Проект закона Туниса 2013 о правосудии

Проект органического закона Туниса 2013 года об основах и организации правосудия переходного периода
Глава I: Определение и сфера действия правосудия переходного периода
Раздел I: Определение правосудия переходного периода
Статья 1:
Правосудие переходного периода, в соответствии с настоящим законом – это всеобщий процесс использования механизмов и средств, принятых для рассмотрения и вынесения решения относительно прошлых нарушений прав человека путем раскрытия их реальности и привлечения к ответственности лиц, участвующих в нарушениях, а также выплаты компенсации жертвам и их реабилитации для достижения национального примирения, охраны и документального оформления коллективной памяти, закрепления гарантий неповторения нарушений и перехода от деспотизма к демократической системе, которая закрепляет права человека.
Раздел II: Установление истины и сохранение памяти
Статья 2:
Установление истины относительно нарушений является правом, гарантированным для всех граждан, с учетом интересов жертв и их достоинства без противоречия защите личных данных.
Статья 3:
Нарушение, в соответствии с настоящим законом – это серьезное или систематическое нарушение любых прав человека, совершаемое государственными ведомствами, группами, лицами от имени или под защитой таких государственных ведомств, даже если они не обладали необходимой компетенцией или статусом для таких разрешений. Данное определение также включает все серьезные или систематические нарушения любых прав человека, совершаемые организованными группами.
Статья 4:
Установление истины включает все средства, процедуры и исследования, используемые для искоренения системы деспотизма путем идентификации и регистрации всех нарушений и выявления их причин, условий, источников, обстоятельств и последствий, а в случае смерти, ущерба и насильственных исчезновений, путем выявления судьбы жертв, их местонахождения и идентификации исполнителей таких действий и лиц, ответственных за их совершение.
В ходе установления истины необходимо принимать во внимание влияние нарушений на пожилых людей, женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями, больных и социально уязвимых групп населения.
Статья 5:
Сохранение национальной памяти – это право всех последующих поколений тунисцев. Именно обязанностью государства и всех его институтов является извлечение уроков и сохранение памяти жертв.
Раздел III: Подотчетность
Статья 6:
Подотчетность – это все механизмы, которые предотвращают безнаказанность или отказ от ответственности.
Статья 7:
Подотчетность находится в рамках компетенции судебных и административных органов власти на основании действующих законов.
Статья 8:
На основании постановлений судов первой инстанции, учрежденных в рамках апелляционных судов, следует учредить специальные судебные округа. Такие судебные округа должны состоять из судей, избранных из числа судей, которые не вовлечены в политические судебные разбирательства. Эти судьи должны пройти специальное обучение в течение правосудия переходного периода.
Такие судебные округа отвечают за рассмотрение дел, связанных с грубыми нарушениями прав человека, которые предусмотрены ратифицированными международными конвенциями и настоящим законом. К таким нарушениям относятся:
– Умышленное убийство;
– Изнасилование и любые формы сексуального насилия;
– Пытки;
– Похищение;
– Смертная казнь без справедливого судебного разбирательства.
Эти округа также должны рассматривать дела относительно: преступлений, переданных им Комиссией и связанных с фальсификацией результатов голосования, финансовой коррупцией, незаконным присвоением государственных средств, включая принудительную эмиграцию по политическим причинам.
Статья 9:
Судебные иски, связанные с нарушениями, указанными в Статье 8 настоящего закона, не имеют срока давности.
Раздел IV: Компенсация и реабилитация
Статья 10:
Жертва – это лицо, пострадавшее в результате нарушения, предусмотренного настоящим законом, независимо от статуса физического или юридического лица или группы.
Любой член семьи, которому нанесен ущерб в результате родства с жертвой, согласно определению национального законодательства, и любое лицо, пострадавшее в результате своего вмешательства для помощи жертве или предотвращения нарушения, считается жертвой.
Данное определение относится к любой сфере, в которой наблюдались систематические нарушения и исключения.
Статья 11:
Компенсация жертвам нарушений представляет собой право, гарантированное законом. Государство несет ответственность за обеспечение достаточной и надлежащей компенсации, соизмеримой тяжести нарушения и положению каждой жертвы, с учетом ресурсов, доступных государству на стадии исполнения.
Компенсация представляет собой систему, основанную на материальной и моральной компенсации, реабилитации, оправдании, восстановлении в правах, реинтеграции. Она может быть индивидуальной или коллективной и принимает во внимание положение пожилых людей, женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями, больных и социально уязвимых групп населения.
