Закон Румынии о Конституционном суде

ЗАКОН РУМЫНИИ NO. 47 ОТ 18 МАЯ 1992[*]
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Раздел I – Общие Положения
Статья 1

  1. Конституционный Суд является гарантом верховенства Конституции.
  2. Конституционный Суд является единственным органом конституционной юрисдикции в Румынии.
  3. Конституционный Суд является независимыми от любого органа государственной власти, и должен подчиняться только Конституции и действующим законам.
    Статья 2
  4. Конституционный Суд должен обеспечивать конституционное рассмотрение законов, международных соглашений, положений Парламента и постановлений Правительства.
  5. Положения нормативно-правовых актов, указанных в параграфе 1, которые нарушают нормы или принципы Конституции, являются неконституционными.
  6. Конституционный Суд должен принимать решения только о конституционности актов, в отношении которых подан иск, и не имеет полномочий изменять или дополнять рассматриваемые положения.
    Статья 3
  7. Конституционный Суд обладает полномочиями, закрепленными Конституцией и настоящим законом.
  8. При реализации своих полномочий, Конституционный Суд должен быть единственным органом власти, имеющим право принимать решения в пределах своей компетенции.
  9. Компетенция Конституционного Суда, определенная согласно параграфу 2, не может оспариваться никаким органом власти.
    Статья 4
    Местом нахождения Конституционного Суда является Муниципалитет Бухареста.
    Раздел II – Организация Конституционного Суда
    Статья 5
  10. Конституционный Суд должен состоять из девяти судей, назначенных на срок девяти лет, который не может продлеваться или возобновляться.
  11. Трое судей должны назначаться Палатой Депутатов, трое Сенатом и трое Президентом Румынии.
  12. Конституционный Суд должен обновлять одну треть судей каждые три года.
  13. Путем голосования большинства членов, по предложению Бюро и по рекомендации Правового Комитета, каждая Палата Парламента должна назначать, в качестве Судьи, то лицо, которое получило большинство голосов.
  14. Кандидатуры могут подаваться в Правовой Комитет Парламентскими Группами, Депутатами и Сенаторами. Каждый кандидат должен предоставить резюме и документы, подтверждающие, что он соответствует требованиям, определенным Конституцией. Кандидаты должны заслушиваться Правовым Комитетом и пленумом Палаты. Доклад Правового Комитета должен включать информацию о всех кандидатах.
    Статья 6
    Конституционный Суд должен осуществлять свою деятельность пленумом, согласно условиям настоящего закона и своим Правилам Организации и Внутренней Процедуры, акты Суда должны приниматься большинством голосов Судей, если иное не предусмотрено настоящим законом.
    Статья 7
  15. Конституционный Суд должен иметь Председателя, избранного тайным голосованием на период трех лет большинством голосов Судей в течение пяти дней после возобновления деятельности Суда.
  16. Срок полномочий Председателя должен быть возобновляемым.
  17. Для выбора Председателя каждая группа Судей, назначенная Палатой Депутатов, Сенатом и, соответственно, Президент Румынии может предложить одного кандидата. Если на первом голосовании ни один кандидат не получил большинство голосов, второе голосование должно проводиться между первыми двумя кандидатами или между избранными жеребьевкой, если все кандидаты получили одинаковое количество голосов. Голосование для выбора Председателя должен проводить Судья старший по возрасту.
  18. Председатель должен назначить Судью, который будет его замещать в случае его отсутствия.
    Статья 8
  19. В случае освобождения должности Председателя, должен избираться Председатель для завершения оставшегося срока трех лет, предусмотренного согласно Статье 7, параграф 1.
  20. Избрание должно проводиться в порядке, предусмотренном в Статье 7, параграф 3, в течение пяти дней со дня возникновения вакансии.
    Статья 9
  21. Председатель Конституционного Суда должен иметь следующие полномочия:
    a. координировать деятельность Конституционного Суда;
    b. созывать и председательствовать на пленарных заседаниях Конституционного Суда;
    c. назначать Судью-докладчика в случаях, предусмотренных законом и определять дату судебного разбирательства;
    d. представлять Конституционный Суд перед органами государственной власти и другими румынскими или иностранными организациями;
    e. определять случаи прекращения мандата Судьи, согласно настоящему закону, и уведомлять об этом государственные органы власти, которые назначили этого Судью, для заполнения вакансии;
    f. реализовывать другие полномочия, предусмотренные законом и Постановлениями, регулирующими организацию и деятельность Конституционного Суда.
  22. Председатель должен контролировать деятельность Генерального Секретаря Конституционного Суда в отношении распределения средств, полученных из бюджета.
  23. Реализуя свои полномочия административного характера, Председатель должен издавать приказы.
    Раздел III – Компетенция Конституционного Суда
    Часть 1 – Общие Положения
    Статья 10
  24. Возбуждение судебного разбирательства перед Конституционным Судом может осуществляться только в случаях, точно определенных в Статье 146 Конституции, переизданной, или его основным законом.
  25. Возбуждение судебного разбирательства должно осуществляться в письменной форме, и оно должно быть обосновано.
    Статья 11
  26. Конституционный Суд должен объявлять решения, постановления и предоставлять консультационные заключения, в частности:
    A. Решения, в случаях, когда:
