Историческая Конституция Венгрии

КОНСТИТУЦИЯ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 18 августа 1949 года
Исходя из цели способствовать мирному политическому переходу к правовому государству, претворяющему в жизнь многопартийную систему, парламентскую демократию и социальное рыночное хозяйствование, Государственное собрание – до принятия новой Конституции нашей Родины – учреждает текст Конституции Венгрии в следующем.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
§ 1.
Венгрия – республика.
§ 2.
1) Венгерская Республика – независимое, демократическое, правовое государство.
2) В Венгерской Республике вся власть принадлежит народу, который осуществляет свой суверенитет через избранных представителей, а также непосредственно.
3) Деятельность ни одной общественной организации, ни одного государственного органа или гражданина не может быть направлена на насильственный захват или осуществление власти, соответственно, на исключительное обладание властью. Против подобного рода устремлений каждый вправе и вместе с тем обязан выступить законным путем.
§ 3.
1) В Венгерской Республике, при условии соблюдения Конституции и конституционных правовых норм, политические партии могут свободно образовываться и свободно действовать.
2) Партии участвуют в формировании и изъявлении народной воли.
3) Партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим, ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партий и государственной власти закон должен определять те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий.
§ 4.
Профессиональные союзы и другие организации защищают и представляют интересы наемных работников, членов кооперативов и предпринимателей.
§ 5.
Венгерская Республика защищает свободу и власть народа, независимость страны и ее территориальную целостность, а также ее границы, закрепленные в международных договорах.
§ 6.
1) Венгерская Республика отвергает войну как средство решения споров между нациями и воздерживается от применения насилия, направленного против независимости или территориальной целостности других государств, соответственно, от угрозы применения насилия.
2) Венгерская Республика стремится к сотрудничеству со всеми народами и странами мира.
3) Венгерская Республика чувствует ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, и способствует культивированию их связей с Венгрией.
§ 7.
1) Правовая система Венгерской Республики принимает общепринятые положения международного права, а также обеспечивает согласованность принятых требований международного права и права внутреннего.
2) Система правотворчества регулируется законом, для принятия которого необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 8.
1) Венгерская Республика признает неприкосновенные и неотчуждаемые основополагающие права человека; их соблюдение и защита является первоочередной обязанностью государства.
2) В Венгерской Республике нормы и правила, относящиеся к основным правам и обязанностям, устанавливаются законом, однако, он не может ограничивать существенного содержания основного права.
3) Отменен Законом 1990:ХL.
4) Осуществление основных прав во время чрезвычайного положения, состояния бедствия или угрожаемого положения – за исключением основных прав, зафиксированных в § 54 – 56, в абзацах 2 – 4 § 57, в § 60, 66 – 69 и 7Е – может отменяться или ограничиваться.
§ 9.
1) Экономика Венгрии представляет собой такое рыночное хозяйство, в котором общественная собственность и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой.
2) Венгерская Республика признает и поддерживает право предпринимательства и свободу экономической конкуренции.
§ 10.
1) Собственность Венгерской Республики есть национальное достояние.
2) Сферу исключительной собственности государства, а также область его исключительной хозяйственной деятельности определяет закон.
§ 11.
Предприятия и хозяйственные организации, находящиеся в собственности государства, функционируют самостоятельно на основе определенных в законе способов и ответственности.
§ 12.
1) Государство осуществляет поддержку кооперативов, созданных на основе принципа добровольного объединения, признает самостоятельность кооперативов.
2) Государство с уважением относится к собственности самоуправлений.
§ 13.
1) Венгерская Республика гарантирует право на собственность.
2) Экспроприация собственности допускается только как исключение и исходя из общественных интересов, в случаях и способом установленными законом, при полной, безусловной и немедленной компенсации.
§ 14.
Конституция гарантирует право наследования.

§ 15.
Венгерская Республика защищает институт брака и семьи.
§ 16.
Венгерская Республика уделяет особое внимание обеспечению жизненных условий молодежи, ее обучению и воспитанию, защищает ее интересы.
§ 17.
Венгерская Республика заботится о социальных мерах, распространяемых на граждан, нуждающихся в помощи.
§ 18.
Венгерская Республика признает и осуществляет право каждого на здоровую окружающую среду.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ.
§ 19.
1) Высшим органом государственной власти и народного представительства Венгерской Республики является Государственное собрание.
2) Государственное собрание, осуществляя свои права, вытекающие из суверенитета народа, обеспечивает защиту конституционного строя общества, определяет его организацию, развитие и условия управления.
3) В пределах этих полномочий Государственное собрание:
а) принимает Конституцию Венгерской Республики;
b) издает законы;
с) определяет социально-экономический план страны;
d) устанавливает баланс государственного бюджета, утверждает государственный бюджет и его исполнение;
е) принимает решение о программе деятельности Правительства;
f) заключает международные договоры, имеющие особо важное значение с точки зрения внешних связей Венгерской Республики;
g) принимает решение об объявлении состояния войны и заключении мира;
h) в случае возникновения непосредственной опасности вооруженного нападения иностранной державы или в состоянии войны (военная опасность) объявляет чрезвычайное положение и создает Совет обороны;
i) в случае вооруженных действий, направленных на свержение конституционного строя, на захват исключительного контроля над властью, либо в случае тяжких насильственных действий, проводимых с применением или наличием оружия, создающих в массовом масштабе угрозу безопасности жизни и имуществу граждан, стихийного бедствия или промышленной катастрофы (в дальнейшем в совокупности: бедственное положение) объявляет состояние бедствия;
j) принимает решение о применении Вооруженных Сил за рубежом или внутри страны;
k) избирает Президента Республики, премьер-министра, членов Конституционного суда, комиссаров Государственного собрания, председателя и вице-председателя Государственной счетной палаты, председателя Верховного суда и Генерального прокурора (в ред. Закона 1994:LXXIII);
1) по предложению Правительства – представленному после запроса мнения Конституционного суда – распускает тот местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции; решает вопрос о территории областей, их названии, столице, о придании городу статуса области и о формировании районов столицы (в ред. Закона 1990:LХХIII);
m) объявляет всеобщую амнистию.
4) Для решений, определенных в пунктах g, h и j абзаца 3 необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
5) Отменен Законом 1997:LIХ.
§ 19/A.
1) Если возникают препятствия для принятия этих решений Государственным собранием, то Президент Республики правомочен на объявление состояния войны, провозглашение чрезвычайного положения и учреждение Совета обороны, а также на объявление состояния бедствия.
2) “Факт препятствия” наступает в том случае, если Государственное собрание не заседает и его созыв, вследствие краткости времени, а также из-за событий, вызвавших чрезвычайное положение или состояние бедствия, встречает непреодолимые препятствия.
3) “Факт препятствия”, а также обоснованность объявления состояния войны, чрезвычайного положения или состояния бедствия устанавливают совместно председатель Государственного собрания, председатель Конституционного суда и премьер-министр.
4) Государственное собрание на первом заседании, состоявшемся после прекращения “факта препятствия”, анализирует обоснованность объявления состояния войны, чрезвычайного положения или состояния бедствия и выносит решение о правомерности примененных мероприятий. Для этого решения необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
§ 19/В.
1) В период чрезвычайного положения вопрос о применении Вооруженных Сил за рубежом или внутри страны, а также о проведении чрезвычайных мероприятий, определенных в специальном законе, решается Советом обороны.
2) Председателем Совета обороны является Президент Республики; его членами: председатель Государственного собрания, руководители групп депутатов партий, располагающих представительством в Государственном собрании, премьер-министр, министры, командующий Венгерской Армии, а также начальник Генерального штаба.
3) Совет обороны осуществляет:
а) права, возложенные на него Государственным собранием;
b) права, возложенные на него Президентом Республики;
с) права, возложенные на него Правительством.
