела.
(iii) Без противоречия пункту (i), совет судей имеет исключительное право назначать судей, рассматривающих гражданские дела, в соответствии с положениями закона.
Статья 99 — Категории судов
Суды должны быть разделены на три категории:
(i) Гражданские суды
(ii) Религиозные суды
(iii) Специальные суды

Статья 100 — Создание судов
Создание различных судов, их категории, подразделения, юрисдикция и управление ими должно осуществляться специальным законом, при этом этот закон должен предусматривать учреждение административных судебных органов на двух уровнях.

Статья 101 — Судебная независимость, судебные разбирательства в гражданских судах, публичные слушания и надлежащие правовые процедуры.
(i) Суды должны быть открыты для всех и должны быть свободны от какого-либо вмешательства в их дела.
(ii) Гражданское лицо не может быть осуждено по уголовному делу в суде, который не полностью состоит из гражданских судей, за исключением преступлений государственной измены, шпионажа, терроризма, а также преступлений, связанных с наркотиками и фальшивыми деньгами.
(iii) Судебные слушания являются открытыми, пока суд не решит, что они должны быть закрытыми в интересах общественного порядка или морали. В любом случае, приговор должен объявляться на открытом заседании.
(iv) Обвиняемый является невиновным, пока его вина не доказана.

Статья 102 – Юрисдикция гражданских судов
Гражданские суды в Иорданском Хашимитском Королевстве обладают юрисдикцией в отношении всех лиц по всем вопросам, гражданским и уголовным, и в том числе делам, возбужденным правительством или против Правительства , за исключением тех вопросов, в отношении которых юрисдикция принадлежит религиозным или специальным судам, в соответствии с положениями настоящей Конституции или любым другим действующим законодательством.

Статья 103 – Осуществление юрисдикции гражданских судов, личный статус
(i) Гражданские суды должны реализовывать свою юрисдикцию в отношении гражданских и уголовных дел в соответствии с законом, действующим в королевстве, при этом, вопросы, касающиеся личного статуса иностранцев, или вопросы гражданского или коммерческого характера, которые в соответствии с международными обычаями регулируются законом другой страны, этот закон должен применяться в порядке, определенный законом.
(ii) Вопросами личного статуса являются те, которые определены законом, и в соответствии с ними подпадают под исключительную юрисдикцию шариатских судов, где сторонами процесса являются мусульмане.

Статья 104 — Состав религиозных судов
Религиозные суды подразделяются на:
(i) шариатские суды
(ii) трибуналы других религиозных общин

Статья 105 – Юрисдикция судов шариата
Шариатские суды должны в соответствии с их собственными законами обладать исключительной юрисдикцией в отношении следующих вопросов:
(i) Вопросы личного статуса мусульман.
(ii) Дела, касающиеся денежных компенсаций родственникам убитого (Дия), в которых обе стороны являются мусульманами, или в которых одна из сторон не является мусульманином. и две стороны соглашаются на юрисдикцию шариатских судов.
(iii) Вопросы, относящиеся к мусульманских фондам.

Статья 106 – Применение Шариа
Шариатские суды должны при осуществлении своих полномочий применять положения законов шариа.

Статья 107 — Мусульманский фонд
Организация деятельности мусульманских фондов и управление их финансовыми вопросами, помимо прочего, регламентируется специальным законом.

Статья 108 — Трибуналы религиозных общин
Трибуналами религиозных общин являются для немусульманских религиозных общин, те которые были или признаны правительством как установлено в Иорданском Хашимитском Королевстве.

Статья 109 — Создание трибуналов религиозных общин
(i) Трибуналы религиозных общин должны быть созданы в соответствии с положениями законов, связанных с ними. Эти законы должны определять юрисдикцию таких трибуналов в вопросах личного статуса и фондов, созданных на благо общины. Вопросы личного статуса любой подобной общины должны быть такими же, как вопросы, в случае мусульман, подпадающие под юрисдикцию шариатских судов.
(ii) Эти законы должны определять процедуры, которым должны следовать трибуналы религиозных общин в своих судебных процессах, которые они проводят, и требования назначения их судей.

Статья 110 — Специальные суды
Специальные суды осуществляют свою юрисдикцию в соответствии с положениями законов, учреждающих их.

Глава 8 — Финансовые вопросы
Статья 111 — Налоги и сборы
Налоги или сборы могут вводиться только законом. Налоги и сборы не включают в себя различные виды платежей, которые казначейство взимает в отношении услуг, оказываемые членам общества государственными органами, или на пособия, получаемые ими от государства. При введении налогов, правительство должно руководствоваться принципами прогрессивного налогообложения, в сочетании с обеспечением равенства и социальной справедливости, при этом что сумма налога не должна превышать способность налогоплательщиков или потребности государства в средствах.