Статья 12:
Государство обязано предоставить немедленную помощь и временную компенсацию жертвам, которые в них нуждаются, особенно, пожилым людям, женщинам, детям, лицам с ограниченными возможностями, больным и социально уязвимым группам населения, без принятия решений или постановлений о компенсации.
Статья 13:
Государство обязано оплачивать расходы на проведение судебных разбирательств по всем делам, связанным с правами человека, предусмотренным настоящим законом, в пользу жертв в соответствии с законами о правовой помощи и судебной защите перед административным судом.
Раздел V: Реформа институтов
Статья 14:
Реформа институтов нацелена на разрушение системы коррупции, подавления и деспотизма для обеспечения отсутствия нарушений, уважения прав человека и верховенства закона.
Для реформы институтов необходим пересмотр законодательства, увольнение из государственных институтов и ведомств лиц, признанных виновными в коррупции и правонарушениях, модернизация методов и реструктуризация государственных институтов и ведомств, а также проведение переобучения их агентов в соответствии с положениями Статьи 43 настоящего закона.
Раздел VI: Примирение
Статья 15:
Примирение нацелено на обеспечение национального единства, достижение социальной справедливости и мира, укрепление верховенства закона и восстановление уверенности граждан в государственных институтах.
Примирение не означает безнаказанность и неподотчетность лиц, ответственных за совершение нарушений.
Глава II: Комиссия по выявлению истины и признанию достоинства жертв
Раздел I: Общие положения
Статья 16:
Необходимо создать независимый орган под названием “Комиссия по выявлению истины и признанию достоинства жертв” (далее именуемая “Комиссия). Комиссия обладает юридической правоспособностью, финансовой и административной независимостью. Ее штаб-квартира находится в Тунисе, и Комиссия может проводить заседания в любом месте на территории Республики.
Штаб-квартира Комиссии может переноситься, при необходимости, в любой место на территории Республики.
Статья 17:
Работа Комиссии должна охватывать период с 1 июля 1955 до момента принятия настоящего закона.
Статья 18:
Срок полномочий Комиссии составляет четыре (4) года, начиная с момента назначения членов Комиссии. Данный период может продлеваться один раз на один (1) год обоснованным решением Комиссии, которое передается Законодательному собранию за три (3) месяца до окончания срока ее полномочий.
Раздел II: Состав Комиссии
Статья 19:
Комиссия должна состоять из пятнадцати (15) членов, при этом соотношение членов любого члена должно быть не менее одной трети. Членов выбирает Законодательное собрание из числа лиц, известных своей объективностью, честностью и компетентностью.
Статья 20:
Комиссия должна включать следующих членов:
• Два представителя объединений жертв и два представителя объединений по правам человека, предложенных такими объединениями.
• Остальные члены выбираются из числа отдельных кандидатов из сфер, связанных с правосудием переходного периода, таких как право, социальные и гуманитарные науки, медицина, архивы, информация, коммуникации, и в их состав должны входить судья, административный судья, адвокат, юрисконсульт и финансист.
Статья 21:
Кандидаты в члены Комиссии должны соответствовать следующим требованиям:
• Тунисская национальность;
• Тридцать (30) лет на момент выдвижения кандидатуры;
• Компетентность, независимость, объективность и честность;
• Отсутствие судимости за намеренное аморальное преступление;
• Отсутствие фиктивного банкротства;
• Отсутствие фактов увольнение за аморальное поведение.
Статья 22:
Следующие лица не могут быть кандидатами в члены Комиссии:
– Члены Национального Учредительного Собрания;
– Должностные лица политических партий;
– Парламентарии или правительственные должностные лица с 1 июля 1955;
– Губернаторы провинций, Генеральный Секретарь провинции; Главный делегат, делегат, мэр или любое исполнительное лицо в институте, государственном предприятии или местном органе власти с 20 марта 1956;
– Должностное лицо партии на национальном, региональном или местном уровне, в стране или за границей, распущенного Конституционного Демократического Собрания;
– Любое лицо, которое поддерживало кандидатуру предыдущего Президента;
– Судьи, которые были вовлечены в политические судебные разбирательства.
Список кандидатов должен быть опубликован на официальном сайте Национального Учредительного Собрания.
Статья 23:
При Национальном Учредительном Собрании необходимо создать Специальный комитет под председательствованием Спикера Собрания или Заместителя спикера. Данный Комитет несет ответственность за изучение заявлений на членство и получение согласия членов Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства жертв.
Представительство групп и депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе, в Специальном комитете должно быть следующим:
Один (1) член для каждой группы, состоящей из тридцати (30) депутатов; два (2) члена для групп от тридцати-одного (31) до шестидесяти (60) депутатов; и три (3) члена для групп от шестидесяти (60) депутатов.