    a. он должен объявить о конституционности законов, до их провозглашения, когда дело было передано Президентом Румынии, одним из Председателей двух Палат Парламента, Правительством, Высоким Судом Кассации и Правосудия, Народным Адвокатом, группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов, а также по инициативе пересмотра Конституции;
    b. он должен определить конституционность соглашений и других международных договоров, до их ратификации Парламентом, когда дело было передано одним из Председателей двух Палат, группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов;
    c. он должен определить конституционность постановлений Парламента, когда дело было передано одним из Председателей двух Палат, парламентской группой или группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов;
    d. он должен принять решение по возражениям, возбужденным в судах общей юрисдикции или в коммерческом арбитраже, относительно неконституционности законов и постановлений, а также по возражениям, которые были возбуждены напрямую Народным Адвокатом;
    e. он должен разрешать правовые споры конституционного характера между органами государственной власти, когда дело было передано Президентом Румынии, одним из Председателей двух Палат, Премьер-министром или Председателем Верховного Совета Магистратуры;
    f. он должен принять решение в отношении оспаривания конституционности политической партии.
    B. Постановления, в случаях, когда:
    a. он должен осуществлять надзор за порядком выборов Президента Румынии и должен подтвердить результаты голосования;
    b. он должен подтвердить существование обстоятельств, которые оправдывают вмешательство в реализацию полномочий Президента Румынии, и он должен сообщить о своих выводах Парламенту и Правительству;
    c. он должен осуществлять надзор за порядком организации и проведения референдума и должен подтвердить его результаты;
    d. он должен проверить выполнение условий для реализации законодательной инициативы граждан.
    C. Консультативные заключения о предложении, отстранить Президента Румынии с должности.
  27. Решения и постановления должны приниматься от имени закона.
  28. Решения, постановления и консультативные заключения Конституционного Суда должны опубликовываться в Официальном печатном издании Румынии, Часть I. Решения и постановления Конституционного Суда имеют общеобязательный характер и вступают силу только в будущем.
    Статья 12
  29. Заседания по принятию решения должны быть открытыми, за исключением случаев, когда Конституционный Суд по обоснованным причинам принимает решение об ином.
  30. Стороны дела должны иметь доступ к материалам дела.
  31. Действия и рассмотрение дела Конституционным Судом, на основе которых он принимает решения и постановления или предоставляет консультационные заключения согласно Статье 11, не должны осуществляться публично.
    Статья 13
    Заявления, поданные в Конституционный Суд, должны освобождаться от пошлинных марок.
    Статья 14
    Порядок определения юрисдикции, предусмотренный настоящим законом, должен дополняться правилами гражданского судопроизводства, в том объеме, в котором они соответствуют природе судебного разбирательства перед Конституционным Судом. Это соответствие должно определяться исключительно решением Конституционного Суда.
    Часть 2 – Порядок определения юрисдикции
    1 – Рассмотрение Конституционности Законов до их Провозглашения
    Статья 15
  32. Если дело передается Президентом Румынии, одним из Председателей двух Палат Парламента, Правительством, Высоким Судом Кассации и Правосудия, Народным Адвокатом, группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов, Конституционный Суд должен принять решение о конституционности законов до их провозглашения.
  33. Для реализации права передавать дело в Конституционный Суд закон должен предоставляться Правительству, Высокому Суду Кассации и Правосудия, а также Народному Адвокату, и он должен вручаться Генеральному Секретарю Палаты Депутатов и Сената, за пять дней до его провозглашения. Если закон был подан в срочном порядке, срок должен составлять два дня.
  34. Дата, когда закон был передан Генеральным Секретарям обоих Палат, должна сообщаться пленуму каждой Палаты в течение двадцати четырех часов с момента регистрации. Передача закона и уведомление должно осуществляться только в дни, когда заседает пленум Палат Парламента.
  35. Если дело подано в Суд Членами Парламента, заявление о соответствующем деле должно быть отправлено в Конституционный Суд в тот же день, когда его получил Генеральный Секретарь соответствующей Палаты.
    Статья 16
  36. В случае возбуждения судебного разбирательства одним из Председателей двух Палат Парламента, Правительством, Высоким Судом Кассации и Правосудия или Народным Адвокатом, Суд должен сообщать о полученном заявлении Президенту Румынии в день его регистрации.
  37. В случае возбуждения судебного разбирательства Президентом Румынии, Членами Парламента, Высоким Судом Кассации и Правосудия или Народным Адвокатом, Конституционный Суд должен сообщать об этом Председателям двух Палат Парламента и Правительству в течение двадцати четырех часов с момента регистрации, а также с указанием даты, когда должны пройти прения.
  38. В случае возбуждения судебного разбирательства одним из Председателей двух Палат Парламента, Конституционный Суд должен сообщить об этом Председателю второй Палаты Парламента, а также Народному Адвокату, и в случае возбуждения судебного разбирательства Правительством, Суд должен сообщить об этом Председателям двух Палат Парламента, а также Народному Адвокату, и положения параграфа 2 должны применяться соответственно.
