Конституция Туниса 2014

КОНСТИТУЦИЯ ТУНИССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята 26 января 2014 года
Во имя Господа, Всемилостивого, Всемогущего
Преамбула
Мы, представители тунисского народа, члены Национальное Учредительное Собрание,
Испытывая гордость за борьбу нашего народа за независимость и построение государства, свободного от тирании, утверждение нашей воли и достижение целей революции свободы и достоинства, революции 17 декабря 2010 – 14 января 2011, сохранение верности на протяжении поколений жертвам отверженных мучеников, тунисских мужчин и женщин, борьбу с несправедливостью, неравенством и коррупцией.
Выражая верность нашего народа учениям Ислама, духу открытости и терпимости этих учений, человеческим ценностям и высоким принципам общепризнанных прав человека; вдохновленные наследием нашей цивилизации, которое было накоплено в результате исторических страданий, а также нашими просвещенными реформистскими движениями, которые базируются на основах нашей исламско-арабской идентичности и достижениях человеческой цивилизации, а также сохраняя национальные достижения нашего народа;
В целях построения демократической республиканской системы, основанной на участии, в рамках гражданского государства, основанного на законе и суверенитете народа, и достигнутой путем мирной смены власти посредством выборов. Политическая система, основанная на принципе разделения и баланса власти, которая гарантирует свободу собраний в соответствии с принципами плюрализма, справедливого и надлежащего управления, которые являются основами политической конкуренции, система, которая гарантирует уважение прав и свобод человека, независимость судебной власти, равенство прав и обязанностей всех граждан, женщин и мужчин и равенство всех регионов;
Основываясь на высоком статусе человечества и стремясь укрепить нашу культурную и цивилизационную принадлежность к арабской и мусульманской нации; строя наше национальное единство на основах гражданства, братства, терпимости и социальной справедливости; стремясь укрепить единство Магриб в качестве шага по направлению к арабскому единству, взаимосвязи мусульманского и африканского народов и сотрудничеству со всеми народами мира, желающими поддержать всех жертв несправедливости во всем мире; защищая право народов определять свою судьбу; поддерживая все справедливые освободительные движения, в первую очередь, движение за освобождение Палестины; и борясь со всеми формами колонизации и расизма;
Осознавая необходимость поддержания благоприятной среды, которая гарантирует устойчивость наших природных ресурсов, и создания для будущих поколений безопасной среды; реализовывая волю народа быть создателями своей истории; веря в науку, труд и творчество в качестве благородных человеческих целей; стремясь всегда быть пионерами; вдохновившись на развитие цивилизации на основании независимости процесса принятия национальных решений, всеобщего мира и человеческую солидарность;
Мы, во имя тунисского народа, с помощью Господа, разработали настоящую Конституцию.
Глава 1 – Общие принципы
Статья 1 Суверенитет, религия, язык, система Правительства
Тунис – свободное, независимое, суверенное государство; его религия – Ислам, его язык – арабский язык, а система правления – республиканская.
Настоящая статья не может быть изменена.
Статья 2 Гражданское государство
Тунис – гражданское государство, основанное на гражданстве, воле народа и верховенстве закона.
Настоящая статья не может быть изменена.
Статья 3 Народный суверенитет
Суверенитет принадлежит народу, и народ является источником власти, которая реализуется через народных представителей и посредством референдума.
Статья 4 Флаг, гимп, надпись на гербе
Флаг Тунисской Республики имеет красный фон, в середине которого расположен белый круг, в котором размещается красный месяц, окружающий с трех сторон пятиконечную звезду, согласно закону.
Национальный гимн Тунисской Республики – “Humat Al-Hima” (Защитник Родины), согласно закону.
Надпись на гербе Тунисской Республики: свобода, достоинство, справедливость и порядок.
Статья 5 Арабский Магриб
Республика Тунис является частью арабского Магриба, работает в направлении его единства и предпринимает все меры для реализации этих целей.
Статья 6 Свобода верований, сознания и религиозных обрядов, нейтралитет храмов
Государство является защитником религии. Оно гарантирует свободу сознания и верований, свободное проведение религиозных обрядов и нейтралитет храмов и мечетей от всех форм агитации.
Государство обязуется распространять ценности умеренности и терпимости, защиты священных мест и запрета всех их нарушений. Оно обязуется в равной степени запрещать и бороться с призывами к Такфиру и разжиганию насилия и вражды.
Статья 7 Семья как основа общества
Семья – это центр общества, и государство обязано защищать ее.
Статья 8 Молодежь
Молодежь представляет собой активную силу построения нации.
Государство стремится предоставить необходимые условия для развития способностей молодежи и реализации ее потенциала, поддерживает ее в принятии ответственности и борется за расширение ее участия в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии.
Статья 9 Единство родины
Защита единства и целостности родины – это священная обязанность всех граждан. Национальная служба – это обязанность в соответствии с постановлениями и условиями, закрепленными законом.
Статья 10 Оплата, сбор и использование налогов
Оплата налогов и участие в государственных расходах – это обязанности, которые реализуются через справедливую и сбалансированную систему. Государство обязано создать необходимые механизмы для сбора налогов и борьбы с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством.
Государство должно обеспечить надлежащее использование государственных средств и предпринимать необходимые шаги для их расходования в соответствии с приоритетами национальной экономики, предотвращения коррупции и всего, что угрожает национальным ресурсам и суверенитету.
Статья 11 Декларирование имущества
Любое лицо, которое занимает должность Президента Республики, Главы Правительства, члена Совета Министров, члена Собрания Народных Представителей или члена любых независимых конституционных органов или какую-либо высокую государственную должность, обязано задекларировать все имущество в соответствии с положениями закона.
Статья 12 Социальная справедливость
Государство должно стремиться к достижению социальной справедливости, устойчивого роста и баланса между регионами на основании показателей развития и принципа положительной дискриминации.
Государство должно стремиться к максимально эффективному использованию природных ресурсов.
Статья 13 Природные ресурсы
Природные ресурсы принадлежат народу Туниса. Государство реализует суверенитет над ними в интересах народа. Инвестиционные контракты, связанные с такими ресурсами, должны представляться в компетентный комитет Собрания Народных Представителей. Заключенные соглашения должны передаваться в Собрание для одобрения.
Статья 14 Децентрализация
Государство обязуется укреплять децентрализацию и реализовывать ее по всей стране, сохраняя единство государства.
Статья 15 Государственные услуги
Государственные органы находятся на службе граждан и общего блага. Они организованы и действуют в соответствии с принципами беспристрастности, равенства и преемственности государственных услуг, а также с нормами прозрачности, целостности, эффективности и подотчетности.
Статья 16 Нейтральность образования
Государство гарантирует нейтральность образовательных институтов от всех форм агитации.
Статья 17 Вооруженные силы, силы безопасности
Только государство имеет право учреждать вооруженные силы и внутренние силы безопасности, в соответствии с законом и государственными интересами.
Статья 18 Полномочия национальной армии
Национальная армия является республиканской армией. Это вооруженная военная сила, основанная на дисциплине, состав и структура которой определяется законом и которая несет ответственность за защиту страны, ее независимости и территориальной целостности. Он должна сохранять полную беспристрастность. Национальная армия поддерживает гражданские органы власти в соответствии с положениями закона.
Статья 19 Полномочия национальных сил безопасности
Национальные силы безопасности являются республиканскими; они несут ответственность за поддержание безопасности и общественного порядка, обеспечивая защиту отдельных лиц, институтов и имущества, а также исполнение закона в процессе реализации этих свобод, с соблюдением полной беспристрастности.
Статья 20 Международные соглашения
Международные соглашения, одобренные и ратифицированные Собранием Народных Представителей, имеют статус, который выше статуса законов, но ниже статуса Конституции.
Глава 2 – Права и свободы
Статья 21 Равенство перед законом
Все граждане, мужчины и женщины, имеют равные права и обязанности, а также равны перед законом без какой-либо дискриминации.
Государство гарантирует свободы, а также личные и коллективные права всем гражданам, и предоставляет всем гражданам условия достойной жизни.
Статья 22 Право на жизнь
Право на жизнь священно и не может быть нарушено, кроме исключительных случаев, регулируемых законом.
Статья 23 Человеческое достоинство, физическая неприкосновенность
Государство защищает человеческое достоинство и физическую неприкосновенность, а также запрещает психологические и физические пытки. Преступления, связанные с пытками, не имеют срока давности.
Статья 24 Право на неприкосновенность частной жизни
Государство защищает право на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также конфиденциальность корреспонденции, коммуникаций и личной информации.
Каждый гражданин имеет право выбора своего места проживания, свободно передвигаться в пределах страны и право на проживание в стране.
Статья 25 Гражданство
Никто не может быть лишен своего гражданства, а также не может подвергаться изгнанию, экстрадиции или препятствиям возвращению на свою родину.