Статья 112 — Проект закона об общем бюджете
(i) Проект закона об общем бюджете и проект закона о бюджетах правительственных подразделений должен представляться в Национальной Ассамблее для рассмотрения в соответствии с положениями Конституции, по крайней мере, за один месяц до начала финансового года, и оба проекта регулируются одинаковыми положениями настоящей Конституции о бюджете. Правительство должно предоставлять сводные счета в конце шести месяцев после окончания предыдущего финансового года.
(ii) Голосование в отношении бюджета проводится по каждой главе отдельно.
(iii) Суммы, не входящие в расходную часть общего бюджета, могут быть перенесены из одного раздела в другой, только согласно закону.
iv) Национальная Ассамблея , при обсуждении проекта закона об общем бюджете или временных законов, относящихся к нему, может уменьшать расходы по различным статьям в соответствии с своим представлением об интересах общества, но не должна увеличивать эти расходы путем изменений или представления отдельного законопроекта. Тем не менее, Ассамблея может после закрытия обсуждений, предложить законы для создания новых расходов.
(v) В ходе обсуждения общего бюджета, не должны приниматься предложения по отмене существующих налогов, созданию новых или изменению действующих, будь то увеличение или уменьшение, которые являются действующими согласно финансовым законам, и по изменению расходов или доходов, установленная в контракте.
(vi) Национальные доходы и расходы, рассчитанные на каждый финансовый год должны быть утверждены законом об общем бюджете, при этом указанный закон может предусмотривать выделение специальных сумм на срок, превышающий один год.

Статья 113 — Последствия непринятия закона об общем бюджете
Если не возможно принять закон об общем бюджете до начала нового финансового года, расходы должны покрываться путем ежемесячных отчислений в размере l/12 бюджета каждого месяца за предыдущий год.

Статья 114 — Выделение и расходование государственных средств
Совет Министров может, с одобрения короля, издавать нормативные акты по контролю за выделением и расходованием государственных средств и организации правительственных запасов.

Статья 115 — Налоговые поступления и другие доходы
Все поступления от налогов и других источников государственных доходов должны поступать в казну и должны быть включены в государственный бюджет, если иное не предусмотрено законом. Никакая часть средств казны не может быть присвоена или израсходована на любые цели, не предусмотренные законом.

Статья 116 — Цивильный лист
Цивильный лист короля должен выплачиваться из общих доходов и должен фиксироваться в законе об общем бюджете.

Статья 117 – Добыча полезных ископаемых
Любой разрешительный документ, предоставляюий право на эксплуатацию рудников, минералов или коммунальных хозяйств, должен быть утвержден законом.

Статья 118 – Освобождение от обязанности по уплате налогов
Ни один субъект не освобождается от уплаты налогов или сборов кроме случаев, предусмотреных законом.

Статья 119 — Высший орган аудита
Аудиторское бюро должно быть создано законом для управления государственными доходами, расходами и порядком расходования:
(i) Аудиторское бюро должно предоставлять в Сенат и Палату Депутатов в начале каждого очередной сессии или по требованию любой из двух палат общий доклад, содержащий его мнение и комментарии с указанием любых совершенных нарушений, а также ответственность предусмотренную за них.
(ii) Закон должен предусматривать неприкосновенность главы аудиторского бюро.

Глава 9 — Общие положения
Статья 120 — Организация государственного управления
Административно-территориальное деление Иорданского Хашимитского Королевства, создание государственных учреждений, их классификация, обозначения, план действий и порядок назначения государственных служащих, их увольнение, их дисциплина, контроль и пределы их компетенций и полномочий должны быть определены нормативными актами Совета Министров с одобрения короля.

Статья 121 — Муниципальные и местные органы самоуправления
Деятельность муниципальных и местных советов должна регулироваться муниципальными или местными советами в соответствии со специальными законами.

Статья 122 — Высший суд
(i) Высший суд должен состоять из Спикера Сената, в качестве председателя и восьми членов, трое из которых избираются тайным голосованием Сената из числа своих членов и пятеро из которых, выбираются из числа судей высшего гражданского суда в порядке старшинства. В случае необходимости, состав может избираться из председателей судов низшей инстанции, также в порядке старшинства.
(ii) Верховный суд имеет право разъяснять положения Конституции, если это требуется в силу решения Совета Министров или резолюции, принятой Сенатом и Палатой Депутатов абсолютным большинством голосов. Это толкование должно приводиться в исполнение после публикации в официальном печатном издании.
(iii) Статья 122 настоящей Конституции признается недействительной как только закон Конституционного Суда вступает в силу.