    Статья 17
  39. Председатели двух Палат Парламента, Правительство, Высокий Суд Кассации и Правосудия, Народный Адвокат могут представить своё мнение в письменном виде до даты прений.
  40. Мнение Правительства должно представляться только с подписью Премьер-министра.
    Статья 18
  41. Прения должны проходить в пленуме Конституционного Суда, с участием Судей Суда, на основе заявления по делу, переданному в Суд, полученных документов и мнений, как относительно положений соответствующего заявления, так и по тем положениям, которые явно не могут быть отделены от него.
  42. После обсуждений, решение должно приниматься большинством голосов Судей и сообщаться Президенту Румынии. Решение, которое устанавливает неконституционность закона, должно сообщаться Председателям двух Палат Парламента и Премьер-министру.
  43. В случае определения неконституционности законов, до их провозглашения, Парламент обязан пересмотреть соответствующие положения, чтобы привести их в соответствие с решением Конституционного Суда.
    2 – Оценка Конституционности Инициатив Пересмотра Конституции
    Статья 19
    До подачи в Парламент ходатайства о возбуждении законодательной процедуры по пересмотру Конституции, законопроект или законодательное предложение, вместе с заключением Законодательного Совета, должно передаваться в Конституционный Суд, который должен принять решение о соблюдении конституционных положений относительно такого пересмотра в течение десяти дней.
    Статья 20
    После получения законопроекта или законодательного предложения, Председатель Суда должен назначить Судью-докладчика и определить дату судебного рассмотрения.
    Статья 21
  44. Конституционный Суд должен принимать решение по законопроекту или законодательному предложению большинством в две трети голосов количества Судей.
  45. Решение Конституционного Суда должно сообщаться инициаторам законопроекта или законодательного предложения или их представителям, в зависимости от ситуации.
    Статья 22
    Законопроект или законодательное предложение может представляться на рассмотрение Парламента только вместе с решением Конституционного Суда, принятого согласно Статье 21, параграф 2.
    Статья 23
  46. Конституционный Суд должен принять решение относительно закона о пересмотре Конституции в течение пяти дней после его принятия, положения Статей 20 и 21 должны применяться соответственно.
  47. Решение о том, что конституционные положения о пересмотре не были соблюдены, должно быть передано в Палату Депутатов и Сенат для пересмотра закона о пересмотре Конституции и приведения его в соответствие с решением Конституционного Суда.
    3 – Рассмотрение Конституционности Соглашений и других Международных Соглашений
    Статья 24
  48. Конституционный Суд должен принимать решение о конституционности соглашений и других международных договоров, до их ратификации Парламентом, когда дело передается в Суд одним из Председателей двух Палат Парламента, группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов.
  49. В случае возбуждения судебного разбирательства одним из Председателей двух Палат Парламента, Конституционный Суд должен сообщить о заявлении по делу Президенту Румынии, Председателю другой Палаты и Правительству.
  50. Если дело было передано в Суд Членами Парламента, заявление о деле должно регистрироваться в Сенате или Палате Депутатов, в зависимости от ситуации, и отправляться в Конституционный Суд в тот же день, когда оно было получено Генеральным Секретарем соответствующей Палаты.
  51. Конституционный Суд должен сообщить о заявлении по делу Президенту Румынии, Председателям двух Палат Парламента и Правительству.
    Статья 25
    Президент Румынии, Председатели двух Палат Парламента и Правительство могут предоставить своё мнение в письменном виде до даты обсуждений пленума Конституционного Суда.
    Статья 26
  52. Обсуждение конституционности соглашений или международных договоров должно проводиться пленумом Конституционного Суда, на основе заявления по делу, поданного в Суд, полученных документов и мнений, до их ратификации Парламентом как относительно положений соответствующего заявления, так и по тем положениям, которые явно не могут быть отделены от него.
  53. После обсуждений, решение должно приниматься большинством голосов Судей и сообщаться Президенту Румынии, Председателям двух Палат Парламента и Правительству.
  54. Если была установлена конституционность соглашения или международного договора согласно Статье 146, подпараграф (b) Конституции, переизданной, он не может являться предметом оспаривания конституционности. Соглашение или международный договор, который был признан неконституционным, не может быть ратифицирован.
    4 – Рассмотрение Конституционности Постановлений Парламента
    Статья 27
  55. Конституционный Суд должен определять конституционность постановлений Парламента, когда дело было передано одним из Председателей двух Палат, группой, по крайней мере, из пятидесяти Депутатов или из, по крайней мере, двадцати пяти Сенаторов.
  56. В случае возбуждения судебного разбирательства Членами Парламента, заявление по нему должно быть отправлено в Конституционный Суд Генеральным Секретарем Палаты, к которой они принадлежат, в тот же день, когда она было передано, и Конституционный Суд должен уведомить Председателей двух Палат Парламента в течение двадцати четырех часов с момента регистрации, указав дату проведения прений.
  57. Председатели двух Палат Парламента могут сообщить мнение Постоянного Бюро, до даты проведения обсуждений.