4) Совет обороны может издавать постановление; в нем он может приостановить применение отдельных законов, соответственно отклоняться от постановлений, имеющих силу закона, а также ввести прочие особые чрезвычайные меры, однако не может отменить действия Конституции.
5) Постановление Совета обороны утрачивает силу с прекращением чрезвычайного положения, за исключением случая, когда Государственное собрание продлевает действие постановления.
6) Деятельность Конституционного суда не может быть ограничена даже в период чрезвычайного положения.
§ 19/С.
1) При провозглашении состояния бедствия, в том случае, если Государственное собрание находится в положении, препятствующем вынесению решений, вопрос о применении Вооруженных Сил решает Президент Республики.
2) Во время состояния бедствия, чрезвычайные мероприятия, определенные в особом законе, вводятся Президентом Республики посредством отдачи указов.
3) Президент Республики незамедлительно оповещает председателя Государственного собрания о введенных чрезвычайных мероприятиях, во время состояния бедствия Государственное собрание, а в случае “факта препятствия”, – Комитет обороны Государственного собрания – заседает беспрерывно. Государственное собрание, либо Комитет обороны Государственного собрания может приостановить применение введенных Президентом республики чрезвычайных мероприятий.
4) Введенные приказным порядком чрезвычайные мероприятия остаются в силе в течение тридцати дней, за исключением случаев, когда их действие продлевается Государственным собранием – а при “факте препятствия” – Комитетом обороны Государственного собрания.
5) В остальном при состоянии бедствия необходимо применять нормы, относящиеся к чрезвычайному положению.
§ 19/D.
Для принятия закона, содержащего подробные правила, которые надлежит применять в период чрезвычайного положения и состояния бедствия, необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 19/Е.
В случае неожиданного вторжения внешних Вооруженных Сил на территорию Венгрии для отражения нападения и, соответственно, для защиты территории страны силами авиации и противовоздушной обороны, в целях защиты конституционного строя, безопасности жизни и имущества граждан, охраны общественного порядка и общественной безопасности, – Правительство обязано незамедлительно, – до решения, касающегося объявления состояния бедствия или чрезвычайного положения, – в соответствии с одобренным Президентом Республики планом – распорядиться силами, соотносимыми с нападением и подготовленными для этого.
2) О мерах, предпринятых на основе изложенного в абзаце 1, Правительство безотлагательно информирует Государственное собрание, Президента Республики в интересах осуществления дальнейших мероприятий.
3) Для принятия закона о незамедлительных мероприятиях, которые надлежит применить Правительству, необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания (включен Законом 1993:СVII).
§ 20.
1) Всеобщие выборы Государственного собрания – за исключением выборов вследствие прекращения деятельности или роспуска Государственного собрания – должны быть проведены в апреле или мае месяце четвертого года, отсчитываемого от выборов предшествующего Государственного собрания.
2) Депутаты Государственного собрания осуществляют свою деятельность в интересах всего общества.
3) Депутат Государственного собрания – в соответствии с законом о правовом статусе депутатов Государственного собрания – обладает правом депутатской неприкосновенности.
4) Каждый депутат Государственного собрания получает обеспечивающее его независимость вознаграждение, а также определенные льготы и компенсации на покрытие его расходов.
Для принятия закона о размерах вознаграждения и компенсаций расходов, а также о круге льгот, необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
5) Депутатом Государственного собрания не может быть Президент Республики, член Конституционного суда, комиссар Государственного собрания по правам граждан, председатель, заместитель председателя и счетчик Государственной счетной палаты, судья, прокурор, работник органа государственного управления – за исключением поста члена Правительства и политического государственного секретаря – а также кадровый военнослужащий в составе органов вооруженных сил, полиции и охраны общественного порядка. Законом могут устанавливаться и иные случаи несовместимости.
6) Для принятия закона о правовом статусе депутатов Государственного собрания необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1997:ХСVIII).
§ 20/A.
1) Полномочия депутата Государственного собрания прекращаются:
а) с окончанием деятельности Государственного собрания;
b) со смертью депутата;
с) с установлением несовместимости;
d) с уходом в отставку;
е) в связи с утратой избирательного права.
2) Для вынесения решения о провозглашении несовместимости необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания (включен Законом 1997:LIХ).
3) Депутат, в заявлении, направленном Государственному собранию, может заявить о сложении своих депутатских полномочий. Для вступления в силу отставки нет необходимости в заявлении Государственного собрания о ее принятии.
§ 21.
1) Государственное собрание избирает из своих членов председателя, вице-председателя и секретарей.
2) Государственное собрание формирует из своих членов постоянные комиссии и может направлять комиссию для изучения любого вопроса.
3) Каждый обязан представить комиссиям Государственного собрания запрашиваемые сведения, также как каждый обязан дать перед ними показания.
§ 22.
1) Государственное собрание ежегодно проводит две сессии: с первого февраля до пятнадцатого июня и, соответственно, с первого сентября до пятнадцатого декабря.
2) Учредительное заседание Государственного собрания – в течение месяца, следующего за выборами – созывает Президент Республики; в других случаях созыв сессий Государственного собрания и внутри них – отдельных заседаний – обеспечивает председатель Государственного собрания.
3) Президент Республики по просьбе Правительства или по письменному ходатайству одной пятой части депутатов должен созвать Государственное собрание на чрезвычайное заседание. В ходатайстве должны быть указаны основания созыва, а также предлагаемое время и повестка дня.
4) Президент Республики вправе отложить одно заседание в течение одной сессии, но не более чем на тридцать дней.
5) В течение периода отсрочки заседания председатель Государственного собрания по письменному заявлению одной пятой части депутатов – в срок, не превышающий восьми дней с момента вручения ходатайства – обязан созвать Государственное собрание.
§ 23.
Заседания Государственного собрания открытые. По заявлению Президента Республики, Правительства, а также любого депутата Государственное собрание может принять решение о проведении закрытого заседания, при голосовании за это предложение двумя третями голосов его депутатов.
§ 24.
1) Государственное собрание правомочно принимать решение, если присутствуют более половины депутатов.
2) Государственное собрание принимает решения, если за них проголосовало более половины присутствующих депутатов.
3) Для изменения Конституции, а также принятия отдельных решений, определенных в Конституции, необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
4) Государственное собрание в парламентском Регламенте, принятом двумя третями голосов присутствующих депутатов, устанавливает правила своей деятельности и порядок обсуждения.
§ 25.
1) Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, Правительству, всем комиссиям Государственного собрания и любому депутату Государственного собрания.
2) Право принятия законов принадлежит Государственному собранию.
3) Закон, принятый Государственным собранием, подписывает председатель Государственного собрания и затем направляет его Президенту Республики.
§ 26.
1) Президент Республики обеспечивает опубликование закона в течение пятнадцати дней со дня его вручения, или же в течение пяти дней – по ходатайству ускорить его опубликование со стороны председателя Государственного собрания. Президент Республики подписывает закон, присланный для опубликования. Закон должен быть опубликован в официальном печатном органе.
2) Если Президент Республики не согласен с законом или каким-либо его положением, он до подписания в пределах временного срока, отведенного для обдумывания, обозначенного в абзаце 1, может отослать закон со своими замечаниями Государственному собранию для пересмотра.
3) Государственное собрание вновь обсуждает закон и вновь решает вопрос о его принятии. Присланный после этого председателем Государственного собрания закон Президент Республики обязан подписать и опубликовать в течение пяти дней.
4) Президент Республики до подписания закона, в пределах срока, обозначенного в абзаце 1, посылает его на экспертизу Конституционному суду, если считает какое-либо положение закона противоречащим Конституции.
