Проект закона РФ о Конституционном собрании Вариант Б

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ».
ВАРИАНТ Б: «ПОРЯДОК СОЗЫВА – ФОРМИРОВАНИЕ».
(1.12.1994)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовой статус Конституционного Собрания

  1. Конституционное Собрание является представительным органом Российской Федерации, обладающим учредительными полномочиями.
  2. К ведению Конституционного Собрания относятся:
    а/ подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;
    б/ внесение изменений в Конституцию Российской Федерации;
    в/ разработка проекта новой Конституции России;
    г/ принятие новой Конституции России;
    д/ вынесение проекта новой Конституции России на всенародное утверждение;
    е/ установление порядка вступления в силу новой Конституции России;
    ж/ рассмотрение важнейших вопросов общественной и государственной жизни, имеющих общефедеральное значение.
    Статья 2. Законодательство о Конституционном Собрании
    Законодательство о Конституционном Собрании составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный конституционный закон, федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”, иные федеральные законы.
    Статья 3. Состав Конституционного Собрания
  3. Конституционное Собрание состоит из 1031 члена Конституционного Собрания.
  4. В Конституционное Собрание входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России созыва, поддержавшего предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года, а также полномочные делегации представителей субъектов Российской Федерации.
    Статья 4. Созыв Конституционного Собрания
    Конституционное Собрание созывается в соответствии с настоящим Законом на основании части второй статьи 135 Конституции Российской Федерации после поддержки тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года.
    Статья 5. Срок деятельности Конституционного Собрания Конституционное Собрание созывается на срок до принятия решения о новой Конституции России, но не более чем на один год (ВАРИАНТ: на полгода).
    Статья 6. Местонахождение Конституционного Собрания Официальной резиденцией Конституционного Собрания со дня его первого заседания и до истечения срока его полномочий является Московский Кремль.
    Глава II. Порядок созыва Конституционного Собрания
    Статья 7. Основные принципы формирования Конституционного Собрания
  5. С момента вступления в силу настоящего Закона члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы становятся членами Конституционного Собрания по праву.
  6. Члены полномочных делегаций субъектов РФ в Конституционном Собрании являются членами Конституционного Собрания.
    Статья 8. Полномочные делегации субъектов Российской Федерации в Конституционном Собрании
  7. Полномочные делегации субъектов Российской Федерации в Конституционном Собрании образуются представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации самостоятельно в количестве, равном количеству членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России, избираемых в территориальных избирательных округах в данном субъекте РФ.
  8. Члены Совета Федерации Федерального Собрания России являются членами полномочной делегации соответствующего субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании по праву.
  9. Полномочные делегации субъектов Российской Федерации в Конституционном Собрании образуются в течении четырех недель со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
    Глава III. Статус членов Конституционного Собрания
    Статья 9. Равенство членов Конституционного Собрания
    Все члены Конституционного Собрания обладают равными правами и несут равные обязанности.
    Статья 10. Права членов Конституционного Собрания
  10. Члены Конституционного Собрания обладают исключительным правом конституционной законодательной инициативы.
  11. Члены Конституционного Собрания вправе осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
  12. Члены Конституционного Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
  13. На членов Конституционного Собрания не являющихся депутатами палат Федерального Собрания РФ распространяются положения федеральных законов о гарантиях деятельности, трудовых прав и условиях материального обеспечения депутатов Государственной Думы.
  14. Члены Конституционного Собрания обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Конституционного Собрания.
    Статья 11. Обязанности членов Конституционного Собрания
  15. Участие членов Конституционного Собрания в пленарных заседаниях, а членов Рабочей палаты – и в ее заседаниях – обязательно.
  16. Ответственность за неявку на заседания Конституционного Собрания устанавливается Регламентом Конституционного Собрания.
    Глава IV. Устройство Конституционного Собрания
    Статья 12. Органы Конституционного Собрания
  17. Конституционное Собрание создает Рабочую палату из числа своих членов, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юридических, политических, исторических и социально-экономических наук.
  18. Рабочая палата:
    а/ обладает полномочиями по правовому обеспечению деятельности Конституционного Собрания, готовит проекты документов для заседаний Конституционного Собрания;
    б/ осуществляет разработку общей концепции проекта Конституции России, вариантов положений отдельных разделов, глав и статей проекта новой Конституции России, выработке предложений по ним;
    в/ формирует постоянные комиссии, для разработки отдельных вопросов (разделов, глав) проекта новой Конституции России;
    г/ осуществляет учет и обобщение предложений членов, постоянных комиссий и территориальных депутаций Конституционного Собрания;
    д/ проводит разработку Регламента Конституционного Собрания;
    е/ взаимодействует с Юридическим Совещанием.