Для депутатов, не принадлежащих к какой-либо группе: один (1) член для количества тридцати (30) депутатов; два (2) члена для количества от тридцати-одного (31) до шестидесяти (60) депутатов; и три (3) члена для количества свыше шестидесяти (60) депутатов.
Состав Специального комитета должен быть сформирован в течение десяти (10) дней с момента публикации настоящего закона. Специальный комитет должен провести свою первую встречу в течение одной (1) недели после его формирования.
Начало приема заявлений на членство в Комиссии по выявлению истины и признанию достоинства жертв объявляется открытым по решению Председателя Специального комитета, опубликованному в Официальном Печатном Издании Республики Тунис и определяющему крайний срок подачи заявлений на членство, порядок подачи заявлений, законные требования, которым должны соответствовать кандидаты и документы, которые необходимо подать вместе с заявлением на членство в соответствии с настоящим законом.
Комитет должен выбрать, посредством консенсуса, пятнадцать (15) заявлений на членство, поданных Бюро Собрания, с учетом требований, определенных в Статье 20 настоящего закона. Он должен подать такой окончательный список для одобрения большинством в одну треть присутствующих членов.
Если Комитет не достигает консенсуса по всему списку в течение десяти (10) дней после административного изучения досье всех кандидатов, которые соответствуют требованиям, заявления должны быть представлены на пленарном заседании для голосования большинством в три пятых (3/5) членов Собрания в двух чтениях или, в противном случае, абсолютным большинством. Члены Комиссии должны быть выбраны из числа кандидатов, которые получили наибольшее количество голосов.
Если два кандидата получают равное количество голосов, выбирают старшего члена.
Статья 24:
К заявлению о выдвижении кандидатуры необходимо прилагать заявление о действительности информации, предоставленной кандидатом, который лишается членства в Комиссии в случае предоставления ложной информации.
Любой кандидат должен предоставить отчет о должностях, которые он занимал на протяжении последних пяти (5) лет до подачи заявления на членство в Комиссии, и любых полномочиях, которые он выполнял для юридического или физического лица до этого периода.
Статья 25:
Возражение против одного из кандидатов можно направить в Комитет, указанный в Статье 23 настоящего закона, в течение одной недели с даты обнародования списка на официальном сайте Собрания и до передачи списка на пленарное заседание для голосования.
Комитет должен принять решение относительно возражения в течение недели с даты подачи возражения после заслушивания защиты оспариваемого кандидата. В случае принятия возражения, оспариваемый кандидат заменяется на одного из остальных кандидатов на членство в Комиссии в соответствии с настоящим законом.
Решения Комитета по возражениям окончательны и не подлежат пересмотру или апелляции, даже в случае обвинения в злоупотреблении полномочиями.
Статья 26:
Члены Комиссии должны назначаться в течение пятнадцати (15) дней с даты подачи списка администрации Премьер-министра. Такой указ предусматривает, что члены должны собраться в течение пятнадцати (15) дней после его издания. Члены должны выбрать, посредством консенсуса, Председателя Комиссии и двух заместителей или, в противном случае, абсолютным большинством членов на первом собрании под председательствованием самого старшего члена, которому оказывает содействие самый младший член среди тех, кто не является кандидатом на пост председателя Комиссии.
Статья 27:
До вступления в должность Председатель и члены Комиссии должны принять следующую присягу:
[Перевод с арабского]
“Я клянусь Всемогущим Господом, выполнять свои обязанности с надлежащей беспристрастностью, честностью и честью, без дискриминации на основании пола, цвета кожи, языка, религии, убеждений или происхождения; и я обязуюсь сохранять профессиональную тайну и уважать достоинство жертв и цели создания Комиссии.”
Они принимают присягу перед Президентом Республики в течение семи (7) дней после их избрания.
Статья 28:
Председатель и члены Комиссии должны выполнять свои обязанности на основе полной занятости и не имеют права занимать какую-либо другую должность органа власти или парламентский или представительский мандат.
Члены Комиссии имеют право на компенсацию, определенную указом, опубликованным в Официальном Печатном Издании Республики Тунис.
Статья 29:
В течение срока своих полномочий, Председатель и члены Комиссии не имеют права:
– Заниматься любой профессиональной деятельностью;
– Использовать свой статус для рекламы финансовых, промышленных, коммерческих или профессиональных объектов.
Комиссия может предпринимать соответствующие меры в случае нарушения положений настоящей Статьи в соответствии со своими правилами процедуры.