5) Если Конституционный суд на своем внеочередном заседании констатирует антиконституционность, Президент Республики возвращает закон Государственному собранию; в противном случае он обязан подписать закон и на протяжении пяти дней опубликовать его.
6) Закон, представленный на народный референдум, Президент Республики подписывает только в том случае, если этот закон одобрен народным референдумом (включен Законом 1997:LIХ).
§ 27.
Члены Государственного собрания могут обращаться к комиссарам Государственного собрания по правам граждан, по правам национальных и этнических меньшинств, к председателю Государственной счетной палаты, к председателю Венгерского Национального Банка с запросом; с интерпелляцией и вопросом – к Правительству, любому члену Правительства и Генеральному прокурору по любому делу, относящемуся к сфере их деятельности.
§ 28.
1) Полномочия Государственного собрания начинаются с его учредительного заседания.
2) Государственное собрание может объявить о своем роспуске и до истечения срока своих полномочий.
3) Президент Республики, одновременно с назначением выборов, может распустить Государственное собрание, если:
а) Государственное собрание – в период полномочий одного и того же его созыва – на протяжении двенадцати месяцев по крайней мере в четырех случаях откажет в доверии Правительству, или
б) в случае прекращения полномочий Правительства, кандидатура, предложенная Президентом Республики на пост премьер-министра, не будет избрана в пределах сорока дней со дня первого предложения по данному вопросу.
4) Отменен Законом 1990:ХL.
5) Перед роспуском Государственного собрания Президент Республики обязан запросить мнение премьер-министра, председателя Государственного собрания, руководителей парламентских депутатских групп партий, представленных в Государственном собрании.
6) В течение трех месяцев со времени прекращения деятельности или роспуска Государственного собрания должны быть проведены выборы в новое Государственное собрание (в ред. Закона 1997:ХСVIII).
7) Деятельность государственная продолжается до учредительного заседания нового Государственного собрания (в ред. Закона 1997:ХСVIII).
§ 28/A.
1) Во время чрезвычайного положения или состояния бедствия Государственное собрание не может заявлять о своем роспуске и не может быть распущено.
2) Если срок полномочий Государственного собрания истекает во время чрезвычайного положения или состояния бедствия, тот этот срок продлевается до прекращения чрезвычайного положения или состояния бедствия.
3) В случае состояния войны, военной опасности или бедствия Президент Республики может вновь созвать прекратившее свою деятельность или распущенное Государственное собрание. Решение о продлении своих полномочий принимает само Государственное собрание.
§ 28/В.
1) Предметом всенародного голосования и народной инициативы может быть вопрос, относящийся к сфере компетенции Государственного собрания.
2) Для принятия закона о всенародном голосовании и о народной инициативе необходимо положительное голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания (включен Законом 1997:LIХ).

§ 28/С.
1) Всенародное голосование может проводиться с целью вынесения решения или же с целью выяснения преобладающего мнения, постановление референдума может иметь обязательный или рекомендательный характер.
2) Всенародное голосование должно быть проведено по волеизъявлению по меньшей мере 200 000 граждан.
3) Если всенародное голосование должно быть проведено, то вынесенное на основании успешно проведенного референдума решение обязательно для Государственного собрания.
4) Всенародное голосование рекомендательного характера может быть назначено Государственным собранием по инициативе Президента Республики, Правительства, одной трети депутатов Государственного собрания, либо 100 000 граждан, обладающих избирательным правом.
5) Нельзя проводить всенародное голосование по следующим вопросам:
а) о бюджете, об исполнении бюджета, о видах централизованных налогов и сборов, о таможенных пошлинах, а также о содержании законов, касающихся централизованных условий взимания местных налогов;
b) об обязательствах, вытекающих из действующих международных договоров, равно как и о содержании законов, содержащих этих обязательства;
с) о распоряжениях, касающихся всенародного голосования, народной инициативы по вопросам Конституции;
d) о входящих в сферу компетенции Государственного собрания вопросах кадровых и организационно-структурных изменений (преобразований, ликвидации);
е) о роспуске Государственного собрания;
f) о программе Правительства;
g) об объявлении состояния войны, введения чрезвычайного положения и состояния бедствия;
h) о применении Вооруженных Сил за рубежом или внутри страны;
i) о роспуске представительного органа местного самоуправления;
j) о проведении всеобщей амнистии.
6) Всенародное голосование по решению определенного вопроса считается результативным, если более половины законно проголосовавших, обладающих избирательным правом, граждан или же, по крайней мере, одна четверть от общего числа избирателей страны, дали одинаковый ответ на сформулированный для референдума вопрос (в ред. Закона 1997:ХСVIII).
§ 28/D.
Общенародная инициатива может быть представлена на рассмотрение по волеизъявлению по меньшей мере 50 000 граждан, обладающих избирательным правом. Народная инициатива может быть направлена на то, чтобы Государственное собрание поставило в повестку дня своего обсуждения вопрос, входящий в сферу компетенции Государственного собрания. Вопрос, сформулированный в общегосударственной народной инициативе, Государственное собрание обязано обсудить (включен Законом 1997:LIХ).
§ 28/Е.
В случае инициативы, направленной на проведение всенародного голосования (референдума), сбор подписей может проводиться на протяжении четырех месяцев; в случае проявления общегосударственной народной инициативы сбор подписей проводится на протяжении двух месяцев (включен Законом 1997:ХСVIII).
ГЛАВА III. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ.
§ 29.
1) Глава государства Венгрии – Президент Республики, выражающий национальное единство и стоящий на страже демократического функционирования государственного аппарата.
2) Президент Республики – Главнокомандующий Вооруженных Сил.
§ 29/A.
1) Президента Республики избирает Государственное собрание на пять лет.
2) Президентом Республики может быть избран любой гражданин, обладающий избирательным правом, которому до дня выборов исполнилось 35 лет.
3) Президента Республики можно вновь избирать на данный пост не более чем еще на один срок.
§ 29/В.
1) Избранию Президента Республики должно предшествовать выдвижение его кандидатуры. Для действительности выдвижения необходимо письменное предложение по крайней мере пятидесяти членов Государственного собрания. Кандидатура должна быть представлена председателю Государственного собрания до назначения голосования. Каждый член Государственного собрания может предложить только одного кандидата. В том случае, если кто-то из членов Государственного собрания предложит большее число кандидатов, все его предложения становятся недействительными.
2) Государственное собрание избирает Президента Республики тайным голосованием. По мере необходимости имеет место многократное голосование. На основании первого голосования избранным Президентом Республики является тот, кто получит две трети голосов депутатов.
3) Если в случае первого голосования это большинство не получил ни один из кандидатов, то на основе состоявшегося в соответствии с абзацем 1) нового выдвижения нужно проводить новое голосование. Для избрания на основе второго голосования точно так же нужно получить две трети голосов депутатов Государственного собрания.
4) Если в случае второго голосования ни один из депутатов не получит желаемого большинства, нужно проводить голосование в третий раз. В этом случае можно голосовать только за тех двух кандидатов, которые в результате второго голосования получили большинство голосов. На основе третьего голосования избранным Президентом Республики является тот, кто – независимо от числа принимавших участие в голосовании – получил большинство голосов.
5) Процесс голосования должен быть завершен на протяжении самое большее трех, следующих друг за другом, дней.
§ 29/С.
1) Президент Республики должен быть избран не позднее чем за тридцать дней до истечения мандата предыдущего Президента, если же полномочия последнего прекращены до истечения мандата, то избрать Президента нужно на протяжении тридцати дней со дня прекращения этих полномочий.
2) Выборы Президента назначает председатель Государственного собрания.
§ 29/D.
Избранный Президент вступает в должность по истечении полномочий предшествующего Президента, соответственно, в случае преждевременного прекращения полномочий последнего, – на восьмой день после объявления результатов назначенных выборов. Перед вступлением в должность Президент приносит присягу перед Государственным собранием.