    ж/ дает разъяснение положений, обсуждаемых в Конституционном Собрании, в средствах массовой информации.
  19. Для обеспечения своей деятельности Конституционное Собрание вправе образовывать организационные комиссии – по связям со средствами массовой информации, по связям с общественными объединениями, по связям с регионами, по связям с федеральными органами государственной власти, по обеспечению работы Конституционного Собрания, иные.
  20. Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение работы Конституционного Собрания возлагается на Службу дел Конституционного Собрания, формируемую из состава аппарата палат Федерального Собрания России.
  21. Совет Конституционного Собрания создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности Конституционного Собрания и координации деятельности Рабочей палаты, постоянных комиссий, полномочных делегаций субъектов Российской Федерации в Конституционном Собрании, иных его органов. В состав Совета Конституционного Собрания входят Председатель Конституционного Собрания, его заместители, председатели постоянных и организационных комиссий, координаторы полномочных делегаций субъектов РФ, руководитель Службы дел Конституционного Собрания.
    Статья 13. Статус полномочной делегации субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании
  22. Полномочная делегация субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании представляет в Конституционном Собрании интересы субъекта Российской Федерации и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в данном субъекте Российской Федерации.
  23. Полномочная делегация субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
  24. Полномочная делегация субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании избирает из числа своих членов координатора делегации.
  25. Полномочная делегация субъекта Российской Федерации в Конституционном Собрании принимает решение о поддержке проекта новой Конституции России большинством голосов от числа членов полномочной делегации субъекта Российской Федерации.
    Статья 14. Председатель Конституционного Собрания
  26. Конституционное Собрание избирает из своего состава Председателя Конституционного Собрания и двух его заместителей.
    (ВАРИАНТ: Председателем Конституционного Собрания по должности является Президент Российской Федерации. Конституционное Собрание избирает из своего состава двух заместителей Председателя Конституционного Собрания).
  27. Председатель Конституционного Собрания и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком деятельности Конституционного Собрания и Рабочей палаты.
    Статья 15. Юридическое Совещание
  28. Юридическое Совещание создается Государственной Думой Федерального Собрания РФ как постоянно действующая консультативно-экспертная палата с совещательными полномочиями при Конституционном Собрании. Оно образуется с учетом мнения научного сообщества по предложению депутатских объединений из числа граждан Российской Федерации, достигших 30 лет, имеющих ученую степень в области юридических, политических и социально-экономических наук, а также опыт работы в области законотворчества в количестве 50 экспертов.
  29. Эксперты Юридического Совещания имеют право участвовать в заседаниях Конституционного Собрания и его подразделений с правом совещательного голоса, давать справки и пояснения по запросу членов Конституционного Собрания.

Глава V. Основы порядка работы Конституционного Собрания
Статья 16. Первое заседание Конституционного Собрания

  1. Первое заседание Конституционного Собрания проводится по праву во вторник по истечении четырех недель после дня, когда образованы полномочные делегации субъектов РФ в Конституционном Собрании не менее чем в двух третях субъектов РФ.
  2. Подготовку к началу работы Конституционного Собрания осуществляет рабочая группа из числа членов Конституционного Собрания, сформированная по одному представителю от полномочных делегаций субъектов РФ и равному числу представителей Федерального Собрания России.
  3. Палаты Федерального Собрания России, Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации производят необходимые для обеспечения работы Конституционного Собрания приготовления.
    Статья 17. Регламент Конституционного Собрания
  4. Заседания Конституционного Собрания являются пленарными, а Рабочей палаты – рабочими заседаниями.
  5. Пленарные заседания Конституционного Собрания правомочны, если на них присутствует более половины от числа его членов.
  6. Регламент Конституционного Собрания принимается Рабочей палатой большинством голосов ее членов по представлению Юридического Совещания.
  7. Разъяснение положений Регламента Конституционного Собрания и контроль за его соблюдением осуществляет комиссия по организации работы Конституционного Собрания.
    Статья 18. Акты Конституционного Собрания и порядок их принятия
  8. Конституционное Собрание принимает на пленарных заседаниях постановления по вопросам своего ведения, подписываемые в обязательном порядке Председателем Конституционного Собрания. Решения процедурного характера оформляются в виде решений Конституционного Собрания.
  9. Постановления Конституционного Собрания подлежат официальному обнародованию в государственных средствах массовой информации, имеют высшую юридическую силу, обязательны к исполнению и не могут быть пересмотрены органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
  10. Постановления Конституционного Собрания принимаются тайным голосованием. Постановления Конституционного Собрания о принятии новой Конституции России либо о вынесении ее проекта на всенародное голосование принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней.