Статья 30:
Комиссия должна сформировать исполнительный орган, находящийся под ее прямым руководством. Организация и деятельность этого органа должна определяться правилами и процедурами Комиссии и опубликовываться в Официальном Печатном Издании Республики Тунис.
Исполнительный орган должен быть обеспечен основными услугами для решения административных и финансовых вопросов, а также региональными офисами и специализированными комитетами, учрежденными Комиссией и находящимися под его прямым руководством для решения вопросов в рамках его компетенции.
Комиссия может прибегать к помощи экспертов и специалистов на договорной основе или путем командирования, если они соответствуют требованиям Статей 22 и 23 настоящего закона, за исключением возрастного ограничения.
Члены исполнительного органа должны назначаться по решению Комиссии в соответствии с требованиями правил процедуры и опубликовываться в Официальном Печатном Издании Республики Туниса.
Раздел III: Обязанности членов и агентов Комиссии
Статья 31:
Члены Комиссии обязаны соблюдать профессиональную тайну и не имеют права раскрывать или опубликовывать какие-либо данные о деятельности Комиссии, кроме отчетов и информации, опубликованной Комиссией.
Такие же положения относятся к агентам и лицам, которые сотрудничают с Комиссией.
Любой член или агент Комиссии должен охранять конфиденциальность любого документа, данных, свидетельских показаний, информации или материалов по вопросам, рассматриваемым Комиссией. Эти положения также применяются к членам в отставке.
Доступ к данным и документам, которыми располагает Комиссия, запрещен, за исключением лиц, которые связаны с такими документами или обвиняются на их основании. В других случаях, такой доступ разрешается только Комиссией или судом.
Статья 32:
Все члены Комиссии должны предоставить Председателю Суда Аудиторов заверенную декларацию, подтверждающую имущество, имущество супругов и детей, до вступления в должность в Комиссии в соответствии с Законом No. 87-17 от 10 апреля 1987 о заверенной декларации имущества членов Правительства и определенных категорий общественных должностных лиц.
Декларация является условием вступления в должность.
Статья 33:
Члены и агенты Комиссии обязаны избегать поступков и поведения, которые могут негативно повлиять на уважение и власть Комиссии.
Статья 34:
Члены Комиссии, включая Председателя Комиссии, не могут привлекаться к судебной ответственности за правонарушение или проступок, совершенный в ходе или в связи с исполнением своих обязанностей, кроме случаев, когда его неприкосновенность отменяется большинством в две трети членов Комиссии.
Тем не менее, в случае поимки на месте преступления соответствующий член может быть арестован, и в таком случае Комиссию следует немедленно уведомить об этом.
Статья 35:
Члены и агенты Комиссии, а также лица, которые с ней сотрудничают, считаются государственными должностными лицами в соответствии со Статьей 82 Уголовного кодекса. Государство обязано защищать их от любых угроз и нападений, жертвами которых они могут стать в ходе исполнения своих обязанностей в Комиссии, независимо от их вида, или после окончания выполнения их обязанностей.
Нападение на таких лиц считается нападением на государственное должностное лицо в ходе выполнения его обязанностей и подлежит наказанию в соответствии с Уголовным кодексом.
Статья 36:
Комиссия привлекает на работу агентов путем заключения договоров или прикомандирования. Прикомандированные агенты должны получать свою первоначальную заработную плату в дополнение к выплатам, определенным указом.
Статья 37:
Председатель и члены Комиссии обязаны выполнять свои обязанности на протяжении работы Комиссии.
Любой член Комиссии имеет право в письменном виде подать Председателю Комиссии заявление об уходе в отставку.
Любой член Комиссии может быть уволен по решению, принятому большинством в две трети голосов в случае его отсутствия без обоснованной причины в течение трех последовательных сессий или шести непоследовательных сессий Комиссии в течение одного (1) года, в случае доказанной неспособности выполнять свои обязательства или совершения действия, подрывающего уважение к Комиссии, или серьезного нарушения профессиональных обязанностей согласно настоящему закону.
В случае ухода в отставку, увольнения или смерти члена Комиссии, Законодательное собрание обязано выбрать для замены такого члена другого кандидата с аналогичной компетентностью в соответствии с порядком, определенным в Статье 23 настоящего закона.
В случае вакантной должности Председателя Комиссии, его обязанности должен выполнять самый старший из депутатов до назначения Председателя из числа членов Комиссии в соответствии с порядком, определенным в Статье 26 настоящего закона.
Раздел IV: Функции и полномочия Комиссии
Статья 38:
Комиссия обязана выполнять свои функции и полномочия с надлежащей объективностью и полной независимостью в соответствии с положениями и принципами Главы I настоящего закона.