§ 29/E.
1) В случае временных затруднений, мешающих Президенту Республики осуществлять свои обязанности, или, если полномочия Президента по каким-либо причинам прекращены досрочно, его права и обязанности осуществляет председатель Государственного собрания со следующими ограничениями: он не может отослать закон Государственному собранию для нового обсуждения, направить закон Конституционному суду в целях экспертизы, не может распустить Государственное собрание; он вправе воспользоваться акцией помилования только для осужденных по приговору, имеющему законную силу.
2) Во время замещения Президента Республики председатель Государственного собрания не может осуществлять депутатские права, а обязанности председателя Государственного собрания, выполняет избранный Государственным собранием вице-председатель.
§ 30.
1) Должность Президента Республики не совместима со всеми другими государственными, общественными и политическими должностями и полномочиями. Президент Республики не вправе иметь иные, приносящие заработок, занятия и не может принимать вознаграждение за прочую работу – за исключением деятельности, подпадающей под охрану авторских прав.
2) Для принятия закона о вознаграждении Президента Республики, льготах и размере причитающейся ему компенсации расходов необходимо две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 30/A.
1) Президент Республики:
а) представляет венгерское государство;
b) от имени Венгерской Республики заключает международные договоры; если предмет договора относится к сфере законодательства, то для заключения договора необходимо предварительное согласие Государственного собрания;
с) назначает и принимает чрезвычайных и полномочных послов и посланников;
d) назначает выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления (в ред. Закона 1990:LIХ);
е) может принимать участие в заседаниях Государственного собрания и его комиссий;
f) может вносить предложения относительно мероприятий Государственного собрания;
g) может выступить с инициативой проведения народного референдума;
h) назначает и смещает – в соответствии с правилами, определенными в специальном законе – государственных секретарей, уполномоченных республик (в ред. Закона 1990:LXIII);
i) по предложению определенных в специальном законе лиц и органов назначает и смещает председателя Венгерского Национального Банка, его заместителей, профессоров университетов; назначает и смещает ректоров университетов; назначает на должность и присваивает звание генералов; утверждает в должности президента Венгерской Академии Наук;
j)присваивает определенные в законе звания, ордена, награды и разрешает их ношение;
k) осуществляет право индивидуального помилования;
l) принимает решения по делам о гражданстве;
m) принимает решения по всем тем делам, которые особым законом отнесены к сфере его компетенции.
2) Президенту Республики во всех мероприятиях и распоряжениях, определенных в абзаце 1 – за исключением указанного в пунктах а, d, e, f, g – необходима виза премьер-министра или соответствующих министров (контрассигнация).
§ 31.
1) Полномочия Президента прекращаются:
а) с истечением времени полномочий;
b) со смертью президента;
с) с состоянием, делающим невозможным отправление возложенных на него задач на протяжении свыше девяноста дней;
d) с объявлением несовместимости;
е) с заявлением об отставке;
f) с лишением поста Президента.
2) Если в ходе исполнения обязанностей Президента Республики возникает причина, вызывающая несовместимость (§ 30, абзац 1), то, по инициативе любого депутата, Государственное собрание решает вопрос об объявлении несовместимости. Для вынесения решения необходимы две трети голосов депутатов. Голосование тайное.
3) Президент Республики в заявлении, направленном Государственному собранию, может отказаться от своих полномочий. Для действительности отставки необходимо решение Государственного собрания о ее принятии. Государственное собрание в пределах пятнадцати дней может просить Президента Республики о том, чтобы он вновь обдумал свое решение. Если Президент подтвердит свое решение, Государственное собрание не может отказаться от принятия отставки к сведению.
4) Президент Республики может быть освобожден от своей должности, если в процессе ее отправления он сознательно нарушит Конституцию или любой другой закон.
§ 31/A.
1) Личность Президента Республики неприкосновенна; его уголовно-правовую защиту гарантирует особый закон.
2) В ходе отправления должности против Президента Республики, нарушившего Конституцию или любой другой закон, одна пятая часть депутатов Государственного собрания может выступить с предложением о привлечении его к ответственности.
3) Для возбуждения процесса о привлечении Президента Республики к ответственности необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания. Голосование тайное.
4) С момента принятия решения Государственного собрания о привлечении к ответственности, вплоть до окончания процесса, Президент Республики не может исполнять свои служебные обязанности.
5) Оценка действий Президента Республики относится к компетенции Конституционного суда.
6) Если Конституционный суд в результате процесса устанавливает факт нарушения закона, он может лишить Президента должности.
7 – 8) Отменены Законом 1990:ХL.
§ 32.
1) Если против Президента Республики во время исполнения должностных обязанностей возбуждено дело о привлечении его к ответственности по поводу уголовно-наказуемых действий, связанных с его должностной деятельностью, то Конституционный суд должен применять также и основные положения уголовного судопроизводства. Обвинение предъявляет избранный Государственным собранием из числа своих членов уполномоченный-обвинитель.
2) Уголовный процесс против Президента Республики в связи с иными действиями можно возбудить только после прекращения его полномочий.
3) Если Конституционный суд установит вину Президента Республики в совершении сознательного уголовного преступления, он может лишить его должности и одновременно может применить к нему любое наказание и меру, предусмотренные уголовным кодексом по данному действию.
ГЛАВА IV. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД.
§ 32/A.
1) Конституционный суд контролирует конституционность правовых норм, соответственно отправляет функции, отнесенные законом к сфере его компетенции.
2) Конституционный суд в случае установления нарушения Конституции отменяет законы и другие правовые нормы.
3) Каждый гражданин может выступить с инициативой рассмотрения дела в Конституционном суде в случаях, определенных законом.
4) Одиннадцать членов Конституционного суда избираются Государственным собранием. Предложения о кандидатурах в члены Конституционного суда выдвигаются номинационной комиссией, состоящей из членов депутатских партийных фракций, обладающих представительством в Государственном собрании. Для избрания членов Конституционного суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1994:LXХIII).
5) Члены Конституционного суда не могут быть членами партии и не могут заниматься политической деятельностью помимо выполнения задач, входящих в сферу компетенции Конституционного суда.
6) Для принятия закона об организации и деятельности Конституционного суда необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
ГЛАВА V. КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ ПО ПРАВАМ ГРАЖДАН И КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ ПО ПРАВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ.
§ 32/В.
1) Задача комиссара Государственного собрания по правам граждан – расследовать или поручать проведение расследования по поводу ставших ему известными нарушений конституционных прав и выступать с инициативой о принятии общих или индивидуальных мер по устранению этих нарушений.
2) Задача комиссара Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств – расследовать или поручать расследование по поводу ставших ему известными нарушений в связи с правами национальных и этнических меньшинств и выступать с инициативой о принятии общих или индивидуальных мер по устранению этих нарушений.
3) Каждый гражданин может выступать с инициативой возбуждения дела, расследуемого комиссаром Государственного собрания в случаях, определенных законом.
4) Комиссара по правам граждан, равно как и комиссара по правам национальных и этнических меньшинств, по предложению Президента Республики избирает Государственное собрание двумя третями голосов его депутатов. Для защиты отдельных Конституционных прав Государственное собрание может избирать и других комиссаров.
5) Отменен Законом 1994:LХХIII.
6) Комиссар Государственного собрания ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Государственным собранием.
7) Для принятия закона о комиссарах Государственного собрания необходимо две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.

ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЧЕТНАЯ ПАЛАТА И ВЕНГЕРСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК.
§ 32/С.