Статья 26 Политическое убежище
Право на политическое убежище гарантируется в соответствии с законом. Запрещено передавать лиц, которым предоставлено политическое убежище.
Статья 27 Презумпция невиновности
Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе справедливого судебного разбирательства, в процессе которого ему предоставляются все гарантии, необходимые для его защиты на всех стадиях преследования и судебного производства.
Статья 28 Индивидуальные наказания
Наказания имеют индивидуальный характер и принимаются на основании законного положения, принятого до совершения наказуемого деяния, за исключением случаев, когда законное положение предусматривает более благоприятное наказания для обвиняемого.
Статья 29 Надлежащая правовая процедура
Любое лицо может быть арестовано или задержано только в случае его поимки на месте преступления или на основании судебного приказа.
Задержанное лицо должно быть немедленно проинформировано о своих правах и обвинениях, по которым оно было задержано. Задержанное лицо имеет право на адвоката. Сроки ареста и задержания определяются законом.
Статья 30 Гуманные условия содержания в заключении
Каждый заключенный имеет право на гуманные условия содержания, которые сохраняют его достоинство.
В ходе исполнения наказания, связанного с лишением свободы, государство должно принимать во внимание интересы семьи и стремиться к реабилитации и реинтеграции заключенного в обществе.
Статья 31 Свобода мнения, самовыражения, СМИ и публикаций
Свобода мнения, самовыражения, СМИ и публикаций гарантируется.
Такие свободы не подлежат предварительной цензуре.
Статья 32 Доступ к информации
Государство гарантирует право на информацию и право на доступ к информации и коммуникационным сетям.
Статья 33 Академическая свобода, свобода научных исследований
Академическая свобода и свобода научных исследований гарантируется.
Государство должно предоставить необходимые ресурсы для развития научных и технологических исследований.
Статья 34 Право участие в выборах и голосовании
Право участие в выборах и голосовании гарантируется в соответствии с законом. Государство стремиться гарантировать представительство женщин в выборных органах.
Статья 35 Право на создание политических партий, союзов и ассоциаций
Право на создание политических партий, союзов и ассоциаций гарантируется.
В своих внутренних уставах и деятельности политические партии, союзы и ассоциации должны уважать положения Конституции, финансовую прозрачность и отказ от насилия.
Статья 36 Право на создание союзов
Право на присоединение и формирование союзов гарантируется, включая право на забастовку.
Право не применяется к национальной армии.
Право на забастовки не применяется к силам внутренней безопасности и таможенным служащим.
Статья 37 Право на проведение собраний
Право на проведение собраний и мирных демонстраций гарантируется.
Статья 38 Здравоохранение
Здоровье – это право каждого человека.
Государство должно гарантировать профилактическое здравоохранение и уход для каждого гражданина и предоставить средства, необходимые для обеспечения и качества медицинских услуг.
Государство должно обеспечить бесплатное здравоохранение для малообеспеченных и необеспеченных лиц. Оно должно гарантировать право на социальное обеспечение в соответствии с законом.
Статья 39 Образование
Образования имеет обязательный характер до шестнадцати лет.
Государство гарантирует право на бесплатное государственное образование на всех уровнях и обеспечивает необходимые ресурсы для достижения высокого качества образования, обучения и преподавания. Оно также должно работать для укрепления арабско-мусульманской идентичности и национальной принадлежности молодых поколений, а также для укрепления, поддержания и распространения использования арабского языка и открытости к иностранным языкам, человеческим цивилизациям и распространения культуры прав человека.
Статья 40 Право на труд
Труд – это право каждого гражданина, женщины и мужчины. Государство обязано принять необходимые шаги для гарантирования труда на основе компетенции и справедливости.
Все граждане, мужчины и женщины, имеют право на достойные условия труда и справедливую заработную плату.
Статья 41 Имущество
Право на имущество гарантируется, и оно не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законом обстоятельств и защиты.
Права интеллектуальной собственности гарантируются.
Статья 42 Культура
Право на культуру гарантируется.
Свобода творческого самовыражения гарантируется. Государство поощряет культурное творчество и поддерживает укрепление национальной культуры, ее разнообразия и возобновления в ходе распространения ценностей терпимости, отказа от насилия, открытости различным культурам и диалога между цивилизациями.
Государство обязано защищать культурное наследие и гарантировать его для будущих поколений.
Статья 43 Спорт
Государство обязано поддерживать спорт и работать для создания возможностей, необходимых для физических упражнений и досуга.
Статья 44 Водные ресурсы
Право на водные ресурсы гарантируется.
Сохранение и рациональное использование водных ресурсов является обязанностью государства и общества.
Статья 45 Окружающая среда
Государство гарантирует право на здоровую и сбалансированную окружающую среду и право на участие в защите климата.
Государство обязано предоставить необходимые средства для предотвращения загрязнения окружающей среды.
Статья 46 Права женщин
Государство обязуется защищать предусмотренные права женщин и работать для укрепления и развития таких прав.
Государство гарантирует равенство возможностей между женщинами и мужчинами для доступа ко всем уровням ответственности на всех территориях.
Государство работает для достижения паритетности между женщинами и мужчинами в выборных собраниях.
Государство обязано принять все необходимые меры для искоренения насилия против женщин.
Статья 47 Дети
Детям гарантируется право на достоинство, здравоохранение, обеспечение и образование со стороны их родителей и государства.
Государство обязано обеспечить все виды защиты всех детей без дискриминации и с соблюдением их интересов.
Статья 48 Лица с ограниченными возможностями
Государство обязано защищать от всех форм дискриминации лиц с ограниченными возможностями.
Каждый гражданин с ограниченными возможностями имеет право на льготы в соответствии с природой инвалидности, которые обеспечат его полную интеграции с обществом, и государство обязано принять все необходимые меры для достижения этой цели.
Статья 49 Ограничительная оговорка
Ограничения, которые могут вводиться на реализацию прав и свобод, гарантированных настоящей Конституцией, определяются законом, без изменения их сути. Любые такие ограничения могут вводиться только в целях, необходимых для сохранения гражданского и демократического государства, защиты прав других лиц либо защиты общественного порядка, национальной обороны, общественного здравоохранения или общественной морали, при этом необходимо сохранять пропорциональность между такими ограничениями и желаемой целью.
Судебные органы защищают такие права и свободы от любых нарушений.
Недопустимы поправки к Конституции, которые подрывают права и свободы человека, гарантированные настоящей Конституцией.
Глава 3 – Законодательная власть
Статья 50 Собрание Народных Представителей
Народ реализует законодательную власть через своих представителей в Собрании Народных Представителей или посредством референдума.
Статья 51 Место нахождения
Место нахождения Собрания Народных Представителей – столица, Тунис. Тем не менее, в исключительных случаях Собрание может проводить заседания в другом месте на территории Республики.
Статья 52 Независимость, правила процедуры, бюджет
Собрание Народных Представителей пользуется финансовой и административной независимостью в рамках государственного бюджета.
Собрание Народных Представителей должно разработать правила внутренней процедуры и ратифицировать их абсолютным большинством членов Собрания.
Государство должно предоставить в распоряжение Собрания Народных Представителей необходимые человеческие и материальные ресурсы для создания возможностей для Собрания в выполнении его обязанностей.
Статья 53 Кандидатуры
Каждый избиратель Туниса, который приобрел тунисское гражданство, по крайней мере, десять лет назад, в возрасте не менее двадцати трех лет на день выдвижения кандидатуры имеет право быть избранным в Собрание Народных Представителей, при этом, ему не должно быть запрещено законом занимать такую должность.
Статья 54 Право голоса
Каждый гражданин Туниса в возрасте восемнадцати лет считается избирателем в соответствии с условиями, определенными законом о выборах.
Статья 55 Выборы
Члены Собрания Народных Представителей выбираются путем всеобщего, свободного, прямого, тайного, справедливого и прозрачного голосования в соответствии с законом о выборах.
Закон о выборах гарантирует право на участие в голосовании и представительство в Собрании Народных Представителей для каждого гражданина Туниса, проживающего за рубежом.
Статья 56 Срок полномочий
Собрание Народных Представителей избирается на срок пяти лет в течение последних шестидесяти дней срока полномочий парламента.
В случае невозможности проведения выборов по причине непосредственной угрозы, срок полномочий Собрания должен быть продлен в соответствии с положениями закона.
Статья 57 Обычные сессии
Собрание Народных Представителей должно проводить обычную сессию каждый год, начиная с октября и заканчивая июлем. Первая сессия Собрания Народных Представителей начинается в течение пятнадцати дней после объявления окончательных результатов законодательных выборов, по требованию Спикера Собрания, срок полномочий которых заканчивается.