Статья 28

  1. Обсуждение должно проводиться пленумом Конституционного Суда, на основе заявления по делу, поданного в Суд, и полученных мнений.
  2. Решение должно приниматься большинством голосов Судей Суда и сообщаться Палате, чье постановление обсуждалось.
  3. Если решением определенные положения постановления были признаны неконституционными, Палата, которая передала дело, должна пересмотреть эти положения в течение сорока пяти дней для приведения их в соответствие с Конституцией. На этот период времени действие положений постановления, объявленных неконституционными, должно быть приостановлено. После истечения срока сорока пяти дней, положения, объявленные неконституционными, должны прекратить своё правовое действие.
    5 – Урегулирование Возражений относительно неконституционности, возбужденным в Судах Общей Юрисдикции или в Коммерческом Арбитраже
    Статья 29
  4. Конституционный Суд должен принимать решение по возражениям, возбужденным в судах общей юрисдикции или в коммерческом арбитраже, относительно неконституционности действующих законов и постановлений или любых их положений, в случаях, когда они связаны с приговором по делу на любой стадии судебного разбирательства, независимо от объекта.
  5. Возражение может быть возбуждено просьбе одной из сторон или по собственной инициативе судом общей юрисдикции или коммерческим арбитражем, который рассматривает дело. Подобно этому, обвинитель имеет право возбудить возражение перед судом по делу, в котором он принимает участие в судебном разбирательстве.
  6. Правовые положения, чья неконституционность была признана предыдущим решением Конституционного Суда, не могут являться предметов возражения.
  7. Дело должно передаваться в Конституционный Суд инстанцией, перед которой было возбужден иск, посредством промежуточного приказа, а также позиция сторон за и против, заключение инстанции по вопросу вместе с доказательствами, предусмотренными сторонами. В случае, если возражение было возбуждено Инстанцией, по собственной инициативе, промежуточный приказ должен быть обоснован, включая аргументы сторон, а также необходимые доказательства.
  8. В течение периода рассмотрения иска о неконституционности судебное разбирательство по делу, рассматриваемому перед Инстанцией, должно быть приостановлено.
  9. Если иск недопустим, противоречит положениям параграфов 1, 2 или 3, Инстанция должна, посредством обоснованного промежуточного приказа, отклонить просьбу о передаче дела в Конституционный Суд. Промежуточный приказ может оспариваться путем апелляции, поданной в более высокий суд в течение сорока восьми часов после оглашения решения. Апелляция должна рассматриваться в течение трех дней.

Статья 30

  1. После получения промежуточного приказа согласно Статье 29, параграф 4, Председатель Конституционного Суда должен назначить Судью-докладчика и уведомить Председателей двух Палат Парламента, Правительство и Народного Адвоката о промежуточном приказе, указав дату, до которой они могут подать свое мнение. Положения согласно Статье 17, параграф 2 должны применяться соответственно.
  2. Судья, назначенный как докладчик, согласно параграфу 1, обязан предпринять необходимые меры для получения доказательств до даты принятия решения.
  3. Судебное разбирательство должно проходить в установленную дату, на основе материалов дела, с должным уведомлением сторон и Государственного Министерства.
  4. Присутствие обвинителя на судебном разбирательстве обязательно.
  5. Стороны могут представлять адвокаты, имеющие право подавать возражения по иску перед Высоким Судом Кассации и Правосудия.
    Статья 31
  6. Решение о неконституционности действующего закона или постановления или их положений окончательно и обязательно к исполнению.
  7. Если принимаются возражения, Суд должен также принимать решения о конституционности других положений оспариваемых нормативно-правовых актов, которые явно не могут быть отделены от тех, которые упоминаются в заявлении о передаче дела.
  8. Положения действующих законов и постановлений, которые признаны неконституционными, должны прекратить своё правовое действие в течение сорока пяти дней с момента публикации решения Конституционного Суда, если в течение этого периода ни Парламент, ни Правительство, в зависимости от ситуации, не привели эти неконституционные положения в соответствие с положениями Конституции. На этот ограниченный период времени действие положений, объявленных неконституционными, юридически должно быть приостановлено.
  9. Решения, принятые согласно условиям параграфа 1, должны сообщаться двум Палатам Парламента и Правительству.
    6 – Урегулирование Возражений о Неконституционности,
    Возбужденных Народным Адвокатом
    Статья 32
    Конституционный Суд должен принимать решения по возражениям о неконституционности, возбужденным непосредственно Народным Адвокатом в отношении конституционности действующего закона или постановления или его положения.
    Статья 33
    При рассмотрении возражений о неконституционности, должны соответственно применяться положения Статьей 29-31.

7 – Разрешение Конституционного Характера между Органами Государственной Власти
Статья 34

  1. Конституционный Суд должен разрешать правовые споры конституционного характера между органами государственной власти, по ходатайству Президента Румынии, одного из Председателей двух Палат, Премьер-министра или Председателя Верховного Совета Магистрата.
  2. Ходатайство об урегулировании такого спора должно указывать органы государственной власти, между которыми возник спор, правовые тексты, которые являются предметом конфликта, и изложение позиций сторон и мнения заявителя.
    Статья 35
  3. После получения ходатайства, Председатель Конституционного Суда должен сообщить об этом сторонам спора, запросить у них, предоставить в течение установленного срока в письменном виде мнения о предмете спора и возможных вариантах решения, и должен назначить Судью-докладчика.
  4. В день получения последнего мнения, но не позднее, чем через двадцать дней с момента получения ходатайства, Председатель Конституционного Суда должен определить дату слушания, на которое он должен вызвать стороны, вовлеченные в спор. Обсуждение должно проводиться в день, назначенный Председателем Конституционного Суда, независимо от того, все ли вовлеченные органы государственной власти предоставили мнение в установленный срок.
  5. Обсуждение должно проводиться на основании доклада, представленного Судьей-докладчиком, заявления по делу, переданного в Суд, мнений, представленных согласно параграфу 1, предоставленных доказательств и аргументов сторон.
    Статья 36
    Решение, которое разрешает правовой спор конституционной природы, является окончательным и должно сообщаться заявителю и сторонам спора до опубликования в Официальном печатном издании Румынии, Часть I.
    8 – Наблюдение за Порядком Выборов Президента Румынии
    Статья 37
  6. Конституционный Суд должен осуществлять надзор за порядком выборов Президента Румынии и должен подтверждать результаты голосования.
  7. Результаты выборов Президента Румынии должны заверяться Конституционным Судом.
    Статья 38
    Возражения относительно регистрации или отказа в регистрации кандидатов на должность Президента Румынии, а также препятствование политической партии или формированию или кандидату в осуществлении предвыборной кампании согласно условиям закона должны рассматриваться Конституционным Судом, большинством голосов Судей, согласно условиям, определенным Законом о Выборах Президента Румынии.