    Статья 19. Подтверждение неизменности Конституции РФ
  11. Конституционное Собрание вправе подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации 1993 года. Постановление о преодолении решения палат Федерального Собрания РФ о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
  12. Конституция Российской Федерации также считается подтвержденной в случае, если за срок деятельности, определенный настоящим Законом, Конституционным Собранием не принята новая Конституция России либо решение о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование.
    Статья 21. Принятие новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании
  13. Проекты новой Конституции России могут быть внесены в Конституционное Собрание только членом Конституционного Собрания при условии, что оно письменно поддержано не менее одной пятой членов Конституционного Собрания.
  14. Конституционное Собрание вправе принять проект новой Конституции России за основу. С момента принятия этого решения Конституционное Собрание не рассматривает в целом иные проекты Конституции России.
  15. Проект новой Конституции России должен быть поддержан не менее чем двумя третями голосов полномочных делегаций субъектов Российской Федерации в Конституционном Собрании.
  16. Постановление о принятии новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании осуществляется двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания.
  17. Конституционное Собрание большинством голосов от числа его членов устанавливает порядок вступления в силу новой Конституции России.
    Статья 22. Вынесение проекта Конституции России или решения о его одобрении на референдум
  18. Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа своих членов вправе принять решение о вынесении проекта Конституции России либо своего решения об одобрении проекта новой Конституции России на всенародное голосование.
  19. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Росийской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания РФ.
  20. Реализация инициативы Конституционного Собрания о проведении референдума РФ по проекту новой Конституции России осуществляется в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации”.
  21. Референдум Российской Федерации по проекту новой Конституции России признается несостоявшимся, если в голосовании приняли участие менее половины граждан Российской Федерации. либо менее двух третей от общего числа субъектов Российской Федерации.
    Глава VI. Гарантии деятельности Конституционного Собрания
    Статья 23. Независимость Конституционного Собрания
  22. Конституционное Собрание в своей деятельности независимо от действующих органов государственной власти.
  23. Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители, полномочные представители палат Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, полномочные представители иных федеральных судов принимают участие в заседаниях Конституционного Собрания с правом совещательного голоса.
    Статья 24. Содействие Конституционному Собранию
  24. Все федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ, должностные лица обязаны оказывать содействие Конституционному Собранию и его подразделениям в их деятельности.
  25. Умышленное воспрепятствование должностным лицом, а также лицом, занимающим выборную должность в органах государственной власти Российской Федерации, созыву Конституционного Собрания, а равно осуществлению им своих полномочий со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, является преступлением против государства, направленным против безопасности и конституционного строя Российской Федерации и наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
    Статья 25. Финансирование Конституционного Собрания
  26. Финансирование Конституционного Собрания в течение всего периода его полномочий осуществляется за счет самостоятельной строки расходной части федерального бюджета, включаемой в соответствии с настоящим Законом в бюджет на соответствующий период в размере … … .
  27. Смета расходов Конституционного Собрания утверждается на его пленарном заседании большинством голосов от общего числа его избранных членов.
    Статья 26. Освещение деятельности Конституционного Собрания
  28. Конституционное Собрание получает эфирное время в государственных электронных средствах массовой информации для объективного информирования о своей деятельности, выступлений членов Конституционного Собрания и экспертов Юридического Совещания.
  29. Препятствие со стороны государственного средства массовой информации в реализации права граждан Российской Федерации на свободное получение информации о ходе разработке и принятия новой Конституции России преследуется по закону.
    Статья 27. Прекращение полномочий Конституционного Собрания
  30. Конституционное Собрание не может быть распущено.
  31. Полномочия Конституционного Собрания прекращаются только в случае:
    а/ принятия постановления о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации 1993 года;
    б/ принятия новой Конституции России;
    в/ принятия постановления о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование;
    г/ истечения одного года со дня проведения его первого заседания.
    Статья 28. Стабильность положений настоящего Закона Настоящий Закон не может быть изменен или отменен, действие его не может быть приостановлено со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и до момента прекращения полномочий Конституционного Собрания.
    Глава VII. Заключительные положения
    Статья 29. Хранение документации Конституционного Собрания
  32. Конституционное Собрание, его органы обеспечивают изготовление и хранение обязательной копии всех документов, связанных с реализацией его полномочий.
  33. По завершении деятельности Конституционного Собрания документация Конституционного Собрания составляет Конституционный Архив и сдается на хранение в порядке, определенным законодательством.
  34. Государство обеспечивает свободный доступ граждан к Конституционному Архиву в соответствии с федеральным законом.
    Статья 30. Введение закона в действие
    Настоящий Федеральный конституционный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
    Президент Российской Федерации