1) Государственная счетная палата – финансово-экономический контролирующий орган Государственного собрания. В сфере своих задач она контролирует ведение государственного хозяйства и, в этих рамках, обоснованность государственного бюджета, необходимость и целесообразность бюджетных расходов, контрассигнует договоры, относящиеся к получению бюджетных кредитов; предварительно проверяет законность использования государственного бюджета; проводит ревизию подготовленного заключительного отчета об исполнении государственного бюджета; контролирует управление государственным имуществом, деятельность предприятий и подрядчиков по сохранению и преумножению имущественных ценностей, находящихся в собственности государства; обеспечивает решение прочих задач, отнесенных законом к сфере ее компетенции.
2) Государственная счетная палата осуществляет свои контрольные действия с позиций законности, целесообразности и эффективности. Государственная счетная палата информирует Государственное собрание в форме доклада о проведенных ею ревизиях. Доклад должен быть опубликован. Председатель Государственной счетной палаты представляет Государственному собранию подготовленный доклад о ревизии отчета об исполнении бюджета вместе с отчетом об исполнении бюджета.
3) Для избрания председателя Государственной счетной палаты и вице-председателя необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
4) Для принятия закона об организации и основных принципах деятельности Государственной счетной палаты необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 32/D.
1) Задача Венгерского Национального Банка – выпуск – способом, определенным в специальном законе, – законных платежных средств, защита ценностной устойчивости национального платежного средства, регулирование денежного оборота.
2) Председателя Венгерского Национального Банка назначает Президент Республики сроком на шесть лет.
3) Председатель Венгерского Национального Банка ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Государственным собранием.
ГЛАВА VII. ПРАВИТЕЛЬСТВО.
§ 33.
1) Правительство:
а) состоит из премьер-министра и
b) министров.
2) Премьер-министра замещает назначенный им министр.
3) Премьер-министра избирает Государственное собрание по предложению Президента большинством голосов своих членов. Государственное собрание одновременно принимает решение о назначении премьер-министра и о принятии программы Правительства.
4) Министров по предложению премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.
5) Правительство образуется с назначением министров. Члены Правительства после формирования Правительства приносят присягу перед Государственным собранием (в ред. Закона 1990:ХХIХ).
§ 33/A.
Полномочия правительства прекращаются:
а) с формированием вновь избранного Государственного собрания;
b) с отставкой премьер-министра и, соответственно, Правительства;
с) со смертью премьер-министра (введен Законом 1997:LIХ);
d) с утратой премьер-министром избирательного права (введен Законом 1997:LIХ);
е) с установлением несовместимости занятия должности премьер-министром (введен Законом 1997:LIХ);
f) если Государственное собрание, в соответствии с содержащимся в абзаце 1, § 39/А лишает премьер-министра доверия и избирает нового премьер-министра.
§ 33/В.
Полномочия премьер-министра прекращаются:
а) с прекращением полномочий Правительства;
b) в связи с отставкой;
с) с увольнением с должности;
d) в связи со смертью;
е) с утратой им избирательного права;
f) с установлением несовместимости с занятием должности (включен Законом 1997:LIХ).
§ 34.
Перечень министерств Венгерской Республики содержит отдельный закон (в ред. Закона 1990:ХХIХ).
§ 35.
1) Правительство обладает следующими полномочиями:
а) охраняет конституционный строй, защищает и гарантирует права граждан;
b) обеспечивает исполнение законов;
с) направляет работу министерств и непосредственно подчиненных ему прочих органов, согласовывает их деятельность;
d) посредством сотрудничества министра внутренних дел организует законный контроль деятельности местных самоуправлений;
е) обеспечивает разработку социально-экономических планов, принимает меры по их осуществлению;
f) определяет государственные задачи научного и культурного развития и обеспечивает необходимые условия для их осуществления;
g) определяет государственную систему социального и медицинского обеспечения и заботится о материальных средствах, необходимых для ее деятельности;
h) руководит деятельностью Вооруженных Сил, полиции и органов охраны порядка;
i) проводит необходимые мероприятия в интересах предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий (в дальнейшем: опасное положение) угрожающих жизни и безопасности имущества граждан, а также в интересах защиты общественного порядка и общественной безопасности;
j) принимает участие в определении внешней политики, заключает международные договоры от имени Венгерской Республики;
k) обеспечивает решение всех тех задач, которые закон относит к сфере его компетенции.
2) Правительство, осуществляя свою компетенцию, принимает постановления и решения. Их подписывает премьер-министр. Постановление и решение правительства не может противоречить закону. Постановление Правительства должно быть опубликовано в официальном печатном органе.
3) В опасном положении Правительство, на основе полномочий, представленных Государственным собранием, может издавать постановления и распоряжения, отличающиеся от положений отдельных законов. Для принятия закона, который может быть применен в опасном положении, необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
4) Правительство – за исключением законодательных актов – может отменить любое распоряжение или мероприятие подчиненных ему органов, которое входит в противоречие с законом (в ред. Закона 1997:LIХ).
§ 36.
В ходе выполнения своих задач Правительство сотрудничает с заинтересованными общественными организациями.
§ 37.
1) Премьер-министр ведет заседания Правительства, обеспечивает исполнение постановлений и решений Правительства.
2) Министры, в соответствии с положениями правовых норм и решениями Правительства, руководят отраслями, относящимися к сфере их государственного управления и направляют подчиненные им органы. Министры без портфеля решают задачи, возложенные на них Правительством (в ред. Закона 1990:ХХIХ).
3) Члены Правительства в сфере своих задач вправе издавать распоряжения. Последние, однако, не могут противоречить закону, постановлению или решению Правительства. Распоряжения министров должны быть опубликованы в официальном печатном органе.

§ 38.
Отменен Законом 1989:ХХХI.
§ 39.
1) За свою деятельность Правительство ответственно перед Государственным собранием. Оно обязано систематически отчитываться о своей работе перед Государственным собранием.
2) Члены Правительства ответственны перед Правительством и Государственным собранием. Они обязаны отчитываться о своей деятельности перед Правительством и Государственным собранием. Правовое положение членов Правительства и государственных секретарей, их вознаграждение, а также способ привлечения их к ответственности, регулируются законом.
3) Члены Правительства могут принимать участие и выступать на заседаниях Государственного собрания.
§ 39/A.
1) Не менее чем одна пятая часть депутатов Государственного собрания может направить против премьер-министра предложение о выражении недоверия в письменном виде – с указанием лица, намечаемого на пост премьер-министра. Представленное против премьер-министра предложение о выражении недоверия необходимо считать предложением о выражении недоверия Правительству. Если на основании этого предложения большинство депутатов Государственного собрания выразят недоверие, то лицо, обозначенное в качестве кандидата на пост премьер-министра, следует считать избранным на этот пост.
2) Обсуждение предложения и голосование по нему должны быть проведены не ранее чем через три дня и не позднее чем через восемь дней после внесения предложения.
3) Правительство – через премьер-министра – может предложить голосование о доверии в рамках срока, указанного в абзаце 2.
4) Правительство – через премьер-министра – может также предложить, чтобы сделанное им представление голосовалось одновременно и как голосование по вопросу о доверии.
5) Если Государственное собрание, в случаях, обозначенных в абзацах 3 – 4, не проголосовало за выражение доверия Правительству, Правительство обязано подать в отставку.
§ 39/В.
Если полномочия Правительства прекращаются, то вплоть до образования нового Правительства оно продолжает исполнять свои обязанности и пользуется всеми теми правами, которые принадлежат Правительству; однако оно не вправе заключать международные договоры, а издавать постановления оно может только в случаях, не терпящих отлагательства на основе полномочий, определенных законом.
§ 39/С.
1) Если полномочия премьер-министра прекращаются в связи с формированием вновь избранного Государственного собрания или в связи с отставкой премьер-министра и, соответственно, правительства, то премьер-министр до избрания нового премьер-министра осуществляет сферу своей компетенции в качестве исполнительного премьер-министра, однако он не может делать предложения по назначению, равно как и смещению с должности на основе полномочий, определенных законом.