Если начало первой сессии срока полномочий Собрания Народных Представителей совпадает с перерывом в работе Собрания, то должна быть проведена внеочередная сессия для принятия вотума доверия правительству.
В течение перерыва в работе Собрание Народных Представителей должно созывать внеочередную сессию по требованию Президента Республики, Главы Правительства или одной трети его членов для рассмотрения специальной повестки дня.
Статья 58 Присяга
Каждый член Собрания Народных Представителей обязан, до вступления в должность, принять следующую присягу:
“Я клянусь, Всемогущим Господом, добросовестно служить нации, уважать положения Конституции и хранить верность Тунису.”
Статья 59 Выборы спикера, постоянных и специальных комитетов, следственных комитетов
Собрание Народных Представителей должно на первой сессии выбрать Спикера из числа своих членов.
Собрание Народных Представителей должно сформировать постоянные и специальные комитеты. Их состав и распределение обязанностей в рамках комитетов определяются на основании пропорционального представительства.
Собрание Народных Представителей имеет право создавать следственные комитеты. Все органы власти обязаны сотрудничать с такими следственными комитетами в ходе выполнения их задач.
Статья 60 Парламентская оппозиция
Оппозиция является неотъемлемой частью Собрания Народных Представителей. Она должна пользоваться правами, которые позволяют ей выполнять свои парламентские обязанности и гарантируют надлежащее и эффективное представительство во всех органах Собрания, а также во внутренней и внешней деятельности.
Оппозиция имеет право председательствования в Бюджетном Комитете и место докладчика в Комитете внешних отношений.
Она имеет право создавать и возглавлять следственный комитет каждый год. Обязанности оппозиции включают активное и конструктивное участие в парламентской работе.
Статья 61 Голосование и невозможность делегирования
Голосование в Собрании Народных Представителей имеет личный характер и не может делегироваться.
Статья 62 Законодательная инициатива
Законодательная инициатива реализуется через законодательные предложения, выдвинутые не менее, чем десятью членами, или через проекты закона, предложенные Президентом Республики или Главой Правительства.
Глава Правительства – это единственный орган, уполномоченный представлять проекты закона, связанные с ратификацией договоров и проектом бюджетного закона.
Проектам закона, представленным Президентом или Главой Правительства, должен отдаваться приоритет.
Статья 63 Ограничение государственного финансового баланса
Законодательные предложения и изменения, представленные членами Собрания Народных Представителей, не допустимы, если они влияют на финансовые балансы, регулируемые законом о бюджете.
Статья 64 Ратификация обычных и органических законов
Собрание Народных Представителей должно принимать проекты органических законов абсолютным большинством всех членов, а обычные проекты законов – большинством присутствующих членов, при этом такое большинство должно быть не менее одной трети членов Собрания.
Проект органического закона может быть представлен для обсуждений на пленарной сессии Собрания Народных Представителей после истечения, по крайней мере, пятнадцати дней после его представления в компетентный парламентский комитет.
Статья 65 Обычные и органические законы
Законы, связанные со следующими сферами, являются обычными законами:
– Создание государственных институтов и учреждений, а также положения, регулирующие их деятельность;
– Гражданство;
– Гражданские и коммерческие обязательства;
– Порядок процедуры в различных судах;
– Определение тяжких и менее тяжких преступлений, а также применимые наказания, в дополнение к нарушениям, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы;
– Всеобщая амнистия;
– Регулирование налогообложения, ставок и порядка взимания налогов;
– Положения о выпуске валюты;
– Займы и финансовые обязательства государства;
– Регулирование высших государственных должностей;
– Декларирование доходов;
– Основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным государственным работникам;
– Порядок ратификации договоров;
– Законы о финансах, закрытии счетов государственного бюджета и ратификации планов развития;
– Основные принципы законов о праве собственности, правах на недвижимость, образовании, научных исследованиях, культуре, общественном здравоохранении, окружающей среде, земельном и городском планировании, энергии, трудовых правах и социальном обеспечении.
Законы, связанные со следующими сферами, являются органическими законами:
– Одобрение договоров;
– Организация правосудия и судебной системы;
– Организация информации, прессы и публикаций;
– Организация и финансирование партий, профессиональных союзов, ассоциаций, профессиональных организаций и органов;
– Организация национальной армии;
– Организация внутренних сил безопасности и таможни;
– Избирательное право;
– Продление срока полномочий парламента согласно положениям статьи 56;
– Продление срока полномочий Президента согласно положениям статьи 75;
– Свободы и права человека;
– Закон о личном статусе;
– Основные обязанности граждан;
– Местное правительство;
– Организация конституционных комиссий;
– Органический бюджетный закон.
Все вопросы, которые не попадают в сферу действия законов, находятся в сфере полномочий общего регулирующего органа.
Статья 66 Органический бюджетный закон
Закон определяет ресурсы и расходы государства в соответствии с положениями, закрепленными органическим законом о бюджете.
Собрание Народных Представителей принимает проект закона о бюджете и законодательство о закрытии счетов бюджета в соответствии с положениями органического закона о бюджете.
Проект закона о бюджете должен быть представлен Собранию не позднее 15 октября и должен быть принят не позднее 10 декабря.
Президент Республики имеет право повторно представлять проект закона о бюджете в Собрании для второго чтения в течение двух дней после его ратификации Собранием. В таком случае, Собрание собирается для второго обсуждения в течение трех дней после реализации права повторного представления.
В течение трех дней после принятия проекта закона во втором чтении после повторного представления или после истечение периода для реализации права повторного представления, стороны, указанные в первом параграфе статьи 120, могут оспорить конституционность положений проекта закона о бюджете перед Конституционным Судом. Суд должен принять решение в течение пяти дней.
Если Конституционный Суд принимает решение о неконституционности проекта закона, он передает его Президенту Республики, который, в свою очередь, передает его Спикеру Собрания Народных Представителей. Данная процедура должна быть завершена в течение двух дней со дня решения суда.
Собрание должно принять проект закона о бюджете в течение трех дней после получения решения Конституционного Суда.
Если конституционность проекта закона подтверждается, или закон прошел голосование во втором чтении после его повторного представления в Собрании, после истечение периода на обжалование неконституционности или реализации президентского права повторного представления Президент Республики провозглашает закон о бюджете в течение двух дней.
В любом случае, провозглашение должно произойти не позднее 31 декабря.
Если проект закона о бюджете не принят до 31 декабря, закон может приводиться в исполнение в плане расходов возобновляемым президентским указом, траншами по три месяца. Доходы должны пополняться в соответствии с действующими законами.
Статья 67 Коммерческие договора, международные нормативно-правовые акты
Коммерческие договора и договора с международными организации относительно границ государства, финансовых обязательств государства, статуса отдельных лиц или положений законодательного характера должны представляться в Собрание Народных Представителей для ратификации.
Договора вступают силу только после их ратификации.
Статья 68 Неприкосновенность
Член Собрания Народных Представителей не может быть привлечен к гражданской или уголовной ответственности, арестован или представлен перед судом за свое мнение, предложения или действия, связанные с выполнением его функций в парламенте.
Статья 69 Поимка на месте преступления
Если член Собрания Народных Представителей заявляет об уголовной неприкосновенности в письменной форме, он не может быть привлечен к ответственности или арестован в течение срока своих полномочий за совершение уголовного преступления, кроме случаев, когда неприкосновенность была отменена. В случае поимки на месте преступления член может быть арестован. Спикер Собрания Народных Представителей должен быть немедленно уведомлен, и член должен быть освобожден по требованию Бюро Собрания.
Статья 70 Указы в случае роспуска
В случае роспуска Собрания, Президент Республики имеет право, по согласованию с Главой Правительства, издавать указы-законы, которые должны быть представлены для ратификации в Собрание Народных Представителей в течение следующей сессии.
Собрание Народных Представителей имеет право, по согласованию с тремя пятыми своих членов уполномочить посредством закона, на ограниченный период не более двух месяцев и для определенной цели, Главу Правительства издавать указы-законы законодательного характера, которые подлежат представлению в Собрание для ратификации немедленно после окончания периода специальных полномочий.
Избирательная система не может изменяться посредством указов-законов.
Глава 4 – Исполнительная власть
Статья 71 Президент Республики, правительство
Исполнительная власть реализуется Президентом Республики и правительством, которое возглавляет глава правительства.
Часть 1 – Президент Республики
Статья 72 Полномочия
Президент Республики является главой государства и символом его единства. Он гарантирует независимость и преемственность, а также обеспечивает уважение Конституции.
Статья 73 Место нахождения
Официальное место нахождения Администрации Президента Республики – столица, Тунис. В исключительных случаях место нахождение может быть перенесено в другое место на территории Республики.
Статья 74 Кандидаты на должность Президента
Каждый избиратель, мужчина или женщина, который имеет тунисское гражданство по рождению и религия которого Ислам имеет право выдвигать свою кандидатуру на выборах Президента Республики.