Никто не имеет права вмешиваться в работу Комиссии или влиять на ее решения.
Статья 39:
Комиссия обязана выполнять следующие функции:
– Проводить открытые или закрытые сессии для заслушивания жертв нарушений или других целей, связанных с ее деятельностью;
– Расследовать дела о похищении лиц, судьба которых неизвестна, на основании заявлений и жалоб, представленных Комиссии, и выявлять судьбу жертв;
– Собирать данные, а также выявлять, устанавливать и регистрировать нарушения для создания баз данных и единого реестра жертв нарушений;
– Определить обязанности государственных ведомств или любых других сторон в связи с нарушениями, закрепленными положениями настоящего закона; расследовать дела и предлагать меры для предотвращения их возникновения в будущем;
– Разработать всеобщую программу для выплаты индивидуальных и коллективных компенсаций жертвам нарушений на основании:
– Признания нарушений, от которых пострадали жертвы, и принятие решений и мер компенсации в пользу жертв, с учетом всех решений и предыдущих административных и судебных действий, предпринятых в пользу жертв;
– Стандартов по компенсации жертвам;
– Способов распределения средств для компенсации, с учетом оценок компенсации;
– Временных и срочных мер информирования и компенсации ради жертв.
Статья 40:
Для выполнения своих обязанностей, Комиссия должна обладать следующими полномочиями:
– Иметь доступ к государственным и частным архивам, независимо от любых запретов, предусмотренных действующим законодательством;
– Принимать жалобы и ходатайства о нарушениях в течение одного года с момента начала своей деятельности. Комиссия может продлить этот период максимум на шесть месяцев;
– Расследовать все нарушения, предусмотренные положениями настоящего закона, используя все средства и механизмы, которые она считает необходимыми для обеспечения права защиты;
– Вызывать любое лицо, показания или допрос которого она считает необходимыми;
– Принимать все соответствующие меры для защиты свидетелей, жертв, экспертов и всех лиц, заслушанных Комиссией, независимо от их статуса, в отношении нарушений по настоящему закону, и предпринимать меры безопасности и защиты от криминализации и нападения и охраны конфиденциальности, в сотрудничестве с соответствующими специализированными структурами и подразделениями;
– Запрашивать содействие агентов государственных ведомств для выполнения своих функций, связанных с дознанием, расследованием и защитой;
– Направлять административным и судебным органам и государственным институтам, а также любым физическим или юридическим лицам требование о предоставлении документов или информации, которыми они владеют;
– Иметь доступ к делам, возбужденным в судебных органах, и приговорам или постановлениям таких органов;
– Запрашивать информацию у иностранных государственных органов и неправительственных организаций в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенным в таких целях, и собирать любую информацию у жертв, свидетелей, правительственных должностных лиц и других лиц из других страны при сотрудничестве с компетентными органами власти;
– Проникать в государственные и частные помещения, проводить обыски, изымать документы, движимое имущество и инструменты, используемые в отношении расследуемых нарушений, составлять отчеты о своей работе, пользуясь прерогативами судебной полиции и соблюдая необходимые судебные процессуальные нормы в данном вопросе;
– Прибегать к любым действиям или механизмам для выявления истины.
Статья 41:
Необходимо учредить фонд под названием «Фонд достоинства и реабилитации жертв деспотизма», правила организации, управления и финансирования которого определяются указом.
Статья 42:
Комиссия обязана передавать Государственной Прокуратуре доказанные случаи грубых нарушений прав человека и должна уведомляться обо всех действиях, предпринятых в последующем судебными органами по данном вопросу.
Переданные дела не могут оспариваться на основании судебного пересмотра.
Статья 43:
Комиссия обязана предпринимать следующие действия:
1. разрабатывать рекомендации и предложения для политических, административных, экономических, образовательных, культурных реформ, реформ в сфере безопасности, судебной системы, СМИ, а также для пересмотра руководства в целях предотвращения возврата угнетения, деспотизма, нарушений права человека и растраты государственных средств;
2. предлагать меры для укрепления национального примирения и защиты прав личности, в частности, прав женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями и уязвимых групп населения;
3. разрабатывать рекомендации, предложения и меры для укрепления построения демократии и верховенства закона;
4. учредить Комитет под названием “Комитет по функциональным расследованиям и институциональным реформам”. Правила процедуры Комиссии должны определять его состав и порядок деятельности. Он должен выполнять следующие задачи:
* вносить практические предложения для реформирования институтов, вовлеченных в коррупцию и нарушения;
* вносить предложения для проверки управления и всех сфер, которые в ней нуждаются.