2) Если полномочия премьер-министра прекращаются по причине утраты им избирательных прав или установления несовместимости, то до избрания нового премьер-министра обязанности в сфере компетенции премьер-министра исполняет тот министр – с ограничениями, указанными в абзаце 1 – кандидатуру которого предложил премьер-министр в качестве своего заместителя; в случае, если им были предложены несколько кандидатур министров: тот министр, который указан в списке первым (включен Законом 1997:LIХ).
§ 40.
1) Правительство для выполнения определенного круга задач может образовывать правительственные комиссии.
2) Отменен Законом 1997:LIХ.
3) Правительство правомочно взять любую отрасль государственного управления непосредственно под свой надзор и учредить для этого особые органы.
ГЛАВА VIII. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ПОЛИЦИЯ.
§ 40/A.
1) Основная обязанность Вооруженных Сил (Венгерская Армия, Пограничные войска) – вооруженная защита Родины. Пограничные войска в сфере задач защиты общественного порядка осуществляют охрану государственной границы, контроль движения через границу и поддержание порядка на границе. Для принятия закона о задачах вооруженных сил и относящихся к ним подробных правилах необходимо две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
2) Основная задача полиции – защита общественной безопасности и внутреннего порядка. Для принятия закона о полиции и подробных правилах, связанных с деятельностью по обеспечению национальной безопасности, необходимо две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1993:СVII).
§ 40/В.
1) Вооруженные Силы могут переступить государственную границу только по предварительному согласию Государственного собрания, за исключением военных учений в соответствии с действующим международным договором, соответственно, деятельности по поддержанию мира по просьбе Организации Объединенных Наций.
2) Вооруженные Силы можно использовать в случае попыток вооруженного свержения конституционного строя, акций, направленных на исключительное приобретение власти, а также тяжелых насильственных действий, угрожающих в массовом порядке безопасности жизни и имущества граждан, совершенных с применением оружия или при его наличии, а также в период состояния бедствия, объявленного в соответствии с положениями Конституции, тогда, когда использования полиции не достаточно.
3) Руководство Вооруженными Силами, – если действующий международный договор не устанавливает иного порядка, – вправе, в рамках, определенных Конституцией и особым законом, осуществлять исключительно Государственное собрание, Президент Республики, Совет обороны, Правительство и соответствующий министр.
4) Лица, состоящие на профессиональной кадровой службе в вооруженных силах, полиции и службах гражданской национальной безопасности не могут быть членами партии и не имеют права осуществлять политическую деятельность (в ред. Закона 1993:СVI).
5) Относительно деятельности в партии непрофессиональных военных кадров членов Вооруженных Сил закон, принятый двумя третями голосов присутствующих депутатов Государственного собрания, может установить ограничения (в ред. Закона 1993:СVI).
§ 40/С.
1) При отсутствии отличающихся специальных норм, установленных в действующем международном договоре, иностранные вооруженные силы не могут проходить через территорию страны, использоваться и размещаться на ней без предварительного согласия Государственного собрания.
2) Международные договоры, касающиеся обороны страны, должны быть подтверждены законом и открыто обнародованы.
ГЛАВА IХ. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
(включена законом 1990:lхi)
§ 41.
1) Территория Венгерской Республики состоит из столицы, областей, городов и сел.
2) Столица делится на районы. В городах могут быть образованы районы.
§ 42.
Избиратели села, города, столицы и ее районов, а также области обладают правом местного самоуправления. Местное самоуправление – самостоятельное, демократическое решение местных общественных дел, касающихся сообществ избирателей, осуществление местной административной власти в интересах населения.
§ 43.
1) Основные права местных самоуправлений (§ 44/А) одинаковы. Обязанности местных самоуправлений могут отличаться.
2) Права и обязанности местных самоуправлений определяет закон. Правомерное осуществление компетенции самоуправления связано с судебной защитой: с ходатайством о правовой защите местное самоуправление может обращаться в Конституционный суд.
§ 44.
1) Граждане, обладающие правом голоса, осуществляют самоуправление при помощи избранных ими представительных учреждений, равно как и непосредственно – в форме местного референдума.
2) Выборы членов местных представительных учреждений и городского головы – за исключением промежуточных выборов – должны быть проведены в октябре месяце четвертого года со времени предшествующих всеобщих выборов (включен Законом 1997:ХСVIII).
3) Полномочия местных представительных учреждений сохраняются до дня всеобщих выборов органов самоуправления. В случае, если выборы не состоялись по причине отсутствия кандидатов, полномочия представительного местного учреждения продлеваются до дня промежуточных выборов. Полномочия городского головы сохраняются до выборов нового городского головы (включен Законом 1997:ХСVIII).
4) Местное представительное учреждение – в соответствии с условиями, определенными в законе о местных самоуправлениях – может провозгласить свой самороспуск. Прекращение деятельности или роспуск органа городского самоуправления (§ 19, абзац 3, пункт п) влечет за собой и прекращение полномочий городского головы (включен Законом 1997:ХСVIII).
§ 44/A.
1) Местное представительное учреждение:
а) самостоятельно регулирует и управляет в делах самоуправления; его решение может быть проконтролировано только с точки зрения законности;
b) осуществляет в отношении собственности самоуправления права, полагающиеся собственнику, самостоятельно распоряжается доходами самоуправления, может заниматься, – под свою ответственность – предпринимательством;
с) для выполнения задач, определенных законом, имеет право на соответствующий собственный доход, кроме того, соответственно этим задачам, наделяется государственной поддержкой;
d) в рамках закона устанавливает виды и размеры местных налогов;
е) в рамках закона самостоятельно формирует администрацию и определяет порядок ее деятельности;
f) может создавать символы самоуправления, учреждать местные награды и знаки признания заслуг;
g) в общественных делах, касающихся местного населения, может обращаться с инициативой к органам, правомочным в их решении;
h) имеет право свободно объединяться с другими местными представительными органами; для представительства их интересов вправе создавать самоуправленческий союз по интересам; сотрудничать в сфере своих задач с местными самоуправлениями других стран и может быть членом международной самоуправленческой организации.
2) Местное представительное учреждение в сфере своих задач имеет право издавать постановление, которое не может противоречить правовой норме более высокого уровня.
§ 44/В.
1) Председателем местного представительного учреждения является городской голова, Представительное учреждение может избирать комиссию и создает канцелярию.
2) Городской голова помимо задач самоуправления, на основе закона или правительственного постановления, основанного на нормах закона, может в исключительном случае исполнять административные функции.
3) Закон или правительственное постановление может возложить административную задачу, ведомственную сферу компетенции на секретаря и, в исключительном случае, на делопроизводителя канцелярии представительного учреждения.
§ 44/С.
Для принятия закона о местном самоуправлении необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания. Законом, принятом при таком же соотношении голосов, могут ограничиваться основные права органов самоуправления.
ГЛАВА Х. СУДЕБНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
§ 45.
1) В Венгерской Республике отправление правосудия производится Верховным судом Венгерской Республики, апелляционными судами, судами столицы, областными, а также местными судами и судами по разбирательству трудовых конфликтов (в ред. Закона 1997:LIХ).
§ 46.
1) Суд – если закон не предписывает иного – осуществляет правосудие коллегиально.
2) В случаях и способах, определенных в специальном законе, в отправлении правосудия могут принимать участие и непрофессиональные судьи.
3) В качестве единоличного судьи и председателя судебной коллегии может выступать только профессиональный судья (в ред. Закона 1997:LIХ).
§ 47.
1) Верховный суд Венгерской Республики является высшим судебным органом Венгерской Республики.