Статья 123 — Специальное бюро
(i) Специальное бюро (Diwan Khass) может разъяснять положения любых законов, которые не были разъяснены судами, по требованию Премьер-Министра.
(ii) Специальное бюро должно состоять из председателя высшего гражданского суда в качестве председателя, двух судей и одного старшего должностного лица, которые назначаются Советом Министров в качестве членов бюро. Оно также должно включать члена, делегированного заинтересованным министерством, выбранного из числа высокопоставленных чиновников министерства, который участвует в необходимом толковании.
(iii) Специальное бюро принимает решения большинством голосов.
(iv) Решения, принятые специальным бюро, и опубликованные в официальном печатном издании, должны иметь силу закона.
(v) Все другие вопросы, по толкованию законов, должны решаться в суде по мере их возникновения в обычном порядке.

Статья 124 — Закон об обороне
В случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей защиты королевства, должен применяться закон известный как закон об обороне, и предоставляющий указанному в нем лицу полномочия предпринимать необходимые действия и меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе приостановлении действия обычных законов государства с целью обеспечения защиты королевства. Закон об обороне вступает в силу с момента его провозглашения королевским указом, изданном на основании решения Совета Министров.

Статья 125 — Военное положение
(i) В случае возникновения чрезвычайной ситуации, имеющей такой серьезный характер, что действия, предусмотренные в предыдущей статье настоящего Конституции, будут считаться недостаточными для защиты королевства, король может королевским указом, на основании решения Совета Министров, объявить военное положение на всей территории королевства или любой ее части.
(ii) После объявления военного положения, король может по средствам указа отдавать распоряжения, которые могут оказаться необходимыми для защиты королевства, несмотря на положения любого действующего закона. Лица, ответственные за осуществлении этих распоряжений, должны нести юридическую ответственность за все действия, возложенные на них в соответствии с положениями законов, пока они не будут освобождены от этой ответственности на основании специального закона, который должен быть принят для этих целей.

Статья 126 — Поправки к Конституции
(i) Процедура, установленная настоящей конституцией в отношении законопроектов, применяется к любому законопроекту о поправке к настоящей Конституции, при этом любая подобная поправка принимается большинством в две трети голосов членов Сената и Палаты Депутатов . В случае совместного заседания Сената и Палаты Депутатов в соответствии со статьей 92 настоящей Конституции, поправки принимаются большинством в две трети голосов членов обеих палат, при этом в обоих случаях поправка не должна вступать в силу, до утверждения королем.
(ii) Никакие поправки к Конституции, затрагивающие права короля и наследование престола, не могут быть внесены в период Регентства.
Статья 127 — Армейские обязанности, набор на военную службу и организация полиции
Обязанности армии ограничиваются защитой королевства и поддержанием его безопасности.
(i) Набор в армию, ее организация, права и обязанности ее персонала должны быть определены законом.
(ii) Организация полиции и жандармерии, включая их полномочия, должна быть определена законом.

Глава 10 — Исполнение и отмена законов
Статья 128 — Сущность прав и свобод, правовой преемственности
(i) Законы, изданных в силу настоящей Конституции для регулирования прав и свобод, не должны ослаблять сущность этих прав или влиять на их основные принципы.
(ii) Все законы, положения и другие законодательные акты, действующие в Иорданском Хашимитском Королевстве на дату вступления в силу настоящей Конституции, должны оставаться в силе, пока они не будут отменены или изменены законодательными актами, изданными на ее основании в течение максимум трех лет.

Статья 129 – Отмена предыдущих конституций
(i) Настоящим документом отменяется Конституция Иордании, изданная 7 декабря 1946 года, вместе со всеми поправки к ней.
(ii) Настоящим документом отменяется правительственный указ Палестины 1922 года и поправки к нему.
(iii) Отмена документов, упомянутых в предыдущих двух параграфах, не должна затрагивать юридическую силу любого принятого закона или нормативного акта или совершенного действия, в соответствии с вступившими в силу положениями настоящей Конституции.

Статья 130 — Вступление в силу
Положения действующей Конституции вступают в силу с даты их опубликования в официальном печатном издании.

Статья 131 — Соблюдение Конституции
Совет Министров должен отвечать за исполнение положений настоящей Конституции.