На день подачи заявления о выдвижении своей кандидатуры кандидат должен быть в возрасте 35 лет.
Если кандидат имеет другое гражданство, кроме как тунисское, он обязан подать заявление об отказе от другого гражданства в случае его избрания президентом.
Кандидат обязан получить поддержку количества членов Собрания Народных Представителей, глав избранных местных советов или зарегистрированных избирателей согласно закону о выборах.
Статья 75 Срок полномочий, выборы, ограничения срока полномочий
Президент Республики избирается на срок пяти лет в течение последних шестидесяти дней срока президентских полномочий путем всеобщего, свободного, прямого, тайного, справедливого и прозрачного голосования абсолютным большинством голосов избирателей.
В случае, если ни один из кандидатов не получает такое большинство в первом туре, в течение двух недель после объявления результатов первого тура необходимо провести второй тур. Во втором туре участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.
В случае смерти одного из кандидатов в ходе проведения первого или второго тура, необходимо вновь открыть прием кандидатов и назначить новые даты выборов в течение сорока пяти дней. Снятие кандидатов в ходе первого или второго тура не влияет на проведение выборов.
В случае невозможности проведения президентских выборов в результате непосредственной угрозы срок полномочий Администрации Президента продлевается посредством принятия закона.
Одно и то же лицо имеет право занимать должность Администрации Президента не более двух полных сроков полномочий, либо последовательных, либо отдельных. В случае ухода в отставку срок нахождения на должности приравнивается к полному сроку полномочий.
Конституция не может изменяться в целях увеличения срока полномочий Президента.
Статья 76 Присяга
Избранный Президент Республики обязан принять следующую присягу перед Собранием Народных Представителей:
“Я клянусь, Всемогущим Господом, охранять независимость Туниса и целостность его территории, уважать Конституцию и законодательство, охранять его интересы и хранить верность Тунису “.
Президент Республики не имеет права занимать партийную должность одновременно с президентской.
Статья 77 Полномочия
Президент Республики несет ответственность за представительство государства. Он несет ответственность за определение общих государственных ориентиров в сфере обороны, внешних отношений и национальный безопасности относительно защиты государства и национальной территории от внутренних и внешних угроз, после проведения консультаций с Главой Правительства.
Он также имеет следующие полномочия:
Роспуск Собрания Народных Представителей в соответствии с положениями Конституции. Собрание не может быть распущено в течение шести месяцев после представления вотума доверия правительству, шести месяцев после законодательных выборов или в течение шести месяцев до окончания президентских и парламентских полномочий;
Возглавлять Совет Национальной Безопасности, на собрания которого приглашаются Глава Правительства и Спикер Собрания Народных Представителей;
Быть Верховным Главнокомандующим вооруженных сил;
Объявлять войну и мир, после одобрения большинством в три пятых членов Собрания Народных Представителей, а также отправлять войска за границу после одобрения Спикера Собрания Народных Представителей и Главы Правительства; Собрание должно провести обсуждения по вопросу в течение шестидесяти дней со дня принятия решения о направлении войск;
Принимать меры, требуемые чрезвычайным положением, и в открытом порядке объявлять о таких мерах в соответствии со статьей 80;
Ратифицировать договора и издавать указы об их публикации;
Присуждать награды;
Принимать специальное помилование.
Статья 78 Полномочия по назначению на должность
Президент Республики обязуется делать следующие назначения посредством принятия президентского указа:
Назначение и снятие с должности Генерала Муфти Тунисской Республики.
Назначение и снятие с должности лиц, занимающих старшие должности в президентских институтах Республики и связанных институтах. Такие старшие должности регулируются законом.
Назначение и снятие с должности лиц, занимающих старшие военные и дипломатические должности, а также должности, связанные с национальной безопасностью, после проведения консультаций с Главой Правительства. Такие старшие должности регулируются законом.
Назначение управляющего Центрального Банка по предложению Главы Правительства после одобрения назначения абсолютным большинством членов Собрания Народных Представителей. Управляющий снимается с должности в таком же порядке или по требованию одной трети членов Собрания Народных Представителей и после одобрения большинством членов.
Статья 79 Обращение в Палату Депутатов
Президент Республики имеет право направлять обращение в Собрание Народных Представителей.
Статья 80 Непосредственная угроза, необходимые меры
В случае непосредственной угрозы национальным институтам, безопасности или независимости страны, и препятствования обычному функционированию государства, Президент Республики имеет право принять все меры, необходимые в исключительных обстоятельствах, после проведения консультаций с Главой Правительства и Спикером Собрания Народных Представителей, а также информирования Председателя Конституционного Суда. Президент обязан заявить о таких мерах в обращении к народу.
Меры должны гарантировать возврат в кратчайшие сроки к обычному функционированию государственных институтов и услуг. Собрание Народных Представителей считается находящимся на непрерывной сессии в течение такого периода. В данной ситуации, Президент Республики не имеет права распустить Собрание Народных Представителей и принять вотум недоверия против правительства.
В течение тридцати дней после вступления в силу таких мер и в любое время после этого, Спикер Собрания Народных Представителей или тридцать членов Собрания имеют право обратиться в Конституционный Суд в целях определения, являются ли обстоятельства исключительными. Суд должен принять постановление и в открытом порядке принять свое решение в течение периода, не превышающего пятнадцать дней.
Такие меры прекращают свое действия после прекращения обстоятельств, оправдывающих их применение. Президент Республики обязан обратиться к народу в этой связи.
Статья 81 Одобрение, публикация законов
Президент Республики обязан подписывать законы и обеспечивать их публикацию в Официальном Печатном Издании Тунисской Республики в течение периода не более четырех дней после:
1. Крайнего срока для оспаривания конституционности и крайнего срока для их возврата.
2. Истечения крайнего срока для их возврата после принятия решения о конституционности или после обязательной передачи проекта закона Президенту Республики в соответствии с последним параграфом статьи 121.
3. крайнего срока для оспаривания конституционности проекта закона, который был возвращен Президентом Республики, и после ратификации Собранием Народных Представителей его измененной версии.
4. второго одобрения, без поправок, проекта закона, после возврата Собранием Народных Представителей, без оспаривания конституционности после первой ратификации, или принятия решение о его конституционности, или обязательной передачи проекта закона Президенту Республики в соответствии с последним параграфом статьи 121.
5. принятия судом решения о конституционности закона, или после или после обязательной передачи проекта закона Президенту Республики в соответствии с последним параграфом статьи 121, если он был возвращен Президентом Республики и был одобрен Собранием, с поправками.
За исключением проектов конституционных законов, Президент Республики имеет право вернуть проект без объяснений Собранию для его повторного обсуждения в течение пяти дней после:
1. крайнего срока для оспаривания конституционности в соответствии с положениями первого параграфа статьи 120.
2. принятия решения о его конституционности, или когда Конституционный Суд отклоняет его в соответствии с положениями третьего параграфа статьи 121, в случае оспаривания значений, предусмотренных в первом параграфе статьи 120.
После возврата, для ратификации проекта обычного закона необходимо одобрение абсолютного большинства членов Собрания, а проекта органического закона – одобрение трех пятых членов.
Статья 82 Полномочия по объявлению референдума
Президент Республики имеет право, при исключительных обстоятельствах, в течение крайнего срока для возврата проекта закона, представить на референдуме проект закона, связанный с ратификацией договоров, правами и свободами человека или личным статусом, который был принят Собранием Народных Представителей. Представление на референдум считается отказом от права возврата проекта закона Собранию.
Если результаты референдума подтверждают ратификацию проекта закона, Президент Республики обязан подписать его и издать указ о его опубликовании в течение десяти дней с момента оглашения результатов референдума.
Закон о выборах должен регулировать порядок проведения референдума и объявления его результатов.
Статья 83 Временная нетрудоспособность
Президент Республики имеет право, в случае временной неспособности выполнять свои задачи, временно делегировать свои полномочия Главе Правительства на максимальный период 30 дней, который может возобновляться один раз.
Президент Республики обязан информировать Спикера Собрания Народных Представителей о временном делегировании полномочий.
Статья 84 Временная вакансия
В случае образования временной вакансии на должности Президента Республики по причинам, которые препятствуют Президенту Республики делегировать свои полномочия, Конституционный Суд должен в кратчайшие сроки собраться и объявить о временной вакансии должности, и Глава Правительства должен быть немедленно наделен обязанностями Президента Республики. Срок временной вакансии не может превышать шестьдесят дней.