9 – Рассмотрение Оспаривания Конституционности Политической Партии
Статья 39

  1. Конституционный Суд должен принимать решения относительно оспаривания конституционности политической партии.
  2. Оспаривание неконституционности политической партии может возбуждаться Председателями одной из Палат Парламента или Правительством. Председатель Палаты может начать оспаривание только на основании решения, принятого Палатой большинством голосов её членов.
  3. Оспаривание должно быть обоснованным, и к нему должны прилагаться доказательства, на которых оно основывается.
    Статья 40
  4. Для принятия решения по оспариванию, Председатель Конституционного Суда должен назначить Судью-докладчика, который должен уведомить затронутую политическую партию о соответствующем оспаривании, вместе с доказательными материалами, точно указав дату, до которой в Суд необходимо предоставить изложение защиты, вместе с соответствующими доказательствами.
  5. Оспаривание должно рассматриваться на судебном заседании, с вызовом оспаривающего, политической партии, чья конституционность оспаривается, и Государственного Министерства, на основании доклада, представленного назначенным Судьей, и предоставленных доказательств.
  6. Палата Парламента, которая подала возражение, может представляться лицом, которого она должна назначить, и Правительство должно представляться Министерством Юстиции. Политическая партия может представляться только адвокатом, имеющим право подавать возражения по иску перед Высоким Судом Кассации и Правосудия.
  7. Решение Суда не подлежит никакой апелляции.
    Статья 41
  8. Политические партии могут объявляться неконституционными в случаях, предусмотренных Статьей 40, параграф 2 Конституции, переизданной.
  9. Решение по возражению должно передаваться в Трибунал Бухареста, чтобы он удалил неконституционную партию из реестра законно созданным политических партий.
    10 – Издание Консультационного Заключения относительно Предложения,
    Сместить Президента Румынии с Должности
    Статья 42
  10. Конституционный Суд должен предоставлять консультационное заключение относительно предложения о смещении с должности Президента Румынии.
  11. Копия предложения о смещении Президента Румынии с должности, вместе с доказательствами, на которых оно основывается, должна предоставляться в Конституционный Суд Председателем, который возглавлял общую сессию двух Палат.
  12. После получения предложения импичмента, Председатель Конституционного Суда должен назначить Судью-докладчика.
    Статья 43
  13. Консультационное заключение относительно предложения о смещении с должности Президента Румынии должно издаваться Конституционным Судом после проведения обсуждений предложения о смещении и предоставленных доказательств.
  14. Президент Румынии должен информироваться о дате, назначенной для обсуждений, и он может предоставлять объяснения относительно обвинений, выдвинутых против него.
  15. Консультационное заключение Конституционного Суда должно передаваться Председателям двух Палат Парламента и Президенту Румынии.
    11 – Установление Реальности Обстоятельств, Оправдывающих Временное Исполнение Обязанностей Должности Президента Румынии
    Статья 44
  16. Конституционный Суд должен определять реальность обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей должности Президента Румынии, и должен сообщить о своих выводах Парламенту и Правительству.
  17. Вакансия должности Президента Румынии должна устанавливаться по ходатайству одного из Председателей Палат Парламента или временного Президента, выполняющего полномочия Президента Румынии во время его отстранения.
  18. Если Президент Румынии был отстранен от должности, ходатайство об установлении обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей, должен подавать Председатель, который возглавлял общую сессию двух Палат, на основе решения, принятого на общей сессии.
  19. Если временное исполнение обязанностей должности Президента Румынии связано с временной неспособностью выполнять президентские полномочия, ходатайство должно подаваться Президентом Румынии или Председателем одной из Палат Парламента.
    Статья 45
    Ходатайство об установлении реальности обстоятельств, оправдывающих временное исполнение обязанностей должности Президента Румынии, должно подаваться вместе с необходимыми доказательствами, и решение об установлении этих обстоятельств должно приниматься Конституционным Судом большинством голосов Судей.
    12 – Осуществление Полномочий относительно Организации и Проведения Референдума и Подтверждения Результатов
    Статья 46
  20. Конституционный Суд должен осуществляться надзор за соблюдением порядка организации и проведения референдума и должен подтверждать его результаты.
  21. Для применения положений параграфа 1 Конституционный Суд имеет право запрашивать информацию у любого органа государственной власти.
  22. По запросу Конституционного Суда Центральный Избирательный Комитет должен предоставлять информацию о стадиях и операциях, связанных с проведением референдума.