2) Верховный суд обеспечивает единство применения закона всеми судами, его решения, касающиеся судебной практики и деятельности, обязательны для всех судов (в ред. Закона 1997:LIХ).
§ 48.
1) Председателя Верховного суда по предложению Президента Республики избирает Государственное собрание, заместителей председателя, по предложению председателя Верховного суда, назначает Президент Республики. Для избрания председателя Верховного суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
2) Профессиональных судей, определенным в законе способом, назначает Президент Республики.
3) Сместить судей с их постов можно только по основаниям, определенным в законе, и в рамках установленной процедуры.

§ 49.
Отменен Законом 1989:ХХХI.
§ 50.
1) Суды Венгерской Республики защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления.
2) Суд контролирует законность административных решений.
3) Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи не могут быть членами партии и не имеют права вести политическую деятельность.
4) Административное управление судами осуществляет Государственный совет правосудия, в административном управлении сотрудничают и судебные органы самоуправлений (включен Законом 1997:LIХ).
5) Для принятия закона об организации и административном управлении судами, а также о правовом положении судей и вознаграждении их труда необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1997:LIХ).
ГЛАВА ХI. ПРОКУРАТУРА.
§ 51.
1) Генеральный прокурор Венгерской Республики и органы прокуратуры обеспечивают защиту прав граждан, а также неуклонное преследование всякого деяния, нарушающего или ставящего под угрозу конституционный строй, безопасность и независимость страны.
2) Прокуратура осуществляет расследование по делам, определенным в законе, осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе, а также осуществляет надзор за законностью исполнения приговоров.
3) Прокуратура содействует обеспечению соблюдения законности всеми организациями общества, всеми государственными органами и гражданами. В случае нарушения закона – в случаях и способами, определенными в законе, – прокуратура выступает в защиту законности.
§ 52.
1) Генерального прокурора избирает Государственное собрание по предложению Президента Республики. Заместителей Генерального прокурора назначает Президент Республики по предложению Генерального прокурора.
2) Генеральный прокурор ответствен перед Государственным собранием и обязан отчитываться перед ним о своей деятельности.
§ 53.
1) Прокуроров назначает Генеральный прокурор Венгерской Республики.
2) Прокуроры не могут быть членами партии и не вправе осуществлять политическую деятельность.
3) Системой органов прокуратуры руководит и направляет ее работу Генеральный прокурор.
4) Нормы и правила, относящиеся к прокуратуре, устанавливает закон.
ГЛАВА ХII. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН.
§ 54.
1) В Венгерской Республике каждый человек имеет прирожденное право на жизнь и человеческое достоинство, которых никто не может быть лишен вследствие произвола.
2) Никого нельзя подвергнуть пытке, жестокому, бесчеловечному, унижающему его обращению или наказанию; категорически запрещено также проводить над человеком, без его согласия, медицинский или научный эксперимент.
§ 55.
1) В Венгерской Республике каждый имеет право на свободу и личную безопасность. Никто не может быть лишен свободы иначе как по причинам, определенным в законе, и на основе установленной в нем процедуры.
2) Личность, подозреваемую в совершении преступления и взятую вследствие этого под стражу, необходимо в самое короткое время освободить или направить в суд. Судья обязан выслушать представленную ему личность и постановлением, снабженным письменным обоснованием, незамедлительно вынести решение о ее освобождении или аресте.
3) Тому, кто стал жертвой незаконного ареста или заключения, полагается возмещение ущерба.
§ 56.
В Венгерской Республике каждый человек правоспособен.
§ 57.
1) В Венгерской Республике все равны перед судом, и каждый имеет право на то, чтобы выдвинутое против него любое обвинение, или, в любом процессе, его права и обязанности, были рассмотрены на справедливом и открытом заседании независимого и беспартийного суда, установленного законом.
2) В Венгерской Республике никто не может считаться преступником до тех пор, пока уголовно-правовую ответственность подсудимого не установит решение суда, имеющее законную силу.
3) Лица, подвергшиеся уголовному процессу, на всех его стадиях имеют право на защиту. Защитник не может быть привлечен к ответственности за суждения, изложенные им в ходе осуществления защиты.
4) Никого нельзя признать виновным и подвергнуть наказанию за деяние, которое во время его свершения согласно венгерскому праву не являлось преступлением.
5) В Венгерской Республике, в соответствии с нормами законов, каждый может пользоваться правом обжалования против такого судебного, административного или иного ведомственного решения, которое нарушает его права или законные интересы. Право обжалования – в интересах рациональной временной длительности рассмотрения правовых споров и соотносительно с этим – может быть ограничено законом, принятым не менее чем двумя третями присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1997:LIХ).

§ 58.
1) Каждый, кто законно находится на территории Венгрии – за исключением случаев, определенных в законе, – имеет право свободы передвижения и свободного выбора места пребывания, включая место жительства в стране или право ее оставления.
2) Иностранца, законно находящегося на территории Венгрии, можно выслать из страны только на основе решения, принятого в соответствии с законом.
3) Для принятия закона о свободе передвижения и поселения необходимы две трети голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 59.
1) В Венгерской Республике каждый обладает правом на доброе имя, неприкосновенность жилища, а также правом на защиту личной тайны и персональных сведений.
2) Для принятия закона о защите персональных сведений необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 60.
1) В Венгерской Республике каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии.
2) Это право включает в себя свободный выбор или принятие религии либо другого духовного убеждения и свободу проявления своей веры и убеждения или игнорирование такого проявления, отправление или проповедование посредством свершения религиозных действий, обрядов или другим образом как индивидуально, так и совместно с другими, открыто или в частном кругу.
3) В Венгерской Республике церковь действует отдельно от государства.
4) Для принятия закона о свободе совести и религии необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 61.
1) В Венгерской Республике у каждого есть право на свободное выражение мнения, а также на то, чтобы знать сведения, представляющие общественный интерес, и, соответственно, – право распространять их.
2) Венгерская Республика признает и защищает свободу печати.
3) Для принятия закона о публикации сведений, представляющих общественный интерес, а также о свободе печати, необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
4) Для принятия закона о наблюдении за деятельностью государственного радиовещания, телевидения и информационного агентства, а также о назначении их руководителей, равно как и о разрешении коммерческого радио и телевидения, а также о предотвращении информационных монополий необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.

§ 62.
1) Венгерская Республика признает право мирных собраний граждан и обеспечивает его свободное осуществление.
2) Для принятия закона о праве собрания необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 63.
1) В Венгерской Республике на основе права на объединение у каждого имеется возможность, в целях не запрещенных законом, создавать организации, равно как и примыкать к ним.
2) Вооруженная организация, служащая политической цели, не может быть создана на основе права на объединение.
3) Для принятия закона о праве на объединение, а также об имуществе партий и их деятельности, необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 64.
В Венгерской Республике каждый имеет право индивидуально или вместе с другими в письменной форме направлять просьбу или жалобу в компетентный государственный орган.
§ 65.
1) В Венгерской Республике – в соответствии с условиями, определенными в законе – обеспечивается право убежища тем иностранным гражданам, а равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам или их опасения относительно преследований являются обоснованными, – если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту.
2) Для принятия закона о праве убежища необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1997:LIХ).
§ 66.
1) Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин в отношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных прав.
2) В Венгерской Республике необходимо, в соответствии с особыми постановлениями, оказывать помощь и защиту матери до и после рождения ребенка.
3) В ходе трудовой деятельности охрана прав женщин и молодежи обеспечивается и особыми нормами.
§ 67.
1) В Венгерской Республике каждый ребенок имеет право на ту защиту и заботу со стороны государства и общества, которые необходимы для соответствующего физического, умственного и нравственного его развития.