Если срок временной вакансии превышает период шестьдесяти дней, или если Президент Республики передает Председателю Конституционного Суда письменное заявление об отставке, или в случае его смерти или абсолютной недееспособности, или по другим причинам, по которым возникла постоянная вакансия, Конституционный Суд должен немедленно собраться и подтвердить постоянную вакансию и уведомить Спикера Собрания Народных Представителей, который обязан, на временной основе, немедленно принять на себя обязанности Президента Республики в течение периода не менее сорока пяти дней и не более девяноста дней.
Статья 85 Постоянная вакансия
В случае постоянной вакансии, временный Президент Республики обязан принять присягу, закрепленную в Конституцию, перед Собранием Народных Представителей, и, в случае необходимости, перед Бюро Собрания или перед Конституционным Судом, в случае роспуска Собрания.
Статья 86 Полномочия лица, временно занимающего должность Президента, ограничения
Временный Президент Республики, в течение срока временной или постоянной вакансии должности, реализует президентские обязанности. Он не имеет права вносить предложения о поправках к Конституции, созывать референдум или распускать Собрание Народных Представителей.
В течение срока временного президентства должен быть избран новый Президент Республики на полный президентский срок полномочий. В течение срока временного президентства не может быть принят вотум недоверия правительству.
Статья 87 Неприкосновенность
Президент Республики пользуется судебной неприкосновенностью в течение срока его полномочий. Все сроки исковой давности и другие крайние сроки отменяются, и судебные разбирательства могут быть возобновлены после окончания сроков его полномочий.
Президент Республики не может привлекаться к судебной ответственности за действия, осуществленные в рамках исполнения своих функций.
Статья 88 Импичмент
Собрание Народных Представителей имеет право, посредством инициативы большинства своих членов, подать ходатайство о прекращении срока полномочий Президента Республики за грубое нарушение Конституции. Такое ходатайство должно быть одобрено большинством в две трети членов. В таком случае, вопрос передается в Конституционный Суд для принятия решения большинством в две трети его членов. В случае обвинительного приговора Конституционный Суд издает приказ о смещении Президента Республики с должности, без исключения возможного уголовного преследования, в случае необходимости. Если Президент смещается с должности при таких обстоятельствах, он не имеет право выставлять свою кандидатуру на последующих выборах.
Часть 2 – Правительство
Статья 89 Состав, формирование, присяга
Правительство состоит из Главы Правительства, министров и секретарей государства, избранных Главой Правительства, и в случае Министров иностранных дел и обороны, после консультаций с Президентом Республики.
В течение одной недели после объявления окончательных результатов выборов Президент Республики обязан потребовать у кандидата партии или партийной коалиции, которая получила наибольшее количество мест в Собрании Народных Представителей, сформировать правительство в течение периода одного месяца, который может продлеваться один раз. Если две и более партии или коалиции имеют одинаковое количество мест, то требование о формировании правительство направляется партии или коалиции, которая получила наибольшее количество голосов.
Если правительство не было сформировано в течение указанного периода, или если оно не получило вотум доверия Собрания Народных Представителей, Президент Республики обязан провести консультации с политическими партиями, коалициями и парламентскими группами с целью получения кандидатуры, способной сформировать правительство в течение периода не более одного месяца.
Если, в течение четырех месяцев после первого назначения лица для формирования правительства, правительство не получило вотум доверия членов Собрания Народных Представителей, Президент Республики имеет право распустить Собрание Народных Представителей и объявить о проведении новых законодательных выборов в течение минимального периода 45 дней и максимального периода 90 дней.
Правительство должно представить краткую программу перед Собранием Народных Представителей для получения вотума доверия абсолютного большинства членов.
Если правительство получает вотум доверия Собрания, Президент Республики обязан назначить Главу Правительства и членов правительства.
Глава Правительства и члены правительства обязаны принять следующую присягу перед Президентом Республики:
“Я клянусь, Всемогущим Господом, добросовестно работать ради блага Туниса, уважать Конституцию страны, защищать ее интересы и хранить ей верность “.
Статья 90 Запрет на совмещение должностей
Членство в правительстве и Собрании Народных Представителей невозможно совмещать. Закон о выборах должен регулировать процесс заполнения вакансий.
Глава и члены правительства не имеют права заниматься какой-либо другой профессиональной деятельностью.
Статья 91 Общая политика государства
Глава Правительства определяет общую политику государства, принимая во внимание положения статьи 77, и обязан обеспечить ее исполнение.
Статья 92 Полномочия Премьер-министра
Глава Правительства несет ответственность за:
– создание, изменение и роспуск министерств и секретариатов государств, а также определение их полномочий и прерогатив, после обсуждения вопроса с Советом Министров
– снятие с должности и принятие отставки одного или нескольких членов правительства, после проведения консультаций с Президентом Республики в случае Министров иностранных дел и обороны.
– создание, изменение и роспуск государственных институтов, государственных предприятий и административных органов, а также определение их полномочий и компетенции, после обсуждений в Совете Министров, кроме институтов, предприятий и департаментов в рамках компетенции Администрации Президента Республики, которые создаются, изменяются и распускаются под руководством Президента.
– выдвижение кандидатур и снятие с должности лиц, занимающих старшие гражданские должности. Такие должности регулируются законом.
Глава Правительства информирует Президента Республики о решениях, принятых в рамках вышеупомянутых сфер компетенции.
Глава Правительства осуществляет государственное управление и заключает международные соглашения технической природы.
Правительство обеспечивает исполнение законов. Глава Правительства имеет право делегировать некоторые свои полномочия министрам. Если Глава Правительства временное не способен выполнять свои задачи, он обязан делегировать свои полномочия одному из министров.
Статья 93 Совет Министров
Глава Правительства возглавляет Совет Министров.
Совет Министров собирается по созыву Главы Правительства, который определяет повестку дня.
Президент Республики обязан председательствовать в Совете Министров по вопросам, связанным с обороной, внешней политикой и национальной безопасностью, в целях защиты государства и национальной территории от внешних и внутренних угроз. Президент также имеет право присутствовать на других собраниях Совета Министров, и в случае присутствия, председательствует на собрании.
Все проекты законов обсуждаются в Совете Министров.
Статья 94 Полномочие издавать указы
Глава Правительства реализует общие управленческие полномочия. Он несет индивидуальную ответственность за издание указов после обсуждений в Совете Министров.
Приказы, издаваемые Главой Правительства, определяются как правительственные указы.
Управленческие указы скрепляются второй подписью каждого компетентного министра.
Глава Правительства обязан скреплять второй подписью управленческие указы министров.
Статья 95 Подотчетность
Правительство подотчетно Собранию Народных Представителей.
Статья 96 Письменные, устные вопросы Палаты Депутатов
Каждый член Собрания имеет право направлять письменные и устные вопросы Правительству в соответствии с правилами внутренней процедуры Собрания.
Статья 97 Уход в отставку
Голосование может проводиться относительно вотума недоверия, выдвинутого правительству на основании обоснованного требования, представленного, по крайней мере, одной третью членов Спикеру Собрания Представителей. Голосование по вотуму недоверия может проводиться только после истечения пятнадцати дней с момента представления вотума Спикеру Собрания.
Вотум недоверия правительству требует голосов абсолютного большинства членов Собрания Народных Представителей и представления альтернативного кандидата на должность главы правительства, который должен быть одобрен таким же количеством голосов. Президент Республики обязан поручить такому кандидату задачу формирования правительства, в соответствии с положениями статьи 89.
В случае отсутствия одобрения необходимого абсолютного большинства, вотум недоверия не может повторно представляться в течение минимального периода шести месяцев.
Собрание Народных Представителей имеет право отозвать свое доверие к члену правительства после представления, по крайней мере, одной третью членов обоснованного требования Спикеру Собрания. Отзыв доверия Собрания к члену правительства требует абсолютного большинства.
Статья 98 Уход в отставку
Уход в отставку Главы Правительства влечет за собой уход в отставку всего правительства. Заявление об уходе в отставку представляется в письменной форме Президенту Республики, которые информирует Спикера Собрания Народных Представителей.
Глава Правительства имеет право потребовать от Собрания Народных Представителей принять вотум доверия правительству для продолжения его работы. Вотум доверия требует абсолютного большинства членов Собрания Народных Представителей. Если Собрание не возобновляет свое доверие правительству, правительство считается ушедшим в отставку.
Во всех случаях Президент Республики обязан назначить лицо, которое обладает возможностью сформировать правительство в соответствии с положениями статьи 89.
Статья 99 Вотум доверия
Президент Республики имеет право запросить у Собрания Народных Представителей принять вотум доверия правительству максимум два раза в течение срока президентских полномочий. Вотум доверия требует абсолютного большинства членов Собрания Народных Представителей.
В случае невозобновления вотума доверия, правительство считается ушедшим в отставку. В таком случае, Президент Республики направляет лицу, имеющему наибольшие возможности по формированию правительства, задачу сформировать правительство в течение периода не более тридцати дней в соответствии с параграфами 1, 5, 6 статьи 89.