    Статья 47
  23. Пленум Конституционного Суда должен принимать решение о законности референдума большинством в две трети голосов.
  24. Постановление, принятое Конституционным Судом, устанавливает, был ли соблюден порядок организации и проведения референдума, и оно должно подтверждать его результаты.
  25. До публикации в Официальном печатном издании Румынии, Часть I, постановление Конституционного Суда должно сообщаться Палате Депутатов и Сенату на их общей сессии.
    13 – Оценка Выполнения Условия для Реализации Законодательной Инициативы Граждан
    Статья 48
    Конституционный Суд должен, в силу своих полномочий или на основе заявления о деле, поданного Председателем Палаты Парламента, в которой была зарегистрирована законодательная инициатива граждан, принять решение о следующем:
    a. конституционность законодательного предложения, которое представляет собой объект инициативы граждан;
    b. выполнение условий, связанных с публикацией этого предложения, и надлежащее заверение списков инициаторов главами административно-территориальных единиц или их уполномоченными представителями;
    c. поддержание минимального количества инициаторов, требуемого для поддержания подобной инициативы, согласно Статье 74, параграф 1 или, в зависимости от ситуации, согласно Статье 150, параграф 1 Конституции, переизданной, а также соблюдение их распределения по округам и Муниципалитету Бухарест, предусмотренного теми же Статьями.
    Статья 49
    После получения заявления по соответствующему делу, Председатель Конституционного Суда должен назначить Судью-докладчика и определить дату собрания Судей для оценки инициативы.
    Раздел IV – Пленум Конституционного Суда
    Статья 50
    Пленум Конституционного Суда, состоящий из Судей Суда, должен реализовывать свои полномочия, предусмотренные Конституцией и законом. Пленум может предпринимать любые необходимые меры для обеспечения надлежащей деятельности Суда.
    Статья 51
  26. Конституционный Суд уполномочен действовать в присутствии двух третей Судей. Пленум принимает решение большинством голосов Судей, если иное не предусмотрено законом.
  27. Решение по делу, принятое Конституционным Судом в ходе реализации судебных полномочий, должно вноситься в реестр судебных заседаний, в то время как по административным вопросам оно должно заноситься, по каждому заседанию, в доклад, который является основой для принятия резолюции, подписанной Председателем Суда и Генеральным Секретарем в качестве второй подписи.
  28. Для реализации полномочий иных, чем судебные полномочия, Пленум должен созываться Председателем Конституционного Суда, по его инициативе или по письменной просьбе другого Судьи. Такое заседание должно проводиться согласно объявленной повестке дня, принятой Пленумом вначале заседания.
    Раздел V – Регламент Деятельности Конституционного Суда
    Статья 52
  29. Все Судьи Конституционного Суда должны участвовать в заседаниях Пленума, за исключением случаев, когда они не могут присутствовать по обоснованным причинам.
  30. На заседаниях должен председательствовать Председатель Конституционного Суда. При отсутствии Председателя Суда на заседаниях должен председательствовать Судья, назначенный Председателем. На заседаниях также должны присутствовать помощники судей, закрепленные за Судьей-докладчиком и, в случаях, предусмотренных законом, представитель Государственного Министерства и другие лица или органы власти.
  31. Обсуждения должны проводиться на основании заявления по делу, поданного в Суд и других материалов только в присутствии Судей, без вызова сторон, за исключением случаев, предусмотренных в Статье 146 подпараграфы d), e) и k) Конституции, переизданной. Председатель может приглашать любое лицо, присутствие которого он считает необходимым, для дачи разъяснений.
    Статья 53
  32. Доступ народа ограничен количеством мест в зале заседаний суда. Генеральный Секретарь должен предпринять меры для доступа людей в зал судебных заседаний.
  33. Для обеспечения важности судебных заседаний, использование любого звукового или видео оборудования для записи и передачи голоса или видео в зале судебных заседаний должно разрешаться только до начала судебного разбирательства, по предварительному разрешению Председателя Конституционного Суда.
  34. Любой вид пропаганды, либо в устной форме, либо посредством плакатов, афиш или других материалов, должно быть строго запрещено, под угрозой наказания в виде удаления из зала заседаний и вызова полиции, если Председатель Конституционного Суда считает это необходимым с учетом тяжести такой деятельности.
  35. Положения Статей 122 и 123 Гражданско-процессуального Кодекса должны применяться соответственно.
  36. Объединений дел, переданных в Конституционный Суд, допускается, когда объект оспаривания одинаковый.
    Статья 54
    Присутствуя на открытых заседаниях, Судьи, помощники судей, государственные обвинители и адвокаты должны носить судебные мантии.