2) Родители имеют право избирать даваемое их детям воспитание.
3) Государственные задачи, связанные с положением и защитой семьи и молодежи, должны содержаться в особых постановлениях.
§ 68.
1) Живущие в Венгерской Республике национальные и этнические меньшинства есть участники народной власти; они представляют собой государствообразующие факторы.
2) Венгерская Республика защищает национальные и этнические меньшинства. Она обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, сохранение и развитие их культуры, использование их родного языка, преподавание на родном языке, право использования названий на своем языке.
3) Законы Венгерской Республики обеспечивают представительство проживающих на территории страны национальных и этнических меньшинств.
4) Национальные и этнические меньшинства могут создавать самоуправления, как местные, так и в масштабах всех страны.
5) Для принятия закона о правах национальных и этнических меньшинств необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 69.
1) В Венгерской Республике никто не может быть произвольно лишен венгерского гражданства; точно так же венгерский гражданин не может быть выслан с территории Венгерской Республики.
2) Венгерский гражданин может когда угодно вернуться в страну из-за рубежа.
3) Каждый венгерский гражданин имеет право во время пребывания за рубежом пользоваться защитой Венгерской Республики.
4) Для принятия закона о государственном гражданстве необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 70.
1) Каждый совершеннолетний венгерский гражданин, проживающий на территории Венгерской Республики, имеет право быть избранным в Государственное собрание и местное самоуправление, а также в самоуправление национальных меньшинств и – если он во время проведения выборов или референдума находится на территории страны – быть избирателем, равно как и участником всенародного или местного референдума или народной инициативы.
2) На выборах в местное самоуправление и выборах городского головы избирательное право, а также право участия в местном референдуме и местной народной инициативе согласно особому закону – принадлежит и проживающим на территории Венгерской Республики в качестве иммигрантов не венгерским гражданам, если они на день выборов или, соответственно, референдума, находятся на территории страны.
3) Не имеет избирательных прав лицо, находящееся под опекой, ограничивающей или исключающей его дееспособность, а также лицо, находящееся под действием имеющего законную силу приговора, запрещающего отправление общественных дел, далее лицо, отбывающее имеющее законную силу наказание лишением свободы, или лицо, проходящее принудительное клиническое лечение по имеющему законную силу приговору уголовного суда.
4) Каждый венгерский гражданин имеет право принимать участие в ведении общественных дел, а также, в соответствии со своими способностями, образованием и профессиональными знаниями, занимать государственную должность (в ред. Закона 1994:LIХ).
§ 70/A.
1) Венгерская Республика гарантирует всем находящимся на ее территории лицам права человека и гражданина, без какого бы то ни было различия, а именно расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественных, по рождению и иных, характеризующих его положение, различий.
2) Любая дискриминация человека на основании указанного в абзаце 1 строго карается законом.
3) Венгерская Республика способствует осуществлению равноправия и мероприятиями, имеющими целью устранение неравенства шансов.
§ 70/В.
1) В Венгерской Республике каждый имеет право на труд, на свободный выбор профессии и рода занятий.
2) За равный труд, без какого-либо различия, каждый имеет право на равную заработную плату.
3) Каждый трудящийся имеет право на такой доход, который соответствует количеству и качеству выполненного им труда.
4) У каждого есть право на отдых, свободное время и систематический оплачиваемый отпуск.
§ 70/С.
1) Каждый имеет право совместно с другими лицами в целях защиты своих экономических и социальных интересов образовывать организацию или примыкать к ней.
2) Право на забастовку можно осуществлять в соответствии с регулирующими это право законами.
3) Для принятия закона о праве на забастовку необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 70/D.
1) Проживающие на территории Венгерской Республики лица имеют право на максимально возможный высокий уровень физического и духовного здоровья.
2) Это право Венгерская Республика осуществляет посредством организации охраны труда, учреждений здравоохранения и медицинского обслуживания, обеспечения систематических занятий физкультурой, а также охраны созданной и естественной среды, окружающей человека.
§ 70/E.
1) Граждане Венгерской Республики имеют право на социальное обеспечение; в случаях старости, болезни, инвалидности, вдовства, сиротства, безработицы, последовавшей не по их вине, они имеют право на необходимое для их проживания обеспечение.
2) Венгерская Республика претворяет в жизнь право на материальное обеспечение путем социального страхования и деятельности систем социальных учреждений.
§ 70/F.
1) Венгерская Республика гарантирует для граждан право на образование.
2) Это право Венгерская Республика претворяет в жизнь путем распространения народного образования и превращения его во всеобщее путем установления бесплатного и обязательного общего школьного обучения, среднего и высшего образования, доступного для каждого на основе его способностей, а также посредством оказания материальной помощи обучающимся.
§ 70/G.
1) Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной и художественной жизни, свободу обучения и свободу преподавания.
2) В решении вопроса установления научных истин, определения научной ценности исследований правомочны исключительно деятели науки.
§ 70/Н.
1) Защита Родины является обязанностью каждого гражданина Венгерской Республики.
2) Граждане, на основе всеобщей воинской обязанности, должны нести вооруженную или без оружия военную службу, равно как – в соответствии с определенными в законе условиями – гражданскую службу.
3) Для принятия закона о воинской обязанности необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания.
§ 70/I.
Каждый гражданин Венгерской Республики, в соответствии с доходами и имущественным состоянием, обязан участвовать в выплате налогов.
§ 70/J.
В Венгерской Республике родители, а равно попечители, обязаны заботиться об обучении их детей младшего возраста.
§ 70/K.
Претензии, возникающие по поводу нарушения основных прав, а также возражения против государственных решений, вынесенных в связи с выполнением обязанностей, могут быть представлены в суд.
ГЛАВА ХIII. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРОВ.
§ 71.
1) Депутатов Государственного собрания, а также членов местных представительных самоуправлений, городского голову и мэра столицы граждане избирают на основе всеобщего равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании.
2) Председателя областного собрания избирают тайным голосованием депутаты областного собрания.
3) Нормы об избрании депутатов Государственного собрания, равно как и местных представительных учреждений и глав городского управления, содержатся в особых законах, для принятия которых необходимо голосование двух третей присутствующих депутатов Государственного собрания (в ред. Закона 1990:LХI).
§ 72 – 73.
Отменены Законом 1989:ХХХI.
ГЛАВА ХIV. СТОЛИЦА ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ.
§ 74.
Столицей Венгерской Республики является город Будапешт.
§ 75.
Гимном Венгерской Республики является стихотворение Ференца Кельчеи “Гимн”, положенное на музыку Ференцем Эркелем.
§ 76.
1) Флаг Венгерской Республики состоит из трех, равных по ширине, горизонтальных полос красного, белого и зеленого цветов.
2) Герб Венгерской Республики – заостренный в основании, вертикально разделенный на две половины щит. Первое поле семь раз разделено горизонтально красным и серебряным’. Второе поле – на красном фоне три зеленых холма; над средним, возвышающимся, холмом, увенчанным золотой короной, находится серебряный двойной крест. На щите вверху помещена венгерская Святая корона (включен Законом 1990:ХLIV).
3) Для принятия закона о гербе, флаге Венгерской Республики и их использовании необходимо голосование двух третей депутатов Государственного собрания.
ГЛАВА ХV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
§ 77.
1) Конституция – основной закон Венгерской Республики.
2) Конституция и конституционные правовые нормы одинаково обязательны для всех организаций, имеющихся в обществе, всех государственных органов и граждан.
3) Отменен Законом 1989:ХХХI.
§ 78.
1) Конституция Венгерской Республики вступает в силу в день ее опубликования; ее исполнение обеспечивается Правительством.
2) Правительство обязано представлять Государственному собранию законопроекты, необходимые для исполнения Конституции.