Если в течение такого периода правительство не сформировано, или если правительство не получает вотум доверие Собрания, Президент Республики имеет право распустить Собрание Народных Представителей и провести досрочные законодательные выборы течение периода не менее сорока пяти дней и не более девяноста дней.
Если Собрание возобновляет свой вотум доверия правительству в двух случаях, Президент Республики считается ушедшим в отставку.
Статья 100 Вакансия
Если должность Главы Правительства становится постоянно вакантной по любой причине, за исключением ухода в отставку и отзыва вотума доверия Собрания, Президент Республики обязан попросить кандидата правящей партии или коалиции сформировать правительство в течение одного месяца. Если в течение такого периода правительство не сформировано, или если сформированное правительство не получает вотум доверия, Президент обязан попросить лиц, которое обладает наиболее подходящей квалификацией, сформировать правительство, которое представляется перед Собранием в целях получения вотума доверия в соответствии с положениями статьи 89.
Уходящее правительство продолжает управлять правительственными вопросами под надзором одного из своих членов, избранного Советом Министров и предложенного Президентом Республики, до начала деятельности нового правительства.
Статья 101 Споры относительно полномочий Президента, премьер-министра
Любые споры, которые возникают относительно соответствующих полномочий Президента Республики и Главы Правительства, передаются в Конституционный Суд какой-либо из сторон. Суд обязан принять решение по спору в течение одной недели.
Глава 5 – Судебная власть
Статья 102 Независимость, полномочия
Судебная власть является независимой. Она обеспечивает отправление правосудия, верховенство Конституции, суверенитет закона и защиту прав и свобод.
Судьи являются независимыми и руководствуются только законом в ходе выполнения своих функций.
Статья 103 Компетентность, объективность и честность
Судьи должны быть компетентными и проявляться объективность и честность. Они должны привлекаться к ответственности за любые проступки в ходе своей деятельности.
Статья 104 Неприкосновенность
Судьи пользуются уголовной неприкосновенностью и могут привлекаться к судебной ответственности и арестовываться только после снятия их неприкосновенности. В случае поимки на месте преступления, судья может быть арестован, и судебный совет, членом которого он является, должен быть проинформирован об этом и должен принять решение о снятии неприкосновенности.
Статья 105 Юридическая профессия
Юридическая профессия является свободной и независимой профессией, которая содействует отправлению правосудия и защите прав и свобод. Адвокаты пользуются правовыми гарантиями, которые защищают их и позволяют им выполнять свои функции.
Часть 1 – Судебная власть: Система правосудия, административная и финансовая система правосудия
Статья 106 Выдвижение судей
Кандидатуры судей выдвигаются президентским указом на основании согласованного предложения Верховного Судебного Совета.
Кандидатуры старших судей выдвигаются президентским указом и после консультаций с Главой Правительства, на основании исключительных рекомендаций Верховного Судебного Совета. Старшие судебные должности регулируются законом.
Статья 107 Перевод, снятие с должности, отстранение
Судьи не могут быть переведены без их согласия. Они могут сниматься с должности, отстраняться от выполнения своих функций и подвергаться дисциплинарным наказаниям только в случаях и согласно гарантиям, предусмотренным законом, и в соответствии с обоснованным решением Верховного Судебного Совета.
Статья 108 Право на справедливое судебное разбирательство, право на судебное рассмотрение спора, право на защиту, открытые судебные заседания
Любое лицо имеет право на справедливое судебное разбирательство в течение разумного периода времени. Стороны судебного процесса равны перед законом.
Гарантируется право на судебное рассмотрение спора и право на защиту. Закон обеспечивает доступ к правосудию и предусматривает правовую помощь финансово необеспеченным лицам. Закон гарантирует право на второе слушание.
Судебные заседания должны проходить в открытом порядке, за исключением случаев, когда закон предусматривает слушание в закрытом порядке. Приговор должен оглашаться на открытом заседании.
Статья 109 Вмешательство в функционирование судебной системы
Любые виды вмешательства в функционирование судебной системы запрещены.
Статья 110 Создание судов, специальных судов, военных судов
Различные категории судов учреждаются законом. Не могут учреждаться специальные суды и специальные процедуры, которые противоречат принципам справедливого судебного разбирательства.
Военные суды обладают компетенцией по рассмотрению военных преступлений. Закон регулирует полномочия, состав, организацию и порядок процедуры военных судов, а также статус военных судей.
Статья 111 Приговоры во имя народа, неисполнение приговора
Приговоры принимаются во имя народа и приводятся в исполнение от имени Президента Республики. Неисполнение или задержка исполнения приговора без законных оснований запрещены.
Раздел 1 – Верховный Судебный Совет
Статья 112 Состав, президент
Верховный Судебный Совет состоит из четырех органов: Судебный Совет, Административный Судебный Совет, Финансовый Судебный Совет и Общее Собрание трех судебных советов.
Две трети каждой из этих структур состоит из судей, большинство из которых являются выборными должностями, в дополнение к судьям, которые назначаются за профессиональные качества, а остальная треть состоит из независимых специалистов, не являющихся судьями. Большинство членов таких органов подлежат избранию. Выборные члены выполняют свои функции в течение одного срока шести лет.
Верховный Судебный Совет должен выбрать председателя из числа самых старших судей.
Закон определяет полномочия каждого из четырех органов, их состав, организацию и порядок процедуры.
Статья 113 Независимость, бюджет
Верховный Судебный Совет пользуется административной и финансовой независимостью и является самоуправляемым. Он разрабатывает собственный проект бюджета, которые обсуждается компетентным комитетом Собрания Народных Представителей.
Статья 114 Полномочия
Верховный Судебный Совет обеспечивает надлежащее функционирование системы правосудия и уважение ее независимости. Общее Собрание трех судебных советов предлагает поправки и дает заключение относительно проектов закона, связанных с судебной системой. Такие законы должны рассматриваться Общим Собранием. Каждый из трех советов несет ответственность за принятие решений относительно профессиональной карьеры судей и дисциплинарном наказании судей.
Верховный Судебный Совет подготавливает ежегодный отчет и предоставляет его, не позднее июля, Президенту Республики, Спикеру Собрания Народных Представителей и Главе Правительства. Отчет подлежит опубликованию.
Собрание Народных Представителей должно обсудить ежегодный отчет в начале судебного года на пленарной сессии, совместно с Верховным Судебным Советом.
Раздел 2 – Судебная система
Статья 115 Состав, прокуратура, ежегодный отчет
Судебная система состоит из Суда Кассации, апелляционных судов и судов первой инстанции.
Прокуратура является частью судебной системы правосудия и пользуется аналогичной конституционной защитой. Судьи прокуратуры выполняют свои функции в соответствии с законом и в рамках карательной политики государства в порядке, предусмотренной законом
Суд Кассации подготавливает ежегодный отчет и предоставляет его Президенту Республики, Спикеру Собрания Народных Представителей, Главе Правительства и Председателю Верховного Судебного Совета. Отчет подлежит опубликованию.
Закон регулирует организацию судебной системы, ее полномочия, порядок процедуры и статус ее судей.
Раздел 3 – Административная система правосудия
Статья 116 Состав, полномочия, ежегодный отчет
Административная система правосудия состоит из Верховного Административного Суда, административных апелляционных судов и административных судов первой инстанции.
Административная система правосудия имеет юрисдикцию относительно фактов злоупотребления полномочиями в сфере управления и всех административных споров. Административная система правосудия выполняет консультативные функции в соответствии с законом.
Верховный Административный Суд подготавливает общий ежегодный отчет и предоставляет его Президенту Республики, Спикеру Собрания Народных Представителей, Главе Правительства и Председателю Верховного Судебного Совета. Отчет подлежит опубликованию.
Закон регулирует организацию административной системы правосудия, ее полномочия, порядок процедуры и статус ее судей.
Раздел 4 – Финансовая система правосудия
Статья 117 Состав, полномочия, ежегодный отчет
Финансовая система правосудия состоит из Счетной палаты и ее различных органов.
Счетная палата осуществляется контроль за надлежащим управлением государственными средствами в соответствии с принципами законности, эффективности и прозрачность. Финансовая система правосудия принимает решения в лице государственных аудиторов. Она оценивает методы бухгалтерского учета и назначает наказания за ошибки и недостатки, которые она выявляет. Финансовая система правосудия помогает законодательной и исполнительной власти контролировать исполнение Государственного Бюджета и закрытие счетов бюджета.
Счетная палата подготавливает общий ежегодный отчет и предоставляет его Президенту Республики, Спикеру Собрания Народных Представителей, Главе Правительства и Председателю Верховного Судебного Совета. Отчет подлежит опубликованию. Счетная палата должна, при необходимости, разрабатывать специальные отчеты, которые могут быть опубликованы по ее решению.