Статья 55
Получив законную передачу дела Суд должен продолжить рассмотрение конституционности, при котором не должны применяться ни положения Гражданско-процессуального Кодекса о приостановлении или прекращении судебного разбирательства, ни положения об отводе Судей.
Статья 56
В процессе открытого заседания помощник судьи должен делать заметки, а именно номер дела, устные выступления сторон и государственного обвинителя, меры, содержащиеся в приказе Суда, а также любые другие аспекты, возникающие в процессе слушания, в книгу записей, чьи станицы последовательно пронумерованы и заверены печатью. На её основе помощник судьи должен составлять протокол судебного разбирательства. Эти записи должны храниться в архивах Суда в течение периода пяти лет с даты последних письменных заметок.
Статья 57
Если Конституционный Суд должен отсрочить вынесение приговора, Председатель должен определить день для его объявления. Как правило, такая отсрочка не должна превышать тридцать дней. Во время оглашения приговора в реестр заседаний должна заноситься также дата прений, которые были проведены.
Статья 58

  1. Обсуждения должны проводиться в закрытом порядке, и только Судьи, участвующие в прениях, могут присутствовать. Помощник судьи, который готовил и участвовал в прениях, может консультироваться.
  2. Первым должен голосовать Судья-докладчик, вторым идет самый молодой из Судей, затем следующие, последним голосует Председатель Конституционного Суда.
  3. Если любой из Судей требует прервать обсуждения для более детального изучения вопросов текущего дела, и Председатель Конституционного Суда или, по крайней мере, одна треть судей Пленума считает это требование обоснованным, оглашение приговора должно переноситься на более позднюю дату с учетом срочности дела.
  4. Если в процессе обсуждения выясняется, что необходимо более детальное разъяснение некоторых аспектов, Председатель Конституционного Суда может приказать вновь открыть судебное разбирательство с принятием всех процессуальных мер.
    Статья 59
  5. Результат обсуждений заносится в протокол, который подписывается Судьями, участвующими в судебном заседании и помощником судьи.
  6. Помощник судьи должен немедленно занести решение по делу в реестр судебных заседаний, и он должен быть подписан Судьями.
  7. Судьи, которые отдали негативный голос, могут сформулировать отдельное мнение. С учетом обоснования решения, возможно записать и совпадающее мнение. Отдельное (особое) мнение и, в зависимости от ситуации, совпадающее мнение должно быть опубликовано в Официальном печатном издании Румынии, Часть I, вместе с решением.
    Статья 60
  8. Решения, постановления и консультационные заключения должны составляться в письменной форме помощником судьи, который участвовал в судебном разбирательстве, под руководством Судьи-докладчика. Срок составления должен составлять максимум тридцать дней с момента оглашения.
  9. Решения, постановления или консультационные заключения должны заверяться Председателем Конституционного Суда и помощником судьи, который участвовал в судебном разбирательстве. Им присваивается номер в порядке внесения в реестр судебных заседаний, но выделяются как решения, постановления и консультационные заключения.
  10. Суд опубликовывает сборники решений и постановлений и организовывает систематизацию своей судебной практики.
    Раздел VI – Срок полномочий Судей Конституционного Суда
    Статья 61
  11. Судьи Конституционного Суда должны быть независимыми в реализации своих полномочий и не могут смещаться на протяжении срока своих полномочий.
  12. Судьи Конституционного Суда не могу нести правовую ответственность за своё мнение и за голосование в процессе принятия решения.
  13. Судьи Конституционного Суда должны быть образованы в правовой сфере, иметь высокую профессиональную компетенцию и, по крайней мере, восемнадцать лет в судебной или академической правовой деятельности.
  14. Должность Судьи несовместима с другими государственными и частными должностями, за исключением академической профессорской деятельности в сфере права.
    Статья 62
    Назначение Судей согласно условиям настоящего закона может осуществляться только по предварительному согласию кандидата в письменной форме. В случае, если кандидат занимает должность, несовместимую с должностью Судьи Конституционного Суда, или он является членом политической партии, соглашение должно содержать обязательство кандидата уйти с этой должности в отставку или из политической партии, членом которой он является в момент назначения.
    Статья 63
  15. Судьи Конституционного Суда должны принять перед Президентом Румынии и Председателями двух Палат Парламента следующую присягу:
    “Клянусь уважать и охранять Конституцию, а также выполнять обязанности Судьи Конституционного Суда беспристрастно и добросовестно. Да поможет мне Бог!”
  16. Присяга должна приниматься индивидуально. Судьи Конституционного Суда должны выполнять свои обязанности и полномочия с даты принятия присяги.

Статья 64
Судьи Конституционного Суда обязаны:
a. выполнять свои функции беспристрастно и с соблюдением Конституции;
b. соблюдать секретность обсуждений и голосования, не предоставлять правовые заключения по вопросам, связанным с компетенцией Конституционного Суда;
c. выражать свой утвердительный или отрицательный голос в процессе одобрения документов Конституционного Суда, воздержание от голосования не разрешено;
d. сообщать Председателю Конституционного Суда о любой деятельности, которая может привести к несовместимости с мандатом;
e. предотвращать использование должности в целях торгового рекламирования или пропаганды любого вида;
f. воздерживаться от любой деятельности и заявлений, противоречащих независимости или достоинству их должности.
Статья 65
Пленум Конституционного Суда имеет исключительную компетенцию устанавливать нарушения Судьями дисциплины, наказание и способ их применения.
Статья 66

