Программа государственного переустройства Китая 1924

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА
(1 апреля 1924 г.)
Статья 1. Программа национального правительства по переустройству Китая основывается на революционных принципах, известных как «три народных принципа» и «конституция пяти властей».
Статья 2. Первым и самым важным элементом в деле переустройства является народное благосостояние. Учитывая неотложные потребности народа в отношении пищи, одежды, жилища и средств сообщения, правительство дол¬жно сотрудничать с народом в целях улучшения сельского хозяйства и развития текстильной промышленности, с тем чтобы народ имел достаточные возможности питаться и оде¬ваться, в целях постройки большого количества жилых поме¬щений всякого рода, с тем чтобы он мог жить в них с удобствами, и в целях постройки и починки дорог и каналов, с тем чтобы облегчить передвижение.
Статья 3. Вторым элементом переустройства является демократия. Чтобы сделать народ способным к пониманию политических вопросов, правительство должно дать ему образование и руководить им так, чтобы он знал, как осуще¬ствлять свои права выборов, отозвания должностных лиц, инициативы и референдума.
Статья 4. Третьим элементом переустройства является национальный принцип. Правительство должно покровительствовать и помогать национальным меньшинствам страны (манчжурам, монголам, тибетцам и др.), с тем чтобы они ока¬зались в состоянии осуществлять свое право на самоопределение и самоуправление, сопротивляясь иностранному притеснению и вторжению. В то же время правительство должно пересматривать договоры, заключенные с иностранными государствами в видах обеспечения национальной независимости и международного равноправия.
Статья 5. Переустройство предполагает три этапа:
а) период военной власти;
б) период политической опеки;
в) период конституционного правления.
Статья 6. В течение периода военной власти вся страна подчиняется военному режиму. Чтобы ускорить объединение страны, правительство может употреблять военную силу для подавления всякого сопротивления внутри страны и для распространения тех принципов партии, которые просветят народ.
Статья 7. Период политической опеки начнется в про¬винциях, а военный режим закончится, как скоро порядок будет полностью восстановлен в провинциях.
Статья 8. В течение периода политической опеки пра¬вительство будет посылать в различные округа образован¬ных и выдержавших экзамены должностных лиц, чтобы они помогли народу подготовиться к местному самоуправлению. Установление местного самоуправления будет зависеть от завершения переписи населения, оценки земель округа, со¬здания надежной полицейской силы и постройки дорог во всем округе. Кроме того народ должен быть способен выполнять гражданские обязанности, осуществляя четыре упомянутых выше права, и научиться применять революционные принципы, прежде чем быть допущенным к избранию руководящего округом должностного лица и законодательствующих делегатов. С этого времени округ будет считаться при¬годным для полной автономии.
Статья 9. Граждане вполне автономного округа будут иметь право непосредственных выборов, право непосредственного отозвания должностных лиц, право непосредственной инициативы и право непосредственного референдума.
Статья 10. В начале периода автономии каждый округ обязан будет объявить стоимость частной земельной собственности в округе. Процедура будет состоять в предъявлении собственникам требования о том, чтобы они сами сделали объявление местным властям; налог будет устанавли¬ваться по объявленной стоимости; но местному правительству будет принадлежать право отчуждения собственности в любой момент по объявленной стоимости. Всякая рента вследствие улучшения управления или общественного прогресса будет выгодой всего общественного целого, и первоначальный собственник не может сохранять ее для себя.
Статья 11. Ежегодный доход от земель, ренты от владений, продукция публичных владений, доход от лесов, рисовых полей, копей и оросительных работ будут сохраняться за местным правительством и должны предназначаться на развитие промышленности, на оказание помощи бедным де¬тям и старикам, на заботы о больных и удовлетворение других общественных нужд.
Статья 12. Если какой-либо округ не располагает достаточным капиталом для развития своих естественных бо¬гатств, своей промышленности и своей торговли, то он должен обратиться с призывом о получении капиталов извне; цен¬тральное правительство окажет ему финансовую помощь, а полученные в ее итоге доходы будут разделены поровну меж¬ду центральным и местным правительствами.