Комитет обязан предоставить соответствующим органам власти рекомендации относительно увольнения, снятия с должности или отправки на обязательную пенсию любого лица, которое занимает высокопоставленную должность в правительстве, если обнаружено, что это лицо:
a- предоставило отчеты или информацию распущенному Демократическому Конституционному Собранию или Тайной полиции, которая стала причиной нанесения вреда или нарушений, предусмотренных настоящим законом; b- намеренно совершило действие для поддержки или помощи лицам, определенным Указом-законом No. 2011-13 о незаконном присвоении государственных средств; или c- совершило нарушения, предусмотренные настоящим законом.
Статья 44:
Комиссия рекомендует принятие всех мер, которые она считает необходимыми для сохранения национальной памяти о жертвах нарушений, и имеет право организовывать деятельность, необходимую в этих целях.
Статья 45:
В рамках Комиссии необходимо создать Комитет посредничества и примирения. Он должен рассматривать и принимать решения по делам о нарушениях в соответствии с настоящим законом после получения согласия жертвы и на основании правил судебной процедуры, справедливости и принятых международных стандартов, независимо от отзыва иска и признания наказания незаконным. В случае грубых нарушений решение Комитета не препятствует привлечению к ответственности виновников нарушений, но решение Комитета следует принимать во внимание при определении наказания.
Комитет посредничества и примирения также обязан рассматривать запросы о примирении в делах о финансовой коррупции, но эти запросы не отменяют рассмотрение дел, и уголовное преследование может быть приостановлено только согласно применению положений примирения.
Реализация положений примирения относительно дел о финансовой коррупции, переданных Комитету, должна запустить прекращение уголовного преследования, приостановку судебного разбирательства или исполнения наказания. Но судебное разбирательство или исполнение наказания должно быть возобновлено, если обнаружено, что виновник нарушений намеренно скрывал истину или намеренно не сообщил о своих противоправных действиях.
Государство должно быть первоначальной стороной в делах, переданных в Комитет посредничества и примирения.
Статья 46:
Комитет посредничества и примирения обязан возбуждать иск на основании Конвенции о посредничестве и примирении:
– по требованию жертвы, включая потерпевшее государство;
– по требованию предполагаемого виновника нарушения при условии согласия жертвы;
– при наличии одобрения государства и в случаях финансовой коррупции, если вопрос связан с государственными средствами или имуществом институтов, доля которых принадлежит, прямо или косвенно, государству;
– в случае передачи на рассмотрение Национальной комиссией по борьбе с коррупцией на основе соглашения о посредничестве и примирения между соответствующими сторонами.
Письменное признание лица, которое просит о помиловании за совершенные им действия, и его честное признание является заявлением о принятии запроса на посредничество и примирение, которое должно подаваться в формате, определенном по решению Комитета. Если запрос о примирении связан с финансовой коррупцией, он должен содержать факты о получении незаконной выгоды и ее размерах. Запрос необходимо подкрепить доказательствами, подтверждающими честность лица, направляющего запрос о примирении.
Заявитель обязан принять арбитражное решение и считать его окончательным и не подлежащим оспариванию или апелляции.
Статья 47:
Стороны арбитражного спора обязаны присутствовать на открытых слушаниях по требованию Комиссии. Арбитражное разбирательство должно быть приостановлено в случае неисполнения положений настоящей статьи.
Статья 48:
Явка перед Комитетом прекращает срок давности. Рассмотрение судебными органами споров, переданных им на рассмотрение, одновременно с принятием мер и шагов для предотвращения применения санкций в период реализации арбитража и изучением Комитета, должны быть приостановлены до исполнения арбитражного решения, с учетом исключений, предусмотренных вторым параграфом Статьи 46 по делам финансовой коррупции.
Комиссия или наиболее сознательная сторона обязана уведомить судебный орган, рассматривающий дело, о передаче такого дела на рассмотрение Комитета.
Статья 49:
Арбитражное решение должно содержать следующую информацию:
■ детальное описание фактов, даты их возникновения, их правовое описание и законодательство, применимое к ним;
■ заявление о существовании или отсутствии нарушений и доказательств, доказывающих или опровергающих их;
■ определение тяжести нарушений, в случае их доказательства, и ответственности;
■ определение видов ущерба, его стоимости и способов его возмещения.
Статья 50:
Арбитражное решение вступает в силу после его подписания Верховным судьей Апелляционного суда Туниса в течение трех (3) дней после его представления.