  1. Судьи Конституционного Суда не могут арестовываться, и им не могут быть предъявлены обвинения в уголовном преступлении, за исключением случаев, когда это одобрено Постоянным Бюро Палаты Депутатов или Сенатом, или Президентом Румынии, в зависимости от ситуации, по ходатайству Генерального Прокурора, поданного в Высокий Суд Кассации и Правосудия.
  2. Правовая компетенция привлекать к судебной ответственности за совершенное преступление Судью Конституционного Суда принадлежит Высокому Суду Кассации и Правосудия, Уголовному Подразделению.
  3. Судья Конституционного Суда должен юридически отстраняться от должности с даты его обвинения в уголовном преступлении. В случае вынесения окончательного обвинительного приговора судья должен быть исключен юридически, и случае оправдательного приговора отстранение должно прекратиться.
    Статья 67
  4. Мандат Судьи Конституционного Суда должен прекратить своё действие:
    a. в случае истечение срока назначения или в случае отставки, лишения права занимать должность, юридического отстранения или смерти;
    b. в случаях несовместимости или невозможности выполнять обязанности должности Судьи на период, который составляет более шести месяцев;
    c. в случае нарушения положений Статьи 16, параграф 3 или Статьи 40, параграф 3 Конституции, переизданной, или грубого нарушения обязанностей, предусмотренных в Статье 64.
  5. Прекращение мандата, согласно подпараграфу a., должно осуществляться Председателем Конституционного Суда, а в других случаях прекращение мандата должно осуществляться по решению пленума большинством голосов Судей Суда.
    Статья 68
  6. За три месяца до истечения мандата каждого Судьи Председатель Суда должен уведомить Председателя Палаты Парламента, которая назначила Судью или, в зависимости от ситуации, Президента Румынии, с просьбой назначить другого Судью на это место; назначение должно осуществляться, по крайней мере, за один месяц до прекращения мандата Судьи.
  7. В случае если мандат был прекращен до истечения срока назначения, и оставшийся период превышает шесть месяцев, Председатель должен уведомить орган государственной власти согласно параграфу 1, в течение трех дней с момента прекращения мандата для назначения нового Судьи. Мандат Судьи, назначенного в этом порядке, должен прекратиться в момент истечения мандата предшествующего Судьи.
  8. В случае, если период, на который был назначен новый Судья согласно параграфу 2, меньше трех лет, в процессе обновления состава Конституционного Суда этот Судья может быть назначен на полный мандат девяти лет.
    Статья 69
  9. После прекращения мандата в результате истечения периода, на который он был предоставлен, Судья имеет право занять должность, которую он занимал ранее, если его назначение в Конституционный Суд было сделано при условии её сохранения.
  10. В случае, если Судья занимал должность магистрата, сохранение должности за ним обязательно.
  11. В течение периода сохранения должности согласно параграфам 1 и 2 её может занимать другое лицо только на основании трудового контракта на указанный период.
    Статья 70
    Председатель Конституционного Суда должен быть равен по рангу с Председателем Высокого Суда Кассации и Правосудия, а Судьи Конституционного Суда с Вице-председателем Высокого Суда Кассации и Правосудия, и получать равное вознаграждение, увеличенное на 15%, также как и пользоваться другими правами.
    Статья 71
    Судьи, которые не проживают в Муниципалитете Бухареста, имеют право на бесплатное поселение, еженедельную транспортировку в и из их соответствующего места жительства, а также на суточное проживание за дни, когда он участвует в работе Конституционного Суда, на тех же условиях, которые определены законом для Депутатов и Сенаторов.

Статья 72

  1. После прекращения мандата в результате истечения срока их полномочий или неспособности выполнять обязанности должности по причине болезни, Судьи Конституционного Суда должны получать вознаграждение равное чистой заработной плату за шесть месяцев деятельности.
  2. С даты ухода на пенсию или пересчета пенсии, как было установлено к тому времени, Судьи Конституционного Суда должны получать служебную пенсию, равную 80% их ежемесячного общего вознаграждения. Пенсия, определенная таким образом, должно обновляться в отношении вознаграждения Судей Конституционного Суда и облагаться налогами согласно закону.
  3. Судьи Конституционного Суда имеют право получать дипломатический паспорт согласно закону.
    Раздел VII – Персонал Конституционного Суда
    Статья 73
  4. Персонал Конституционного Суда состоит из органа Помощников судей и персонала Генерального Секретариата, который возглавляет Генеральный Секретарь.
  5. Генеральный Секретарь должен приравниваться к магистратам и пользоваться их правами. Период нахождения на должности Генерального Секретаря должен исчисляться как срок службы в магистратуре.
  6. Генеральный Секретарь имеет право получать отчисления из бюджета, согласно условиям Статьи 9 параграф 2.
    Статья 74
    Правовой статус персонала Конституционного Суда должен регулироваться специальным законом.
    Раздел VIII – Заключительные и Временные Положения
    Статья 75
  7. Конституционный Суд должен иметь свой бюджет, который должен быть неотъемлемой частью Государственного бюджета.
  8. Проект бюджета должен одобряться Пленумом Конституционного Суда, и он должен передаваться в правительство для точного определения его в Государственный бюджет.
    Статья 76
  9. Первый Конституционный Суд должен быть основан в течение десяти дней с момента опубликования настоящего закона в Официальном печатном издании Румынии.
  10. В этом отношении, каждая Палата Парламента должна назначить трех Судей на период трех, шести и девяти лет, соблюдая положения Статьи 5, параграф 4. Судьи должны назначаться согласно числу голосов, отданных за каждого кандидата. Вместе с этим, Президент Румынии должен назначить трех Судей на те же сроки.
  11. В течение трех дней с момента основания, Суд должен избрать Председателя, и в течение десяти дней должен принять Правила Внутренней Организации и Распорядка.
    Статья 77
    Органы государственной власти, учреждения, общественные компании самоуправления, торговые компании и все другие организации должны сообщать любую информацию, предоставлять любые документы и материалы, запрошенные Конституционным Судом для выполнения его полномочий.
    Статья 78
    На 1992 год, средства, необходимые для деятельности Конституционного Суда, должны быть предоставлены Правительством из бюджетных резервов, существующих по его предложению.

[*] Переиздано на основании положений Статьи III Закона no.232/2004 об изменениях и дополнениях Закона no.47/1992 об организации и деятельности Конституционного Суда, опубликовано в Официальном печатном издании Румынии, Часть I, no.502 3 июня 2004, с новой нумерацией текстов. Закон no.47/1992 был вновь опубликован в Официальном печатном издании Румынии, Часть I, no.187 7 августа 1997, и в последующем был изменен согласно Закону no.124/2000 о Структуре Персонала Конституционного Суда, опубликованного в Официальном печатном издании Румынии, Часть I, no.331 17 июля 2000.