Статья 13. Округа будут участвовать в расходах центрального правительства в известном процентном отношении к их доходу. Это процентное отношение не может быть ни ниже 10%, ни выше 50% и будет установлено представите¬лями народа.
Статья 14. По установлении местного автономного пра¬вительства народ каждого округа будет иметь право избирать по одному представителю в состав собрания, с тем чтобы участвовать в политических делах наций.
Статья 15. Все должностные лица, избираемые или на¬значаемые на местах или центральным правительством, дол¬жны подвергаться производимым центральным правитель¬ством экзаменам, прежде чем получить возможность занять свою должность.
Статья 16. Тотчас же после того как полная автономия будет установлена во всех округах провинции, в этой провинции начнется период конституционализма, а собрание народных представителей будет избирать гражданского губернатора для надзора за автономным управлением провин¬ции. В делах национального управления в провинции губер¬натор провинции должен повиноваться приказам центрально¬го правительства.
Статья 17. В течение периода конституционализма власть центрального правительства и провинциальных прави¬тельств будет распределяться на равных началах. Дела обще¬национального значения будут сохранены за центральным правительством, а дела местного значения будут сохранены за округами. Это не будет ни системой централизации, ни системой децентрализации.
Статья 18. Самоуправляющейся единицей является округ (или уезд – «сянь»). Провинция объединяет округа и обеспечивает сотрудничество между центральным правительством и местными окружными правительствами.
Статья 19. В начале конституционного периода центральное правительство должно завершить установление 5 юаней (юань – это совет, коллегия, палаты, «приказ») для осуществления пяти властей в следующем порядке:
1) исполнительный юань,
2) законодательный юань,
3) судебный юань,
4) экзаменационный юань и
5) контрольный юань.
Статья 20. В исполнительный совет с самого начала будут входить следующие министерства:
1) министерство внутренних дел,
2) министерство иностранных дел,
3) министерство военных дел,
4) министерство финансов,
5) министерство земледелия и недр,
6) министерство промышленности, торговли и труда,
7) министерство народного образования и
8) министерство путей сообщения.
Статья 21. До обнародования конституции председатели юаней будут назначаться и отзываться президентом респуб¬лики, который будет осуществлять над ними высший контроль.
Статья 22. Проект конституции будет основываться на программе государственного переустройства и на опыте периода политической опеки и периода конституционализма; он будет составлен законодательным юанем и доведен им до сведения народа, с тем чтобы он мог быть обсужден и принят, когда придет время.
Статья 23. Когда более половины провинций страны вступит в период конституционализма, т. е. когда более поло¬вины провинций будет иметь полное местное самоуправление во всех округах, тогда соберется национальный конгресс, чтобы вынести решение о принятии и обнародовании конституции.
Статья 24. Тотчас же после того как конституция будет обнародована, ведение дел центрального правительства будет поручено национальному конгрессу. Иначе говоря, националь¬ный конгресс получит власть избирать и отзывать должностных лиц центрального правительства, брать на себя инициативу законов и налагать свое вето на законы, обнародованные центральным правительством.
В день обнародования конституции конституционное прав¬ление будет считаться полностью установленным, и народ всей страны произведет национальные выборы в соответ¬ствии с конституцией. Через 3 месяца после выборов нацио¬нальное правительство выйдет в отставку и передаст свои обязанности правительству, избранному народом; программа государственного переустройства окажется, таким образом, выполненной.
В день обнародования конституции конституционное прав¬ление будет считаться полностью установленным, и народ всей страны произведет национальные выборы в соответ¬ствии с конституцией. Через 3 месяца после выборов нацио¬нальное правительство выйдет в отставку и передаст свои обязанности правительству, избранному народом; программа государственного переустройства окажется, таким образом, выполненной.