Организация, полномочия и порядок процедуры Счетной палаты, а также статус ее судей регулируется законом.
Часть 2 Конституционный Суд
Статья 118 Состав, выдвижение членов
Конституционный Суд является независимым судебным органом, состоящим из 12 компетентных членов, три четверти из которых являются правовыми экспертами, имеющими, по крайней мере, 20 лет опыта.
Президент Республики, Собрание Народных Представителей и Верховный Судебный Совет должны назначить четырех членов, три четверти из которых являются правовыми специалистами. Выдвижение кандидатур осуществляется на один срок девяти лет.
Одна треть членов Конституционного Суда подлежит обновлению каждый три года. Любые вакансии в Суде заполняются в таком порядке, который применялся после учреждения суда, принимая во внимание назначающую сторону и соответствующие сферы специализации.
Члены Суда выбирают Председателя и Вице-председателя Суда из числа своих членов, специализирующихся в правовой сфере.
Статья 119 Запрет совмещения функций
Совмещение членства в Конституционном Суде с любыми другими функциями или задачами запрещено.
Статья 120 Полномочия
Конституционный Суд является единственным органом, наделенным компетенцией для рассмотрения конституционности следующих документов:
Проекты закона, направленные по ходатайству Президента Республики, Главы Правительства или тридцати членов Собрания Народных Представителей. Ходатайство подается в течение семи дней после ратификации Собранием проекта закона или ратификации проекта закона с учетом поправок, после его возврата Президентом Республики.
Проекты конституционных законов, переданные ему Председателем Собрания Народных Представителей согласно Статье 144, или принятие решения относительно соблюдения процедуры внесения изменений в Конституцию.
Договора, представленные Президентом Республики до подписания проекта закона, одобряющего такие договора.
Законы, переданные судом на основании ходатайства суда, в случае применения иска о неконституционности одной из сторон судебного процесса, в соответствии с порядком, определенным законом.
Порядок внутренней процедуры Собрания Народных Представителей, переданный Спикером Собрания.
Конституционный Суд также несет ответственность за выполнение других задач, переданных ему Конституцией.
Решения Конституционного Суда принимаются в течение 45 дней со момента оспаривания конституционности. Решения принимаются абсолютным большинством членов Конституционного Суда. Решение Суда должно определять, является ли оспариваемая норма конституционнйо или нет. Решения, принятые Конституционным Судом, должны быть обоснованы, обязательны для всех органов власти и опубликованы в Официальном Печатном Издании Тунисской Республики.
Если Суд не принимает решение в течение крайнего срока, предусмотренного в первом параграфе, он должен немедленно передать проект закона Президенту Республики.
Статья 122 Правовые последствия признания неконституционности
Неконституционный проект закона должен передаваться Президенту Республики, который передает его в Собрание Народных Представителей для второго чтения в соответствии с решением Конституционного Суда. Президент Республики обязан, до подписания проекта закона, повторно направить его в Конституционный Суд для повторного рассмотрения и принятия постановления относительно его конституционности.
В случае принятия Собранием Народных Представителей проекта закона с учетом поправок после его возврата, и если суд подтвердил его конституционность или передал его Президенту после истечения крайнего срока для принятия решения, Президент Республики обязан передать его в Конституционный Суд до подписания.
Статья 123 Ограниченные полномочия, правовые последствия
Если в Конституционный Суд направляется ходатайство об оспаривании неконституционности, Суд обязан ограничиться рассмотрение поданных жалоб, относительно которых он принимает постановление в течение периода трех месяцев, который может возобновляться один раз и на три месяца, и на основании обоснованного решения.
Если Конституционный Суд принимает решение о неконституционности закона, исполнение закона приостанавливается в пределах, определенных Судом.
Статья 124 Организация, порядок процедуры, гарантии
Закон регулирует организацию Конституционного Суда, порядок процедуры и гарантии его членам.
Глава 6 Независимые конституционные органы
Статья 125 Полномочия, правосубъектность, выборы, состав
Независимые конституционные органы действуют для поддержки демократии; и все институты государства должны содействовать их работе.
Такие органы должны иметь юридическую правосубъектность и пользоваться финансовой и административной независимостью.
Они выбираются Собранием Народных Представителей квалифицированным большинством. Они подотчетны Собранию и должны предоставлять ему ежегодный отчет. Отчет каждого независимого конституционного органа обсуждается на специальной пленарной сессии Собрания.
Закон определяет состав этих органов, представительство в их составе, методы их избрания, процесс контроля за их функционированием и порядок обеспечения их подотчетности.
Часть 1 – Избирательная Комиссия
Статья 126 Полномочия
Избирательная Комиссия, под названием Высшая Независимая Избирательная Комиссия, несет ответственность за управление и организацию выборов и референдума, контроль за всеми их стадиями, обеспечение регулярности, честности и прозрачности избирательного процесса и объявления результатов выборов.
Комиссия обладает управленческими полномочиями в рамках сферы своей компетенции.
Комиссия состоит из девяти независимых, беспристрастных, компетентных и честных членов, которые выполняют свои функции в течение одного срока шести лет. Одна треть членов заменяется каждые два года.
Часть 2 – Комиссия по аудио-визуальным средствам массовой информации
Статья 127 Полномочия
Комиссия по аудио-визуальным средствам массовой информации несет ответственность за регулирование и развитие аудио-визуальных коммуникаций и обеспечивает свободу выражения и информации, а также создание многосторонних честных СМИ.
Комиссия обладает управленческими полномочиями в рамках сферы своей компетенции. С ней должны проводиться консультации относительно проектов законов, связанных с ее компетенцией.
Комиссия состоит из девяти независимых, беспристрастных, компетентных, опытных и честных членов, которые выполняют свои функции в течение одного срока шести лет. Одна треть членов заменяется каждые два года.
Часть 3 – Комиссия по правам человека
Статья 128 Полномочия
Комиссия по правам человека контролирует уважение и поддержание прав и свобод человека и вносит предложения по развитию системы прав человека. С ней должны проводиться консультации относительно проектов законов, связанных с ее компетенцией.
Комиссия проводит расследований нарушений прав человека в целях их разрешения или передачи компетентным органам.
Комиссия состоит из независимых, беспристрастных, компетентных, опытных и честных членов, которые выполняют свои функции в течение одного срока шести лет.
Часть 4 – Комиссия устойчивого развития и прав будущих поколений
Статья 129 Полномочия
С Комиссией устойчивого развития и прав будущих поколений должны проводиться консультации относительно проектов законов, связанных с экономическими, социальными и экологическими вопросами, а также планами развития. Комиссия имеет право предоставлять заключения по вопросам в рамках ее компетенции.
Комиссия состоит из компетентных и честных членов, которые выполняют свои функции в течение одного срока шести лет.
Часть 5 – Комиссия надлежащего управления и борьбы с коррупцией
Статья 130 Полномочия
Комиссия надлежащего управления и борьбы с коррупцией реализует политику надлежащего управления и предотвращает коррупцию. Она несет ответственность за контроль исполнения и распространения такой политики, развитие культуры надлежащего управления и укрепление принципов прозрачности, честности и подотчетности.
Комиссия несет ответственность за мониторинг случаев коррупции в государственном и частном секторах. Она проводит расследования таких случаев и передает их компетентныи органам.
С Комиссией должны проводиться консультации относительно проектов законов, связанных с ее компетенцией. имеет право предоставлять заключения по вопросам в рамках ее компетенции.
Комиссия состоит из независимых, беспристрастных, компетентных и честных членов, которые выполняют свои функции в течение одного срока шести лет. Одна треть членов заменяется каждые два года.

Глава 7 – Местное управление
Статья 131 Определение
Местное управление основывается на децентрализации.
Децентрализация достигается через системы органов местного самоуправления, состоящих их муниципалитетов, округов и районов, составляющих территорию Республики в соответствии с границами, закрепленными законом.
Закон может предусматривать создание особых местных органов власти.
Статья 132 Юридическая правосубъектность
Местные органы власти должны иметь юридическую правосубъектность и пользоваться финансовой и административной независимостью. Они управляют местными вопросами в соответствии с принципом административной автономии.
Статья 133 Муниципальные, районные и окружные советы
Местные органы власти возглавляют выборные советы.
Муниципальные и районные советы выбираются путем всеобщего, свободного, прямого, тайного, справедливого и прозрачного голосования.
Окружные советы выбираются членами муниципальных и районных советов.
Закон о выборах должен гарантировать представительство молодежи в советах местных органов власти.
Статья 134 Полномочия
Местные органы власти обладают собственными полномочиями, полномочиями, разделенными в центральными органами власти, и полномочиями, делегированные им центральным правительством.
Совместные и делегированные полномочия должны распределяться в соответствии с принципом субсидиарности.