Арбитражное решение является окончательным. Оно не подлежит апелляции или отмене.
Статья 51:
Различные правительственные департаменты, государственные органы, комитеты, местные органы власти, государственные институты и предприятия, а также все государственные агенты обязаны предоставить Председателю Комиссии отчеты, включающие всю информацию и данные, которые они получили или узнали в ходе исполнения своих обязанностей, которая связана с компетенцией Комиссии или может помочь ей в эффективной реализации своих задач.
Такая информация и данные должны предоставляться напрямую Комиссии по инициативе вышеуказанных департаментов или сторон или по требованию Комиссии, в зависимости от ситуации.
Статья 52:
Любое физическое или юридическое лицо обязано предоставить Комиссии документы и отчеты, содержащие информацию, которой оно располагают и которая относится к компетенции Комиссии.
Необходимо получить подтверждение о получении Комиссией любых документов, жалоб или информации.
Статья 53:
Комиссия обязана определить порядок организации слушаний с учетом специфики жертв, особенно женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями, больных, социально уязвимых групп и нарушителей, а также обеспечить их физическую и моральную неприкосновенность.
Статья 54:
Запросы Комиссии о предоставлении информации или документов не могут быть отклонены на основании соблюдения профессиональной тайны со стороны физического или юридического лица, обладающего такой информацией или документами. Лица, передавшие такую конфиденциальную информации, не подлежат наказанию за ее раскрытие Комиссии.
Статья 55:
Председатель Комиссии имеет право, если обнаружены документы и существуют основания для беспокойства их потенциального уничтожения, или если существуют серьезные доказательства совершения нарушений, которые попадают в сферу компетенции Комиссии, одобрить принятие предупредительных мер, необходимых для защиты таких документов и доказательств и лишения возможности виновников таких нарушений для преобразования, изменения, передачи или уничтожения имущества и активов, связанных с преступлением.
Раздел 5: Деятельность и организация Комиссии
Статья 56:
Комиссия обязана совершить следующие подготовительные действия в течение шести (6) месяцев после назначения ее членов:
– принять Правила процедуры и опубликовать их в Официальном Печатном Издании;
– учредить Исполнительный директорат;
– разработать план действий на весь период;
– разработать программу работы, по крайней мере, на один (1) год;
– разработать упрощенные процедуры для работы в рамках своей компетенции;
– разработать всеобщий информационный план при поддержке национальных СМИ;
– создать базу данных;
– осуществлять всю необходимую деятельность для выполнения своих задач.
Статья 57:
Правила процедуры Комиссии должны определять нормы оперативной деятельности, управленческие, административные, финансовые и технические механизмы, а также порядок принятия решений в соответствии с положениями настоящего закона.
Статья 58:
Председатель Комиссии обеспечивает ее надлежащее функционирование, определяет даты и место проведения собраний, а также разрабатывает повестку дня после проведения консультаций с членами Комиссии.
Президент возглавляет сессии Комиссии и представляет ее в отношениях с третьими лицами. Он имеет право делегировать часть своих полномочий и право подписи своему заместителю, члену Комиссии или, в случае необходимости, должностному лицу, после получения одобрения членов.
Председатель Комиссии является старшим уполномоченным должностным лицом Комиссии.
Статья 59:
Комиссия проводит собрания по требованию Председателя или одной трети (1/3) ее членов. Кворум Комиссии составляет две трети (2/3) членов.
Статья 60:
Обсуждения Комиссии имеют тайный характер, а решения принимаются посредством консенсуса, или, если достижение консенсуса невозможно, абсолютным большинством присутствующих членов. В случае равенства голосов Председатель имеет решающий голос.
Комиссия имеет право приглашать членов специальных комитетов или региональных бюро и любое другое лицо, присутствие которого необходимо для эффективного проведения заседания, при этом такие лица не имеют права голоса.
Статья 61:
Ни один член Комиссии не имеет права принимать участие в обсуждениях любых вопросов, связанных с физическим или юридическим лицом, с которым такой член связан личным интересов, семейными отношениями или другими видами обязательств или договоренностей.
Председатель и члены Комиссии обязаны сообщить о конфликте интересов в период, в течение которого они являются членами Комиссии.
Статья 62:
Любое физическое или юридическое лицо, которое имеет интерес в рассматриваемых Комиссией вопросах имеет право заявить о ненадежности любого члена Комиссии, направив обоснованное письменное заявление Председателю Комиссии.
Комиссия принимает решение по такому заявлению в течение недели после его подачи. Решение принимается большинством присутствующих членов без участия обвиняемого члена.