Местные органы власти обладают управленческими полномочиями в рамках сферы своей компетенции. Управленческие решения местных органов власти должны быть опубликованы в Официальном Печатном Издании местных органов власти.
Статья 135 Ресурсы
Местные органы власти обладают собственными ресурсами и ресурсами, предоставленными центральным правительством, и эти ресурсы пропорциональны задачам, переданным им.
Предоставление и передача полномочий центральным правительством местным органам власти должна сопровождаться соответствующими ресурсами.
Финансовая система местных органов власти определяется законом.
Статья 136 Цель децентрализации
Центральное правительство должно предоставить местным органам власти дополнительные ресурсы для сбалансированной и организованной реализации принципа солидарности.
Центральное правительство работает в направлении достижения баланса между местных доходами и расходами.
Доля доходов, полученных от использования природных ресурсов, может быть распределена в целях поддержания регионального развития по всей национальной территории.
Статья 137 Свобода в управлении ресурсами
Местные органы власти обладают свободой в управлении своими ресурсами в рамках бюджета, выделенного таким органам, в соответствии с принципами надлежащего управления и под надзором финансовой системы правосудия.
Статья 138 Аудит
Местные органы власти подлежат проведению последующего аудита для определения законности их действий.
Статья 139 Демократия, основанная на участии, открытое управление
Местные органы власти должны принять механизмы демократии, основанной на участии, и принципах открытого управления для обеспечения широкого участия граждан и гражданского общества в разработке программ развития и планировании использования земельных ресурсов, а также в контроле их исполнения в соответствии с законом.
Статья 140 Сотрудничество, партнерства
Местные органы власти имеют право сотрудничать и создавать партнерства друг с другом в целях реализации программ или выполнения деятельности в рамках общих интересов.
Местные органы власти также имеют право устанавливать иностранные отношения партнерства и децентрализованного сотрудничества. Правила сотрудничества и партнерства между органами власти регулируются законом.
Высший совет местных органов власти является представительской структурой для всех советов местных органов власти. Штаб-квартира Высшего совета расположена за пределами столицы.
Высший совет местных органов власти обладает юрисдикцией для рассмотрения вопросов, связанных с развитием и региональным балансом и предоставляет консультации относительно любого проекта закона, связанного с местным планированием, бюджетом и финансовыми вопросами. Председатель Высшего совета местных органов власти может быть приглашен для обсуждений в Собрании Народных Представителей.
Состав и задачи Высшего совета местных органов власти определяются законом.
Статья 142 Разрешение споров
Административная система правосудия принимает решения относительно всех споров, связанных с юрисдикцией, которые возникают между местными органами власти и между центральным правительством и местными органами власти.
Глава 8 Внесение изменений в Конституцию
Статья 143 Инициатива
Внести предложение об изменении Конституции имеет право внести Президент Республики или одна треть членов Собрания Народных Представителей. Предложение Президента Республики более приоритетное для рассмотрения.
Статья 144 Процедура
Спикер Собрания Народных Представителей должен передавать все предложения об изменении Конституции в Конституционный Суд, чтобы такие предложения не затрагивали положения, которые не могут изменяться в соответствии с настоящей Конституцией.
Собрание Народных Представителей должно изучить предложенные изменения в целях получения одобрения принципа изменения абсолютным большинством членов.
Изменения в Конституцию вносятся после одобрения двух третей членов Собрания Народных Представителей. После одобрения изменения двумя третями членов Собрания Президент имеет право представить такое изменение на референдум, которое должно получить одобрение абсолютного большинства голосов.
Глава 9 Заключительные положения
Статья 145 Преамбула
Преамбула настоящей Конституции является неотъемлемой частью Конституции.
Статья 146 Целостность положений Конституции
Положения Конституции подлежат толкованию, как единое целое.
Статья 147 Вступление в силу
В течение одной недели после принятия Конституции, в соответствии с положениями статьи 3 Учредительного закона 6-2011 от 16 декабря 2011 относительно временной организации государственных полномочий, Национальное Учредительное Собрание должно провести внеочередную пленарную сессию, на которой Конституцию должны подписать Президент Республики, Председатель Национального Учредительного Собрания и Глава Правительства.
Председатель Национального Учредительного Собрания немедленно издает указ о ее публикации в специальном издании Официального Печатного Издания Тунисской Республики. Конституция вступает в силу немедленно после ее публикации. Председатель Национального Учредительного Собрания заранее объявляет о дате ее публикации.
Глава 9 Переходные положения
Статья 148 Положения, сохраняющие силу и вступающие в силу
1. Положения статей 5, 6, 8, 15 и 16 Временного Постановления о государственных полномочиях сохраняют силу до выборов Собрания Народных Представителей.
Положения статьи 4 Временного Постановления о государственных полномочиях сохраняют силу до выборов Собрания Народных Представителей. Тем не менее, с момента вступления Конституции в силу депутаты не имеют права представлять проекты закона, за исключением проектов, которые связаны с избирательным процессом, переходной системой правосудия или органами, созданными законами, принятыми Национальным Учредительным Собранием.
Положения статей 7, 9-14 и Статья 26 Временного Постановления о государственных полномочиях сохраняют силу до выборов Президента Республики в соответствии с положениями статьи 74 и далее Конституции.
Положения статей 17-20 Временного Постановления о государственных полномочиях сохраняют силу до получения первым правительством вотума доверия Собрания Народных Представителей.
Национальное Учредительное Собрание продолжает реализовывать свои законодательные, выборные и контрольные полномочия, закрепленные учредительным законом, связанным с Временным Постановлением о государственных полномочиях, или действующими законами, до выборов Собрания Народных Представителей.
2. Положения, приведенные ниже, вступают в силу в следующем порядке:
– Положения Главы 3 о Законодательном органе, за исключением статей 53, 54, 55, а также Части 2 Главы 4 о правительстве, вступают в силу со дня объявления окончательных результатов первых законодательных выборов;
– За исключением статей 74 и 75, положения Части 1 Главы 4 о Президенте Республики вступают в силу со дня объявления окончательных результатов первых прямых президентских выборов. Статьи 74 и 75 вступают в силу только после прямых выборов Президента Республики;
– За исключением статей 108-111, положения Части 1 Главы 5 о судебной, административной и финансовой системе правосудия вступают в силу после создания Верховного Судебного Совета;
– За исключением статьи 118, положения Части 2 Главы 5 о Конституционном Суде вступают в силу после создания первого Конституционного Суда;
– Положения Главы 6 о конституционных органах вступают в силу после выборов Собрания Народных Представителей;
– Положения Главы 7 о местных органах власти вступают в силу после вступления в силу законов, указанных в Главе.
3. Президентские и законодательные выборы проводятся в течение четырех месяцев после создания Высшей Независимой Избирательной Комиссии и не позднее конца 2014 года.
4. Подписи, собранные на первых прямых президентских выборах количеством членов Национального Учредительного Собрания, соответствуют количеству, определенному для членов Собрания Народных Представителей, или количеству зарегистрированных избирателей, в соответствии с законом о выборах.
5. Верховный Судебный Совет должен быть создан в течение шести месяцев со дня первых законодательных выборов; а Конституционный Суд должен быть создан в течение одного года после выборов.
6. Две первый ротации Конституционного Суда, Избирательной Комиссии, Комиссии по аудио-визуальным СМИ и Комиссии надлежащего управления и борьбы с коррупцией осуществляются путем жеребьевки между первоначальными кандидатами. Председатели таких органов не участвуют в такой жеребьевке.
7. В первые три месяца после провозглашения Конституции, Национальное Учредительное Собрание создает, посредством органического закона, временный орган для определения конституционности законов. Он состоит из:
– первого Председателя Суда Кассации, председатель;
– первого Председателя Административного Суда, член;
– первого Председателя Счетной Палаты, член;
– трех членов, экспертов в сфере права, назначенных Председателем Национального Учредительного Собрания, Президентом Республики и Главой Правительства.
Все суды не имеют полномочий для определения конституционности законов.
Полномочия такого органа прекращаются после создания Конституционного Суда.
8. Временный орган, ответственный за контроль судебной системы правосудия, выполняет свои функции до создания Верховного Судебного Совета.
Независимый орган по аудио-визуальным СМИ сохраняет свои полномочия до выборов Комиссии по аудио-визуальным средствам массовой информации.
9. Государство обязуется применять переходную систему правосудия во всех сферах и до крайних сроков, предусмотренных соответствующим законодательством. В данном контексте применение законов без обратной силы, существование предыдущих амнистий, приобретение законной силы и определение преступления или наказания недопустимы.
Статья 149 Военные трибуналы
Военные трибуналы продолжают действовать в рамках юрисдикции, предусмотренной существующими законами, до их изменения положениями статьи 110.
И Господь – гарант успеха.