Решение Комиссии обжалованию не подлежит, даже на основании злоупотребления полномочиями.
Статья 63:
Настоящий закон предоставляет Комиссии полномочие принимать решения о проведении и выполнении различных своих задач, а также реализовывать свои полномочия в рамках компетенции, определенной настоящим законом.
Раздел 6: Бюджет Комиссии
Статья 64:
Комиссия имеет независимый бюджет, который финансирует за счет следующих средств:
■ годовые отчисления из правительственного бюджета;
■ пожертвования, взносы и субсидии, предоставленные Комиссии национальными или международными организациями;
■ любые ресурсы, распределенные в пользу Комиссии.
Пожертвования и взносы, предлагаемы на определенных условиях, запрещены.
Комиссия разрабатывает свой бюджет и передает его в соответствующее правительственное ведомство до его представления в законодательном органе для одобрения.
Правила распределения бюджета и ведения бухгалтерского учета не подчиняются нормам Кодекса государственного бухгалтерского учета.
Комиссия обязана назначить аудитора на невозобновляемый срок двух (2) лет из числа дипломированных бухгалтеров, зарегистрированных Ассоциацией дипломированных бухгалтеров Туниса.
Статья 65 :
Все контракты Комиссии должны заключаться и исполняться в соответствии с принципами конкуренции, равенства и прозрачности.
Раздел 7: Меры уголовного наказания
Статья 66:
Любое лицо, которое:
– совершает перед Комиссией любое действие, которое в случае его совершения в суде считалось бы оскорблением суда,
– намеренно препятствует работе Комиссии,
– намеренно не исполняет повестки Комиссии о вызове для дачи показаний или ограничивает доступ к требуемым документам или информации,
– раскрывает любую конфиденциальную информацию, которую он получил в период исполнения своих обязанностей в Комиссии,
подлежит максимальному наказанию в виде тюремного заключения сроком на шесть (6) лет и штрафа в размере двух тысяч (2,000) динаров.
Положения Уголовного кодекса действуют в отношении лица, которое дает ложные показания Комиссии, предоставляет ей поддельные документы или уничтожает любые документы и материалы, связанные с расследованиями и процедурами, предусмотренными настоящим законом.
Раздел 8: Прекращение работы Комиссии
Статья 67:
Комиссия обязана предоставлять следующие отчеты о своей деятельность:
1. Ежегодные отчеты;
2. Итоговый всеобъемлющий доклад с момента учреждения Комиссии до выполнения ее задач, который включает:
– факты, подтвержденные Комиссией после проведения выяснения и расследования;
– распределение обязанностей;
– причины совершения преступлений, предусмотренных настоящим законом, и рекомендации для предотвращения таких преступлений в будущем;
– меры, которые необходимы для поддержания национального примирение, защиты прав личности, в частности, прав женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями, больных и социально уязвимых групп населения;
– Рекомендации, предложения и меры для поддержания построения демократии и верховенства закона;
– Рекомендации и предложения для политических, административных, экономических, образовательных, культурных реформ, реформ в сфере безопасности, судебной системы, СМИ, а также других реформ, которые Комиссия считает необходимыми для предотвращения возврата угнетения, деспотизма, нарушений права человека и растраты государственных средств;
– Отчеты Комиссии должны предоставляться Президенту Республики и Спикеру Законодательного собрания, а также Премьер-министру;
– Отчеты Комиссии подлежат обнародованию и публикации в Официальном Печатном Издании Республики Тунис. Комиссия обязана стремиться к опубликованию результатов и распространению их в максимальных возможных масштабах всеми способами до прекращения выполнения своих задач.
Статья 68:
Работа Комиссии заканчивается после истечения срока деятельности Комиссии, определенного законом. Комиссия обязана передать все документы в Национальные архивы или специализированному институту, ответственному за сохранение национальной памяти и учрежденному в таких целях.
Статья 69:
Члены и агенты Комиссии, а также любое лицо, которое выполняло свои обязанности по поручению Комиссии, не несут ответственность за содержание отчетов, полученных результатов, заключений или рекомендаций, предоставленных в соответствии с настоящим законом.
Статья 70:
В течение одного (1) года после публикации всеобъемлющего отчета Комиссии Правительство обязано разработать план действий и программы работы для реализации рекомендаций и предложений, разработанных Комиссией. План действий и программы работы должны быть представлены Законодательному собранию для обсуждения.
Законодательное собрание обязано контролировать процесс реализации Плана действий и программы работы посредством создания Временного парламентского комитета, который должен запрашивать содействие соответствующих ассоциаций для исполнения рекомендаций и предложений Комиссии.